Раннее развитие наших детей: польза или вред

Методики раннего развития детей от 0 месяцев до полугода

Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме. То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания. Мы улыбаемся ребёнку и смеёмся и вскоре получаем такую же реакцию в ответ. Перемещаем перед глазами малыша погремушку, а позже замечаем, что он уже следит за ней и тянет ручки. 

Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру. 

Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.

Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения. Единственное исключение — когда ребёнок явно не в настроении. В таком случае не стоит упорствовать. 

Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех. Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой. Игра в прятки позволяет понять, что исчезнувший предмет или человек пропадает не навсегда. Это кажется таким очевидным для нас, но становится целым открытием для младенца. 

Система раннего развития по карточкам Домана

В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.

Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух. 

Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям. К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни. Поэтому никакие детские методики раннего развития — не панацея, и исключать другие подходы в обучении никак нельзя. 

Разновидности методик, применяемых в дошкольном обучении

Определение 1

Методики дошкольного образования – это совокупности методов, приемов и средств, применяемые для развития ребенка в конкретной области.

Организация учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе развития ребенка происходит посредством применения различных методик.

Каждая методика обучения ориентирована на развитие какой-то одной сферы личности. Она является реальным инструментом, посредством которого достигается достижение целей и задач образования, происходит реализация образовательной программы.

Современное дошкольное образование базируется на принципе вариативности т.е. оно может быть организовано на основе применения разнообразных методик, но с соблюдением основных требования и норм, а также ориентацией на достижение приоритетных целей и задач образования.

Методики дошкольного образования меняются в зависимости от конкретного этапа общественного развития и потребностей общества. Ведь система образования, в первую очередь, ориентирована на удовлетворение социальных потребностей. Поэтому, методики постоянно обновляются, дополняются новыми разделами и положениями.

Методики, применяемые в дошкольном образовании можно подразделить на две большие группы:

  1. Стандартные программы обучения, базирующиеся на комплексном подходе. Такие программы ориентированы на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков, которые будут постепенно развиваться и совершенствоваться, помогая ребенку полноценно существовать и взаимодействовать с социумом.
  2. Специализированные методики. Они ориентированы на конкретные, узкие направления деятельности т.е. помогают развить у ребенка определенные навыки, способности, умения в какой-то сфере деятельности.

В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании:

Вальдорфская педагогика. Она ориентирована на духовное и нравственное развитие личности. Интеллектуальному развитию, обучению навыкам чтения и письма данная методика не предполагает уделения особого внимания. Она ориентируется на духовное обогащение и развитие свободной личности;
Методика Монтессори. Она ориентируется на формирование познавательной стороны личности. Такое развитие ориентируется на развитие самостоятельности личности, активизации ее инициативности, развитии творческого потенциала, формировании познавательной заинтересованности, желания развиваться и совершенствоваться в интеллектуальной области;
Методика Сесиль Лупан. Ее методика ориентируется на развитие личности, исходя из ее потребностей

Родители и педагоги обращают внимание на то, к чему ребенок испытывает стремление, что ему интересно и активизирует свое воспитательное воздействие именно на эту область;
Игровая методика Никитиных. Она ориентирована на развитие, при помощи игры, интеллектуальных качеств и физических навыков ребенка, исключая необходимость раскрытия творческого потенциала;
Методика развития энциклопедических знаний по карточкам

Такая методика предполагает применение карточек с заданиями, изображениями, информацией, отражающей научные данные. Она позволяет привить детям знания о различных процессах, явлениях и объектах окружающего мира энциклопедического характера;
Традиционная методика воспитания. Эта методика, принятая на государственном уровне, в соответствии с требованиями ФГОС.

Замечание 1

Естественно, что это наиболее популярные методики, применяемые в дошкольном обучении. Имеются и альтернативные методики, используемые отдельными образовательными заведениями или семьями в воспитании своих чад.

Также, в дошкольном образовании нашли применение методики, опирающиеся на приемы воспитательного воздействия: методика поощрения, методика убеждения и методика наказания.

А нужно ли выбирать?

Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития — сделать ребенка счастливым.

Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом.

Именно поэтому многие эксперты самым эффективным способом развития считают объединение лучших методик и лучших методов работы разных авторов.

Задача мамы в этом вопросе — подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка. Это несложно — достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.

Суть раннего развития детей

Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей

Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом

С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

  • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
  • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
  • родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.

Методика Гленна Домана

Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.

Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.

  • Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
  • Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
  • Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
  • Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
  • Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
  • Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.

Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

• Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

• Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

 
• Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное —  Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.
 
• Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.
 
Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения

Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша

Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к

по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Что такое раннее развитие?

