Как стать летчиком гражданской авиации
Содержание:
- Важные личные качества
- Пилотирование на истребителе
- Документы
- Обучение в аэроклубе
- Военный лётчик
- Полёты на вертолёте
- Как проходит обучение пилотированию самолета?
- Как стать пилотом гражданской авиации?
- Обучение на летчика
- Основные требования
- Как стать пилотом «Аэрофлота»?
- Особенности профессии
- Где учат летать на самолете?
- О вакансиях и зарплате
Важные личные качества
Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.
Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление
Пилотирование на истребителе
Как стать пилотом истребителя? В настоящее время самыми популярными Российскими истребителями являются МИГ-31 и Су-27. На них же и происходит обучение лётчиков.
Пилот-истребитель – это очень рискованная и полная адреналина профессия. На базе лётной школы курсанты отрабатывают приёмы и методы правильного и точного полёта. В среднем каждый пилот в течение года должен налетать сто часов.
Практический курс обучения включает в себя следующее:
- полёты по плану боевой подготовки;
- восстановление утраченных навыков лётного состава;
- выполнение различного рода заданий от военного экипажа;
- программа по дозаправке самолёта в воздухе в дневное и ночное время.
Очень важно освоить приём заправки истребителей в небе, так как сделать это довольно сложно: на скорости 600 км/ч нужно попасть в шланг топливозаправщика. С помощью дозаправки продолжительность полёта увеличивается до пяти часов
Все трюки и способы перехвата отрабатываются на новейших тренажёрах
-истребителях, которые с точностью повторяют всю тактику и движения.
Через пять лет упорной работы выпускаются профессиональные лётчики-истребители первого класса. Они поступают на службу в ВВС.
Документы
Пилот-любитель, окончивший обучение в аэроклубе, получает соответствующее свидетельство, которое даёт ему право совершать самостоятельные полёты на лёгких самолётах, но ограничивает в работе по найму.
Выпускник лётной академии получает свидетельство коммерческого пилота, что позволяет ему стать командиром однодвигательного и многодвигательного самолёта.
Линейному пилоту сложнее всего получить лётное удостоверение соответствующего уровня. Общий налёт должен составлять полторы тысячи часов, а требования к состоянию здоровья повышены.
Коммерческие и линейные пилоты подразделяются на классы, из которых третий – низший, второй – средний, первый – высший.
Обучение в аэроклубе
Как стать пилотом? Любой специалист должен постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Тут на помощь приходят различные курсы, организованные в аэроклубах, где опытные преподаватели расскажут о новинках в области авиации и проконтролируют пробные полёты.
Если человек намерен стать пилотом-любителем, то ему достаточно пройти полный курс в аэроклубе без начального обучения в Академии гражданской авиации. Однако Росавиация требует большой объём практических и теоретических знаний от пилотов аэроклуба.
На первом же занятии новичку предложат совершить пробный полёт вместе с инструктором и расскажут о работе основных приборов на панели управления самолёта.
Теоретическую подготовку пилот должен будет освоить самостоятельно, так как обучение в аэроклубах в большей степени направлено на практику и налёт часов.
По окончании курса новоиспечённый пилот проходит медицинскую комиссию ВЛЭК ГА (врачебно-лётная экспертная комиссия) на профпригодность.
Важно знать, что только аэроклубам, имеющим все необходимые сертификаты и лицензии, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности в рамках действующего закона
Военный лётчик
Как стать военным пилотом? Необходимо окончить лётно-гражданское училище, а затем – академию ВВС им. Ю. Гагарина.
Важно знать, что работа военным пилотом – это служба в ВВС России, и она подразумевает под собой все государственные льготы и программы. Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе
Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС
Молодые люди старше 18 лет после полного медицинского освидетельствования могут приступить к военной службе. Помимо медосмотра врачей курсанту придётся пройти неврологическое и психологическое обследование. Если хотя бы по одному из критериев он не пройдёт, его не примут в ряды ВВС.
Любой потенциальный военный лётчик должен обладать такими качествами:
- храбрость;
- ответственность;
- выносливость;
- высокий интеллект;
- устойчивая психика.
Несомненно, профессия лётчика престижна и почётна. О том, как стать пилотом и по-настоящему профессионалом своего дела, можно узнать в специализированных учреждениях, обговорив все условия и правила поступления. Самое главное – то, что лётчик должен быть по-настоящему влюблён в небо, постоянно развиваться, совершенствоваться и идти к своей цели наперекор всем возникающим трудностям.
Полёты на вертолёте
Как стать пилотом вертолёта? Во многих городах России имеются центры по подготовке пилотов для работы с различными марками вертолётов. Полетать на винтокрылой машине мечтает практически каждый, а стать профессиональным пилотом удаётся далеко не всем.
Тот, кто поступает на такие курсы, овладевает теоретической и практической базой знаний. Обучение управления вертолётом проходит в индивидуальном порядке с опытным инструктором.
Ценовая политика курсов по обучению пилотированию на винтокрылой машине складывается из ряда факторов:
- наличие или отсутствие начального авиационного образования;
- предпочитаемый тип вертолёта (Robinson R44, Eurocopter, Bell, Agusta и другие);
- количество практических занятий и общий налёт.
В школах разработано несколько методик преподавания: для новичков и виртуозных профессионалов, желающих пройти курс повышения квалификации.
При успешном прохождении обучения курсанту выдаётся свидетельство пилота-любителя гражданской авиации государственного образца.
Как проходит обучение пилотированию самолета?
Для того чтобы научиться летать, нужно освоить два курса: теорию и практику.
В специализированных учебных центрах читаются тематические курсы. Какую-то информацию можно почерпнуть из учебников. Особенности устройства воздушного судна, его летные характеристики содержатся в эксплуатационном руководстве.
Теоретический курс пилотов
Пилот должен усвоить следующие теоретические аспекты:
- элементы аэродинамики;
- устройство и конструктивные особенности летательного аппарата;
- эксплуатация бортового оборудования;
- авиационная метеорология;
- самолетовождение;
- обучение пилотно-диспетчерскому сленгу.
Что должен знать, и каким навыкам должен научиться человек, проходящий курс:
- знать основы управления воздушным судном;
- знать характеристики и эксплуатационные ограничения конкретного типа самолета;
- уметь выполнять расчет центра тяжести самолета;
- уметь рассчитывать влияние загрузки на летные характеристики;
- иметь навык планирования маршрута;
- иметь представление о принципах контроля вероятностных угроз и человеческих ошибок;
- иметь представление об алгоритме действий в аварийной ситуации;
- понимать и анализировать метеорологические сводки;
- уметь пользоваться аэронавигационными картами;
- знать авиационные коды и сокращения;
- обладать навыком ведения диалога с диспетчерами.
В действительности, все вышеперечисленное не так сложно, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что курс – теоретический, даваемая на нем информация носит сугубо практический характер.
Суть теоретических занятий не в том, чтобы человек знал все об аэродинамике на уровне инженерного вуза, а чтобы он обладал базовой информацией, которая сделает для него понятным поведение самолета в тех или иных условиях.
Практический курс пилотов
Практические занятия проходят параллельно с теоретическим курсом. На первых вылетах самолет управляется инструктором, обучающийся наблюдает и выполняет роль второго пилота. При определенном налете инструктор и будущий пилот меняются местами. На этом этапе обучающийся берет на себя функцию командира воздушного судна, а инструктор подсказывает, корректирует, страхует его от неправильных действий.
Помимо налета в дневное время суток, необходимо научиться летать ночью, по приборам, в отсутствии визуальных ориентиров, быть способным преодолевать длительный перелет с несколькими посадками.
