Как развить память у ребенка в 8, 9, 10 лет: что нужно знать родителям
Содержание:
- Способы «тренировки»
- Лучшие препараты для памяти и внимания детям
- Как принимать витамины
- Какие продукты улучшают память
- Рекомендации по развитию памяти младших школьников
- 3-6 лет
- Что влияет на запоминание ребенком
- Что делать, чтобы восстановить память
- Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка
- Виды памяти
- Как происходит процесс запоминания?
- Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?
- Проводим тесты
Способы «тренировки»
Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.
Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:
- Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
- Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
- Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
- Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
- Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
- Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.
Лучшие препараты для памяти и внимания детям
Мозг остро нуждается в дополнительной подпитке полезными элементами, особенно в растущем возрасте. Периодический прием комплексных препаратов помогает детям в период сильных физических и умственных нагрузок сохранять спокойствие, снимать раздражительность. В этом разделе рассмотрены препараты для памяти и внимания школьникам, детям младшего возраста и студентам.
Аминалон
Ноотропное средство активно используется для помощи в лечении ДЦП, оказывает противосудорожное действие. Эффективен при коррекции умственного отставания в развитии, последствий родовых травм, связанных с повреждением мозга, у детей от 3-х лет и старше. Действие лекарства положительно сказывается на восстановлении утерянных речевых и моторных функций после перенесенной ишемии. Назначается для улучшения запоминания, работает над повышением концентрации у детей. Школьника и студентам назначается для снижения АД и его стабилизации, борется с нарушениями сна, бессонницей. Мощный антиоксидант, очищает кровь, активизирует микроциркуляцию в сосудах, запускает обменные процессы, стимулирует нейронную активность.
Достоинства
- Быстрый результат;
- Небольшой курс от 2 до 8 недель;
- Активизирует нейроны;
- Улучшает обменные процессы;
- Разрешен для диабетиков;
- Не требует рецепта.
Недостатки
- Не рекомендуется принимать с пониженным АД;
- Не подходит для детей младше 1 года.
По отзывам медиков, Аминалон эффективный препарат для концентрации внимания у детей, однако его рекомендуется употреблять после консультации с врачом, так как он может снижать АД.
Лучшие успокоительные средства
Интеллан
Средство, в состав которого входят только растительные элементы, выпускается в капсульной форме. Комплекс богат на аминокислоты, биоактивные алкалоиды, витамины, флавоноиды и микроэлементы. Интеллан – это полностью безопасный препарат для повышения внимания. Благотворно влияет на стабилизацию умственной активности, укрепляет память, снижает тревогу, стрессы. Активно борется с симптомами усталости, бессонницы и депрессивными состояниями.
Достоинства
- Натуральный фитопрепарат;
- Безопасен для детей;
- Усиливает кровоснабжение мозга;
- Успокаивает, снимает напряжение;
- Повышает умственную выносливость;
- Отпускается без рецепта.
Недостатки
Не рекомендуется принимать на ночь.
Интеллан является полностью безопасным фитопрепаратом, его не страшно давать детям в качество укрепляющего средства. Сбалансированный комплекс, в котором каждый элемент дополняет действие другого, дает стабильный результат.
Глицин
Научно доказано, что глицин – еще один безопасный препарат для улучшения памяти и внимания. Это аминокислота, синтезируемая в организме человека, участвует в обмене веществ и борется с моральным истощением. Имеет мощное воздействие на нейроны, стимулирует и активизирует их деятельность, поэтому лекарство дает хороший результат при нарушении мозгового кровообращения. Действие Глицина направлено на снижение эмоционального напряжения, повышение работоспособности, улучшение настроения и подавление конфликтного поведения. Помогает бороться с бессонницей, возвращает здоровый сон. Широко применяется при алкоголизме, борется с вегето-сосудистой дистонией.
Достоинства
- Растительный состав;
- Стимулирует нейроны;
- Борется с моральным истощением;
- Снимает напряжение;
- Разрешается новорожденным;
- Нет побочных эффектов;
- Отпускается без рецепта.
Недостатки
Не найдено.
Глицин часто используют студенты и школьники при подготовке к итоговым тестированиям – препарат отлично помогает в запоминании необходимой информации. Также, таблетки хвалят за помощь в борьбе с бессонницей, даже детскими страхами и ночными кошмарами.
Пирацетам
Завершает рейтинг ноотропный препарат Пирацетам. Применение лекарства крайне положительно влияет на мозговое кровообращение и на обменные процессы в организме в целом. Улучшает интегративную деятельность мозга, усиливает способности к обучению и облегчает запоминание новой информации. Влияет на метаболические процессы, улучшает микроциркуляцию в поврежденных ишемией и гипоксией зонах. Не обладает седативным и психостимулирующим действием.
Достоинства
- Различная форма выпуска (таблетки, капсулы, гранулы, инъекции);
- Отпускается без рецепта;
- Улучшает память;
- Ускоряет метаболические процессы;
- Низкая цена;
- Нет седативного эффекта.
Недостатки
- Длительный курс до 2 месяцев;
- Прием до 4 раз в сутки.
Как принимать витамины
Синтетические витамины усваиваются хуже тех, что содержатся в еде. Поэтому принимать их нужно по определенной схеме. Витамины для умственного развития ребенка лучше всего давать с утра, так как они увеличивают активность нервной системы. Если перепутать время и принять их вечером, то возможно появление бессонницы.
Также нельзя принимать несколько витаминных комплексов одновременно, так как это чревато передозировкой. На фоне применения Пиковита или Вита Мишек возможно окрашивание мочи в желтый цвет. Связано это с наличием в составе витамина В2 и тревожным симптомом не считается.
Так как в большинстве препаратов содержится витамин С, их не рекомендуется принимать одновременно со стрептоцидом. Аскорбиновая кислота усиливает действие его побочных эффектов.
С осторожностью нужно сочетать нутриенты с тетрациклином, который является главным активным веществом в таких препаратах, как Тигоцил и Минолексин
Какие продукты улучшают память
Питание играет отдельную роль в профилактике снижения
когнитивных функций, улучшении памяти.
Продукты, богаты витаминами, жирными полиненасыщенными кислотами,
антиоксидантами укрепляют сосуды, улучшают кровоток. Для работы мозга нужны
только кислород и глюкоза, он не способен усваивать еще какие-либо вещества.
Поэтому еда имеет косвенное воздействие.
Что нужно есть, чтобы улучшить
память:
- грецкие орехи;
- рыбу жирных сортов;
- цельнозерновые продукты (хлеб, рис, ячмень, овес);
- чернику;
- морковь;
- черный шоколад;
- брокколи;
- семечки тыквы;
- апельсины.
Из пряностей это куркума, розмарин. Кофе в малых дозах также
оказывает положительное влияние.
Рекомендации по развитию памяти младших школьников
Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически
Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:
- следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
- пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
- при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
- во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
- мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
- занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
- всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.
3-6 лет
В это время память развивается наиболее активно. Малыш как губка впитывает информацию. Он осмысленно ставит перед собой задачу что-то запомнить — например, выучить песенку к утреннику. Но самостоятельно он еще не может этого сделать, надо помочь ему фразами: «Давай-ка прочитаем еще раз», «Повторяй за мной».
Кстати, именно в этом возрасте советуют начинать изучение иностранного языка.
Игры-запоминалки
Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.
«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.
«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.
«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.
Что влияет на запоминание ребенком
Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.
В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:
- сравнение;
- формирование ассоциаций;
- умение противопоставлять новый опыт старому.
Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга
Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.
В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля
Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности
Что делать, чтобы восстановить память
Восстановление работоспособности мозга, нервных окончаний – вот от чего напрямую зависит способность воспроизводить информацию. Доктора советуют кроме упражнений обязательно прибегать и к медикаментозному лечению
Рекомендуемые препараты, улучшающие память и внимание:
- Глицин;
- Биотредин;
- Пирацетам;
- Фенотропил;
- Витрум мемори;
- Кавинтон;
- Энцефобол.
Что дает каждое лекарство? Глицин, Биотредин и Пирацетам давно знакомы российскому потребителю. Кроме их положительного воздействия на мозговую деятельность в целом нельзя не отметить доступную цену. Назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. Глицин не имеет побочных действий априори, поэтому может быть использован как общеукрепляющее средство.
Фенотропил является одной из самых популярных таблеток для улучшения внимания и концентрации. Но есть ряд противопоказания: беременность, кормление грудью, аллергия на пирролидин. Кроме этого неправильное лечение может вызвать бессонницу, психоэмоциональное возбуждение.
Витрум мемори считается одними из лучших лекарственных средств данного направления. В составе витамины, цинк, вещества на растительной основе. Курс лечения составит около 2-х месяцев. На фоне положительного влияния на концентрацию внимания существует много побочных эффектов: от диареи и головокружения до Отека Квинке и анафилактического шока, поэтому применять их надо под строгим наблюдением врачей.
Кавинтон назначают значительно реже. Средство улучшает кровообращение в мозге, насыщает его кислородом. Также действует и Энцефобол, но его нельзя принимать при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы. Как правило, последние два препарата назначают при психиатрических заболеваниях.
Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка
Большинство синтетических препаратов проявляют себя более активно и быстро, что коррелирует с выраженными побочными эффектами и повышенной опасностью передозировки. Среди ноотропов, назначаемых детям, чаще других называют следующие.
«Пантогам» (гопантеновая кислота) с кальцием гопантенатом в качестве действующего вещества. Назначается для увеличения устойчивости мозга к кислородному голоданию, а также для снижения воздействия токсинов на клетки мозга. Выпускается в трёх формах: капсулы, таблетки, сироп, однако таблетированная форма противопоказана детям до 3-х лет.
«Аминалон». Действующее вещество нейромедиатор – гамма-аминомасляная кислота. Используется для активизации обмена веществ, вывода токсинов и улучшения переработки глюкозы. Препарат показан при нарушениях в работе ЦНС и используется для активации интеллектуальной деятельности. Выпускается в форме таблеток.
«Ноотропил». Активное вещество – пирацетам. Детям до 3-х лет препарат противопоказан. При приёме детьми школьного возраста положительно влияет на способность концентрироваться и на функции памяти. Назначается при дислексии – расстройстве, которое сопровождается избирательным нарушением способности к навыкам чтения и письма без утраты общей способности к обучению. В качестве побочных эффектов может давать повышенное возбуждение и раздражительность.
«Фенотропил». Достаточно действенное вещество, эффективность которого заметна даже после однократного приёма, который, однако, рекомендуется производить в первой половине дня во избежание бессонницы. Препарат работает на повышение норадреналина и серотонина в крови и на увеличение содержания кислорода в мозге.
«Фезам». Не назначается беременным и детям до 5 лет. После этого возраста в рекомендованных дозах принимается для повышения умственной работоспособности и нормализации сна. Одновременно с этим устраняет раздражительность, перепады настроения и истеричность. Хорошо показал себя как способ улучшения концентрации внимания и избавления от психоэмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста и подростков.
Виды памяти
Существует несколько разновидностей памяти. Они отражают длительность хранения информации, использование в процессе запоминания различных анализаторов нервной системы и произвольность запоминания.
Для улучшения мозговой деятельности и памяти работу мозга следует стимулировать специальными упражнениями. С их помощью будут заложены прочные основы успешного обучения в будущем.
По степени сохранности запоминаемого материала можно выделить кратковременную и долговременную память, если периодически повторять информацию, она будет сохранена в структурах головного мозга на долгий срок. Долговременная память формируется у ребенка приблизительно к 2 годам, поэтому начиная с этого периода, происходящее запоминается надолго.
При наличии установки на запоминание необходимых сведений, включается произвольная память. Непроизвольная отвечает за запоминание информации без затраченных усилий.
В процессе восприятия информации человек использует следующие виды памяти:
связанную со зрением;
вербальную;
осязательную;
моторную;
обонятельную;
вкусовую;
эмоциональную.
Эти разновидности помогают сохранить в мозговых структурах целостное представление о предметах и явлениях.
Забывание – противоположный запоминанию процесс. Из нейронов головного мозга стирается информация, которая не представляет ценности и не имеет практического значения. Чтобы препятствовать забыванию, существует действенный прием – повторение. Для откладывания сведений в долговременной памяти их необходимо повторять через определенные промежутки времени.
Как происходит процесс запоминания?
Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек. Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:
- Запоминание;
- Сохранение;
- Воспроизведение при узнавании;
- Забывание.
Ребенок может запоминать информацию двумя способами — произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.
Непроизвольное запоминание — штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.
После запоминания происходит второй процесс — сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение — гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся)
Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо
Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Узнавать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, – малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти — ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.
Забывание — это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.
Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?
Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:
- Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
- Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
- Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день — утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» – красивой лирической песней.
- Учим на бумаге. Можете продиктовать ребенку стихотворение, чтобы он записал его на слух на лист бумаги. Потом разбейте произведение на несколько частей, лучше по смыслу, и попросите ребенка запомнить первые слова каждой части, это поможет ему вовремя вспомнить, с чего начинается очередной «кусок» произведения. Этот способ, несмотря на самые длительные приготовления, считается одним из самых быстрых и эффективных способов запомнить не только стихи, но и прозу.
Проводим тесты
Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:
Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.
Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).
Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.