Прежде всего, стоит иметь в виду, что «раннее развитие» (РР) является синонимом «своевременного», а не «преждевременного» развития. Все знания и умения у ребенка должны формироваться только в те периоды, когда он готов к их восприятию. Упустить момент столь же плохо, как и насильно заставлять ребенка изучать то, что он не готов понять в силу своего возраста.

Еще одно определение РР – это интенсивное развитие малыша в возрасте от 0 до 3 лет, направленное на раскрытие его способностей. Для его осуществления используются активные методы воспитания.

В чем же преимущества такого подхода к развитию малышей?

  • В будущем ребенок станет успешным. Исследования доказали, что те дети, которые вовремя получили необходимые навыки, соответствующие их возрастной специфике, учились лучше и охотнее сверстников, становились творческими активными личностями. В результате им удавалось найти свое место в мире.
  • Ребенок получает комплексные знания о мире, поэтому у него формируется целостная картина, возникает понимание связей между предметами и объектами.
  • В процессе занятий ребенок учится общению.

Раннее своевременное развитие поможет подготовить ребенка к школе, а также к дальнейшей взрослой жизни. Главное – помнить о том, что всего должно быть в меру. Родителям следует отказаться от соблазнительной мысли сделать из своего малыша юного эрудита, насильно пичкая его информацией. Заниматься надо с удовольствием, в хорошем настроении, в том темпе, который комфортен ребенку. Только в этом случае результат будет положительным.

Недостатки методики Железновых

Серьезных и значимых недостатков данной методики ни родители, которые активно внедряют методику Железновых в жизнь своего ребенка, ни специалисты не выявили. Однако мониторинг специализированных форумов родителей позволил выявить некоторые замечания непосредственно к методическому материалу. Некоторые родители отметили, что:

  • некоторые стихи и песенки маленькие дети не могут запомнить и повторить, то есть, они достаточно сложны для их восприятия;
  • поскольку к каждой песенке прилагается инструкция, в которой четко написано что и как ребенку нужно делать, у детей практически не остается возможности для импровизации;
  • большинство песен слишком однотипные, поэтому некоторым детям они быстро «приедаются» и становятся скучны.

Раннее развитие ребенка от 1 года до 3-х лет: программа

При подготовке программы раннего развития ребенка от 1 года до 3 лет следует учитывать следующую норму. Дети второго года жизни, то есть, от 1 до 2 лет, должны уметь:

складывать башни или домики из небольшого количества кубиков (4-6 кубиков),
стремиться разобрать или разломать какой-то предмет, который попал ему в руки, так ребенок изучает его и проявляет так называемую исследовательскую позицию,
произносить простые слова,
называть членов семьи по имени, домашних животных — по кличке,
знать названия частей тела и лица,
проситься на горшок, когда ему захочется в туалет,
самостоятельно вставать на ножки и ходить,
пить из чашки и пытаться кушать самостоятельно,
понимать, что от него хотят родители,
ударять ногой по мячику,
подражать другим людям, неважно какого они возраста,
звукоподражать,
давать игрушку, если его об этом попросят,
открывать ящики,
различать основные цвета,
понимать величину предметов (большой или маленький мячик, кубик и т.д.),
считать до пяти-десяти,
обращаться с игрушками (ухаживать за куклой, варить воображаемую пищу в игрушечной посуде, катать машинки и т.п.),
различать отдельные буквы или цифры.

Дети постарше, от 2 до 3 лет, в норме должны уметь:

  • выполнять несложные просьбы, которые требуют от него двух-трех действий,
  • рисовать, строить, составлять кубики с картинками,
  • говорить фразами из четырех-пяти слов,
  • полностью понимать, что ему говорят взрослые (разумеется, на уровне бытовых терминов),
  • разучивать простые стишки и потешки,
  • называть, кто или что умеет плавать, летать, ездить,
  • спускаться и подниматься по лестницам,
  • одеваться и раздеваться,
  • самостоятельно пользоваться горшком,
  • ходить задом наперед,
  • удерживать равновесие на перекладине,
  • чертить вертикальные линии,
  • резать бумагу, держа ножницы в одной руке,
  • самостоятельно мыть и вытирать руки,
  • различать не только цвета, но и оттенки, уметь смешивать цвета, чтобы получить другой, нужный цвет,
  • различать предметы не только по габаритам, но и по их форме,
  • решать несложные примеры на сложение и вычитание в пределах десятка (два зайчика встретили на полянке одного зайчика, получилось три зайчика),
  • отвечать на вопросы по поводу того, что происходило в прочитанной взрослыми сказке,
  • различать большее количество букв и цифр.

Перечисленные навыки помогут составить программу раннего развития ребенка от 1 года до 3-х лет таким образом, чтобы ребенок не перегружался тем, что ему еще недоступно, и при этом родители не пропустили бы момент начала развития каких-то навыков, которые вполне доступны малышу.

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.

Наиболее популярные методики:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector