Как рассказать детям, как появляются дети?
Содержание:
- Рекомендации
- Аист и капуста: нужно ли детям рассказывать сказки об их рождении
- Возрастные особенности
- Разговор с ребенком 11-16 лет
- Планирование семьи
- Когда начинать разговаривать на эту тему?
- В какой форме выстроить беседу на тему рождения детей
- Как найти нужные слова?
- Как поговорить с подростком 11-16 лет
- Выбор игрушек
- Как рассказать детям разных возрастов
- Все, что осталось от Рая
- Основные правила
- Как происходит процесс зачатия ребенка
Рекомендации
Задаваемый ребенком вопрос о происхождении детей — это показатель его интеллектуального развития, исследования окружающего мира.
- Считается, что самым оптимальным возрастом, подходящим для бесед на тему деторождения, является дошкольный период. Нередко малыши сами в этом возрасте задаются подобными вопросами, потому как у них наступает возраст почемучек.
- Психологи рекомендуют не затрагивать эту тему до того, как малыш сам ей заинтересуется. Исключение — беседы с ребенком, приближающимся к переходному возрасту. В такой ситуации малыш может молчать из-за своей стеснительности — этот вопрос вполне возможно его волнует, но он стесняется задать его родителям.
- Подавать информацию рекомендуется дозированно, постепенно. Не стоит моментально вываливать все свои знания по этому процессу на голову крохи.
- Рассказывайте все, как есть, но корректируйте свою речь, учитывая возраст малыша.
- Ответить ребенку можно, сказав, что он появился в результате сильной любви между мамой и папой. Или, что он жил в мамином животике и потом появился на свет. Если ребенок начинает задавать уточняющие вопросы, например:
- «как я смог выбраться из животика?» — можете сказать, что, когда он стал таким большим, что больше не помещался в животике, маму отвезли в больницу, а там доктора помогли ему родиться;
- «а как ребеночек попадает к маме в животик?» — скажите, что вы с папой очень хотели, чтобы у них родился карапуз и Бог вам его послал.
Крайне важно во время беседы с ребенком сохранять полное спокойствие, не смущаться, не краснеть. Иначе карапуз неправильно растолкует сообщаемую Вами информацию.
Если беседа состоялась в момент, когда мама вновь находится в положении, то можно предложить карапузу потрогать мамин животик, когда там будет шевелиться ребеночек
Так Ваше чадо сможет убедиться, что детки до появления на свет сидят у мамы в животике.
Важно избавлять своих детей от страхов, так как малыш, незнающий истинного ответа, может придумать себе множество разных вариантов, представляя, в том числе, и страшные картины, вызывающие у него ужас и боязнь. Ситуация может усугубляться, если Ваше чадо услышало какую-то информацию от других детей, в частности более взрослых, и информация была неправильно растолкована в силу возраста. Так, например, ребенок, которому рассказали о том, что малыш появляется из маминого животика, может переживать о своей беременной маме, что с появлением братика или сестрички у нее лопнет животик, и она умрет.
Важно, чтоб ваша беседа была на том языке, который понятен ребенку, с учетом знаний, которыми он уже владеет.
Аист и капуста: нужно ли детям рассказывать сказки об их рождении
Если вопросы типа «откуда я взялся» смущают родителей, то порой они прибегают к старым сказкам об аисте и капусте. Но малыша, найденного в капусте, определенно кто-то потерял. И тогда могут возникнуть вопросы: почему его потеряли? Может быть потому, что он был не слишком нужен. К тому же ребенок может не поверить такой интерпретации событий, обидеться. Тем более, если он уже что-то знает о рождении человека. Если поверит, то ненадолго. Через определенный период времени его снова начнут одолевать сомнения.
Сейчас издается много справочников и энциклопедий, из которых ребенок 6-7 лет может почерпнуть необходимую информацию. Изложенная на клеточном уровне она ничем не отличается от другой информации — о происхождении планет, животных и растений. А маленьким детям можно рассказать сказку, только такую, которая будет очень похожа на правду.