Таблица 2. Требования по налету для начинающих пилотов-любителей в различных странах
Норматив |
Требования в различных странах |
||
Россия |
США |
Европа |
|
Минимальное общее количество часов-налетов |
40 | 40 |
45 |
из них: с инструктором самостоятельно по маршруту |
10 5 |
20 10 |
25 10 |
Количество часов-налетов по приборам |
1 | 3 |
— |
Часов ночных полетов |
3 | 3 |
— |
Количество взлетов и посадок ночью |
5 | 10,
1 ночной полет на расстояние не менее 185 км |
— |
Один протяженный маршрут, с количеством посадок/взлетов на различных аэродромах |
270 км.,
2 на 2 аэродромах |
278 км.,
3 на 3 аэродромах |
270 км., 2 на 2 аэродромах |
Как видно из приведенной таблицы, налетные требования к подготовке пилотов в США более жесткие: они предполагают большее количество полетов в ночное время суток, включая один длительный, 3 часа налета в отсутствии визуальных ориентиров, и прохождение одного маршрута с совершением 3 взлетов/посадок на разных аэродромах.
В частности, некоторые американские летные школы предлагают курсы интенсивной трехнедельной подготовки пилотов с 60 часами налета. При этом на каждую неделю приходится по 20 часов в воздухе, что при ежедневных полетах составляет в среднем 3 часа в день.
По окончании обучения пилоты сдают теоретический экзамен и совершают контрольный полет. При удовлетворительных результатах авиационный учебный центр выдает соискателю Свидетельство частного пилота.
Как стать пилотом гражданской авиации?
Специалист с коммерческим лётным свидетельством имеет право поступить на работу. Как стать пилотом гражданской авиации, ему объясняют в авиакомпании, где он собирается трудиться. Процедура принятия лётчика в штат в большинстве случаев не претерпевает изменений.
После обучения в лётном училище новоиспечённый специалист может претендовать только на роль второго пилота экипажа.
Как стать гражданским пилотом:
- требуется наличие коммерческого пилотного удостоверения;
- сдача экзаменов: теория и практика;
- медицинское освидетельствование;
-
наличие требуемого часового налёта.
Чтобы стать линейным пилотом, получить высшую категорию и устроиться на работу в крупнейшие авиакомпании, необходимо иметь большой опыт в совершении коммерческих рейсов как вторым пилотом, так и командиром экипажа.
Обучение на летчика
Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы
Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05)
Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.
Основные требования
Порядок поступления в любое учебное заведение военной и гражданской авиации в целом одинаков:
- подача документов;
- медкомиссия. Проводится по той же схеме, что и для пилотов перед полетами или при поступлении на работу. Все очень строго;
- проверка уровня физической подготовки. Включает отжимание, прыжки, подтягивание, бег на 100 и 1000 м, упражнения для пресса;
- психологическое тестирование;
- проверка результатов экзаменов по математике, физике и русскому языку.
К каждому из следующих этапов переходят только в случае прохождения предыдущего.
Фото: imcockpit/pixabay
Кроме аттестата и результатов ЕГЭ, необходимо предоставить:
- справки 086/у с заключением о годности к обучению и из психоневрологического диспансера;
- копии сертификата о прививках (форма 156/у-93г. или 063) и медицинского полиса.
Из личностных требований имеют значение:
- высокий уровень стрессоустойчивости;
- честность;
- готовность работать в команде.
Материал в тему! Как устроиться на работу в Росгвардию.
Как стать пилотом «Аэрофлота»?
«Аэрофлот» является крупнейшей авиакомпанией и национальным перевозчиком России, выполняющий внутренние и международные рейсы по всему миру. Работать в ней престижно и почётно. Авиакомпания проводит жёсткий отбор своих сотрудников, так как ей требуются только высокопрофессиональные кадры.
Как стать пилотом самолёта? На базе «Аэрофлота» созданы собственные лётные школы и разработаны программы по переподготовке персонала. При поступлении на работу пилот должен иметь при себе коммерческое удостоверение.
