Первые признаки осени. 50+ красивых фото ранней осени
Содержание:
- Осенние изменения в живой природе
- Осень тоже встречают по одежке
- Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений
- Ход занятия:
- Краткая характеристика осенних месяцев
- А денек стал короче
- Ход НОД:
- Ход ООД
- Предзимье
- Почему осень такая и когда придет зима?
- Про осенние месяцы
- Ход занятия:
- Осенью серенько утро, так жди красного денька
- Изменения в живой природе
- Что стало с деревцами?
Осенние изменения в живой природе
О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
Осень тоже встречают по одежке
Дети привыкают за лето, что их не заставляют надевать шапку, куртку. Разве только на несколько дней во время похолоданий приходится одеваться теплее. Но знают они, что придет время, и можно снова бегать на речку в одних шортах.
Однажды ребенку родители надевают резиновые сапожки, шапочку и куртку. Признаки осени даже по верхней одежде можно увидеть. Ребенок может не понять, за что его так мучают. Далеко не все дети любят быть тепло одетыми, потому что не понимают, что на улице холодно, пришла осень.
Настала пора рассказать ребенку про признаки осени. Для детей, чтобы они не обижались и не грустили, достаточно показать на улице во время прогулки много интересного. Ясно, что в сентябре осенних признаков ещё не так много, многие деревья ещё зеленые, поэтому лучше всего рассказать о перелетных птицах, например. Взрослому человеку желательно вспомнить свое детство, наверняка, будучи ребенком, он успокаивался, когда видел своего друга тоже в теплой куртке и шапке. Девочкам актуально подарить яркий зонтик.
Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений
По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.
Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:
- Жаркая погода
- Сильные порывы теплого ветра
- Дожди, после которых можно собирать грибочки
- Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
- Град
- После дождя появляется радуга
- По утрам можно наблюдать такое явление как роса
- Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
- Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
- День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.
Прекрасная природа Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:
- Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
- Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
- Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
- Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Упражнение «Назови друга ласково».
2. Формулирование темы занятия.
На доске картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
— Назовите самое холодное время года? (Зима) Картинка убирается.
— Про какое время года мы говорим «Природа просыпается»? (Весна)
— Какое самое жаркое время года? (Лето)
— Какое время года изображено на оставшейся картинке?
— Кто догадался, о чём мы будем говорить на занятии?
3. Основная часть.
Работа с демонстрационным материалом.
Назовите осенние месяцы.
— Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая).
— Почему сентябрь называют «златоцветом». Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.
— Как вы думаете, почему осенью начинается листопад?
— Какой месяц обозначает середину осени? (Октябрь).
В старину этот месяц называли «листопадом», почему?
В октябре часто идёт холодный дождь, по ночам бывают заморозки.Характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеётся.За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то и первые снежинки запорхают.В октябре звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, утепляют норы, шубки летние меняют на зимние.
Перелётные птицы улетают на юг.Существует примета: если перелётные птицы низко к земле летят – это к морозной зиме, а если высоко – то к тёплой.
— Как вы думаете, почему птицы улетают на юг?
— Какой месяц в осени последний? (Ноябрь).
— Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя).
— Ноябрь называют сумерками года. Что такое сумерки? Почему же так называют ноябрь?
Небо в ноябре затянуто тёмными облаками. Часто идут холодные дожди со снегом. Открывает ноябрь ворота матушке-зиме.
— Итак, о каком времени года мы говорим?
— Назовите осенние месяцы.
— Какой из месяцев самый тёплый?
— Какой месяц самый холодный?
— Какой месяц обозначает середину осени?
4. Физминутка.
Пальчиковая + для глаз +игра с мячом: «Назови ласково».
Капля раз, капля два, Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков.
Медленно сперва: Поднимают руки вверх.
Кап-кап, кап-кап Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно
Стали капли поспевать, Руки сжаты в кулачки, выставляют указательные пальцы
Капля каплю догонять. из кулачков, поднимают руки вверх.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев
Зонтик побыстрей раскроем, Разводят кисти рук в стороны, пальцы сжаты вместе
От дождя себя укроем. Закрывают ладонями глаза, не надавливая на них.
Назовём ласково:
Дождь – … (дождик);
Лужа –, Лист –, Дерево –, Журавль –, Туча –, Облако –, Зонт –, Стая –, Холод – ….
5. Отгадывание загадок.
Солнце светит иногда,
Тучи на небе всегда.
Дождь поливает.
Когда это бывает? Осень.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним прохода не даёт,
Других он подгоняет. Ветер.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. Дождь.