«Жили-были папа и мама. Когда они были маленькими, они еще не были знакомы, а когда выросли, встретились и полюбили друг друга. В знак любви папа подарил маме волшебное семечко. Мама его проглотила, и оно оказалось в животике. Потом оно начало расти, а вместе с ним рос живот. Через 9 месяцев их семечка вырос ребенок. Когда ему надоело в животике, он захотел оттуда выбраться и родился».
Если ребенок вдруг спросит «Что такое секс?» можно ответить, что это объятия, которыми обмениваются взрослые люди, в том числе папа и мама. Иногда дети просят показать, что это за объятия, но тогда стоит просто сказать, что взрослые обнимаются так только наедине.
Могут возникнуть вопросы и о том, как протекает беременность. Их тоже не нужно игнорировать, но и не следует форсировать события.
Вопрос: «Что делает ребенок в животике?».
Ответ: «Плавает как рыбка в аквариуме».
Может быть, ребенок захочет узнать о том как он выбрался из маминого животика. Тогда ему можно рассказать, что там отрывается специальный вход и малыш выходит наружу, а вход сразу закрывается.
Главное – говорить спокойно и уверенно. Для малыша много значит даже тон взрослого человека. Если вы скажете, что он правильно поступил, потому что обратился за ответами именно к вам, скорее всего, малыш не станет черпать информацию из уличных источников и убедится в том, что в рождении человека нет ничего стыдного и плохого.
Возрастные особенности
- Ребенок 3-4 лет. На этот возрастной этап приходится первый кризисный период. Дети начинают идентифицировать свою половую принадлежность, у них может появляться интерес к строению собственного тела. Нередко вопрос о рождении может появиться после того, как малыш столкнется с беременной женщиной или при встрече с новорожденным. В таком возрастном периоде не стоит прибегать к подробностям, затрагивая физиологические особенности зачатия, вынашивания плода и самих родов. Достаточно сказать:
- родители любили друг друга и сильно хотели ребеночка, вот он у них и появился;
- или можете рассказать о том, что папа подарил маме волшебное семечко, которое мама долго носила в своем животике; со временем оно стало увеличиваться, превращаясь в малыша; когда ему стало тесно, он попросился наружу. Рассказывая такую историю, Вы также можете демонстрировать фотографии, на которых изображены с растущим животом (если у вас такие имеются).
- Ребенок 5-7 лет. Это тот возрастной период, когда малыш начинает постигать мир чувств и отношений. Заинтересованность интимной жизнью может возникнуть при просмотре телевидения или интернета. В таком возрасте можно сказать своему сыну или дочери:
когда мужчина и женщина любят друг друга, они обнимаются, целуются, после чего наступает беременность. Ребенок рождается в специальной больнице – роддоме. Появиться малышу на свет помогают врачи.
Также важно уточнить, что обниматься и целоваться, а именно заниматься любовью, могут только взрослые люди. Если какой-то дядя или тетя попросят ребенка раздеться, то он не должен слушаться, убежать и рассказать об этом родителям
Это важно в связи с тем, что в реалиях современной жизни малышу может повстречаться педофил (необходимо предупредить ребенка об этом).
От 7 до 10 лет — это период перед пубертатом. Иногда малыши уже в курсе вопросов секса и деторождения. Однако, нередко их знания искажены. Родители должны подготовить своих детей к изменениям, к их взрослению. Девочкам нужно обязательно сообщить о том, что такое менструация, о росте волос под мышками, на лобке, об увеличения молочных желез. Мальчикам — об изменениях в пропорциях фигуры, о ночных поллюциях, о будущем изменении голоса, о скором появлении волосатости под мышками, на лобке и лице
При этом важно, чтоб разговор на такие темы вел родитель того же пола, что и ребенок. Если чадо все же интересуется, как он появился на свет, то лучше всего преподнести детскую энциклопедию.
Возраст от 11 до 16 лет — это подростковый период, когда у детей случается первая влюбленность, появляется интерес к представителям противоположного пола
В этот период важно не только разговаривать о том, как появляются дети, но и о средствах контрацепции. Можно рассказать своему сыну или дочери о возможных рисках, о том, что беременность в таком возрасте нежелательна, что ребенок — это огромнейшая ответственность и его нужно заводить уже после создания своей семьи. При этом недопустимо угрожать своему чаду.
Разговор с ребенком 11-16 лет
Поддержание доверительных отношений с подростком потребует терпения, выдержки и уважения к изменениям в гормональном плане, которые отражаются на поведении и общении с окружающими и близкими людьми. Если в отношениях повзрослевшего ребенка и родителя нет атмосферы доброжелательности, чуткости, желания поделиться насущными проблемами, разговор на деликатные темы врядли состоится.
Дети в данном возрасте проявляют повышенный интерес к противоположному полу, пробуя отношения, испытывая первые разочарования и приобретая новый для себя опыт. В плане физиологии подростки способны вести «взрослую жизнь», но в плане психики – они еще дети. Самая главная задача родителей – рассказать о деталях зачатия, беременности, просветить про средства контрацепции, не боясь заводить столь деликатный разговор.
Основное, что требуется родителям подростков – создание особой атмосферы, при которой общение будет происходить на равных, что позволит подростку понять: его не собираются «грузить» нравоучениями, а всего лишь хотят поддержать и быть рядом, если случится непредвиденная ситуация. Подросток должен осознавать, что интимные отношения, в которые он вступает, могут сопровождаться не только приятными эмоциями и ощущениями, а еще могут грозить заболеваниями, риском незапланированной беременности.
Опасения, что подросток может слишком рано начать половую жизнь – вполне оправданы. Другой вопрос, что часто применяемая тактика запретов, ограничений, запугиваний – не означает нужный результат. Это приведет лишь к серьезным осложнениям в детско-родительских отношениях, отсутствию доверия и закономерному желанию ребенка попробовать «запретный плод». Иными словами эффект получится противоположный.
Родители детей подросткового возраста должны менять свое отношение к выросшему отпрыску. Не стоит предъявлять требования, которые были уместны для собственного ребенка в более младшем возрасте, тем более не стоит пугаться естественных изменений в поведении, нужно всего лишь перестроить собственное отношение и воспитание, чтобы поддерживать с подростком доверительное общение. Это позволит избежать возникновения трудностей, которые могут возникнуть при естественном интересе ребенка к столь деликатной теме. Родителям не стоит смущаться, лучше всего вспомнить себя в возрасте ребенка, поделиться собственным опытом. Чем лучше ребенок будет проинформирован о данном аспекте жизни, тем лучшей профилактикой разочарований, заболеваний, нежелательной беременности, это явится.
Планирование семьи
Для молодежи этот вопрос становится актуальным только после того, как девушка узнает о беременности. В вопросах планирования семьи и, тем более, зачатия ребенка должны участвовать оба будущих родителя, поскольку ответственность лежит на них обоих. Среди массы программ, проводимых силами клиник и волонтеров, к слову сказать большинством слушателей которых являются пары за 35, есть достаточно достойных, которые действительно помогают.
При этом полезной информации непосредственно о процессе зачатия ребенка на подобных семинарах преподается достаточно мало.
В некоторых иностранных школах внедряется практика подачи информации о том, что зачатие ребенка это интересно в игровой форме
Преподаватели создают отличные условия, чтобы ребенка заинтересовало зачатие и в будущем он мог понять важность каждого из этапов.. Виной тому служит убеждение большинства специалистов, что без надлежащего образования понимать тонкости и факторы, влияющие на процесс будет сложно
Данный материал развенчает эти заблуждения. Как происходит зачатие? Итак, приступим.
Виной тому служит убеждение большинства специалистов, что без надлежащего образования понимать тонкости и факторы, влияющие на процесс будет сложно. Данный материал развенчает эти заблуждения. Как происходит зачатие? Итак, приступим.
Когда начинать разговаривать на эту тему?
Когда нужно начинать разговаривать с ребенком на темы сексуального воспитания? На самом деле ответить на этот вопрос крайне просто — тогда, когда он об этом спросит. Только подавать информацию нужно именно на том уровне, на которым ваш сын или дочь готовы ее воспринять.
Так, совсем маленькому крохе можно рассказать о том, что в животике у мамы есть специальная клеточка, которая соединяется с папиной. Использовать специальные термины и оглашать подробности не нужно.
В возрасте около 3 лет дети начинают узнавать о своей принадлежности к определенному полу. Приблизительно в этом возрасте и появляются первые вопросы «про это». Хотя, скорее всего, это родителям кажется, что в вопросе есть что-то неприличное, ребенок же просто познает мир.
А вот если вы станете уклоняться от ответа или выражать какие-то сильные эмоции, то тема станет болезненной и вызывающей излишний интерес.
В какой форме выстроить беседу на тему рождения детей
В разговоре о появлении малыша на свет не должно быть занудства и излишней серьёзности. При этом и легкомыслия допустить нельзя. Что касается правильно подобранных слов, то отталкиваться нужно от возраста малыша. И соблюдать меру: дети пополняют базу информации о мире по аналогии с разрастанием дерева — придёт время, и малыш придёт за следующими ответами для новых «побегов» своего дерева знаний. Для каждого возраста можно также подобрать энциклопедии по возрасту, справочники, наглядные и видеоматериалы.
С маленькими детьми 3–5 лет
В этом возрасте основными принципами будут упрощённость и отсутствие лишних деталей. Рассказ можно ограничить историей о том, что когда мама и папа любят друг друга, у мамы в животике появляется маленький ребёночек. Подытожить повествование для деток 3–4 лет можно тем, что когда приходит время, малыш появляется на свет через специальную дверцу.
Для ребят 5-ти лет разъяснение отношений папы и мамы можно немного конкретизировать: в животике у мамы живёт клеточка, в гости к которой приходит папина клеточка — так появляется маленький ребёночек. Он живёт у мамы в животе, пока не окрепнет и не вырастет.
Для малышей в качестве наглядности достаточно иллюстрации в книгах
Подборка материалов в помощь
Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Ольги Шелопухо «Откуда я взялся». Более детальный рассказ и, по мнению некоторых родителей, откровенный, можно найти в книге Питера Мэйла «Откуда я взялся».
Кроме того, полезную информацию для ребёнка можно найти в книгах:
- Елены Субботиной «Где я был, когда меня не было»
- Катерины Януш «Как я появился на свет»
- Дорис Рюбель «Откуда берутся дети?»
Все книги красочно проиллюстрированы.
Видео: как рассказать ребёнку, как он появился — советы эксперта
Watch this video on YouTube
С детьми 6–8 лет
Старшим дошкольникам и младшим школьникам при тех же исходных, то есть подчёркивая, что между папой и мамой должна быть сильная любовь, только тогда клеточки встретятся, – объяснение факта рождения можно немного расширить. Например, сказав, что когда ребёночек подрос, маму отвозят в больницу, и там врачи помогают малышу появиться на свет.
Детям от 6 и старше очень интересно увидеть стадии развития ребёнка в животе у мамы
Полезные материалы
Опытные родители рекомендуют книгу А. Аудариня и М. Путниньш «Откуда берутся дети», а также написанный в форме диалогов отца и сына роман Георгия Юдина «Главное чудо света».
Видео: рассказ о том, как рождаются дети
Watch this video on YouTube
С ребятами младшего школьного возраста
Особенность этого этапа разъяснения вопроса, откуда берутся дети, состоит в том, что вводятся понятия, связанные с физиологией мужчины и женщины. В качестве сопутствующих материалов стоит воспользоваться энциклопедиями для младших школьников (например, издательства «Махаон»), где есть картинки анатомических особенностей женщины и мужчины
Для разговора с ребятами этого возраста важно называть все, упоминаемые в процессе беседы органы, своими словами: вагина, пенис. Часто такая «откровенность» родителей ошибочно смущает: дело в том, что половые органы дети ещё не воспринимают как нечто особенное, для них это сродни любой другой части тела — руке, ноге
Разобравшись с основными понятиями, дети узнают, откуда они появляются на свет
Чем дополнить рассказ
Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Вирджини Дюмонт и Сержа Монтанья «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8–11 лет».
Видео: как рождаются дети
Watch this video on YouTube
Что рассказывать подростку
Как правило, к этому возрасту ребята уже имеют достаточно полное представление о том, как человек приходит в этот мир. Поэтому таинство рождения в разговоре с подростком может быть поводом углубиться в вопросы всего того, что предшествует зачатию, остановившись детально на физиологических особенностях девочек и мальчиков. Здесь нужно сказать о менструациях и поллюция, причём и об одном, и о другом вне зависимости от пола ребёнка. Поняв, зачем мальчику пенис, а девочке вагина, подросток чётко будет понимать, как сперматозоиды встречаются с яйцеклеткой.
Для рассказа подростку о том, откуда берутся дети, стоит вооружиться плакатом строения половой системы мужчины и женщины
Подборка материалов для мальчиков и девочек
Для детей-подростков справочную литературу нужно подбирать в зависимости от пола ребёнка. Например, Линда Мадарас «Что происходит с моим телом. Книга для мальчиков», «Что происходит с моим телом. Книга для девочек».
Для подростков, кроме научно-публицистических передач, также есть анимационные фильмы, которые презентуют информацию в занимательной форме.
Как найти нужные слова?
Если вам сложно подобрать слова, попробуйте подыскать подходящую литературу. Сейчас можно найти отличные книжки, написанные как для маленьких детей, так и для школьников, рассказывающие «об этом» подробно, но соответственно возрасту.
Самое важное, считают педагоги и психологи, сразу называть вещи своими именами. Называя части тела, не придумывайте «краники» и прочие иносказания
Ребенок относится к своим половым органам также, как к руке или ноге. Не смущайтесь и вы.
Рассказывая о появлении детей, делайте акцент на любви и взаимоотношениях. Ведь действительно, именно потому, что мама с папой любят друг друга, у них рождаются дети.
Пусть ваша история выглядит как-то так:
«Любящие люди начинают жить вместе. У них появляется свой дом, они все делают вдвоем. Им нравится обниматься и целоваться. Пожив немного вместе, они могут захотеть, чтобы у них был ребенок.
Ты уже знаешь, что мужчины и женщины по-разному устроены. Это специально так придумано, чтобы они могли иметь детей. Папин пенис отдает маме маленькую клеточку. Соединившись с маминой, эта клеточка совершает настоящие чудеса. Из нее получается настоящий ребенок.
https://youtube.com/watch?v=5Zba_tyyLrA
Правда, сначала он очень маленький, и живет в мамином животе, пока не подрастет и не наберется сил. Тогда он выходит на свет через отверстие в мамином теле.»
Конечно, когда ребенок станет старше, рассказ начнет обрастать деталями. Помните — не нужно бежать впереди паровоза.
Как поговорить с подростком 11-16 лет
Поддерживать доверительные отношения с подростком – целое искусство, ведь в этом возрасте авторитет взрослых обесценивается. Однако без доверия невозможны беседы на деликатную тему.
Подростки активно интересуются противоположным полом, влюбляются, встречаются. В чем-то они совсем ещё дети, но физиологически они уже готовы вести «взрослую» жизнь». Именно поэтому на первом месте должны быть разговоры не о гигиене или изменениях тела, а о планировании семьи, зачатии, беременности, средствах контрацепции.
Как и в вопросах подготовки к взрослению, в беседах с подростками важна свободная атмосфера, состояние диалога, а не «сухие» лекции. Разговаривать «про это» лучше на равных, как взрослый со взрослым, называя вещи своими именами и рассказывая о реальных опасностях
Говоря об отношениях с противоположным полом и о возможности рождения ребёнка, важно делать акцент на то, что ребёнок – это, прежде всего, большая ответственность, поэтому лучше, если он будет рождён сознательно, в браке, когда оба готовы к созданию семьи и разделению ответственности
Родителям подростков всегда тревожно: а вдруг ребёнок рано начнёт половую жизнь? Вдруг будет нежелательная беременность или инфекции? К сожалению, в некоторых семьях половое воспитание ребёнка сводится к «узнаю – убью». К ещё большему сожалению, при таком раскладе у родителей есть все шансы просто не узнать. Именно поэтому если ребёнок делится чем-то личным – не стоит его критиковать, ругать, осуждать.
Чем старше ребёнок, тем более сложные вопросы рождаются в его голове. На каждый из них он хочет получить ответ, и если не в семье, то на улице или в интернете эти ответы будут найдены. Если ребёнок по каким-то причинам не задаёт вопросы и не проявляет интерес к щекотливой теме – родителям стоит взять инициативу в свои руки и начинать разговоры первыми. Чем лучше ребёнок будет «вооружён» информацией, тем больше он будет готов к взрослой жизни.
Читаем также:
- Топ 10 детских вопросов, которые ставят родителей в тупик (и как на них отвечать). Часть 1
- Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?
- Неловкие вопросы детей — как отвечать?
- Возраст «Почемучек» или 100 тысяч «А зачем..? А почему..?»
Подборка книг
- Дюмон Вирджини. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет
- Виржини Д., Монтанья C. Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет
- «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман. Возраст: 4–6 лет
- «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель. Возраст: 4–7 лет
- «Книга о любви», Пернилла Стальфельт. Возраст: от 4 лет
- «Главное чудо света», Георгий Юдин. Возраст: 6–10 лет
- «Before You Were Born», Дженнифер Дэвис, Лора Корнелл. Возраст: 2–4 года
- «The True Story of How A Baby Is Made», Пер Хольм Кнудсен. Возраст: 3–5 лет
- «A Kid’s First Book About Sex», Джоани Бланк. Возраст: 7–11 лет
- «Mommy Laid an Egg: or, Where Do Babies Come From?», Бабетт Коул. Возраст: 3–5 лет
- «Where Did I Come From?», Питер Мэйл. Возраст: 7–10 лет
Бестселлер
Дети хотят знать все на свете:
- Откуда берутся дети?
- Чем различаются мальчики и девочки?
- Что делает малыш в животе у мамы?
- Что происходит во время родов?
Озвученная книга для iPad
Это озвученная детская книга, созданная для iPad приложения Kinderbook. Доступным для детей языком и в игровой форме, авторы описывают технические подробности отношений мужчины и женщины, в результате которых появляются дети.
https://youtube.com/watch?v=5Zba_tyyLrA
Познавательный мультфильм откуда берутся дети
Если вы не хотите рассказывать про капусту и аистов этот познавательный мультфильм расскажет о внутреннем мире человека. Просто и доступно ребенок узнает как зарождается новая жизнь, почему дети похожи на родителей, и даже немного о ДНК и РНК.
Выбор игрушек
Современные игрушки могут стать причиной того, что малыш получит неправильное представление об особенностях представителей различного пола.
Некоторые миловидные пупсы имеют явно выраженные половые признаки
Поэтому куклы-мальчики привлекают чрезмерное внимание девочек к своим анатомическим особенностям.
Красивые куклы – «взрослые девушки» – нередко обладают ярко выраженным сексуальным образом, вызывая у детей или стремление подражать или же ощущение неполноценности из-за несоответствия.. Вот почему родителям нужно очень внимательно подходить к вопросу выбора игрушек
Вот почему родителям нужно очень внимательно подходить к вопросу выбора игрушек.
Как рассказать детям разных возрастов
Форма подачи информации должна зависеть от возраста ребенка. Самым маленьким ни к чему биологические подробности, а подросткам нужно узнать обо всем максимально правдиво.
Совсем маленьким детям
Если совсем кроха задает вопрос о том, как он появился, не отмахивайтесь, под предлогом, что ему еще рано такое знать. Это может испортить доверительные отношения и спровоцировать ребенка в будущем искать ответы в других местах.
В раннем возрасте достаточно сказать, что его родила мама. Если это не удовлетворило интерес малыша, можно добавить, что до этого он был совсем маленьким и рос в животике, деткам там тепло и безопасно.
В 3-4 года
Чтобы правильно объяснить ребенку, откуда берутся дети, в 3-4 годика лучше воспользоваться завуалированными фразами, доступными для его понимания. К общей информации, описанной выше, можно добавить, что малыши вырастают в животике у мамы из маленького зернышка, которое дарит папа.
Нужно уточнить, что такое зернышко есть только у взрослых мужчин. И только взрослая женщина может его принять.
В дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте стоит более подробно объяснить ребенку, откуда появляются дети. Это нужно не только для удовлетворения его любопытства, но и для понимания разницы между полами.
Также стоит затронуть вопрос приличий и личной безопасности. Объясните малышу, что интимные места нельзя показывать посторонним людям (исключение – врачу с вашего разрешения) и если кто-то просит это сделать, нужно звать на помощь и обязательно рассказать родителям.
В школьном возрасте
Школьники уже обычно знают, откуда они взялись и имеют общее представление об основах физиологии. Учитывая тенденцию к раннему половому созреванию у современных детей, до 10 лет им нужно донести информацию о предстоящих этапах взросления.
Убедите ребенка, что в этом нет ничего постыдного, и он может в любой момент обратиться к вам за помощью, если его что-то беспокоит. Также уместно поговорить о первой симпатии и приемлемых ее проявлениях в этом возрасте.
Все подростки, так или иначе, интересуются темой секса, но, конечно, мало кто хочет обсуждать это с родителями. Тем не менее, нужно побеседовать с взрослеющими детьми о том, почему важна контрацепция и как происходит зачатие. Информация, которую они найдут самостоятельно, может быть неполной или ошибочной.
Чтобы ребенок прислушался к вам, постарайтесь выбрать подходящий момент и называть вещи свои именами, без смущения
Обращайте внимание на реакцию сына или дочки и уделяйте больше внимания вопросам, вызывающим у них интерес в данный момент
Девочкам-старшеклассницам важно сообщить о риске нежелательной беременности, ЗППП, последствиях абортов и ранних родов для здоровья и дальнейшей жизни. За объяснениями мальчику желательно затронуть аспект ответственности парня в интимных отношениях
Ему нужно понять, что пока он не готов к созданию семьи, контрацепция и его проблема тоже, как и последствия ее отсутствия.
