Структура урока открытия новых знаний по фгос
Содержание:
- 2-й этап. Целеполагание
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
- Этапы урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по ФГОС
- Типы и виды уроков по обществознанию
- Формы организации уроков развивающего контроля
- 1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
- Уроки общеметодологической направленности
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе
- Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
- Структура уроков развивающего контроля
- 4-й этап. Итоги занятия
2-й этап. Целеполагание
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. |
Осуществляемые действия: Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе |
Осуществляемые действия: Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Формируемые способы деятельности: Выдвигая цели делают умозаключения |
Формируемые способы деятельности: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение |
Формируемые способы деятельности: Контроль за ответами одноклассников |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, который является не самоцелью, а средством, инструментом развития личности ученика. Современный урок по ФГОС – личностно ориентированный.
Созданию максимально благоприятных условий для появления личностных способностей, для актуализации личностного потенциала обучающегося и призвана технологическая карта как форма обобщенно-графическго планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося, выражение сценария урока, основы его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Построение технологической карты зависит от типа урока, которые мы сейчас и рассмотрим:
Этапы урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по ФГОС
Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли, что им рады, их ждали.
Второй этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся.
Третий этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а так же саму тему. Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке.
Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической значимости темы, использование музыки и других эстетических средств.
Четвёртый этап. Первичное закрепление в знакомой ситуации
Пятый этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.
Задачи этапа:
— разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания;
— обобщить и систематизировать знания;
— способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях;
— применить дифференцированный подход.
Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные, творческие).
Седьмой этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Рефлексия — самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Типы и виды уроков по обществознанию
Уроки по обществознанию различаются по типам и формам их организации, а также существует большое видовое разнообразие таких уроков.
Форма урока обществознания – это способ его организации, включающий построение системы взаимодействия между педагогом и учащимися, формирование пространства и условий прохождения урока.
Тип урока обществознания – это разновидность урока, определяемая его целевым назначением, предполагающим выполнения ряда действий педагогом и учащимися для достижения, поставленной цели.
Вид урока обществознания – это приемы и способы организации урока, помогающие достичь его целевого назначения.
Каждому типу урока может соответствовать несколько его видов и определенная форма организации.
Выделяют следующие типы уроков:
- Урок открытия нового знания. Такой урок может проходит в виде лекции, постановки проблемной ситуации, организации экскурсии, похода, прогулки, поездки, проведение экспедиции. Также урок может быть построен в виде игры, беседы, конференции, мультимедийного занятия, организации встречи с интересными людьми. Новый материал обычно предполагает изучения во фронтально-индивидуальной форме.
- Урок рефлексии. На данном уроке проходит обобщение и систематизация познавательной информации. Он может быть проведен в виде организации ролевых и деловых игр, проведения диалогов, интервью, презентации, дискуссии. Такие уроки также проходят во фронтально-индивидуальной форме.
- Урок общеметодологической направленности. Здесь основной целью занятия выступает развития конкретных навыков и умений практического характера. Он может проходит в виде организации конкурса, консультации, экскурсии, конференции, игры, телепередачи, диспута, упражнения или тренинга. Форма прохождения учебного занятия является индивидуально-групповой.
- Урок мониторинга и контроля. Здесь предполагается оценить и проанализировать успешность усвоения знаний и формирования навыков. На уроке могут быть проведены письменные работы, даны контрольные устные и письменные задания, проведены опросы, викторины, конкурсы, турниры, олимпиады, тестирования, аукционы, проведена проверка выполнения проектов, зачитаны доклады и рефераты. По форме прохождения такие виды уроков могут быть организованы, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Все уроки по обществознанию, независимо от их типа и вида направлены на воспитание гражданских качеств личности
Они должны помочь учащимся осознать свое место в социуме, свою важность и значимость для него. Это помогает воспитать чувство долга и ответственности перед Родиной, выработать гражданскую позицию и мировоззрение, идеологию и ценностные ориентации своей жизнедеятельности
Уроки по обществознанию помогают развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, умения проявлять инициативу, реализовать себя и свои способности в дальнейшей общественной жизнедеятельности.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
- Ученики пишут контрольную работу.
- Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
- Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
- По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
- Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
- Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
- Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
Деятельность учителя:
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия: Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы |
Осуществляемые действия: Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп |
Осуществляемые действия: Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Формируемые способы деятельности: Работа с ресурсами |
Формируемые способы деятельности: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения |
Формируемые способы деятельности: Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
Уроки общеметодологической направленности
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Универсальные учебные действия |
---|---|---|---|
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. |
Настрой на работу. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия |
Обсуждают что им уже известно по данной теме |
Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию |
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические –формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения; |
Дети предлагают свои способы переводапрактической ситуации на математический язык |
Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной |
Регулятивные:целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения; |
Решают практические задачи различными способами. Сравнивают полученные результаты. |
Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении |
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5. этап реализации построенного проекта |
|||
6. этап обобщения затруднений во внешней речи; |
|||
7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе
Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
Вид урока | Традиционное определение | Унифицированное определение |
Рассказ | Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Беседа | Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Семинар | Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Практикум | Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Лекция | Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой | Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Лабораторная работа | Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы | Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов |
Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.
Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.
Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета.
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок |
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям |
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие |
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. |
|
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. |
||
2 урок |
Локализация затруднений |
Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений |
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. |
|
Реализация проекта |
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. |
|
Обобщение затруднений |
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. |
|
Включение в систему знаний |
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. |
|
Рефлексия |
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи |
Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе |
Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель |
Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |