20 замечательных пальчиковых игр для детей 6-7 лет

Содержание:

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в подготовительной группе ДОУ

Прежде всего, у педагога по развитию должна быть специальная картотека пальчиковая гимнастика в подготовительной группе. Подготовительная группа — это определённое звено между детским садиком и школьной жизнью. Главная задача воспитателей в последней год обучения в ДОУ — подготовить детей и физически и морально к следующему этапу жизни. Проводятся определённые упражнения.

На заметку! Большим плюсом является то, что в образовательный план детского сада всегда были включены пальчиковые игры.

Игра-песенка «Цыплята»

Учёными давно доказано, что занятия для пальцев влияет на головную деятельность мозга.

Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой

Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Что такое пальчиковая гимнастика?

Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само название. Это гимнастика, которая выполняется пальцами рук. Они попеременно и одновременно сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие действия под мелодичные стихи-потешки. Иногда такие занятия проводят воспитатели в детском саду. В первых классах школы разминка пальчиков является обязательной. Она помогает снять усталость после письма.

Возраст 4–5 лет – оптимальный для начала домашних занятий пальчиковой гимнастикой. Но если есть желание, можно делать ее и гораздо раньше. В Японии простые упражнения выполняют с 2–3- месячными младенцами. Прообраз современных пальчиковых игр – знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила».

Виды упражнений

Все игры делятся на три группы.

  1. Упражнения, которые воздействуют на кисти рук. Что мы получаем от данного вида занятий:
  • Развивается навык расслабления и напряжения мышц;
  • Развивается подражательная способность;
  • Развитие навыка сохранять пальцы в одном положение на некоторое время;
  • Переключатся с определённого предмета на другой.
  1. Статистическая работа для пальцев. Эти упражнения помогают осуществить ранний опыт в определённом направлении, на высоком уровне.
  2. Динамическая работа для пальцев. Что будет, если следовать этим упражнениям:
  • Будет происходить развитие координации движений;
  • Противопоставлять большие пальцы к другим.

Нетрадиционные пальчиковые игры

«Нетрадиционные» пальчиковые игры — это игры с разными предметами. То есть, можно взять любой предмет в поле зрения ребенка. К примеру, это будет карандаш.

На заметку! Желательно чтобы и родители, и дети, взяли в руки карандаш и начали тереть его ладошку об ладошку, между пальцев при этом самое главное приговаривать либо стихотворения, либо потешки.

Тут можно использовать специальный «ёжик-шарик», песок и многие другие предметы.

Как правильно проводить гимнастику

Сюда можно отнести следующие тренировки:

  1. Массаж рук и пальчиков с грецкими орехами;
  2. Специальными массажными щетками;
  3. Воздушными шариками. К данным видам развлечений можно применять различные материалы:
  • природный,
  • хозяйственно-бытовые,
  • бросовый.

Нетрадиционные игры — это универсальное, дидактическое развивающее занятие. Главная цель данного развлечения заключается в том, что нервные окончания в пальчиках влияю на разум детей. То есть мозговая деятельность малыша начинает хорошо работать.

На что влияют нетрадиционные формы гимнастики пальцев:

  • Развитие речи;
  • Развитие сосредоточенности;
  • Подготовка детей к письму;
  • Развитие координации.

Для большей пользы этих игр нужно применять и стишки, потешки, песенки, считалки. Вследствие этого малыш получит разнообразное сенсорное впечатление.

Внимание! При занятии с малышом таким видом игр многое зависит от родителей. Родителям необходимо создать уютную и приятную обстановку

Такой вид развлечений формирует хорошие отношения между детьми и взрослыми.

Что представляет собой пальчиковая гимнастика?

Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.

Особенности

Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.

Что она дает?

Помогает речевой активности.
Учит концентрировать и распределять внимание.
С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым.
Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму.
Малыши учатся контролировать себя.
В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений.
С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.

В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.

Что можно использовать в образовательных целях?

При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.

Советы

Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.

Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые.
При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов.
Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения.
Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.