Листья жёлтые летят, это значит … Листопад.
6. Упражнение «Сравни лето и осень».
Летом дни солнечные, а осенью – …
Летом погода жаркая, а осенью – …
Летом дни длинные, а осенью – …
Летом дожди редко, а осенью – …
Летом на деревьях листья зелёные, а осенью – …
Летом небо голубое, а осенью – …
Летом вода в реках тёплая, а осенью – …
7. Итог занятия.
— О каком времени года мы говорили?
— Назовите осенние месяцы.
— Вспомните основные приметы осени.
— Какому настроению человека соответствует стихотворение.
А. Плещеев. Осенняя песенка.
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Тёмны, тёмны ночи.
(Грустному, унылому, тоскливому, невесёлому).
Оценка деятельности детей. Похвала.
Краткая характеристика осенних месяцев
СЕНТЯБРЬ
Начинает осенний период в Северном Полушарии и весенний — в полушарии Южном.
Название «сентябрь» происходит от порядкового номера месяца по древнеримскому календарю. Сентябрь был седьмым («septem» по-латыни означает семь) месяцем года, так как до реформы Цезаря начало календарного года приходилось на март.
У древних славян название месяца созвучно с названием растения вереска. Оно цвело именно в этот период. В сентябре созревают целебные плоды шиповника, слышится последний гром, пахнет чабрецом, грибами и спелыми яблоками. Перелетные птицы собираются в теплые страны.
ОКТЯБРЬ
Середина календарной осени. Восьмой месяц по древнеримскому календарю («octo» — восемь). У древних славян — жовтень, потому что приходило время «жовтиння» (желтения) листьев. В октябре происходит снижение температуры воздуха, увеличивается количество дней с осадками и туманами, по ночам уже возможны заморозки.
В странах, переходящих на зимнее время, октябрь получается самым длинным месяцем в году (745 часов).
НОЯБРЬ
Завершающий месяц календарной осени в Северном Полушарии. По латыни«novem» — девять. Отсюда и название. У древних славян последний осенний месяц называли листопадом, так как именно в ноябре имело место это природное явление.
Ноябрь — месяц, когда стужи со снегом сменяются периодами тепла и ненастья. По ноябрю, наблюдая за природными явлениями, можно довольно точно составить прогноз на предстоящую зиму и на будущий урожай.
А денек стал короче
Непременно дети заметят, что стало темнеть раньше. Если в августе уже в 9 часов вечера становилось темно, то в сентябре ещё раньше. Светает поздно. Детям легче объяснить, что утром и вечером день убавляется на 2 минуты. Если в июне в 22.00 солнышко только садилось, то в середине декабря уже в 16 часов темно. Почему так происходит? Если есть под рукой энциклопедия и глобус, то нужно показать, как вращается Земля вокруг Солнца в течение всего года. Для них будет удивлением, наверное, когда узнают о весне в Австралии на данный момент. Поздний рассвет и ранний заход солнца — это признаки осени в неживой природе наравне с постоянными дождями и ветрами.
Ход НОД:
— Добрый день!Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.
— Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе?
-Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Мы украсили нашу группу листочками, потому, что на улице осень и наше занятие об осени и называется: «Золотая Осень».
А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем. (гербарий)
Игра: «Осенью» (с мячом).
Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью».
— Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
— Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.
Физминутка.
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы — осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
— Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу.
— Из нашего занятия я поняла, что осень вам нравиться.
(Стук в дверь, входит Осень)
Осень:
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
(осень)
— Ребята, давайте прочитаем стихи, которые мы приготовили для Осени. (Читают стихи про Осень).
Осень:
— Спасибо большое! Мне было очень приятно. Но сейчас мне необходимо идти, ведь я еще не все дела сделала. (Осень прощается с детьми и уходит).
Воспитатель:
— Ребята, наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
— Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках.
— Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени! Да как много, на всех хватит. (Воспитатель раздаёт яблоки детям).
Ход ООД
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Примечание
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца, Что щекотит мне лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку На окошко заманил?
-Ребята, не хотите узнать, от кого пришло письмо?Отгадайте загадку и узнаете ответ:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Я не касаюсь елочек и сосен, я… (Осень).
-Правильно, ребята. Вот что пишет нам осень: «Здравствуйте, ребята, решила я для своих друзей «Праздник урожая» устроить. А как на этом празднике играть я не знаю и не умею. Научите меня, пожалуйста, играть, а я за вами через окно наблюдать буду».
-Ребята, научим Осень играть? (Да).
Основная часть. Решаем поставленные задачи.
1.«Приметы осени»
Ход игры: Дети по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
«Приметы осени» с низким уровнем, индивид. раб.
Ход игры: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления.
2. «Подбери действие»
Ход игры: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)
3. «С какого дерева лист?»
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
«Какой лист?» с высоким уровнем речевого развития
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
4 «Две корзинки»
Ход игры: дети по очереди берут муляж, определяют, к какой группе относится, и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Активизация мыслительной деятельности, формирование мотивации.
-Самостоятельно организовываются;
— Подчиняются правилам;
-Контралируют выполнение правил дид. игры;
-Высказывают оценочные суждения;
-Закрепляют знания о приметах осени;
-Составляют предложения со словом «осенью»;
-Активно употребляют в словаре глаголы.
-Совершенствуют умение различать деревья по их стволам и листьям;
-Развивают внимание, наблюдательность, память, воображение. — Образовывают прилагательные,
— Образовывают прилагательные,
развивают устную речь.
— различают овощи и фрукты,
— используют в речи обобщающие слова,
-развивают устную речь, память, внимание. Дети заходят в группу
Дети заходят в группу
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук, игровое поле, разделённое на 8 клеток
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Атрибуты: две корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Заключительная часть (рефлексия)
-Ребята, вы все молодцы, хорошо играли, помогали друг другу, и Осень научили играть. Но некоторым ребятам надо быть внимательней и выслушивать ответ, не кричать с места. И я думаю, что этому ребята научатся.
-Какая игра была интересной, познавательной?
А за то, что вы научили Осень играть, она вам принесла свои дары. Спасибо тебе, Осень.
-Подводят итоги
-Оценивают действия
Предзимье
Опустевший лес
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.Николай Некрасов
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.Аполлон Майков
Приметой этого времени является листопад. При переходе температуры через 0 влага, содержащаяся в черенке, замерзает, и он обламывается. Лист совершает тихий прощальный полет…
Для автомобилистов наступает горячая пора смены авторезины. Летние покрышки при температуре ниже +5 теряют свои свойства и не обеспечивают должного сцепления с дорогой. По мере учащения снежных событий глубокая осень слагает свои полномочия.
Снежная пороша
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.Александр Пушкин
Средняя дата формирования временного снежного покрова приходится на 28 октября, и она же открывает ворота в предзимье. Погода становится промозглой и ветреной. Снег выпадает, немного лежит, но все же тает. На улицах становится слякотно.
Почему осень такая и когда придет зима?
Смена времени года происходит для того, чтобы природа обновлялась. Не может травка без конца зеленеть, деревья всю жизнь не цветут и не приносят плоды. Людям и многим животным, которые не впадают в спячку, свойственно не только бодрствование, но и отдых. Растениям отдыхать тоже нужно. Но процесс подготовки к зимней спячке происходит медленно. Как вообще происходит цикл за год? Деревце весной одевается листвой, летом приносит плоды, ягоды. Осенью опадают листья, и растение, кажется, умирает.
Любые признаки осени — это сигнал для живой природы о подготовке к отдыху на три с лишним месяца. А почему приходят дожди? Природой все устроено разумно. Осадки сначала нужны для насыщения растений влагой, затем приходят холода. Снег помогает деревьям и травке быть в тепле. Если не будет снега, то растения в сильные морозы могут погибнуть.
Про осенние месяцы
Сентябрь:
В сентябре лето кончается, осень начинается В сентябре синица просит осень в гости. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. Сентябрь — пора мокропогодна и сверх прочих — плодородна. Август варит, сентябрь — к столу подает. Сентябрь птиц в дорогу погнал. Холоден сентябрь, да сыт (Холодно сиверко, да сытно) Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. В сентябре днем погоже, да по утрам негоже. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает Батюшка – сентябрь не любит баловать. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой. Холодёнек батюшка – сентябрь, да кормить горазд. В сентябре лето кончается, осень начинается. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме. Сентябрь — вечер года. Сентябрь — листопадник. С сентября огонь в поле и в избе. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. В сентябре шуба за кафтаном тянется. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. В сентябре лес реже и птичий голос тише. Холоден сентябрь, да сыт. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
Октябрь:
Октябрь – грязник. Знать осень в октябре по грязи. Октябрь – грязник: ни колеса, ни полоза не любит. Октябрь — месяц близкой пороши. Октябрь — зазимник. Октябрь землю покроет где листком, где снежком. В октябре зима со бела гнезда снимается, к мужику в гости наряжается: «Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем». В октябре до обеда осень, а пополудни зимушка-зима. В октябре до обеда осень, а после обеда зима. В октябре на одном часу и дождь, и снег. В октябре ни на колесах, ни на санях. Октябрь на пегой кобыле ездит: ни колеса, ни полоза не любит. Плачет октябрь холодными слезами. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся. Быстро тает октябрьский день — не привяжешь за плетень. В октябре гром — зима бесснежная, короткая и мягкая. Октябрь венчает белый снег с великой грязью. Октябрь — месяц близкой пороши. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Октябрь плачет холодными слезами. Октябрь развезет — ноябрь подберет.
Ноябрь:
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
Ноябрь — ворота зимы. В ноябре снега надует — хлеба прибудет. В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. В ноябре зима с осенью борется. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь — сумерки года. Ноябрь – полузимник: и колесо, и полоз любит. Мужик с телегой прощается, в сани забирается. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются. В ноябре мороз приосанивается. Холодёнек батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил. Ноябрьскими заморозками декабрьский мороз тороват. Ноябрь без топора мосты наводит. Декабрь без гвоздя загвазживает. Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом. В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается.
В ноябре тепло морозу не указ. Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. Комары в ноябре — быть мягкой зиме. Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет. Не диво в ноябре белые мухи (снег). Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца. Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует. Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет ходу. Ноябрь декабрю родной брат, сентябрев внук. Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается. Ноябрьские ночи до снега темны. Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь — сумерки года. Ноябрь пригвоздит — декабрь намостит. Ноябрьские ночи до снега темны.
Сентябрь — хмурень
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая. Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. Облака редкие — будет ясно и холодно. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Сентябрь без плодов не бывает. Сентябрь — вечер года. Сентябрь кафтан с плеча срывает, тулуп надевает. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает. Сентябрь — листопадник. Сентябрь побагрил болота — иней овес молотят. Сентябрь птиц в дорогу погнал.
В сентябре днем погоже, да по утрам негоже. В сентябре и лист на дереве не держится. В сентябре лес реже и птичий голос тише. В сентябре лето кончается, осень начинается. В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
— Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.
— Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.
— Послушайте стихотворение про осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень: Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
— А какие еще приметы осени вы можете назвать? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад
— Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.
— Правильно, сентябрь это первый месяц осени. В этот период осень называют ранней. Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.
— Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.
— А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»
Осенью лист (Что делает) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.
— Молодцы, много слов подобрали.
2. Беседа по картине. «Золотая осень»
— Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень». Написал ее И. Остроухов.
— Какое время года видите? (На картине изображена осень)
— Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)
— Почему картина называется «Золотая Осень» (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)
— Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?
— Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад
— Послушайте стихотворение про это явление природы.
Листопад
Листопад, листопад
Листья желтые летят,
Листья желтые летят, скоро станет голым сад.
— А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
3. Физминутка «Листочки».
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Ой, как много на ковре листочков.
— А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Словесная игра «Да-нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?.
— Молодцы!
— А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее. Но сначала подготовим свои пальчики.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик апельсин
Он конечно не один,
Этот пальчик – слива, вкусная красивая
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос
Этот пальчик – груша,просит: «Ну ка — скушай»
Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!
(дети раскрашивают картинку).
Итог занятия.
— Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!
Осенью серенько утро, так жди красного денька
Народные приметы осени
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Облака редкие — будет ясно и холодно.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Если в октябре лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.
Луна покраснела — жди ветра-пострела.
Осенний иней — к сухой, солнечной погоде.
Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.
Коли 3 октября дует северный, сердитый ветер — будет стужа, южак подул — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ведру.
Если Сергий (20 октября) снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.
Кроты осенью тянут в норы много соломы – готовятся к суровой зиме.
Во время уборки льна встречается много мышиных гнезд – зимой будет много снежных сугробов.
Куры линяют в самом начале осени – зима ожидается теплая.
Звезды яркие — к хорошей погоде, тусклые — к дождю.
Перед дождем луна мутновата или бледна, перед ветром — чиста и ярка.
Толстые кучевые облака ходят низко — к ненастью, высоко — к вёдру.
Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.
Закат желтый, золотистый или розовый — будет хорошая погода.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Сбежались жучки в одну кучку – быть ненастью.
Домашняя птица прячет голову под крыло – к холоду.
С какого числа в октябре пойдет година (хорошая, ясная погода), с того числа весна откроется в апреле.
Традиционно осень
на Руси – пора земледельческих праздников и жатвенных обрядов. В это время собирали урожай, что обеспечивало счастливую и сытую зиму, достаток и благополучие в семье.
Малые формы фольклора, такие как пословицы
, сохранили в речи и отразили важность плодоносного времени года в жизни человека, зависимого от природы. Посредством пословицы, в краткой, сжатой форме люди проводили аналогии между хорошим урожаем и богатством («В осень и у вороны копны хлеба»
), отмечали сезонные изменения в мире животных и растений
Важность погоды стала причиной разделения пословиц по фенологическим периодам, то есть по климатическим особенностям. Так выделяют раннюю осень
– светлый, радостный период, отражающий красоту и щедрость природы, золотую
– прекрасное время увядания листьев и путешествий перелетных птиц, и предзимье
– пора непредсказуемых ненастий, знак готовиться к зиме
Всем этим фазам тематически соответствуют свои виды пословиц. Каждый осенний месяц
тоже почтен особыми изречениями.
Пословицы про осень
выражают первостепенные интересы земледельца: здоровье скота, народные приметы
на погоду, которая может отразиться на хозяйстве, стремление к достатку и миру.
- Русские народные пословицы про осень (из сборника Даля),
- Пословицы — приметы про осень,
- Пословицы об осени для детей, школьников,
- Про осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Изменения в живой природе
Началу весны радуются растения, животные, птицы, насекомые. Интересно понаблюдать, как представители живой природы реагируют на весенние перемены.
Растения
Под действием солнечного тепла и света начинает просыпаться весь растительный мир. Почва становится теплой и влажной – это благоприятные условия для развития растений. Питательные вещества, накопленные в корнях, перемещаются в «вершки».
В это время наблюдаются такие процессы:
- появление ранней травы;
- прорастание первоцветов (подснежников);
- набухание почек на деревьях и кустарниках;
- пробивание зеленых листочков;
- цветение растений.
Животные
С наступлением весны дикие звери начинают проявлять повышенную активность. Это связано с потеплением и обнаружением в лесной среде достаточного количества корма.
Весенний период жизни четвероногих характеризуют такие явления:
- пробуждение животных, впадающих в зимнюю спячку (медведей, барсуков, ежей);
- рождение детенышей (зайчат, бельчат, лисят, волчат) и вскармливание их молоком;
- активное добывание «взрослой» пищи: травы, молодых побегов, коры деревьев, насекомых;
- линька – смена густой зимней шерсти на более редкую, у некоторых животных (таких как заяц, белка, песец, горностай, ласка) сопровождается изменением цвета;
- у рогатых представителей (лосей, косуль) – отрастание новой пары рогов.
Птицы
В среде пернатых также можно наблюдать существенные перемены:
- возвращение перелетных птиц (грачей, скворцов, жаворонков, чибисов, ласточек, кукушек, стрижей, аистов);
- сооружение гнезд;
- высиживание яиц и вскармливание птенцов;
- смена оперения у некоторых разновидностей (например, у куропаток белый перьевой покров заменяется буро-серым);
- радостное птичье пение с раннего утра до самого вечера.
Насекомые
С приходом весеннего тепла появляются первые насекомые. Раньше всех просыпаются мухи, комары, бабочки. В скором времени можно заметить пчел и шмелей, собирающих с молодых цветков сладкий нектар. В разгар сезона появляются божьи коровки, готовые защищать растения от вредных насекомых. Когда же станет совсем тепло, в парках и скверах можно увидеть настоящего майского жука.
Что стало с деревцами?
Внимание детей можно обратить на деревья, когда на тех будут желтеть листья. В начале сентября большинство из них еще зеленые
Хотя березки могут начать желтеть ещё с конца августа. Активный процесс у деревьев по подготовке к зиме начинается ближе к концу сентября.
Ребятишки могут поразиться ярким цветам листьев: красным, желтым, оранжевым. У некоторых школьников сентябрь ассоциируется с опавшим кленом. Неслучайно. Девочки из младших классов, а иногда и из старших, любят собирать в парке кленовые листья. Видно, как краснеют виноград, смородина и другие кустарники, желтеют каштан, березка. Такие признаки осени ни с чем не спутаешь. Разве только по хвойным деревьям нельзя понять, наступила ли осенняя пора. Ведь ни ель, ни сосна, ни кедр не облетают в сентябре или октябре.
В конце октября и в начале ноября яркость листьев исчезает. Практически все листочки к этому моменту опадают. Те, что ещё висят и лежат на земле, становятся коричневого цвета, засыхают. Слышен только шелест под ногами. Деревья начинают отдыхать. Детям нужно объяснить, что снег зимой защищает от замерзания корни, поэтому при уборке лучше подсыпать его к деревьям и кустам.