Кризис 1.5 лет у ребенка. как справиться с трудностями?
Содержание:
- Что происходит с мамой и папой?
- Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка
- Советы для родителей
- Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов
- Как понять ребенка в кризисный период?
- Итак, подытожим тактику родителя на данном этапе:
- Характеристика кризиса
- Окончание младенчества
- Мои рекомендации
- Какую тактику выбрать?
- Кризис новорожденных
- Откуда взялись капризы?
- Что делать, чтобы быстрее и легче прожить кризис 1 года?
- Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка
- Почему годовалые дети так себя ведут
- Причины проблемы
- Что происходит с ребенком в 1.5 года?
- С чего начинается кризис первого года
- Чего делать нельзя?
- Причины кризиса
Что происходит с мамой и папой?
До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.
Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом
Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»
На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.
Признаки кризиса 1.5 лет у ребенка
- Ребёнок становится плаксивым, ноет и хнычет.
- Настроение часто меняется на противоположное.
- Чаще скучает и требует, чтобы его развлекали.
- Могут случаться истерики.
- Ревнует маму к окружающим.
- С недоверием относится к посторонним.
- Хуже спит.
- Хуже ест.
- Чаще берёт мягкие игрушки.
И правда большинство этих признаков было замечено мной, когда дочке исполнилось 1.5 года. Эта неделя показалась мне ночным кошмаром :)). Иногда трудно понять, что произошло: вот вчера все было отлично, ребенок мог сам поиграть, хорошо себя вел, а сегодня ни с того ни с сего капризничает, постоянно что-то требует, висит на маме. В такие моменты родителям поможет прекрасная и понятная книга про кризисы ребенка — «Капризничает? Значит, развивается!». Советую обязательно скачать ее, благо она распространяется бесплатно. И вы будете в курсе всех переломных моментов в жизни малыша, сможете помочь ему и оставаться адекватной, любящей и понимающей мамой.
Советы для родителей
Помните, что дети всё повторяют за взрослыми
Будьте для своего малыша предметом для подражания.
Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.
Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов
Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.
Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:
- Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
- Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
- Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).
Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.
Советы психолога:
- Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
- Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.
Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.
Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.
В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности
Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка
Как понять ребенка в кризисный период?
Когда у ребенка кризис первого года, то он плачет по поводу и без. Родители должны правильно реагировать в таких ситуациях и понять чем вызвано такое поведение. Если малыш капризничает, потому что ему не дали какой-то предмет, нельзя поддаваться слезам и отменять запрет. На некоторых детей успокаивающе действуют ласковые слова, произнесенные спокойным тоном, другие от этого еще больше заводятся
После того, как самый эмоциональный момент пройдет, нужно взять ребенка на руки, успокоить, пожалеть, переключить внимание на что-то новое. Ведь без помощи родителей ему пока сложно справиться со своим состоянием, не стоит оставлять его без ласки.
В тех случаях, когда с истериками проходят простые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка
Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать. Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее.
В такой ситуации стоит отложить все домашние дела и поиграть с карапузом, выделив ему полчаса. После этого он, скорее всего, успокоится и охотно будет возиться с игрушками. Кризис первого года случается почти у всех детей. Его интенсивность зависит от темперамента, у одного ребенка он может быть почти незаметным, у другого — доставлять немало хлопот родителям. Необходимо соблюдать спокойствие и запастись терпением, чтобы заложить фундамент гармоничного развития малыша.
Итак, подытожим тактику родителя на данном этапе:
Устанавливать минимум запретов.
Действовать согласованно и последовательно.
Оказывать больше поддержки и похвалы (хотя это важно в любом возрасте).
Говорить с ребенком много и обо всём, не смотря на то, что он еще не может выстроить с вами полноценного диалога.
Озвучивать чувства ребенка, это помогает с ними справиться и показывает, что вы его понимаете.
И главное, что вам понадобится на протяжении всего кризиса – это бесконечное терпение и выдержка. Вы ведь, в отличие от вашего чада, способны контролировать свои эмоции..
19.09.2012
19.09.2012
ребенок и родители, о детях до года, о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Характеристика кризиса
Длительность кризиса 1 года варьируется от недели до месяцев, что обусловлено типом нервной системы ребенка и тем как родители реагируют на изменения в его психике.
Симптомы кризиса одного года являются довольно схожими для всех детей и основываются на появившейся возможности понимать происходящие перемены в собственном развитии и возможности, открывающиеся благодаря им. Первое с чем придется столкнуться родителям – это непослушание и трудности воспитания. Ребенок может проявлять упрямство, капризность, возникающие из уверенности в преодолении задач (достать игрушку с верхней полки, донести огромный таз с водой).
Попытки родителей помочь или ограничить воспринимаются, как неверие, ущемление его значимости и вызывают только желание доказать обратное.