Два рыжих

Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены (два таракана), крутят ими.
Два рыжих таракана
пришли ко мне домой (2 р.)
Кулаки прижаты друг к другу, сгибают — разгибают пальцы.
Уселись тараканы,
уселись тараканы
на полочке одной.
Движения соответствуют предыдущему куплету, только теперь выпрямлены указательные и средние пальцы обеих рук.
Четыре таракана
попили киселя (2 р.)
Выполняют движение «фонарики».
Весь вечер баловались,
весь вечер баловались
и пели тра-ля-ля.
Идут по столу на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах. Ползут ими по столу (остальные сжаты).
И вшестером на кухню
поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
шесть ловких тараканов
под дверью проползли.
Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец.
Там восемь тараканов,
конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
а съесть её все восемь, конечно, не смогли.
Все пальцы выпрямлены, выполняют движение «фонарики».
Когда они наелись,
пустились дружно в пляс, (2 р.)
Сжимают — разжимают кулачки.
Плясали дружно десять,
плясали дружно десять
на кухне целый час.
Пальцы сомкнуты «ковошом», лежат на столе.
Поспать они решили,
Перебирают пальцами по столу
но мимо мышь прошла (2 раза)
Пальцы рук расслаблены, «метут» ими по столу.
И хвостиком всех сразу,
и хвостиком всех сразу
куда-то подмела.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки, 
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать, 
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Шары

Много шаров мне вчера подарили.

Я сосчитал их — всего их четыре.

(Дети попеременно стучат кулачками и хлопают в ладоши. Показывают по четыре пальца на обеих руках.)

Много шаров одному мне не надо.

(Вновь ритмично стучат кулачками и хлопают в ладоши.)

Будут друзья мои шарикам рады.

Первый достался другу Илье,

(Сжаты в кулачки по четыре пальца на каждой руке.)

В космос слона он понес на заре.

(Разжимают указательные пальцы на слово «первый».)

Шарик второй пригодился Маришке,

(Разжимают средние пальцы на слово «второй».)

Чтобы не плакал Маришкин братишка.

Третий отдал я другу Андрюше,

(Разжимают безымянные пальцы на слово «третий».)

С ним мы, наверно, сто лет уже дружим.

Шарик четвертый — Светке Петровой,

(Разжимают мизинцы на слово «четвертый».)

Светке, обиженной Резником Вовой.

И все хорошо бы, но вдруг оказалось,

(Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Что много друзей, а шаров не осталось.

Назови зверей

Раз, два, три, четыре, пять,

(Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Будем мы в зверей играть.

Ежик.

(Показывают ладони с переплетенными и растопыренными пальцами.)

Зайка.

(Показывают кулачок с выпрямленными указательным и средним пальчиками.)

Серый волк,

(Горизонтально держат ладонь с поднятым вверх большим пальцем.)

Серый волк — зубами щелк.

(Разводят пары пальчиков — волк открывает пасть.)

Лось с ветвистыми рогами,

(Показывают ладони с растопыренными пальцами.)

Лось со стройными ногами.

(Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках.)

И медведь зубастый, бурый,

(Двумя ладонями показывают зубастую пасть.)

И медведь с лохматой шкурой.

(Резко разжимают сжатые кулачки.)

Раз, два, три,

По порядку назови:

Ежик, зайка, волк, лось, медведь.

Любит он в кустах реветь.

На прогулку

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор идем гулять,

(Дети сжимают и разжимают кулаки.)

Мы во двор идем гулять.

Что с собой мы будем брать?

(Пожимают плечами.)

Раз — лопатка, два — ведерко,

Три — ушастый пес Трезорка,

(Загибают по одному пальцу на каждое название игрушки.)

А четыре — грузовик,

В нем возить я все привык.

Пять — любимый красный мячик,

Он катается и скачет,

Шесть — сестренкина скакалка,

Что порвал ее я — жалко.

Семь — резиновый котенок,

Восемь — розовый утенок,

Девять — формочек гора,

Десять — новая игра.

Я хочу тебя спросить:

(Вновь пожимают пленами.)

«Как все это выносить?»

Когда дождик плачет

Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших, заканчивая мизинцами, а потом в обратном направлении и так до окончания текста.

Дождик, дождик — кап-кап-кап

По траве, по крыше.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

Как стучишь ты, слышу.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

В синей луже мячик.

Дождик, дождик — кап-кап-кап,

Почему ты плачешь?

Котенок и щенок

По забору кот шагает,

Он шагает и не знает —

(Дети шагают по кругу на носочках, руки на поясе.)

На него щенок глядит,

За котом давно следит.

Только спрыгнул кот с забора,

(Поворачиваются лицом в круг. Совершают прыжок на месте.)

Началась тотчас умора.

(На каждое действие котенка загибают по одному пальцу.)

Кот вперед помчался пулей,

Налетел на старый улей,

Потревожил рой пчелиный,

Перепачкал лапы глиной,

Угодил в большую яму,

Напугал у клумбы маму,

Снова прыгнул на забор,

Угодил в соседский двор,

Искупался там в тазу,

С ног чуть-чуть не сбил козу.

Я возьму котенка Васю,

(Вновь идут по кругу, прижав воображаемого котенка к груди.)

И пойдем мы восвояси.

Кто б подумать только мог,

Что виной всему щенок!

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Пальчиковые игры для малышей на развитие мелкой моторики

В возрасте 1 года ребенок еще очень мал, чтобы самостоятельно делать движения каждым пальчиком по отдельности, но, если мы хотим развивать мелкую моторику, то без этих игр просто никуда. Поэтому все движения из стишков в этом разделе необходимо выполнять маме пальчиками ребенка. Как правило, в этом возрасте малыши с большим удовольствием наблюдают за интересными событиями, разворачивающимися у них на ладошке:) Нам с Таисией эти игры здорово помогали скоротать время в автомобильных поездках.

Сорока-ворона (водим пальцем по ладошке малыша)
Кашу варила,
Деток кормила
Этому дала, (загибаем большой пальчик)
Этому дала, (загибаем указательный пальчик)
Этому дала, (загибаем средний пальчик)
Этому дала, (загибаем безымянный пальчик)
А этому не дала: (указываем на мизинчик)
«Мал, мал, не хорош! (постукиваем по мизинчику)
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!»

***

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)
Вот и вся моя семья. (трясем получившимся кулачком)

***

Раз, два, три, четыре, пять, (считаем поочередно все пальчики)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел. (загибаем мизинчик)
Этот пальчик гриб нашел. (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик чистить стал. (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик жарить стал. (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик встал и съел. (отводим большой  пальчик)
Потому и потолстел! (загибаем большой пальчик)

***

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)
Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)
Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)
И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

***

Где ладошка? – Тут! (открываем ладошку)
На ладошке – пруд. (чертим на ладошке круг)
Палец большой – гусь молодой, (загибаем большой палец)
Указательный – поймал, (загибаем указательный палец)
Средний – гуся ощипал, (загибаем средний палец)
Безымянный – печь топил, (загибаем безымянный палец)
А мизинчик – суп варил. (загибаем  мизинец)

***

Пальчик, пальчик, где ты был? (показываем большой пальчик)
С этим братцем в лес ходил,  (массаж каждого пальца по очереди)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
Песни пел, да играл, (хлопаем в ладоши)
Да всех братцев забавлял.

***

Пальчик, пальчик-непоседа, (разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их)
Где ты был? Где ты обедал?
С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем – землянику,
А с малышечкой – чернику.

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр

Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е

к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.

Корзинка с овощами.


Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки

Сдобная считалочка.

Муку в тесто замесили

(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).

А из теста мы слепили:

(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.

(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).

Очень вкусно!

(Поглаживаем ладошками животик).

Считаем мебель.

Предметы в комнате начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).

Много мебели назвал

Десять пальчиков зажал!

(Показать два кулачка).

Зимняя спячка.


Про мишку

Пальчиковая гимнастика для мальчиков.


Мальчишкам

Мамина профессия.


Так вы выучите и профессии

Поздоровайся со мной.

Доброе утро, котенок!

Добрый день, козленок!

Добрый вечер, щенок!

Привет, утенок!

Здравствуй веселый смешной поросенок!

(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).

Мир под водой.

Посмотри скорей вокруг!

(Приставляем ладошку по линии бровей).

Что ты видишь, милый друг?

(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).

Цветочки.


О цветах

Цель пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика – это целый комплекс упражнений для кистей и пальцев рук, который подбирается на основе данных о возрасте учеников. Занятия проводятся в игровой форме, что, в свою очередь, помогает педагогу создать комфортную обстановку, заинтересовать ребенка, отвлечь и приобщить его к процессу обучения.

Кроме того, пальчиковые упражнения используются:

  • для развития воображения и творческого потенциала;
  • для стимулирования умственных процессов: мышления, памяти, внимания, интеллекта;
  • для тренировки мелких движений, гибкости и ловкости рук;
  • для развития способности концентрироваться на одной задаче;
  • для активизации центров письма и речи, расположенных в коре головного мозга.

При этом благодаря телесному контакту во время упражнений ребенок успокаивается и получает положительные эмоции.

Применение рассматриваемых игр доступно не только педагогам, но и родителям. Для того чтобы процесс обучения в домашних условиях был комфортным, интересным и результативным, специалисты советуют использовать некоторые рекомендации:

перед гимнастикой следует разогреть детские ладони при помощи разминающих упражнений;
прежде чем приступить к зарядке, необходимо рассказать ребенку об игре, показать ряд жестов и комбинаций;
во время занятий маме или папе необходимо проявлять фантазию, при прочтении стишков использовать разную интонацию и мимику;
упражнения лучше выполнять не торопясь, сначала задействовать одну руку, а потом обе;
важно массировать каждый палец в отдельности, а также сочетать растяжение, напряжение, сжатие и расслабление кистей;
в процессе игры родителям следует корректировать движения ребенка;
занятия должны быть регулярными и длиться от 3 (пальчиковые игры для детей до года ) до 15 (упражнения для дошкольников старшего возраста) минут.

Пальчиковые игры, гимнастика. — Пальчиковые игры и физкультминутки для детей 4–5 лет «Зима»

Публикация «Пальчиковые игры и физкультминутки для детей 4–5 лет…»
Пальчиковые игры и физ. минутки для детей 4-5 лет. Тема: «Зима» Пальчиковая сказка «Рукавичка» Из-за леса, из-за гор Дети шлепают ладошками по коленям. Топал дедушка Егор. Очень он домой спешил Показывают оборотную сторону ладони с Рукавичку обронил. вытянутым вверх большим…

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского…

Конспект занятия по развитию мелкой моторики в младшей группе «Пальчиковые игры с куклой Катей» для детей 3–4 лет
Конспект занятия по развитию мелкой моторики в младшей группе Пальчиковые игры с куклой Катей. Возраст детей: 3-4 года Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук. Задачи: — Развивающие развивать мелкие мышцы рук, гибкость,…

Развитие речевой активности у детей раннего возраста 2–3 лет посредством пальчиковых игр
План работы воспитателя по самообразованию 1 этап. Подготовительный Содержание работы Сроки реализации 1. Тема: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» (2-3 года) Актуальность выбранной темы В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение…

Пальчиковые игры, гимнастика. — Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет

Статья «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3…»
Пальчиковая гимнастика для детей 2 — 3 лет Пальчик, мальчик ИП: все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен. — Пальчик, мальчик, Где ты был? — С этим братцем – в лес ходил. (Показать указательный палец) — С этим братцем — щи варил. (Показать средний…

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2–3 лет
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч») Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями…

Пальчиковые игры для развития речи и мелкой моторики рук для детей раннего возраста
Описание: комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста будет полезен воспитателям группы раннего возраста, а также родителям детей данной возрастной категории. Цель: Развитие речи детей и мелкой моторики рук в режимных моментах. Задачи:…

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2–3 лет
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд –…

Страницы:

Занятия для 4–5 лет

Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.

Полезные рекомендации:

Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
Одно занятие длится 10–15 минут.
Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются

Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

Примеры

Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.

Облака

Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса

Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит

Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков

Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик

Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака

Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы

Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра

Махи руками по сторонам: Запоют все птицы

Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб

Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся

Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром

Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся

Солнышко

Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет

Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает

Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали

Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли

Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий

Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи

Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет

Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает

Зимняя игра

Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком

Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом

Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить

Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить

Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить

Осень пришла

Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать

Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины

Указательный пальчик: Листья рябины

Средний: Листья липы

Безымянный: Листья ясеня

Мизинчик: Листья клена соберем

Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем

Чем я занималась

Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала

Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала

Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач

Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч

Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла

Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила

Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье

Махи к себе: Позвала на день рожденья

Картинки

Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.

Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:

Комплекс упражнений

  • Пассивный. Данные процедуры являются массажем. Эти упражнения можно начинать делать с трёх летнего возраста. Выполнять эти упражнения можно следующим образом: Взрослый человек, осуществляет все манипуляции, массажируя пальчики детей, при этом можно приговаривать различные потешки.
  • Сгибание и разгибание пальцев. Задачи этой категории подходят абсолютно всем детям. Для начала необходимо показать своему воспитаннику технику выполнения задания. Ребёнок должен сам выполнять все задания под присмотром взрослого человека.
  • Статическая зарядка для пальцев кисти. Данные тренировки заключаются в использование любых предметов или рисунков. То есть, задания должны быть показаны или схематически, или в виде рисунков на карточках.
  • Динамические движения или инсценировка сюжетов. Сюда можно отнести и пальчиковый театр. Данная техника выполнения, даёт возможность зарядить малыша отличным настроением. Цель родителей — уместить спектакль на ладони у малышей. Познавательные занятия с небольшими героями сказок, развивают также и речевую активность.

Виды пальчиковой гимнастики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector