Все самое интересное о лошадях, необычные факты
Содержание:
Лечебные эффекты иппотерапии
Иппотерапия обеспечивает следующие общие лечебные эффекты при различных состояниях и заболеваниях:
- Устраняет отрицательное воздействие гипокинезии;
- Нормализует и развивает физическую активность человека, делая его сильнее и выносливее;
- Способствует восстановлению утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков;
- Обеспечивает реабилитацию и социализацию человека.
Если же говорить более подробно, то иппотерапия позволяет достичь следующих положительных результатов у детей и взрослых с проблемами в моторной, неврологической и психо-эмоциональной сферах:
- Улучшается рефлекс на выпрямление туловища;
- Увеличивается объем и амплитуда движений в суставах, а в ранее неподвижных сочленениях появляется некоторая подвижность;
- Уменьшается патологический мышечный тонус;
- Уменьшается частота эпизодов и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.);
- Улучшается походка;
- Улучшается зрительно-моторная координация, то есть человек лучше ориентируется в пространстве и соотносит необходимые мышечные движения при видении предметов глазами (например, если ранее человек не мог соотнести необходимость поднять руку, чтобы не ушибиться о какой-либо высокий предмет, стоящий на пути, то после занятий иппотерапией такие нарушения корректируются практически полностью);
- Улучшается способность к удержанию равновесия и появляется симметричность в работе мышц тела;
- Устраняются блокады и контрактуры, а также нормализуется объем движений позвоночника, плечевого и тазобедренного пояса;
- Укрепляется мускулатура тела;
- Улучшается обмен веществ;
- Повышается жизненная емкость легких;
- Улучшаются навыки самообслуживания;
- Восстанавливаются или появляются обыденные двигательные стереотипы, такие, как ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними, и т.д.;
- Уменьшается степень тревожности;
- Нормализуется общение с окружающими и улучшается социальная адаптация;
- Улучшаются навыки коммуникации;
- Улучшается самочувствие и настроение.
Методы и этапы программы
Программа занятий разбита на модули: первое занятие, посадка на лошадь, пробное занятие, основные занятия.
Первый этап нацелен на создание благоприятной дружеской обстановки. Иппотерапевт знакомит человека с лошадкой, показывает, где будут проводиться занятия, разрешает ее погладить. Пациенты в этот момент расслабляются, их проще мотивировать на занятия.
Посадка на лошадь – сложный этап. У многих пациентов проблемы с двигательной сферой поэтому роль специалиста в начале очень активна. После того, как человек получает какие-то навыки, иппотерапевт выбирает пассивную стратегию: придерживает, помогает удержаться.
Первое занятие проводится с целью формирования интереса к занятиям. Инструктор смотрит, каковы физические возможности наездника, составляет план упражнений.
Основные сеансы подразумевают регулярное посещение занятий, выполнение плана реабилитации. Упражнения дополняются, корректируются по мере того, какие навыки обретает наездник. После занятий делается мониторинг самочувствия и психологического состояния.
В зависимости от того, с какой проблемой обратился пациент, составляется план занятий. Иппотерапия предполагает комплексный подход, поэтому над разработкой реабилитационной программы трудятся несколько специалистов. Пациенты с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются в щадящих условиях; люди с психологическими проблемами выполняют активные упражнения.
1. Движения лошади.
2. Езда верхом
Пациент сидит верхом на лошади, иппотерапевт водит ее по кругу, затем подключается специалист по лечебным упражнениям. Несложные движения выполняются в процессе езды. Используется вспомогательный инвентарь: ленты, мячи. Упражнения со временем усложняются, наездник вынужден менять положение тела по ходу движения или в статике. Метод подходит для работы даже с детьми до года.
3. Терапевтическая вольтижировка.
4. Установка психологического контакта.
Методика применяется чаще с малышками, страдающими застенчивостью. Инструктор проводит целый день с ребенком, помогает ему наладить общение с лошадкой, учит ее понимать, разговаривает, водит на прогулку. Малыш абстрагируется от тревог и страхов.
Программа иппотерапии в Москве у инвалидов имеет индивидуализацию подходов к каждому отдельному пациенту. Однако существует отдельная структура, которой придерживаются все иппотерапевты при занятиях с больными детьми.
Занятия проводятся бесплатно регулярно с интервалом в 3-7 дней, иногда проводятся ежедневные тренировки в конном клубе. Иппотерапия проводится при наличии коновода и иппотерапевта, которые обязательно должны присутствовать на каждой тренировке.
Программа реабилитации инвалидов включает 4 этапа занятий с лошадьми:
- этап адаптации. Иппотерапевт и лечащий врач должны подобрать индивидуальную программу занятий с лошадью, познакомить пациента с окружающими и животным, дать ребенку адаптироваться и привыкнуть к окружению. Помочь инвалиду перебороть страх. После чего можно садить его на лошадь.
- Этап подготовки к выполнению упражнений. На этом этапе пациента сажают в седло и начинают постепенные выполнения хода с лошадью. Ребенка учат сидеть верхом, часто вместе с инструктором.
- Этап основных занятий. На этот период возлагается наибольшая надежда и нагрузка. Выполняется основная часть работы с ребенком и лошадью.
- Заключение и подведение итогов реабилитации.
Показания к проведению иппотерапии
Зачем нужна иппотерапия для детей?
- Детский церебральный паралич. Огромная проблема, которая преследует многих родителей, желающих помочь их ребенку стать полноценным членом общества. Упражнения с лошадьми помогают не только физически улучшить состояние пациента, но и откорректировать его эмоциональный фон. Именно поэтому иппотерапия пользуется популярностью среди врачей, лечащих данную патологию.
- Полиомиелит. Подобное заболевание, несмотря на наличие вакцинации и всяческих методов профилактики, всё ещё встречается среди других проблем. Нарушения, которые возникают при этом, также трудно поддаются коррекции, пациенту требуется длительная и тщательная реабилитация в последующем. Вялые параличи делают ребенка несамостоятельным, усложняют его жизнь и создают препятствия в процессе лечения. Именно данный вид терапии показан из-за возможности выполнения упражнений без усилий самого малыша, а лишь пассивным воздействием на его опорно-двигательный аппарат.
- Искривления позвоночника. Проблема, которая довольно-таки часто преследует многих детей. Неправильная осанка с возникновением кифоза или лордоза — явление не из приятных. Лечебная верховая езда способна не только корректировать уже имеющиеся нарушения, но и предупреждать их развитие вообще. Движения и поддержка равновесия на лошади придают позвоночнику его естественное положение, а также укрепляют мышечный корсет грудной клетки и спины.
- Травматическое повреждение. Из-за данной причины возникает огромное количество патологических состояний, требующих коррекции. Чаще всего они касаются костной, мышечной и нервной системы, которые нуждаются в восстановлении. Именно с помощью иппотерапии можно добиться явных успехов за короткий период времени.
- Послеоперационная реабилитация. В это время очень трудно приступить к активной деятельности из-за физической слабости больного. Но в данном случае эту нагрузку можно перенести на лошадь. Она выполняет множество движений и приводит суставы ребенка в действие вместо него, тем самым стимулируя рецепторные зоны. Результаты таких упражнений иногда превосходят все ожидания и надежды.
- Социально дезадаптированные подростки. Это группа населения, с которой очень трудно установить контакт, а уж тем более изменить их мировоззрение и взгляды на жизнь. Имеющиеся нарушения характера и психики часто дают повод назначить именно иппотерапию в качестве лечения. Верховая езда, а также сами занятия с лошадью благотворно влияют на эмоциональное состояние таких детей.
Чем поможет иппотерапия взрослым?
Последствия острого нарушения мозгового кровообращения. В зависимости от локализации этого очага у человека могут возникать самые разнообразные патологии. Это параличи верхних и нижних конечностей, потеря или снижение зрения, нарушения когнитивных функций и памяти. Нередко встречаются различные сочетания таких состояний.
Восстановление после операций. После любого хирургического вмешательства пациенту требуется длительный уход. И не всегда ему необходим именно покой, иногда, наоборот, раннее начало физической активности. Поскольку нагружать полностью больной организм нельзя, то практически пассивные движения на лошади будут кстати в данном случае.
Травмы головы. Могут оставить за собой малые внешние проявления, но чреваты серьёзными нарушениями в поведении и ментальных функциях человека. Очень часто это неврологические последствия или проблемы с памятью. И именно иппотерапия способна вернуть таких пациентов к жизни.
Поражения органов чувств. Утрата того или иного способа познавать мир делает человека инвалидом, что создает огромные трудности в повседневности
Поэтому, чтобы восстановить их обратно, важно приложить максимум усилий. Работа с лошадьми позволяет использовать свои имеющиеся способности вместо тех, которые утрачены
Психические заболевания. Группа пациентов с подобными недугами требует очень тщательного подхода к выбору метода лечения. С ними очень трудно работать и находить общий язык. Но в ходе многих экспериментов было установлено, что провождение времени с лошадьми помогает больным вернуться к реальной жизни. У многих исчезают галлюцинации, появляется желание поговорить, покататься, адаптироваться к происходящему вокруг.
В чем же целебная сила контактов с лошадями?
Катание на лошадях признано эффективным методом правильного формирования детской психики. Трудные подростки часто имеют большие проблемы в общении с ровесниками, родителями и педагогами. Иппотерапия отлично помогает таким детям, способствует корректирования мировосприятия замкнутых и необщительных детей.
Общение с лошадями — не просто эффективное средство лечения, но и отличная возможность завести настоящего верного друга на всю жизнь. Контакт с добрыми и ласковыми животными оказывает положительное воздействие на подсознательном уровне подсознания: по статистике быстро исчезают фобии и страхи, заторможенность сменяется двигательной и речевой активностью. Эффективна лечение лошадьми при астеническом неврозе и аутизме, признанными тяжелыми недугами. Облегчаются симптомы при миопатии Дюшенна, фиксируются факты улучшения общего состояния детей и подростков с этой болезнью. Исчезают сенсорные расстройства благодаря эмоциональному и тесному контакту с лошадьми.
Как показала мировая и отечественная практика, в течение всего одной минуты животное способно транслировать человеку свыше ста колебательных токов в различном диапазоне — импульсов. Кроме того, температура тела лошади выше, чем человеческая, что позволяет во время верховой езды передавать это тепло наезднику, разогревая и увеличивая кровоток конечностей, стимулируя работу опорно-двигательного аппарата. Двигаясь, животное массирует контактирующие участки тела наездника, а за счет колебаний – и все тело в целом. В итоге — активно воздействует на все жизненные системы человека.
В частности, движения животного отражаются на активности тазобедренных суставов и позвоночника. Этот способ — отличное средство комплексного воздействия на детский организм, позволяющее выработать правильную осанку, нейтрализовать признаки искривления позвоночника, нормализовать кровообращение и стимулировать работу опорно-двигательной системы. Езда на неоседланном животном позволяет усвоить технику сложных движений.
Занятия верховой ездой — вид терапии, известный медицине как эффективный метод устранения сколиоза — искривления позвоночника. Также его применяют при детском церебральном параличе, поскольку он действует на центральную нервную систему с удивительным восстановительным эффектом.
Кроме того, лечебное воздействие иппотерапии заключается в эмоциональном воздействии на психику в процессе общения с животным. Нервное перевозбуждение, например, можно снять, если несколько минут просто поглаживать лошадь.
Верховая езда позволяет гармонизировать физическое и эмоциональное развитие ребенка, создавать благоприятный фон для эмоционального восприятия в процессе освоения маршрутов в местах с уникальными пейзажами. Поэтому в последнее время стала популярной «райдинг-терапия». Это новый вид иппотерапии, при котором занятия верховой ездой объединяется с осмотром местных достопримечательностей или наблюдением по пути природными ландшафтами и пейзажами.
Для детской верховой езды используют породы лошадей в зависимости от возраста ребенка. До 10 лет обычно это бывают пони, благодаря небольшому росту которых дети не боятся упасть и привыкают к лошадям. Старше 10 лет практикуют езду на обычных верховых лошадях со спокойным нравом, которые ведут себя спокойно и отлично слушаются ездока. Некоторые коневоды для этих целей используют лошадей тяжеловозов не высоких пород. Тяжеловозы очень спокойные лошади и движения у них неторопливые, что успокаивающе действует на детей. При чем у большинства тяжеловозов есть особенность когда они при беге чередуют шаг с галопа на рысь и делают это почти незаметно для наездника, так что тряска в седле почти не ощущается. Верховая езда ни таких лошадях приносит большое удовольствие и взрослым.
Во время конных прогулок дети получают особый эмоциональный заряд, учатся правильно воспринимать язык живой природы. Работники образовательных и медицинских учреждений рекомендуют такой метод организации досуга в качестве профилактики развития различных недугов. Дети, привыкшие играть в компьютерные игры, лишены возможности игр на свежем воздухе и объективному восприятию реальности.
Конные прогулки можно совершать всем классом. Это отличная возможность провести урок по биологии или провести на природе классный час, посвященный любви к природе.
Рядом с пони
Ребенок на лошади
Верхом на тяжеловозе
Большой Джейк
Можно организовать семейный досуг, посетив конный клуб. Это позволяет укрепить родственную связь между членами семьи, нормализовать отношения между родственниками, устранить скрытые конфликты, сохраняя таким образом здоровье семьи.
Отличительные особенности
Лошадь является эмпатом, т.е. обладает способностью перенимать эмоциональное состояние человека. Животное чутко воспринимает слова, мимику, поведение и жесты человека, помогая снять напряжение и подавленное состояние психики. Методика работает как разновидность лечебной физкультуры, базируется на взаимодействии с движениями коня. Лошадь для иппотерапии выбирают с подходящим темпераментом и качеством походки.
Тщательно подбирается седло для иппотерапии. Оно должно быть приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Его конструкция позволяет поддерживать правильную осанку, мягкость и глубина посадки обеспечивают защиту от ударов. Непроизвольные движения ног блокируются анатомическими бенфуторами. Используются страховочные ремни для фиксации нижних конечностей.
Данное реабилитационное направление находит широкое применение в психосоциальной интеграции инвалидов. Отмечается высокая эффективность при коррекции:
- функциональных нарушений двигательного аппарата;
- неврологических и психических расстройств.
Главным преимуществом метода является комплексное воздействие при лечении различных патологий. Стандартные восстановительные техники не дают такого эффекта, действуя односторонне.
Показания к иппотерапии у детей и взрослых
Иппотерапия в составе комбинированной терапии показана к применению для лечения и реабилитации при следующих состояниях и заболеваниях у детей и взрослых:1.Неврологические синдромы:
- Детский церебральный паралич;
- Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
- Травмы спинного мозга;
- Врожденные нарушения работы ЦНС;
- Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
- Радикулиты.
2.Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата:
- Нарушения осанки;
- Сколиоз;
- Пороки развития рук или ног;
- Состояния после ампутации рук или ног;
- Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
- Параличи и парезы;
- Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
- Дисплазия тазобедренного сустава;
- Остеохондроз;
- Артрозы;
- Дистрофия мышц.
3.Коррекция моторики и развитие психических, социальных навыков при генетических заболеваниях:
- Синдром Дауна;
- Синдром Ретта.
4.Другие расстройства психической и моторной деятельности:
- Поражение зрения и слуха;
- Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
- Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
- Расстройства чувствительной интеграции;
- Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
- Неврозы;
- Шизофрения;
- Депрессия;
- Умственная отсталость;
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- Эмоциональные расстройства;
- Аутизм;
- Неспособность находиться в социуме;
- Девиантное поведение.
взрослым людям показана иппотерапия в составе комплексного лечения следующих заболеваний:
- Рассеянный склероз;
- Постинсультные осложнения;
- Постинфарктные состояния;
- Состояния после черепно-мозговых травм;
- Алкогольная и наркотическая зависимости;
- Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.
бронхитаастмысахарного диабетасердца
Другие инфекции
Это группа, в которую входят заразные заболевания лошадей, почти не встречающиеся у других видов животных или у человека.
Мыт
Возбудитель – бактерия Streptococcus egui.
Пути передачи – аэрогенно, с носовым отделяемым и слюной, или алиментарно – с загрязнённым кормом.
Симптомы | Лечение |
|
|
Эта болезнь лошадей длится от 15 до 25 дней и заканчивается со вскрытием абсцесса и истечением гноя. Больных животных требуется изолировать, а помещение тщательно продезинфицировать.
Инфлюэнца (грипп)
Как и люди, все лошадиные тоже могут болеть простудными заболеваниями, в частности, гриппом.
Возбудитель – вирус Influenzavirus A.
Путь заражения – воздушно-капельный, при выделении вирусных частиц при кашле или с носовым отделяемым. Инкубационный период – 1 неделя.
Симптомы | Лечение |
|
|
Ринопневмония
Возбудитель – вирус семейства Herpesviridae.
Путь заражения – аэрогенный, при выделении вируса с дыханием.
Симптомы | Лечение |
|
|
Для профилактики жеребых кобыл вакцинируют дважды за гестацию. Жеребятам вводят вакцину в возрасте 2 месяца.
Двигательное поведение ребенка на лошади
Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти
И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.
Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.
Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища — из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле
При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом
Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.
Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.
Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.
Верховая езда — это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия
Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП
Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь — это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.
В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь — более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп — это прыжок, подскок.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.
Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.
Заключение
Проверено годами и опытом многих специалистов, работающих в данной сфере, что занятия иппотерапией приносят пользу не только маленькому пациенту, но и всем членам его семьи. Эмоции ребенка во время занятия, его поведение и достижения после терапии — все это дарит его родителям веру в лучшее и сглаживает эмоциональное напряжение из-за проблем со здоровьем у их ребенка.
Посредством иппотерапии больной может испытывать множество различных видов полезной сенсорной стимуляции — мышцы и суставы получают глубокую стимуляцию давления от подпрыгивания и удержания позиций (например, стоя на коленях или стоя на лошади). Мозг получает вестибулярную стимуляцию (ощущения движения и баланса) когда лошадь движется по кругу, вверх и вниз по холмам и меняет скорость.
Можно сказать просто — лошади лечат.
Статью прочитали: 2 298
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что иппотерапия – достаточно молодой, но очень эффективный метод реабилитации, принесший большое количество результатов. Занятия данным видом конного спорта позволяет помочь маленьким пациентам с ограниченными возможностями обрести психологический покой и улучшить физические навыки.