Несмотря на ощущение своей отдельности, присутствует сильный страх потери матери (граничащий со страхом смерти)
Недостающее внимание он будет получать любыми путями (настырностью, жалобами, требованиями, манипуляциями). Возникает желание не подчиняться родительским требованиям, а наоборот командовать родителями
В итоге протестное поведение может касаться отказа от выполнения привычных ритуальных процедур (купание, еда, одевание). В более мягком варианте вместо отказа ребенок будет проявлять стремление выполнять все собственным путем.
Появляется непоследовательность желаний, когда ребенок долго упрашивает пойти на улицу и стремится домой через пять минут, просит воды и сразу же отказывается. Воспринимать подобное поведение, как издевательство не стоит – малыш может растеряться в желаниях, или желает проверить, насколько старшие к ним прислушиваются.
Не полное понимание правил нового мира может вызывать частую смену настроений и неожиданные реакции – вспышки агрессии или плач. Характерным является сильная эмоциональная захваченность своими переживаниями, именно поэтому успокоить малыша сложно.
Окончание младенчества
К психологическим признакам положительного завершения младенчества относится:
- Ребенок большую часть бодрствования пребывает в хорошем настроении, радуется близким и значимым взрослым, настороженно относится к незнакомцам, активен в поисках нового и доверяет окружающему миру.
- Ребенку нравится общение с ровесниками и взрослыми, он старается добиться его всеми известными способами, насколько может активно общается.
- Может спокойно играть самостоятельно и довольствоваться периодическими «переглядками» с мамой.
У ребенка появляется новая деятельность – игровая, но это не значит, что нужно заваливать его игрушками. Однако и одной игрушки будет недостаточно. У ребенка всегда должен быть выбор предметов для изучения. Если их слишком много, малыш растеряется и не сможет сосредоточиться, один предмет лишит самостоятельности и права выбора.
Таким образом, кризис одного года – переходный этап от младенчества к раннему детству. Результат успешного прохождения кризиса – ходьба и автономная речь. Автономная речь – искаженное повторение речи взрослых (слоги, буквы, звуки и т. д.). Кроме того, речь ситуативная и эмоциональная. Нормальное поведение ребенка в возрасте года – манипуляции с предметами в присутствии взрослого и с его помощью.
Мои рекомендации
Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.
Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.
Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.
Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.
Какую тактику выбрать?
Кризис одного года у детей – явление не однодневное, поэтому родителям потребуется выбрать тактику поведения и придерживаться ее вплоть до преодоления сложного этапа в развитии крохи. По мнению психологов, лучшим решением будет «находиться рядом, но не навязываться». Иными словами, ребенок должен чувствовать, что вы готовы в любой момент прийти ему на помощь, но не стараетесь все сделать за него и подавить его волю.
Очень важно не наказывать малыша за излишнюю, как кажется родителям, самостоятельность игнорированием. Ситуации, когда ребенок бьется в истерике, не в силах успокоиться, а вы не обращаете на это внимания – недопустимы
Но превращаться в «наседку», пытающуюся контролировать каждый шаг малыша и предугадывать все его желания, не стоит. Только придерживаясь «золотой середины» можно вырастить полноценного, самодостаточного человека. Подробнее о воспитании детей от рождения до 3 лет→
Кризис новорожденных
Непосредственно сам момент рождения — это очень сложный период для ребенка. Отделение от мамы. Новые условия жизни — окружающая температура, необходимость дышать легкими, смена метода питания, освещение. Сосредоточения слуховые и зрительные — все это ступеньки в психическом развитии.
Крохе приходится осознавать, что ему надо выживать в этом огромном незнакомом мире. В этот сложный период чувство страха доминирует. Крик и плач малыша в моменты пробуждения от незащищенности и неуверенности.
Совет!Идеальным средством успокоить ребенка в этот момент будет материнская грудь. Для того, чтобы успешно преодолеть вместе с ребенком кризис новорожденного, маме надо стараться максимально быстро реагировать на призывы малыша. Ощущение защищенности и покоя в этот весьма непростой период — хорошая база для закладки степени доверия к окружающим в будущей жизни.
Признаком того, что этот кризис закончился, послужит комплекс оживления. Когда кроха станет узнавать близких, улыбаться и радостно дрыгать ручками и ножками. Эти события скажут вам, что ваш кроха подбирается к кризису младенчества.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Что делать, чтобы быстрее и легче прожить кризис 1 года?
Подробней познакомившись с «прелестями» переломного возраста, можно определить действия, которые помогут сгладить его капризные проявления:
- Помогать ребенку познавать мир.
Родителю нужно постараться перевоплотиться из человека, который удовлетворяет потребности ребенка, в помощника для познания нового мира.
- Минимизировать запреты, дать больше возможностей для познания нового.
Важно! Необходимо заранее обезопасить все углы дома, в которые он может попасть. Он хочет побывать во всех досягаемых шкафчиках, нужно дать ему такую возможность
Читайте полезную статью о безопасности детей дома>>>
- Действовать совместно с ребенком.
Это означает помогать преодолевать ему трудности, помогать и переориентировать в нужном направлении, быть ему социальным ориентиром.
- Не пытаться заставить слушаться, лучше отвлечь, пошутить, переиграть.
В таком возрасте хорошо помогает прием замены. Можно попробовать заменить запретный предмет на равносильный разрешенный.
Например, требуемый с криком телефон на не менее выразительный предмет — звенящие ложки в кастрюльке.
- Помнить, что кризис — это временное явление, не расстраиваться, а оказать малышу помощь, ему так же нелегко в этот период.
- Очень важен режим дня, такой постоянный распорядок дисциплинирует, помогает родителям справиться с трудностями и ребенку успокоить свои порывы.
Подробнее смотрите в интернет-курс по налаживанию сна ребенка Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>
Родителям важно быть последовательными в своих требованиях, нельзя сегодня разрешать то, что вчера было нельзя.
Смягчит кризис предоставление определенной самостоятельности.
Пусть детские руки будут заняты: под присмотром давать карандаши, кубики, пирамидки.
Можно сказать, что в возрасте, когда ребенку исполняется один год, он становится на первую ступень становления личности, задача родителей помочь и направить сознание ребенка на познание окружающего мира и себя самого.
Кризис длится недолго и проходит самостоятельно, но нужно понимать, что в течение этого сложного этапа могут закладываться определенные привычки, негативное или позитивное отношение к каким-либо действиям, процедурам.
Они могут сохраниться вплоть до школьного возраста, а иногда и на всю жизнь.
Больше способов справиться со сложным поведением, непослушанием или капризами найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>
Счастливого материнства!
- Сколько должен спать ребенок в 1 год?
- Ребенок холерик: как правильно воспитывать?
- Безопасность ребенка на улице
Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка
Ещё одна психологическая характеристика кризиса 6-7 лет – резкая реакция на критику. Особенно это касается родительских замечаний по поводу несовершенства школьных тетрадей или приготовленных домашних заданий. Детская реакция очень ценна тем, что они указывают родителям на неверность акцента их характеристик. Важен не столько результат в целом, а затраченные усилия и те победы, которые все-таки были достигнуты. Ведь из десяти написанных букв три действительно удались! Именно им рад ребенок, и он приглашает родителей разделить собственный триумф, а вместо этого получает «ценные указания» о недочетах.
Во время проявлений кризиса 6-7 лет у ребенка будьте начеку! Если школьник, особенно застенчивый, решается на конфликт — это ваш звездный час. Заняв правильную позицию именно в такие моменты, вы сможете помочь ему накопить опыт силы и спонтанности. Ваша задача — не подавить конфликт, а выразить понимание и не допустить грубости с обеих сторон. Уточню: вам в такие моменты необходимо выбрать не позицию попустительства и не позу грозного родителя. Вам необходимо поддержать в ребенке потребность в отстаивании своего «я», но не допустить хамства, подсказать, каким образом можно проявлять гнев и отстаивать себя, не обижая при этом другого.
Совет психолога:
Иногда родители характеризуют поведение своих детей 6-7 лет появлением капризов, которых раньше не было. Такое поведение типично далеко не для всех и может быть связано с индивидуальной высокой тревожностью или перегрузками.
Совет психолога:
Учитывая психологические особенности кризиса 6-7 лет, внимательно отнеситесь к режиму ребенка, количеству безусловной любви и присутствию в жизни ребенка успеха похвалы. Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Помните, что в этот трудный период поток родительской безусловной любви не должен иссякнуть несмотря ни на что. Кроме этого, обязательно хвалите своего первоклассника
Хвалите за реальные победы, просто авансом и впрок, ведь ребенку необходимо ощущение успеха в новой, важной для него школьной деятельности
Трансформация самооценки во время кризиса приводит к повышенному вниманию к своей внешности и одежде. Ребенку хочется выглядеть взрослым школьником, а не каким-то там карапузом в коротеньких штанишках. Для моей дочери невероятным событием была покупка в магазине футболки, которая, по ошибке или по невнимательности, позиционировалась торговой наклейкой супермаркета как женская, а не детская. Историю об удивительной покупке взрослой футболки рассказывалась «на бис» в течение целой недели всем родственникам и знакомым.