Первый этап полуторагодового обучения приходится на Ульяновское училище гражданской авиации. Затем школа «Аэрофлота» в течение шести месяцев готовит пилота к получению свидетельства Commercial Pilot Licence или Multi-crew Pilot Licence.
Стоимость обучения в размере двадцати семи тысяч долларов оплачивается самим пилотом. «Аэрофлот» предоставляет своему сотруднику кредит на эту сумму с условием, что он должен отработать в авиакомпании в течение пяти лет. С ежемесячной заработной платы у него будет удерживаться сумма в размере 450 долларов в счёт погашения кредита.
Для экономии денежных средств компания решила проводить обучение своих курсантов на лёгком двухдвигательном самолёте Diamond Aircraft австрийского происхождения. Также школа «Аэрофлота» оснащена новейшими тренажёрами, что позволяет проводить множество манипуляций на земле.
Авиакомпания предлагает пройти ускоренные курсы переподготовки стоимостью в 100 тыс. долларов. Первоначальный взнос в размере 55 тыс. долларов оплачивает курсант самостоятельно, а на оставшуюся сумму «Аэрофлот» предоставляет кредит.
Особенности профессии
Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание
Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:
- Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
- Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
- Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
- Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
- Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
- Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
- Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
- Заполнение сопроводительных документов.
- Организация работы авиационного персонала.
Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.
Где учат летать на самолете?
В России обучением и выдачей свидетельств занимаются авиационные учебные центры. Как правило, такие центры есть в каждом регионе, а в некоторых, например, в Московской области – даже не один.
Время обучения – от 6 месяцев. В принципе научиться летать можно и быстрее. Но у летных школ свои нормативы, которые не позволяют, например, летать более 3 часов в день.
В летных школах США и Европе при желании можно обучаться 6 месяцев. Существуют интенсивные курсы, на которых полную программу обучения можно освоить за 3-6 недель. На интенсивном курсе летают ежедневно по 3-6 часов. Считается, что ежедневная практика позволяет быстрее и эффективнее научиться летать.
О вакансиях и зарплате
По состоянию на 2019 г., в России острый дефицит пилотов, поэтому авиакомпании часто сами предлагают выпускникам работу. Конечно, чтобы начать управлять большим лайнером и перевозить пассажиров, необходимо иметь определенное количество летных часов.
При трудоустройстве в известную организацию доходы пилота могут составлять от 150 тыс. руб. для второго пилота и в среднем 300 тыс. руб. Командиры экипажа получают еще больше. Аэрофлот, например, предлагает им доход до 650 тыс. руб. в месяц + шикарный социальный пакет.
Кроме того, имеются и другие бонусы:
- отпуск 70 дней в году с дополнительной премией;
- бесплатные или скидочные авиабилеты, в том числе и для членов семьи;
- санаторно-курортное обеспечение детей;
- разнообразные виды страхования;
- забронированное место парковки в аэропорту;
- бесплатные курсы повышения квалификации и перехода на другие виды судов;
- компенсация оплаты жилья на период обучения.
Фото: xusenru/pixabay
Открытых вакансий много. Аэрофлот набирает пилотов всех категорий, в том числе и командиров. Он погашает задолженность по ученическому договору перед предыдущим работодателем в связи с досрочным прекращением работы, если это необходимо. Принимаются также бывшие военные летчики. Обязательно знание английского языка на высоком уровне. Стать пилотом Аэрофлота с нуля практически невозможно, если только вы не обладаете выдающимися способностями.
S7 Airlines, еще одна крупная российская авиакомпания, также постоянно подбирает пилотов высокого класса. Требования и условия те же.
«Россия», базирующаяся в Санкт-Петербурге, также набирает вторых пилотов с оплатой до 450 тыс. руб. и командиров до 650 тыс. руб. На работу принимаются даже выпускники училищ и иностранные граждане – настолько велика нехватка профессионалов.
Конечно, региональные компании предлагают чуть менее внушительные заработки, однако, и они достаточно высоки.
О том, можно ли стать лётчиком после 30 лет, смотрите в видео: