Пальчиковые игры для детей 2
Содержание:
- Возрастные рамки
- Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
- Игры для детей от 6 лет
- Обзор пальчиковых игр для детей
- Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
- Пальчиковые игры: для чего нужны
- Сказки для пальчиков
- Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
- Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
- И ладошкой помаши. (машем рукой)
- Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
- Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
- Ножками потопаем, (топаем)
- Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
- Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
- Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
- Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
- Мы танцуем дружно.
- Музыка и песенка –
- Вот что Тасе нужно.
- Вот мы на пол встали,
- С Тасей поплясали.
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
- Хлопали немножко.
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Ручки поднимали, (поднимаем руки)
- На головку клали. (кладем руки на голову)
- Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
- Ножки выставляли.
- Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
- Топ-топ, топ-топ.
- Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
- Хлоп-хлоп.
- Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
- Ой-ой, ой-ой!
- Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
- Выше, выше, выше.
- Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
- Ниже, ниже, ниже.
- Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
- Так, так, так.
- Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
- Так, так, так.
- Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
- Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
- «Ох, доска кончается
- Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
- Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
- Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
- Кашу варила,
- Деток кормила
- Этому дала, (загибаем большой пальчик)
- Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
- Этому дала, (загибаем средний пальчик)
- Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
- А этому не дала: (указываем на мизинчик)
- «Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
- Ты водички не принес.
- Кыш, пошел!»
- Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
- Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
- Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
- Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
- Мы грибы идем искать.
- Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
- Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
- Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
- Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
- Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
- Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
- Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
- Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
- И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
- Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
- На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
- Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
- Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
- Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
- Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
- А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
- Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
- С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел,
- Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
- Да всех братцев забавлял.
- Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
- Где ты был? Где ты обедал?
- С этим братцем ел малину,
- С этим братцем ел калину,
- С этим братцем – землянику,
- А с малышечкой – чернику.
- Поросята
- Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе
- Два рыжих
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
- Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
- Что представляет собой пальчиковая гимнастика?
- Упражнения
- Советы родителям
- Двое толстых поросят
- У жирафов
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Игры для детей от 6 лет
Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:
В той стране, где много солнца,
Жили-были три японца:
Як,
Як-Цидрак,
Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
О-о-оу… Як,
Як-Цидрак,
Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.
В той стране, где много солнца,
Жили-были три японки:
Ципи,
Ципи-Дрипи,
Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
О-о-оу… Ципи,
Ципи-Дрипи,
Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
Вот они переженились:
Як на Ципи,
Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,
Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
О-о-оу… Як на Ципи,
Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,
Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.
И у них родились детки:
У Яка с Ципой — Шак,
У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,
У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.
Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.
Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами
Самое важное всего на 60-ти страницах.
Обзор пальчиковых игр для детей
Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.
Игры для деток до года
Человечек
Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.
Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку: Глазки, бровки, ушки, щечки, Носик, ротик, оборотик. Пальцы, ножки, огуречик. Вот и вышел человечек.
Стенка
Все действия выполняйте ручками ребенка. Стенка, стенка (похлопайте по щекам). Потолок (погладьте лобик). Две ступеньки (потрогайте губки). Дзынь – звонок (нажмите на носик).
Пальцы
Все время в такт словам хлопайте в ладоши. Полетела птичка-мать Малышам жуков искать. А птенцы сидят в гнезде, Мамочку зовут весь день.
Игры для годовалых малышей
Сорока-белобока
Как в нее играть, знают все. А вот стишок: Сорока-белобока печку топила. Сорока белобока кашку варила. Сорока-белобока деток кормила: – Этому дам, и этому дам, И этому дам, и тому дам. А вот этому не дам. Он дрова не рубил, И печь не топил, И воды не принес, И получит гулькин нос.
Кузница
Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами. Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони). Подай, мама, молоток (поменяйте руки). А не дашь мне молотка (снова меняем). Не подкую сапожка (опять меняем ручки).
Замок
Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами. На дверях у нас замок (покачать замком из рук). Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.) Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев). Покрутили (покрутите руками). Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).
Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:
Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
Например:
Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)
И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (трём ладошки).
Вот так, вот так
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.
Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт (потягиваемся),
Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).
Подметает дом, оградку («подметаем»)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).
Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).
Для осени:
Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
А потом сильнее дождик (быстрее стучим).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).
Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).
В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).
И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).
Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).
И вот снова дождик, тихонько,
Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).
Для зимы:
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).
Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).
А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),
А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),
Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).
Для весны:
Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (покачиваем кистями).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),
Тихо засыпают,
Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).
Для лета:
Пять маленьких рыбок
Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)
А третья сказала:
«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)
А пятая крикнула:
«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)
Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Сказки для пальчиков
Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для развития мелкой моторики у детей, вот пример такого комплекса:
Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.
Попрощались с кошечкой и побежали дальше. Вдруг видим — серые ушки в огороде. (шевелим ушками-пальчиками). Это зайка-попрыгайка, серенький трусишка. Собирает капусту и морковку. Увидел кого-то и испугался.
А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой — поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.
Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).
Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).
А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.
Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик — пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.
Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)
Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.
***
Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
***
Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.
***
Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)
Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики
В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.
Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»
***
Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)
***
Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)
***
Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем мизинец)
***
Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил, (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.
***
Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.
Поросята
Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.
Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе
Пальчиковая гимнастика для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.
Феноменом пальчиковой гимнастики заинтересовались и учёные. Выяснилось, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Сигналы, поступающие в мозг малыша при обследовании предметов окружающего мира с помощью рук стимулируют работу речевых центров и участков, ответственных за память, мышление. Это закономерно: получая новую информацию, маленький исследователь испытывает потребность осмыслить её и поделиться своими открытиями с окружающими.
Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента
Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни
Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.
Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:
- Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
- Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
- Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
- Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
- Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
- Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
- Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость — только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему
Два рыжих
Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).
Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.
Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».
Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.
Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей
Что представляет собой пальчиковая гимнастика?
Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.
Особенности
Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.
Что она дает?
Помогает речевой активности.
Учит концентрировать и распределять внимание.
С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым.
Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму.
Малыши учатся контролировать себя.
В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений.
С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.
В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.
Что можно использовать в образовательных целях?
При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.
Советы
Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.
Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые.
При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов.
Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения.
Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.
Упражнения
Самые первые пальчиковые игры нужно проводить без стихотворного или сказочного контекста, все внимание малыша должно быть сосредоточено на процессе тренировки нового навыка. Можно предложить ему посоревноваться в ловкости и выдать победителю небольшой приз
Важно не стремиться получить сразу идеальный результат, формировать новые умения нужно постепенно. Вот несколько простых упражнений для детей 2-3 лет
Лучше всего проводить их тогда, когда у вас и малыша появляется несколько свободных минут (например, в очереди к врачу или в пробке). Очень полезно начинать несколькими из них занятия творчеством (рисованием, лепкой).
Кулачки-ладошки
Обе руки лежат на столе. Одна ладошка открыта, другая — сжата в кулачок. Затем нужно несколько раз поменять их положение.
К себе-от себя
Руки стоят на локотках. Выгибаем ладошки на себя, потом прогибаем в обратном направлении. Следим за пальчиками, они должны быть прямыми.
Замок
Пальчиковая игра “Замок”: держим руки перед собой. Соединяем пальцы обеих ладошек друг с другом, «замочком». Выпрямляем руки, выворачивая замок другой стороной, от себя.
Ладошки-близняшки
Держим руки перед собой. Соединяем ладони вместе. Двигаем сомкнутыми ладошками в разные стороны. Следим за их плотным соединением и параллельными движениями.
Пальчики здороваются
Поставить руки перед собой, выпрямить все пальчики на ладошках. Начать соединять парные пальцы — большой с большим, указательный с указательным и т. д. Потом, тоже по очереди, разъединить их.
Советы родителям
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени
Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Двое толстых поросят
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»
У жирафов
Хлопают по всему телу ладонями.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде. (2 раза)
Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
коленях и носках.
Щипают себя, как бы собирая складки.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.
Проводят ребрами ладони по телу.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. (2 раза)
На лбу, ушах и т.д.