Рекомендации психологов по преодолению кризиса 6-7 лет:
Уважайте выбор детей. Свобода выбора помогает ребенку встречаться со своей потребностью и ее реализацией
Это невероятно важно для формирования сильной, свободной личности
Обратите внимание на то, насколько часто мы, взрослые, выбираем за ребенка. С одной стороны, этого сложно избежать, ведь мы в ответе за его здоровье и жизнь
Но тем важнее и полезнее родителям задуматься, в какой сфере все-таки можно дать маленькому человечку самостоятельность. Пусть он принимает участие в выборе подарка другу, в покупке собственной одежды, продуктов для ужина. Опасения здесь излишни.
Во-первых, привлекать ребенка к выбору стоит в тех случаях, где это действительно возможно. Скорее всего, он не сможет купить качественное мясо, но выбрать печенье к чаю ему под силу. Во-вторых, наделяя его статусом взрослого в таких вопросах, вы сможете приводить взрослые аргументы при покупке. Например, приобретая вместе обувь, сможете заметить: «Знаешь, это очень красивые ботинки, но у них очень плохая подошва, смотри — клей виден, не прошиты…» Таким образом вы поможете ребенку не только почувствовать свою значимость при выборе, но и подскажете житейские секреты обоснования выбора.
Почему годовалые дети так себя ведут
Проблема, в первую очередь, заключается в том, что родители не успевают за развитием своего малыша. Казалось бы, еще недавно он спокойно лежал в кроватке и наблюдал за погремушками, а сегодня ему нужно перевернуть весь шкаф, залезть в мамину косметику и высыпать все крупы на пол.
Если раньше прогулки в коляске приносили радость маме, то сейчас годовалое чадо лезет в лужи, ест песок и разбрасывает грязь на прохожих. Малыш сам желает есть суп или кашу, естественно, еда летит в разные стороны, и мама в истерике отмывает стены и пол от разбросанных продуктов.
Естественно, первое желание родителей – пресечь такое поведение своего карапуза.
Причины проблемы
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Что происходит с ребенком в 1.5 года?
Скачок роста в 17-18 месяцев называется «миром систем». Именно к этому моменту малыш вдруг осознает, что он — часть некой системы, общества. Его родители, оказывается, тоже часть этой системы, и каждый из них подчиняется определенным правилам. В этом возрасте начинается формирование совести, норм и ценностей. Так что если вы хотите воспитать добропорядочного человека, самое время начать.
Вы увидите, что после кризиса 1.5 лет ребенок станет поступать по-новому в привычных ситуациях. Теперь он уже не делает все, что заблагорассудится, как это было при кризисе в 15 месяцев
Он смотрит на других детей и взрослых — как поступают они? Как общаются? Как выполняют те или иные действия? Поэтому важно не упустить момент и окружить малыша приятным общением, хорошими людьми, прививать правильные ценности. В первую очередь, необходимо следить за собственным поведением: помните, что вы всегда будете эталоном для ребенка, главным примером
С чего начинается кризис первого года
Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.
Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.
Чего делать нельзя?
Есть несколько реакций, которые в кризисный период малыша являются табу для родителей. Во-первых, нельзя кричать на ребенка, обзывать и шлепать его за упрямство или капризы. Хотя может казаться, что он ведет себя так нарочно, это всего лишь особенности кризиса 1 года, без которых невозможно взросление.
Во-вторых, не нужно потакать всем желаниям малыша и баловать его. Кризис 1 года у ребенка закончится, а привычка добиваться своего истериками – останется.
В-третьих, не показывайте свое превосходство над малышом. Ребенок не соперник взрослому и добиваться послушания, игнорируя его желания и просто заставляя делать то, что нужно родителям – жестоко и опасно для детской психики.
Причины кризиса
Молодым мамам и папам может казаться, что они просто избаловали малыша, однако причина его поведения не в этом. Кризис 1 года жизни совпадает с началом прямохождения и этот момент является переломным в мироощущении ребенка.
Для взрослого человека ходить – привычно и нормально, а для малыша – это настоящее открытие. Раньше он был единым целым с мамой и не мог свободно перемещаться без нее, теперь же кроха может легко убежать, если ему что-то не нравится, добраться до ранее недоступных интересных вещей.
Конечно, ребенок пользуется новыми возможностями. Осознав свою независимость и собственное я, малыш пытается определить, где заканчивается он и начинается мама, что он может сделать сам, а что нет.
Чтобы разобраться с такими важными для взрослеющего человека вопросами, нужно попробовать все самому и никак иначе. Именно познавательный интерес и потребность проверить границы своих возможностей пробуждает в ребенке дух противодействия. Кроха пока не осознает сути запретов и ограничений и отстаивает свои права, как умеет – плачем, упрямством, непослушанием.
Также конфликтные ситуации возникают из-за несоответствия возможностей малыша его желаниям. Полностью обходиться без помощи родителей он не может и если взрослый не понимает, чего хочет чадо на данный момент, ребенок, еще не умеющий выражать свои потребности словами, тут же устраивает истерику.