Минимальная мозговая дисфункция у детей

Причины

Причины малой мозговой дисфункции (ММД):

  • генетические влияния;
  • проблемы со здоровьем матери при беременности;
  • тяжелые роды;
  • энцефалит (подкорковый, корковый, мозжечковый, стволовой);
  • раннее детское бессознательное состояние;
  • травмы с поражением медиобазального или мезенцефального отдела головного мозга;
  • диэнцефальный синдром;
  • влияние питания.

Продукты, поддерживающие гиперактивность, усталость, расстройства поведения и активность у детей:

  • пища, содержащая красители и искусственные ароматизаторы (их много, большинство производится из каменноугольной смолы);
  • обычные пищевые компоненты (в химически обработанных фруктовых соках, шоколаде, готовых хлопьях и т.п.);
  • различные лакомства (десерты, мороженое, орехи, молоко);
  • трудно перевариваемые продукты (яйца);
  • простые сахара (торты, конфеты, шоколад, мороженое, печенье).

Причины минимальной мозговой дисфункции

Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.

Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.

Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:

  • несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя и курение;
  • недостаточный сон и стрессы;
  • преждевременные роды или переношенная беременность;
  • угроза выкидыша;
  • длительные роды;
  • гипоксия плода;
  • инфекционные болезни;
  • травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
  • использование сильнодействующей фармакологии и др.

Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы

Профилактика ММД

Чтобы предупредить развитие дисфункции, необходимо следовать некоторым рекомендациям, а именно:

  • еще на этапе беременности будущая мама должна оградить себя от стрессов, следить за рационом и собственным здоровьем;
  • в раннем возрасте необходимо заниматься с ребенком и регулярно его обследовать, чтобы выявить признаки патологии на начальном этапе;
  • детей с компенсированными случаями заболевания нужно постоянно контролировать.

Вы подозреваете, что у вашего ребенка ММД? Не ставьте диагнозы самостоятельно, а обратитесь к специалистам. Они проведут комплекс исследований, которые позволят выявить наличие или отсутствие нарушений у малыша. Если диагноз подтвердится, не нужно отчаиваться. Сегодня лечение синдрома осуществляется по современным методикам, которые всегда дают положительный результат. К тому же, признаки патологии могут сойти на нет по мере взросления ребенка. Все, что нужно, это просто проявить терпение и понимание.

Нейропсихологи и логопеды центра НЕАПЛ помогают в коррекции нарушений у ребенка с ММД, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Звоните и записывайтесь к нам на прием – мы будем рады помочь вам!

Что такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании с невpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом,  детские неврологи стали официально обозначать термином «минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга».

Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые, нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все:  от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности.

С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП)!

Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми.

Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия (ЭЭГ) и транскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза.

Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов.

Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний. И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин “гиперкинетическая реакция детства”. Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IV)

В конце экскурсии возникает  логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» .  А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

Зайцев Сергей Владимирович

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.
Cтаж работы по специальности более 20 лет.
Консультирует детей всех возрастов с любыми заболеваниями нервной системы; основные направления научно-практической деятельности: диагностика и лечение неврологической патологии детей первого года жизни, психосоматические и поведенческие расстройства у детей.

Классическое лечение

После постановления диагноза ММД невролог назначает подходящее лечение. Терапия включает несколько методов.

Фармакотерапия

Лечить минимальную мозговую дисфункцию можно с помощью нескольких групп препаратов.

Ноотропы

Это первая линия препаратов, применяющихся в медикаментозной терапии. Они усиливают кровоток через кровеносные сосуды головного мозга, обеспечивают больший запас кислорода и глюкозы (вещества, необходимые для нервных клеток). Эта группа включает:

  • Пирацетам;
  • Энцефабол;
  • Энербол.

Психостимуляторы

Подавляют симптомы недостаточной активации ЦНС, такие как невнимательность и гиперактивность.

Но психостимуляторы приводят к депрессии гормона роста у детей и, следовательно, к снижению роста тела и веса (по сравнению со сверстниками), имеют побочные эффекты. При их применении присутствует риск привыкания, их действие не является постоянным.

Тимолептики (антидепрессанты)

Повышают уровень серотонина (нейротрансмиттера, обеспечивающего хорошее самочувствие), подавляют симптомы гиперактивности. Представители этой группы:

  • Депрекс;
  • Прозак;
  • Серопрам.

ЭЭГ-БОС

ЭЭГ-биологическая обратная связь – это очень специфический метод для усиления желаемой активации нервной системы. Действие терапии:

  • тренировка внимания и концентрации, самоконтроля и самодисциплины (успокоение импульсивности, гиперактивности);
  • улучшение интеллектуальных показателей;
  • самообучения мозга посредством БОС.

Когда мозг получает мгновенное сообщение о расстройстве своих волн, он может научиться исправлять их.

Прикрепленные к голове электроды регистрируют мозговые волны. Мозговая волна видна на экране. Она переводится в вид видеоигры, в которую пациент «играет» только силой своей мысли, воли, без клавиатуры или мыши. Игра контролируется активностью мозга. Когда увеличивается активность в желаемой мозговой волне, «игрок» получает успешные результаты. При возрастании активности в нежелательной структуре, успех в игре нивелируется. Мозг постепенно реагирует на мотивационные указания, которые ему дает компьютер, вознаграждая за хорошие результаты в игре. Так в мозге развивается процесс обучения новым, более подходящим частотам мозговых волн. Это работа самого мозга над собой.

Консультативные корректирующие процедуры

Для различных нарушений при диагнозе ММД у ребенка в неврологии применяются определенные процедуры:

  • при дефектах речи – логопедия;
  • при поведенческих расстройствах – изменение режима, изменение отношения к ребенку, аутогенная тренировка;
  • неспособность к обучению – специальные корректирующие процедуры.

Самолечение

В самолечении применяется изменение питания, народные терапевтические методы.

Здоровое питание:

  • Исключение из рациона: сладостей, полуфабрикатов, растворимых продуктов, сладких газировок, других обработанных продуктов с избытком добавленных красителей и ароматизаторов.
  • Включение в рацион: фруктов, овощей, цельных круп, злаковых ростков (источники витаминов группы В), бобовых (источники лецитина).

Пищевые добавки, витамины и минералы:

  • Гинкго билоба – увеличивает венозный кровоток, тем самым давая нервным клеткам больший запас кислорода и глюкозы.
  • Магний, кальций – необходимы для работы нервных клеток.
  • B-комплекс – важен для правильного функционирования нервной системы.
  • Лецитин – улучшает память.

Природное и дополнительное лечение:

  • ароматерапия;
  • йога;
  • кинезиология;
  • конституциональная гомеопатия.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты — никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

&nbsp &nbspВнешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих
проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием. &nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbspДля ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

&nbsp &nbsp1. Невнимательность:

&nbsp &nbsp — слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

&nbsp &nbsp — не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

&nbsp &nbsp — с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

&nbsp &nbsp — имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

&nbsp &nbsp — избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

&nbsp &nbsp — часто теряет вещи;

&nbsp &nbsp — очень забывчив.

&nbsp &nbsp2. Сверхактивность:

&nbsp &nbsp — мало спит, даже в младенчестве;

&nbsp &nbsp — находится в постоянном движении;

&nbsp &nbsp — ёрзает, не может усидеть на месте;

&nbsp &nbsp — проявляет беспокойство;

&nbsp &nbsp — очень говорлив.

&nbsp &nbsp3. Импульсивность:

&nbsp &nbsp — отличается резкими сменами настроения;

&nbsp &nbsp — отвечает до того, как его спросят;

&nbsp &nbsp — не способен дождаться своей очереди;

&nbsp &nbsp — часто вмешивается, прерывает;

&nbsp &nbsp — не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

&nbsp &nbsp — не подчиняется правилам (поведения, игры);

&nbsp &nbsp — по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда — нет).

&nbsp &nbspСпециалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны:
перинатальная патология , недоношенность,
токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее.
Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным
ММД.

&nbsp &nbspПарадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД — это
функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются
медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

&nbsp &nbspВсё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть
в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты
и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и
терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

&nbsp &nbspВсе эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма,
которые уже действительно придётся лечить.

&nbsp &nbspВ 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у
малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как
о трудном и плохом ребёнке.

&nbsp &nbspЧасто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно
отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Краткая характеристика

Другие названия — гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.

Это патология, вызванная небольшими нарушениями в структуре центральной нервной системы или мозга, а также их работе.

Чтобы понять схему развития ММД, нужно вернуться на ранний срок беременности. В это время (1 триместр) плод в утробе очень чувствителен к действиям любых раздражителей. Это могут быть сильные лекарства и неправильное питание матери, перенесенные ею стрессы или инфекционные болезни в острой форме.

Действия одного из таких факторов достаточно, чтобы ЦНС плода развивалась с некоторыми отклонениями. Ситуация усугубляется, если роженица проживает в экологически неблагополучном регионе.

Гинекологи, акушеры и невропатологи отмечают еще одну опасную черту данной болезни. Дело в том, что она может «стартовать» уже в первые дни беременности, когда будущая мама еще только догадывается о своем положении.

Важно! Многие родители делают типичную ошибку, принимая повышенную активность своих (до этого спокойных) детей за «возрастное». Присмотритесь внимательнее к тому, как малыш спит и насколько быстро устает — нарушения такого плана могут послужить сигналом для визита к педиатру.. Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений

Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята

Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений. Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята.

Тыквенная

Мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания и гиперактивность – Клиника Доктора Артемова В.Г

Мозговая дисфункция или, как её чаще называют, минимальная мозговая дисфункция, как правило, уходит корнями в раннее детство.

Это сравнительно лёгкое нарушение обучения и поведения связывают со страданием нервной системы ещё в перинатальный период развития или как следствие родовой травмы.

Минимальная мозговая дисфункция отмечается более чем у 20% детей школьного возраста и, если пустить всё на самотёк, то ребёнка (а потом и взрослого) ожидают серьёзные проблемы с обучаемостью, социальной адаптацией, возможно развитие психосоматических расстройств.

Симптомы

Проявлений минимальной мозговой дисфункции множество, среди них:

  • лёгкие нарушения моторной функции, неловкость
  • чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте, ёрзает)
  • дефицит произвольного внимания
  • импульсивность (невозможность остановить свои побуждения
  • раздражительность
  • быстрая смена настроений
  • нарушение обучаемости и т.д.

Последствия

Последствия мозговой дисфункции наверняка очевидны всем родителям деток с этим нарушением:

  • проблемы с учёбой в школе
  • сложности с социальной адаптацией
  • нарушения личностного развития (неуверенность, пессимизм, агрессивность)
  • вегетососудистые дистонии
  • во взрослом возрасте – социальная неадекватность (низкий профессиональный уровень, частая смена работы, развод, алкоголизм, употребление наркотиков, психические болезни).

Методы лечения и возможные осложнения

Основными направлениями в лечении мозговых дисфункций традиционно считают:

  • направленную двигательную активность. Её суть – в тренировке координации и ловкости.
  • методики психологической и педагогической коррекции. Чёткий режим, ограничение просмотра телепередач и игры за компьютером, «позитивная модель» в общении с ребёнком – поощрения и похвала и многое другое.
  • назначение лекарственных препаратов – прерогатива врача. Никакое самолечение (даже по хорошим отзывам) недопустимо, ведь речь идёт о мозге ребёнка! Только врач может учесть все противопоказания и побочные эффекты, адекватно оценить пользу и риск. Медикаментозные средства для лечения мозговых дисфункций у детей бывают нескольких групп: стимуляторы ЦНС, ноотропные препараты, трициклические антидепрессанты. Цель терапии: стимуляция нейромедиаторных процессов и высших психических функций мозга.

К сожалению, на данный момент результаты этих основных лечебных подходов нельзя считать слишком обнадёживающими. Врачи и родители всё ещё в поисках более эффективных методов коррекции мозговой дисфункции у детей.

Как подтвердить диагноз

Установить диагноз минимальной мозговой дисфункции позволяют специальные тесты, проводимые врачом-неврологом или детским психиатром.

К числу эффективных методов аппаратной диагностики можно отнести МРТ или КТ. В ряде случаев врач может назначить также рентгенографическое исследование, допплерометрию сосудов головы, УЗИ шеи, электроэнцефалограмму.

Лечение у нас

Считается, что мозговая дисфункция проявляется ещё в раннем детстве и в большинстве случаев является остаточным проявлением минимального повреждения мозга. Чаще всего это самое повреждение возникает вследствие родовой травмы (гипоксия, повреждение шейного отдела позвоночника, использование акушерских щипцов, стимуляция родов и пр.).

Незначительное, на первый взгляд, повреждение мозга или питающих его сосудов со временем нарастает как снежный ком, приводя к проблемам физического и интеллектуального развития, не говоря уже о нарушениях поведения. Во взрослом возрасте минимальная мозговая дисфункция может «аукнуться» развитием психосоматических заболеваний.

В арсенале врача-остеопата тысячи техник, позволяющих очень мягко и деликатно воздействуя на организм ребёнка исправлять все, даже едва уловимые, неполадки в работе.

Он проведёт тщательную диагностику и сможет наладить нормальное кровоснабжение мозга (безмедикаментозно!), свободный ток ликвора, поработает над костями черепа, исправит смещения позвонков.

Как правило, после манипуляций остеопата у деток, в зависимости от возраста, значительно улучшается сон, они становятся спокойней и внимательней, повышается обучаемость и постепенно исчезают все признаки мозговой дисфункции.

1. Диагностические критерии

В связи с тем, что клинические проявления синдрома очень разнообразны, при его диагностике используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией. Согласно этому руководству, диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

Диагностические критерии СДВГ по
DSM-IV

Измерение
Признак
I. Нарушение внимания

1. Ребёнок не может сосредоточится, делает много ошибок из-за невнимательности.
2

Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4

Не может до конца закончит поставленную задачу.
5. Слушает, но кажется, что не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
9. Забывчив.

II. Гиперактивность/ импульсивность

Гиперактивность:
1. Ребёнок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своём месте).
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Всегда нацелен на движение.
6. Болтлив.
Импульсивность:
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже недослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристаёт) к окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом измерении.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

· появляться до 8 лет;

· наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребёнка (в школе и дома);

· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств;

· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится медико-психологическое обследование.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями

Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день

Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность — например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня, который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность

Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.

Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь

Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.

Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.

Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.

Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.

Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы «не слушаются»). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и диарея;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • гиперактивность;
  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector