Правила организации питания в детских садах

Законодательство, регулирующее организацию детского питания

Все дошкольные и школьные детские учреждения России строят свою работу по организации питания на основе единых законодательных актов, главными среди них являются:

  • федеральный закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2013г.);
  • Постановление СанПиН 2.4.3049-13 утвержденное Главным сан.врачом от 15 мая 2013г. № 26;
  • подзаконные акты Минобразования, Роскомнадзора, методические рекомендациями и постановления местных органов власти.

Основным законодательным актом, детально рассматривающим организацию питания на всех этапах, остается СанПиН 2.4.3049-13.
Единым контролирующим органом, в соответствии с законами РФ, выступает Роскомнадзор, в функции работников которого входит обязательная проверка процессов организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях России.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать:

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей.

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день, в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Подготовка к садику

Ознакомиться с меню в группе рекомендуется еще на стадии подготовки ребенка к детскому саду

Очень важно также обратить внимание на время приемов пищи, поскольку дети в группе живут по определенному распорядку дня. Время для игр, приема пищи и сна ограничено правилами и режимом. Как правило, распорядок приемов пищи расписан примерно так:

Как правило, распорядок приемов пищи расписан примерно так:

  • завтрак – с 8: 30 до 9: 30;
  • второй завтрак – 11: 00;
  • обед – с 13: 00 до 14: 00;
  • полдник – 16: 00;
  • ужин – 18: 00.

Переходить на новый режим питания необходимо постепенно, чтобы ребенок мог плавно адаптироваться к новым правилам. Но родителям стоит также понимать, что придерживаться данного режима питания необходимо будет не только в выходные дни, когда малыш не будет ходить в детский сад, но и до наступления школьной поры. Детям, которые не привыкли жить по распорядку дня, будет очень тяжело адаптироваться к новой обстановке в детском саду.

Неплохо взять образец десятидневного меню и готовить указанные блюда для малыша дома. К основным блюдам можно приучить малыша в течение нескольких недель. Главная сложность может быть связана с тем, что согласно правилам, в детском саду каждый день готовится новое блюдо: каши, супы и основные блюда не должны повторяться. Более того, меню в некоторых детских садах составляется таким образом, чтобы блюда не повторялись на протяжении 20 дней. Создать такой разнообразный рацион в домашних условиях невозможно. Конечно, маленький привереда может в первое время отказываться от новых блюд, поэтому лучше обойтись в этот период от употребления полуфабрикатов, соусов, пряностей, специй и готовых продуктов из магазинов и кафе.

Первые дни ребенок будет проводить в детском саду лишь по несколько часов. Это позволит постепенно адаптироваться малышу в новом коллективе, и разлука с мамой будет не такой болезненной. Но все же из-за стресса у ребенка может пропасть аппетит и он будет отказываться не только от еды в детском саду, но и дома. Но такие случаи, как правило, исключение.

Пример программы по питанию в детском саду

Одной из наиболее популярных компьютерных программ для оптимизации планирования питания является «Детский сад: Питание». В ней есть такие возможности, как:

  1. Учет продуктов;
  2. Проектирование технологических карт и рецептов блюд;
  3. Планирование меню на любой период, меню-требования;
  4. Подсчет расхода и остатков продуктов на складе,
  5. Бракеражный журнал;
  6. Составляются отчёты о составе блюд по химическим элементам, их витаминной ценности, количеству микроэлементов;
  7. Надёжное хранение всех важных данных, а также она постоянно обновляется и дорабатывается. Соответствует с нормами питания СанПиН 2.4.12660–10.

Рецепты

У каждого взрослого, кто в детстве посещал детский сад, остались в памяти любимые блюда, которые иногда хочется снова попробовать и вспомнить беззаботное детство. Предложим рецепты любимых детсадовских блюд, которые обаятельно понравятся не только детям, но и взрослым.

Омлет

Приготовить пышный и в то же время легкий омлет, как в детском саду, получается не всегда. Но на самом деле это очень простое блюда, для приготовления которого необходимо знать маленькую хитрость. Для приготовления вам понадобятся:

  • куриные яйца 6 штук;
  • молоко 3,2% жирности 400 мл;
  • холодная вода 50 мл;
  • сливочное масло – 10 г для смазывания формы;
  • соль.

В глубокой миске взбейте яйца, а затем добавьте молоко, немного воды и соли. Затем смажьте подготовленную форму сливочным маслом и влейте полученную смесь. Разогрейте духовку до 150 градусов и поставьте форму запекаться на 30 минут.

Гуляш с картофельным пюре

Приготовить гуляш с пюре, как в садике, не так сложно в домашних условиях. Для этого понадобятся:

  • говядина первого сорта (без кости) – 500 г;
  • репчатый лук;
  • морковь;
  • мука 1 ст. ложка;
  • томатная паста 1 ч. ложка;
  • лавровый лист;
  • соль по вкусу.

Для начала порежьте мясо на небольшие брусочки. Опустите мясо на сковородку с небольшим количеством воды, а затем добавьте мелко порезанный лук и морковь. Мясо необходимо тушить в собственном соку в течение 1 часа на среднем огне. При необходимости можно долить воду. Затем в 200 мл воды необходимо развести ложку томатной пасты и муку, содержимое вылить в сковородку к мясу и добавить лавровый лист и соль.

Для приготовления пюре понадобится:

  • картофель – 2-3 штуки средних размеров;
  • молоко 80 мл;
  • сливочное масло 20 г;
  • соль.

Почистите картофель и опустите в кастрюлю с водой, доведите до кипения и добавьте соль. Варите картофель до готовности. Затем слейте отвар, оставив 200 мл для приготовления пюре. Измельчите картофель и добавьте кипяченое молоко и сливочное масло. Тщательно перемешайте. При необходимости можно добавить в пюре оставшийся отвар.

Котлеты

Приготовить тефтели и котлеты, как в детском саду, старались многие мамы, чтобы угодить маленькому привереде. Но получались они далеко не всегда так вкусно, как об этом рассказывал ребенок, выходя из детского сада. Хотя в действительности рецепт тефтелей очень простой. Для приготовления вам понадобятся:

  • мясной фарш 500 г;
  • мякиш черного хлеба 300 г;
  • молоко 250 мл;
  • средних размеров луковица;
  • соль.

Для начала замочите мякиш хлеба в молоке. Корочки хлеба отправьте в разогретую духовку подсушиться. Затем мелко нашинкуйте репчатый лук и добавьте его в фарш вместе с размоченным хлебом. Измельчите сухари в крошку и обваляйте в ней сформированные котлеты.

Творожная запеканка

Еще одно полезное лакомство, которое нравится многим детям.

Ингредиенты:

  • творог 9% 500 г;
  • яйцо 2 штуки;
  • молоко 200 мл;
  • манная крупа 50 г;
  • сахар 2 ст. ложки;
  • сливочное масло 10 г.

Смажьте сливочным маслом форму для выпекания. Все оставшиеся ингредиенты необходимо смешать в глубокой миске и тщательно перемешать. Разогрейте духовку до 220 градусов и поставьте форму запекаться на 20 минут. Когда на запеканке появится аппетитная румяная корочка, форму можно доставать.

Еще больше о питании в детских садах смотрите в следующем видео.

Меню детского сада: таблица

Понедельник
1-й завтрак Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Осень»
полдник Молоко, булочка веснушка
ужин Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный
вторник
1-й завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный
2-й завтрак сок
обед Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, манник
ужин Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб
среда
1-й завтрак Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной
полдник Сок, рогалик сахарный
ужин Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб
четверг
1-й завтрак Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком
2-й завтрак сок
обед Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной
полдник Чай с сахаром, мармелад
ужин Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб
пятница
1-й завтрак Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, оладьи с джемом
ужин Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб

Картотека блюд: каша молочная «Дружба»

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Рис 8 8
Крупа пшеничная 51.5 10
Молоко 51.5 51.5
Вода питьевая 34.5 34.5
Сахар 2.5 2.5
Масло сливочное 2.5 2.5

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя, рассчитываемого в соответствии с новым СанПиН Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда
Белки, г 3.1
Жиры, г 4.3
Углеводы, г 16.2
Калорийность, ккал 116
B1, мг 0.05
B2, мг 0.07
C, мг 0.1
Ca, мг 61.49
Fe, мг 0.39

Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 приём пищи (грамм):

Количество часов содержания детей в ДОУ Дети 1–3 лет (ясли) Дети 3–7 лет (детский сад)
8–10 часов 150/4 200/5
12 часов 150/4 200/5
24 часа 150/4 200/5

Карта приготовления каши в ДОУ:

Сначала нужно перебрать и промыть крупу, потом вскипятить воду, подсолить, засыпать в нее рис, перемешать и варить 10–15 минут. Затем доливают кипящее молоко и добавляют пшено, сахар, перемешивают и варят до готовности, помешивая периодически.