Все, что осталось от Рая
Фото Compfight
Человек получил от Бога благословение на брак и рождение детей еще до грехопадения. И грех, введя в мир смерть, распад и страдание все же не смог уничтожить этих даров создателя. Блаженный Августин пишет: «Хотя данное супругам благословение брака – плодится и размножаться, и наполнять землю – остается и в преступивших, оно было дано еще до преступления, дабы явить, что рождение детей – к славе брака, а не в наказание за грех». По библейскому воззрению, разделяемому в основе всем человечеством, брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. Ту же мысль можно увидеть и в богослужебных книгах православной Церкви: «Супружеский союз ни прародительским грехом, ниже потопом Ноевым разорися» (чин благословения супруг чад не имущих). Благословение деторождения сохранилось, но в результате отпадения человека от Бога роковым образом изменились и сам человек, и окружающий его мир и отношения человека с этим миром. Великий Божий дар деторождения, который должен был стать для человека источником величайшей радости и полноты бытия, вдруг превратился для него в источник проблем и скорби. Как это могло случиться, легко понять на примере нехитрой аналогии: предположим, мальчик увлекается лыжным спортом. Родители решили порадовать своего любимого сына и подарили ему на день рождения лыжи. Чудесные лыжи из углепластика, жутко дорогие, самой знаменитой фирмы, короче – именно те, о которых он и мечтал. Хороший ли это подарок? Конечно хороший! Но всю радость мальчика напрочь испортило непредвиденное обстоятельство: в результате глобального потепления, снег зимой так и не выпал. На улице вместо сугробов и веселой поземки – противный дождь, под ногами мерзкая слякоть. А в углу стоят прекрасные новые лыжи… И выбор у мальчика совсем небогатый: либо все же рискнуть и опробовать свой подарок на тоненьком слое снега, который хоть и лег поверх грязи, но тут же прямо на глазах – тает. Либо… Либо – обломаться с лыжами, и идти играть в шахматы. Примерно перед такой дилеммой и стоит человечество после грехопадения. Земля, над которой люди должны были владычествовать, начала приносить им терния и волчцы, рождение детей стало болезненным процессом. В мир вошла смерть и оказалось, что, по словам Псалмопевца: «…дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь».
Но и скорби по плоти еще не самое грустное обстоятельство семейной жизни, гораздо печальнее то, что все беды и горести детей неизбежно ложатся тяжким грузом на сердце их родителей. А бед у людей, разучившихся любить Бога и друг друга, во все времена было предостаточно. Первая же попытка реализации благословения на рождение детей в мире, пораженном грехом, дала страшный результат: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын – его жертвой. Убийца-изгнанник Каин, погибший Авель, и их несчастные родители… Так начиналась история человечества, потерявшего Рай в буквальном смысле и в своей душе. Можно долго говорить о ее продолжении и развитии, но это будет очень грустный рассказ. И вот тут самое время вспомнить вопрос рефлексирующего подростка: «Зачем вы меня родили? Я об этом не просил». А в самом деле, не является ли деторождение в пораженном грехом мире всего лишь результатом безответственного родительского легкомыслия, граничащего с жестокостью? Ведь человек появляется на свет не по своей воле, выбора у него по понятным причинам нет. Но в праве ли родители делать этот выбор за него? Тем более, что, как уже говорилось, оно, вроде бы как – само все получается? Нет, конечно же, не в праве. Но дело в том, что они, ведь, и не делают этого выбора. Потому что, как это ни парадоксально, но жизнь новому человеку дают вовсе не они.
Основные правила
В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:
Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему
Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
Очертите границы допустимого интереса:
— его интереса к чужим половым органам;
— чужого интереса к его половым органам.
Как происходит процесс зачатия ребенка
Какие процессы происходят в организме женщины во время эякуляции? Примерно 500 000 000 сперматозоидов достигают шейки матки и скапливаются у задней стенки влагалища.
Для того, чтобы осуществить зачатие ребенка сперматозоиду нужно попасть в полость, где расположена яйцеклетка и произвести оплодотворение. Этот путь условно разделен на этапы:
-
Прохождение шейки матки — примерно 2 сантиметра;
-
Прохождение полости матки — примерно 5 сантиметров;
-
Прохождение маточной трубы — примерно 12 сантиметров;
-
Попадание в ампулярный отдел;
-
Соединение с яйцеклеткой.
Данный процесс может занимать до трех часов времени, поскольку внутренняя среда организма женщины создает массу препятствий для сперматозоида. Когда эта среда слишком агрессивна к сперматозоидам зачатие становится невозможным. Такое положение требует помощи организму женщины в ослаблении негативных факторов, влияющих на уровень агрессивности среды в сторону ее смягчения.