После подачи добавляют кусочек сливочного масла.

Салаты с яйцом

Салаты с яйцом пользуются большой популярностью в ДОУ, наиболее часто потребляемые — редис с огурцами и яйцом, а также салат «Летний»

Редис с огурцами и яйцом

Рецепт на 100 грамм салата:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Редис красный обрезной 54.8 50
Огурцы свежие
Яйца 10 10
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.38
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 2.88
Калорийность, ккал 66.67
B1, мг 0.0224
B2, мг 0.0867
C, мг 13.795
Ca, мг 45.346
Fe, мг 0.8441

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 приём пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Рецепт приготовления этого салата:

Нарезать все ингредиенты на мелкие кусочки, заправить сметаной, укладывать горкой.

Салат «Летний»

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Картофель 26.6 20
Огурцы свежие
Помидоры 23.5 20
Лук зелёный 12.5 10
Яйца
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.39
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 5.14
Калорийность, ккал 75.74
B1, мг 0.0451
B2, мг 0.0934
C, мг 11.95
Ca, мг 38.921
Fe, мг 0.7497

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 прием пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Технологическая карта приготовления блюда в столовой (кафе), организации питания:

Очистить картошку, потом отварить и нарубить вместе с огурцом, помидоры нарезаются кубиками, как и фасоль. Нашинковать зелёный лук. Все перемешать, полить сметаной. Красиво выложить нарезанные яйца и посыпать луком.

Питание в детском саду

Каждую женщину, которая собирается водить своего малыша в детский сад, интересует, а как ему там будет? Особенно большинство мамочек волнует питание в детском саду. Ведь не хочется, чтобы ребенок весь день ходил голодным.

Сразу стоит успокоить родителей: питание в детских садах отлично сбалансировано и разработано в соответствии с возрастом крохи. Естественно, когда «домашний» ребенок приходит в детский сад, то проблем с адаптацией и питанием, в том числе, не обойтись.

Но вскоре все капризы пройдут, а ребенку будет лишь на пользу правильное питание в детском саду.

Меню в детском саду

Традиционно в детских садах малыши кушают четыре раза. Первый прием пищи — завтрак. В него входит каша, сваренная на молоке, бутерброд (обычно с маслом и сыром) и напиток. В качестве напитка на завтрак выступает либо какао, либо чай.

Второй завтрак более легкий и больше напоминает перекус. Детям чаще всего предлагается скушать какой-нибудь фрукт.

Обед же напротив очень сытный. Он состоит из первого блюда, салата и второго блюда: гарнира и мяса (рыбы) и компота или сока в качестве напитка.

Стоит отметить, что в детских садах есть запрет на кормление детей одним и тем же блюдом каждый день. Поэтому меню в детском саду всегда разнообразно, и даже супы в течение недели не повторяются.

Все это позволяет деткам кушать с большим аппетитом, и блюда не надоедают.

Последний прием пищи в детском саду — это полдник. Он состоит из кефира или компота и булочки или печенья.

Чуть сложнее дело обстоит с детишками, которые страдают пищевой аллергией. Прежде, чем отдавать такого ребенка в сад, родители должны обсудить вопрос аллергии с руководством сада и выяснить, возможно ли составить меню с учетом индивидуальной непереносимости ребенком некоторых продуктов. В большинстве садиков отдельное питание для деток с аллергией уже существует.

Организация питания в детском саду

Организация питания в детском саду должна быть правильная. Продукты питания для детских садов закупаются у проверенных поставщиков и соответствуют все нормам и требованиям.

Если говорить в целом, то правильный подход и здоровое питание в детском саду играет на руку многим родителям.

Ведь за целый день малыш получает необходимые ему питательные вещества, маме нужно лишь позаботиться об ужине для чада.

И еще несомненный плюс в том, что кушая здоровую пищу в садике, ребенок вырабатывает правильные пищевые привычки и учится употреблять только здоровые и полезные продукты. 

Нормы питания в детском саду

В основе правильного питания в детских садах лежат нормы, разработанные институтом питания. Для каждой возрастной группы свои нормы потребления продуктов. Меню в садиках строится на соотношении белков, жиров и углеводов в каждом блюде. Причем рацион у малышей отличается и по временам года. Так существует зимне-весеннее и летне-осеннее меню.

Помимо правильного соотношения питательных веществ в рационе учитывается и количество потребляемых калорий. Ребенок до трех лет нуждается в 1540 ккал в сутки, а после трехлетнего возраста в 1900 ккал. Нормы питания в детском саду строго соблюдаются и контролируются. Также существуют рекомендованные продукты для детских садов, которые должны присутствовать в рационе дошкольников.

В заключение стоит отметить, что отводя ребенка в детский сад, не нужно бояться, что он останется голодный. Может в первое время малыш и покапризничает немного из-за непривычной пищи, но вскоре должен привыкнуть к новому рациону

А мамочкам для собственного спокойствия рекомендуется обратить внимание на то, где готовится еда и из каких продуктов

Меню на каждый день

Меню утверждается руководителем детского учреждения сразу на 7 дней. Состав продуктов должен соответствовать нормам здорового питания. Режим питания — 4 раза в день, в составе: завтрак, обед, полдник, ужин. На завтрак обязательно подаются горячие блюда, теплые бутерброды и напитки.

Недопустимо приготовление блюд из мяса дикой птицы (животных), также не прошедших тепловую обработку. Вредные продукты, которые должны быть исключены из детского меню:

  • непастеризованное молоко;
  • кондитерские изделия, крема;
  • газ. напитки;
  • натуральный кофе.

Обязанность руководства детских садов — информировать родителей о продуктах, включаемых в питание детей

Важно, чтобы ребёнок с малых лет приучался к соблюдению режима питания согласно возраста, времени пребывания в ДОУ. Примерный режим:

  • завтрак – 8-9 часов утра;
  • обед — 12-13 часов;
  • полдник — 15.30-16 часов;
  • ужин 18. 30- 19 часов.

По усмотрению руководства возможно назначение 2 завтрака с 10:30 до 11 часов.

Особое внимание уделяется малышам — искусственникам от 1 года:

  • получающим питание за счет жидких, сухих молочных смесей;
  • страдающим пищевой аллергией, для которых меню должно подбираться с учетом медицинских показаний.

Родители должны оговаривать приемлемую диету с руководством детских садов, составлять меню совместно, учитывая индивидуальные особенности, непереносимость детей-аллергиков. Рациональное питание — залог отличного умственного, физического развития детей. Разработано немало программ для детей, имеющих хронические внутренние заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения.

Организация режима питания должна соответствовать энергетическим нуждам дошкольников. Чем выше учебная нагрузка, тем более должны преобладать в рационе витамины, питательные микроэлементы. Нехватка в организме чревата быстрым переутомлением, снижением успеваемости, отставание детей в росте, весе.

Питание – строительный материал для формирования полноценного роста, развития детского организма. Ежедневно должны в организм белок (растительный, животный), иначе неизбежны нарушения со стороны иммунной системы, головного мозга. Но и перекармливание детей недопустимо. Избыточное поступление жиров, углеводов провоцирует сбой обмена веществ, развитие серьезных хронических заболеваний.

Нельзя забывать о приеме соблюдении питьевого режима для детей. Прием очищенной воды в сутки должен составлять не менее 1,5л.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты — 600 мл,
  • творог — 50 г,
  • сметана — 10 г,
  • твердый сыр — 10 г,
  • масло сливочное — 20 — 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло — 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо — 120-140 г,
  • рыба — 80-100 г,
  • яйцо — 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) — 60-70 г,
  • пшеничный хлеб — 80-100 г,
  • ржаной хлеб — 40-60 г, крупы, макаронные изделия — 60 г,
  • картофель — 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды — 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости

Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Важные моменты питания детей

Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть насильно, если у него нет аппетита. Отсутствие аппетита – повод пересмотреть режим дня, может быть ребенку не хватает двигательной активности или он много времени проводит в закрытом помещении.
Если с режимом дня все в порядке, а отсутствие аппетита стало постоянным, то стоит обратиться к врачу для обследования. Начальным симптомом некоторых болезней является пропавший аппетит.

В отношении еды вообще желательно все делать по ощущениям ребенка, если он не хочет есть, не стоит его уговаривать.
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время еды, лучше есть тщательно все пережевывая и не спеша, так как пищеварение начинается в ротовой полости.

Нельзя ребенка перекармливать

Важно и нужно укладываться в примерный суточный режим калорий и количества потребленной пищи.
Вкусные и сладкие продукты должны идти в качестве десерта после основных блюд во время завтрака, обеда или ужина. Их не стоит давать как самостоятельные блюда

Быстрый обмен веществ способствует быстрому выведению жидкостей из организма, поэтому дети пьют чаще чем взрослые. Не отказывайте им в этом.

Безопасность и контроль

В любом государственном дошкольном учреждении нашей страны питание детей жестко контролируется. Все меню должно соответствовать нормам СанПиН. А продукты, перед тем как попасть на стол, должны проходить термическую обработку. Стоит также отметить, что поставки продуктов в течение 5 дней осуществляются 2-3 раза, что говорит о свежести всех ингредиентов.

Перед подачей блюд снимает пробу не только повар, но и дежурная медсестра. Каждый сотрудник вносит запись в специальную ведомость. Также ежедневно повара в детском саду из каждого блюда берут пробу, которая маркируется и хранится в отдельном холодильнике в течение 48 часов. Столько же время хранятся этикетки и маркировки продуктов.

Оставшиеся со вчерашнего блюда не разогреваются и не подаются снова. Ежедневно повара готовят свежие и неповторяющиеся блюда. Также запрещено кормить детей едой, которая была приготовлена за пределами детского сада. К примеру, если у вашего малыша намечает день рождения и вы планируете отметить его вместе с остальными ребятами в группе и хотите принести на праздник торт или большую пиццу, то об этом необходимо заранее договориться с воспитательницей группы или с заведующей. При этом остальные родители не должны возражать, поскольку некоторые дети могут страдать аллергией или непереносимостью некоторых ингредиентов.

А теперь о Технологии раздачи пищи

Сначала подается 1 блюдо, когда ребенок доел – грязная тарелка сразу забирается с левой стороны от ребенка, затем ставится тарелка со 2 блюдом. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.

Воспитателю желательно подачу каждого блюда сопровождать сообщением о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность ,что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.

Застольная беседа обязательна!!!

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий.
Не говорить пока во рту пища.

Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно. Ребенок убирает чашку с блюдцем на раздаточный стол (блюдца на стопку, чашки на поднос).

После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснения , что после еды играть следует спокойно, чтобы в «животе все улеглось на свои места»), т.е. у ребенка закладывается стереотип на здоровое поведение.

ВАЖНО:

Детей надо приучать есть суп, беря ложкой жидкость, можно разрешить слегка наклонить тарелку от себя, но не переливать остатки супа в ложку – можно запачкать стол, руки.

Вторые мясные и рыбные блюда необходимо также есть, чередуя с гарниром. Третьи блюда – кисели, компоты – следует подавать в чашках с блюдцами и чайными ложками. Надо приучать детей из компота съедать фрукты вместе с сиропом. Старшие дети косточки от компота кладут вначале в ложку, поднося её ко рту, а затем перекладывают на блюдце. Нельзя допускать, чтобы дети раскалывали косточки и съедали зёрна слив, абрикосов, в них содержится вредная для здоровья синильная кислота.
Все замечания должны быть конкретными. Для ребёнка мало понятно указание воспитателя «Ешь аккуратно». Если же он слышит: «Не наклоняйся над тарелкой», «Не набирай много пищи на ложку», ребёнок сейчас же может выполнить эти действия. Если объяснения, напоминания относятся ко всей группе, воспитатель обращается ко всем детям. Но такие отвлечения детей от еды не следует использовать часто

Во время еды следует избегать каких-то неприятных разговоров, напоминаний о проступках детей, что может отрицательно повлиять на состояние аппетита и усвоение пищи.
Некоторые вопросы, связанные с процессом питания – о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, о том, из чего готовятся те или иные блюда, могут быть предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми не в часы приёма пищи.
Важно, чтобы и младшие воспитатели были осведомлены о программных требованиях, предъявляемых к формированию навыков детей данного возраста и об индивидуальном подходе к ним в связи с процессом питания.

ПОМНИТЕ:

недопустимо ополовинивать порции, оправдывая это тем, что «все равно не съедят!»
не заставляйте малыша есть через силу. Если ваши объяснения не помогают, понаблюдайте за ним, поищите причину /плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, вызванное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.
Не следует наказывать ребёнка, лишая его любимой пищи.
Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят, всё слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо

Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе.
Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах, но запомните, что у кого не получается, чтобы потом задать ему правильный алгоритм действий.
Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть.
Многие дети имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки лука, капусты. Необходимо объяснить им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках все съедобно.

Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность в сервировке стола и привлекательность самой пищи , ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.

Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольного учреждения.

В каком объеме ребенку должны поступать пищевые вещества?

Не правильно составленное питание, являющееся недостаточным, приводит к плохому набору массы тела, понижению физических способностей, понижает иммунную систему, что открывает доступ к патологиям и тяжелым их формам.

Именно поэтому, составляя рацион питания нужно ответственно с повышенным вниманием и с контролем за правильным соотношением пищевых веществ. Оптимальный их баланс позволит поддерживать организм ребенка в здоровой форме

Оптимальный их баланс позволит поддерживать организм ребенка в здоровой форме.

Пищевые вещества 1-3 года 3-7 лет
Белки, г 53 68
Животные белки 37 45
Жиры, г 53 68
Растительные жиры 7 9
Углеводы, г 212 272
Минеральные вещества, мг
Кальций 800 900
Фосфор 800 1350
Магний 150 200
Железо 10 10
Витамины
Bi, мг 0.8 0.9
В2, мг 0.9 1
Be, мг 0.9 1.3
В12, мкг 1 1.5
РР, мг 10 11
С, мг 45 50
А, мкг 450 500
Е, ME 5 7
D, мкг 10 2.5
Энергетическая ценность, ккал 1540 1970

❇ Хорошие привычки

Правильное питание для дошкольников – залог детского здоровья. Прививать ребенку любовь к полезным продуктам нужно с раннего возраста, причем на собственном примере. Именно родители, а не воспитатели детского сада, обязаны сформировать у него правильные привычки.

 Дробный режим. Вся еда за день должна поступать в организм за 5-6 приемов. Три из них полноценные, сюда входит завтрак, обед и ужин, все остальные – перекусы между ними. Нельзя допускать обильных приемов пищи и переедания, кушать надо небольшими порциями.

 Без спешки

Важно научить дошкольника тщательно пережевывать пищу, чтобы попадающие в желудок кусочки были мелкими и хорошо смоченными слюной. Органам пищеварения проще переваривать измельченную пищу и извлекать из нее полезные вещества

 Как в садике. Если чадо посещает детский сад, тогда его рацион на выходные должен быть таким же, как в дошкольном учреждении, где его разрабатывают специалисты. Что именно готовить, можно узнать в группе. Если дома готовить те же супы, каши и запеканки, сыну или дочери будет легче привыкнуть к здоровому питанию.

 Нет фаст-фудам. Ленивые мамочки и папочки часто водят своих детей на обед в ближайшее заведение общепита. Особой популярностью пользуются разрекламированные Макдональдсы, походы в которые зачастую становятся семейной традицией. Так ребенок постепенно привыкает к нездоровой пище, а еда, приготовленная дома, становится для него неприемлемой. Нельзя подсаживать молодой организм на картошку фри и гамбургеры. Лучше отдать предпочтение домашней кухне в каком-нибудь семейном кафе.

 Пример родителей. Все дети похожи на своих мам и пап. Кто-то внешне, а кто-то привычками в еде. Если вы являетесь сторонником здорового питания, ваше чадо тоже научится выбирать вкусную и полезную пищу.

 Замена вместо уговоров. Если дошкольник упорно отказывается от кислой смородины, богатой витамином С, не стоит заставлять его есть ненавистную ягоду. Так можно вообще отбить охоту к правильному питанию. Любой продукт можно заменить другим, равноценным по содержанию полезных веществ.

 Привлекательный вид. На тарелке все должно выглядеть аппетитно. Малышу практически невозможно впихнуть что-то насильно, поэтому лучше проявить смекалку и подать ему необычное блюдо. Например, «противную» вареную свеклу он будет уплетать с огромным удовольствием, если вырезать из нее фигурки животных. А из запеченных яблок можно выстроить крепость и предложить разобрать ее с одним условием: каждый снятый «кирпичик» должен быть съеден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector