Подвижные игры для детей от 2 до 3 лет дома
Содержание:
- Книги и пособия для развития малыша
- Примерная программа упражнений на неделю
- Познаем, что вокруг
- Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.
- Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Звук [Н] и буква Н»
- Мини пиццы
- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Упражнения на развитие устной речи
- Веселый мешок
- Подвижные игры
- Что должен уметь ребенок?
- Мелкая моторика
- О нужных игрушках замолвим мы слово
- Примерный план занятий
- Развитие речевых навыков
- Развиваем интеллект
- 4 игры на внимание для детей 1-2 лет
- Рисунок пчелы почти закончен
- Отыскиваем предметы в мешке на ощупь
Книги и пособия для развития малыша
В 2 года ребенок уже знает основных животных, некоторые растения, времена года, названия ряда предметов. Задача любого вспомогательного материала – продолжить начатое развитие, расширить детский кругозор.
Книги для 2-летнего ребенка делятся на несколько типов:
- сказки;
- стихотворения;
- рассказы о природе;
- развивающие книги.
О последних стоит рассказать поподробнее. Сегодня полки книжных магазинов удивляют разнообразием развивашек для самых маленьких. Предлагаем вашему вниманию перечень самых популярных из них.
- «Умные книжки» от автора Ольги Земцовой радуют родителей демократичной ценой. Серия направлена на развитие кругозора, интеллектуальных и творческих способностей. Возраст детей – от 1 до 6 лет. Кроме тонких журналов в серии есть массивные книги.
- «Дошкольная мозаика» — второе широко известное творение Ольги Земцовой. Преимущество – яркий дизайн и наличие наклеек с заданиями. Возраст для обучения – от 2 до 6 лет.
- «Школа Семи Гномов» — самое популярное издание для развития малышей, созданное признанными педагогами и психологами. Возраст – от рождения до поступления в школу. Годовой курс представляет собой 12 брошюр с дидактическими играми для комплексного развития ребенка в соответствие с возрастом.
- «Новый Ребенок — Гений с Пеленок» автора Елены Янушко представляет собой многоразовые альбомы для творчества.
Примерная программа упражнений на неделю
Составление недельного плана для крохи помогает решить сразу несколько задач:
- Не перегружать ребенка занятиями в целом.
- Не повторять одинаковые занятия.
- Не упустить какой-либо вид развития.
- Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|
Физическое развитие |
Игры с мячом |
Бег с препятствиями |
Ходьба по нарисованной волнистой линии |
Занятие с фитболом |
Прыжки по «кочкам» |
Игра в «улитку» |
Ходьба на руках |
Познавательное развитие |
Собираем пазл |
Находим целое по части |
Подбираем предмету тень |
Изучаем домашних животных |
Сортируем предметы по цвету |
Изучаем времена года |
Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное развитие |
Щупаем холодные и теплые предметы |
Изучаем материалы на ощупь |
Изучаем вкус |
Трогаем гладкие и шершавые предметы |
|||
Мелкая моторика |
Играем с крупой |
Пальчиковая гимнастика |
Игра со шнуровкой |
На прогулке создаем узоры из маленьких камешков |
Игра с прищепками |
Игры с песком |
Игра с наклейками |
Музыкальное развитие |
Поем с мамой |
Слушаем звуки музыкальных инструментов |
Слушаем классическую музыку |
Слушаем детские песенки |
|||
Речевое развитие |
Читаем сказку |
Читаем стихи |
Кривляемся перед зеркалом |
Обсуждаем картинки в книге |
Разыгрываем сказку |
Задуваем свечи |
Совместное чтение с обсуждением прочитанного |
Творческое развитие |
Рисование красками |
с соленым тестом |
Аппликация из рваной бумаги |
||||
Социальное развитие |
Общение с другими детками |
Идем в гости |
Прогулка в песочнице |
Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет
Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели
Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и ? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Познаем, что вокруг
В двухлетнем возрасте малыш уже должен уметь показывать на куклах и людях части тела, поэтому можно практиковать данное занятие.
Можно знакомить карапуза с тем, что птицы летают, рыбы плавают, рыси бегают, самолеты летают, а машины ездят
Также важно акцентировать внимание ребенка на том, что транспорт может передвигаться только тогда, когда им управляет водитель или.
Рассказывайте ребенку, какие существуют животные, как называются их детеныши, какие звуки они произносят.
Отправляясь на прогулку, обязательно катайте ребенка на горке, качелях.
Обращайте внимание карапуза на проезжающий мимо транспорт, проходящих мимо людей и животных. В теплое время года также можно акцентировать внимание ребенка на деревьях, цветах, желательно называть их наименования.
Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.
Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).
Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки
Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.
Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Звук [Н] и буква Н»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Звук …»
«Звук и буква Н» Образовательная область: Речевое развитие Тема: Звук и буква Н. Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: продолжать учить детей правильно произносить звук Н, учить давать характеристику звуку по акустико — артикуляционным признакам, познакомить со…
Открытое интегрированное занятие «Как победить грипп»
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, музыкально-художественная. Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Оборудование – ИКТ; пульверизатор, мука, губка, цветок…
Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения — всем без исключения»
МКДОУ «Детский сад№1» КБР г.Нарткала Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Физическая культуру», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице. Задачи:…
Конспекты занятий, НОД — Конспект интегрированного занятия с детьми 5–6 лет «Синичкин день»
Статья «Конспект интегрированного занятия с детьми 5–6 лет «Синичкин…»
Конспект интегрированного занятия по аппликации «Синичкин день» Воспитатель: Двигалова Екатерина Анатольевна. МДОУ детский сад №64 «Мармеландия», г. Петрозаводск Цель: 1. Учить создавать изображение птицы способом аппликации. Задачи: 1. Учить детей передавать в аппликации образ…
Конспект занятия «Рождество Христово»
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя МАДОУ №423 «Лучик» Цель: Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении. Закрепить знания о евангельских событиях Рождества Христова, познакомить детей с…
Конспект НОД по рисованию «И звенит хрустальным звоном зауральская зима» (подготовительная к школе группа)
Цель: Закреплять и расширять представления детей о пейзажной живописи, закреплять умение передавать в рисунке красоту зимнего пейзажа, воспитывать чувство любви к природе родного края. Задачи. Образовательные: учить рисовать зимний пейзаж, закреплять умение передавать…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Глиняная сказка»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Глиняная сказка» Воспитатель: Шилина Е.В. Цель: продолжать знакомить детей с историей Рязанского края, его промыслами. Задачи: 1. Познакомить детей со скопинской керамикой. 2. Развивать умение видеть красоту керамических…
Страницы:
…
Мини пиццы
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Строим дорожки из домино;
Переливаем воду пипеткой или грушей;
Пример пипетки для игры
Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
Учимся резать ножницами;
Составляем картинку на простых кубиках-пазлах;
Пример кубиков-пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
Уже знакомые игры:
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
Собираем пазлы из 4-8 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
Играем с конструктором;
Ориентируемся в двух свойствах одновременно;
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, Read)
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Играем с сенсорными коробками;
Упражнения на развитие устной речи
Занятия для развития речи не требуют от взрослых специальных знаний и навыков. Главное – отнестись к крохе с любовью и терпением, и совсем скоро его произношение станет более четким
Важно, чтобы на таких занятиях ребенку было интересно, иначе удержать его внимание не удастся и информация не будет воспринята. Ниже приведены общие упражнения, которые можно выполнять за один подход или в течение дня:
- Чтение. Возьмите интересную книжку, рассчитанную на возраст 2-3 года. В таких книгах, как правило, крупный шрифт и картинки. Во время прочтения сказки или стишка нужно обязательно обсудить с ребенком сюжет рассказа. Задавайте малышу вопросы и хвалите, если он отвечает правильно. Делайте подсказки, если ему трудно.
- Кукольный театр. Атрибутом игры могут стать специальные куклы, купленные в магазине, или привычные для ребенка игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, в качестве примера. Затем к игре подключают ребенка. Доверьте ему самую главную роль. Пусть побудет режиссером спектакля.
- Речевое дыхание. Покажите ребенку, как задерживать дыхание на выходе. Чтобы малышу было интересно, используйте свечки, дудочки, сопелки, мыльные пузыри. Летом можно сдувать одуванчики. Такие упражнения, несмотря на кажущуюся легкость, отлично насыщают организм кислородом, улучшают работу сердца и мозга.
- Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, пусть ребенок ее закончит. Можно брать ситуации из жизни, например, «Здесь стоит красный…», «Наша собака любит гулять…».
В 2-3 года ребенок уже немного разговаривает. Не исключено, что он употребляет исковерканные слова. Чтобы исправить произношение, закрепить и расширить речевые навыки, используются такие упражнения:
- Описываем улицу. Задавайте ребенку простые и понятные вопросы: «Что ты видишь под окном?», «Что делают прохожие на улице?». Пусть ответы будут короткими, главное, чтобы малыш хотел отвечать.
- Активизируем пассивный словарный запас. 2-летний ребенок понимает больше слов, чем может произнести. Старайтесь проговаривать с ним все события дня, вплоть до банальных: «что ел», «как спал», «с кем играл». Упражнение не только улучшит произношение, но и научит ребенка делиться с мамой своей жизнью.
- Пересказываем сказку. К 2–3 годам малыши уже знают некоторые сказки. Предложите крохе пересказывать любую историю вместе с вами. Начните, а он пусть продолжит. Не забывайте хвалить его за каждый правильный ответ. Умеренная похвала формирует позитивное отношение к учебе.
- Учим прилагательные. Чаще задавайте вопрос «какой?». Пусть малыш учится описывать предмет. Вначале он может повторять слова за вами, а потом употреблять их самостоятельно. Хорошо, если ребенок сам, без подсказок, может назвать хотя бы одно прилагательное.
Важно, чтобы родители сами следили за своей речью. Чем грамотней и правильней они разговаривают, тем осмысленней будет говорить ребенок
Подавайте детям хороший пример!
Веселый мешок
Дети очень любят сюрпризы, особенно если они забавные. Соберите для ребенка веселый мешок, чтобы дать ему стимулирующие идеи для его воображения.
Что понадобится:
- 4 бумажных пакета
- по 3 предмета для каждого пакета — например, мыло, мочалка и пластиковая лодочка (для ванны); ложка, тарелка и чашка (для еды); ботинки, рубашка и брюки (для одевания)
Осваиваемые навыки
- Когнитивные/мыслительные навыки
- Идентификация и классификация
- Развитие речи
- Социальное взаимодействие
- Положите в пакет три подходящих друг к другу предмета, как предложено выше.
- Сделайте то же самое с тремя другими пакетами.
- Посадите ребенка на пол и достаньте первый пакет.
- Откройте пакет и дайте ребенку вытащить один из предметов, не глядя на другие.
- Вначале попросите его назвать предмет, а затем спросите, что еще, по его мнению, может быть внутри.
- Если он правильно отгадает один из предметов, достаньте и покажите его ребенку.
- Потом попросите его угадать, что еще осталось в пакете.
- Если ребенку трудно угадать последний предмет, покажите ему, как относятся друг к другу первые два. После этого пусть он попробует догадаться снова.
- Когда ребенок угадает все три предмета из пакета, спросите у него, что у них общего.
- Повторите со всеми пакетами.
Варианты игры. Сыграйте в похожую игру с продуктами. Положите на стол три подходящих друг к другу продукта — например, корж для пиццы, соус и тертый сыр. Спросите ребенка, что получится, если соединить эти продукты.
Безопасность. Убедитесь, что ни один из предметов не представляет опасности для ребенка, и постарайтесь выбирать предметы, знакомые ему, чтобы хотя бы часть из них он мог угадать.
Подвижные игры
В возрасте 2-х лет ребенок, как никогда, нуждается в физическом развитии. Он уже научился ходить, но другие навыки тоже следует развивать. Укрепление мышечного каркаса, развитие гибкости, выносливости, быстроты и ловкости — все это нужно для полноценного развития крошки. Пора учить его прыгать, бегать, приучать к утренней зарядке.
Для развития каждого аспекта физического здоровья, существуют отдельные упражнения.
Игры с мячом
Упражнения с мячом всегда приносят массу удовольствия для ребенка. Ему интересно ловить мячик, пинать, наблюдать, как отскакивает от пола или стен. Такие занятия развивают в ребенке ловкость, быстроту действий. Малыш учится оценивать происходящую ситуацию, координировать свои движения, чтоб поймать мячик.
Как нужно играть:
- для развития силы броска, просите ребенка кидать мячик в стену или пол. Пусть малыш понаблюдает, как он отскакивает от поверхности;
- покажите малютке, как можно закатывать мячик между ножек стула. Потом дайте ему тоже попробовать попасть в «ворота». Такое упражнение хорошо тренирует точность;
- посоревнуйтесь с малышом в том, кто дальше пнёт мячик. Это тоже развивает силу удара. Поддайтесь ребенку, сделайте так, чтоб у него мяч откатился дальше. Не забудьте похвалить кроху, мотивируйте его! Это даст ему сил и уверенность в следующих своих маленьких победах;
- пусть малютка догоняет катящийся мячик;
- начните кидать мячик малышу, а он пусть его старается поймать. Это разовьет ловкость;
- пусть сынок или дочка подбрасывает мяч вверх и тут же пытается его поймать. Продемонстрируйте это на собственном примере.
В таких играх должны участвовать только легкие мячи, которые не принесут вреда ребенку. Поверьте, в процессе, малыш не раз столкнется с игрушкой.
Малыши обожают подвижные игры с мячом
Попрыгаем
Для данного развивающего упражнения нам понадобиться маленькая скамейка. Ставим малыша на нее и предлагаем прыгнуть с нее на пол. Продемонстрируйте сначала принцип действий на собственном примере. Комментируйте то, что делаете. Когда малыш решится выполнить упражнение первый раз, придерживайте его за ручку. Так ему не будет страшно, да и не упадет в случае чего. Наставляйте его словами к действию, чтоб он пригнул ноги, оттолкнулся и прыгнул. По завершению прыжка непременно похвалите ребенка. Скажите ему, какой он молодец и как ловко справился с задачей.
Дети очень хорошо воспринимают поставленные задачи через сказочных персонажей. В этом случае, они сами хотят быть сказочным героем и превзойти в достижениях персонажа. Придумайте какую-нибудь сказку, где лисичка не умела прыгать, от чего застряла на пеньке. Начался дождик, и она промокла, так как не могла спрыгнуть. Рассказав такую сказку ребенку, предложите малышу продемонстрировать «лисичке» как нужно правильно прыгать. И вот, ваш ребенок не только умеет прыгать, но и чувствует себя героем, что помог лисичке спуститься с пенька.
Подпрыгивание
Еще один важный элемент в физическом развитии — умение подпрыгивать. Научить этому ребенка довольно просто. Опять же, надо прибегнуть к мотивационным методам. Натяните веревку на чуть большем уровне вытянутых рук малыша. На веревку нацепите различные игрушки или любимые конфетки. После этого предложите крохе допрыгнуть и дотянуться до нужного предмета.
Хождение по веревке
Растяните по прямой длинную веревку и предложите малышу пройти по ней, не оступаясь. На конец веревки можно посадить любимую игрушку, чтоб малыш дошел до нее. Когда крошка с успехом справиться с хождением по прямой, начните изгибать траекторию. Пусть теперь ходит по изгибам.
Хождение по веревке развивает координацию движений и тренирует равновесие
Прибираем комнату
В два года ребенок уже может различать предметы по цветам, знает их название. Поэтому, приучите ребенка укладывать все игрушки на место, называя их. Малыш будет ходить по комнате и собирать игрушки, раскладывая их. Выполняя эти действия, вы побуждаете ребенка к физической активности, одновременно приучая к порядку в доме. Ребенок осознает ответственность за чистоту и порядок в своей комнате. Комментируйте его действия, направляйте его подобными фразами: «Санечка, убери львенка! Он уже наверно соскучился по своим друзьям
И не забудь загнать машину в гараж!» Во время такого диалога, малыш будет осознавать свою важность
Когда комната прибрана, не забудьте похвалить малютку. Скажите ему, какой он ответственный и трудолюбивый. Как хорошо он помогает мамочке.
Что должен уметь ребенок?
Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
- Бегать и подниматься по лестнице.
- Закрывать и открывать дверь.
- Перешагивать через препятствия.
- Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
- Собирать пирамидку из колечек разной величины.
- Ловить мячик обеими руками.
- Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
- Есть ложкой, а также пить из чашки.
- Помогать маме по дому.
- Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
- Отвечать на простые вопросы.
- Показывать части тела и лица.
- Произносить около 100-300 слов.
- Связывать 3-4 слова в предложение.
- Называть предметы на картинке.
- Прощаться и здороваться.
- Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
- Имитировать звуки животных.
- Рисовать каракули на бумаге.
- Различать 3-4 цвета.
Мелкая моторика
Для развития мелкой моторики у детей 2 лет подойдут крупные пуговицы, цветные макароны, сенсорные коробочки, о которых мы уже говорили чуть выше. Дайте своему ребенку шнурок и горсть цветных макарон и покажите, как сделать модные бусы, если у вас девочка и связку патронов для пистолета, если мальчик.
Для развития пальчиков прекрасно подойдет массаж. По очереди мягко массируйте каждый пальчик, играйте в сороку-ворону. Старайтесь как можно скорее научить ребенка самостоятельно застегивать пуговицы. Логопеды советуют давать ребенку перебирать гречку, смешанную с рисом или горохом. Не обязательно, чтобы ребенок делал это по 20 минут. Достаточно 5-7 минут.
Игры, развивающие мелкую моторику:
- лепка пластилином, глиной, соленым тестом;
- полезно налеплять пластилин или массу на трафареты, рисунки;
- аппликации, работа с ножницами – прекрасный тренажер;
- игры с прищепками, зажимами;
- игры с крупами, бизибордами;
- собирание паззлов, перебирание магнитов разной формы на холодильнике;
- хорошо показал себя новый магнитный конструктор.
Совет: Как покрасить крупу или макароны? Пищевой краситель растворяем в 3-6 мл воды в контейнере. Всыпаем крупу или макароны. Аккуратно трясем и рассыпаем на столе, покрытом пищевой пленкой или пакетом для просушки на 10 часов.
Чем больше самостоятелен ребенок, тем меньше вероятность, что ребенок в 2 года будет отставать в развитии. Позволяйте ему делать все, что не опасно для его здоровья и самочувствия. Если кроха лезет на горку – лучше страховать, чем запрещать. Если хочет помогать убираться – выдайте веник или пылесос. Если тянет руки к шкафу с продуктами – отсыпьте в контейнер пару горстей крупы и расскажите, как готовить кашку
Для моторики пальцев важно все: каждое движение так или иначе тренирует пальчики, развивает мышцы, цепкость
О нужных игрушках замолвим мы слово
Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям:
- способствовать развитию физических навыков;
- развивать мелкую моторику, речь, интеллект;
- отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- вырабатывать усидчивость, прилежность;
- давать возможность релаксации.
Понятно, что одна игрушка все эти функции не выполнит. Поэтому в 2–3 года у ребенка должны быть:
- предметы для физической активности (мячи, каталки, кегли, велосипеды);
- звуковые и музыкальные игрушки (барабан, пианино, дудочка, гитара, различные музыкальные модули, «говорящие» книги, плакаты, таблицы, говорящие игрушки и другие подобные развивашки);
- игры и игрушки для развития интеллекта, усидчивости, творческих способностей и мелкой моторики (конструкторы, кубики, лото, мозаики, пазлы, матрешки, сортеры, шнуровки, пластилин, карандаши, краски);
- игрушки и наборы для социально-бытовых игр.
Важно учесть, что к этому возрасту дети уже осознают свою гендерную принадлежность и вырабатывают соответствующее стереотипное поведение, поэтому развивающие комплекты игрушек будут отличаться в зависимости от пола ребенка. Для девочек:
Для девочек:
- игрушечная кухня и посудка;
- куклы, мебель, одежда и коляски для них;
- бытовые приборы (утюг, пылесос, духовка, стиральная машина);
- мягкие игрушки;
- набор «больничка».
Для мальчиков:
- набор мужских инструментов с мини-мастерской;
- машинки;
- пистолеты и автоматы;
- крепости, солдатики;
- роботы, трансформеры;
- наборы транспорта (пожарного, полицейского, военного, «скорой помощи»);
- игрушки на радиоуправлении.
Примерный план занятий
Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.
Физические упражнения
Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.
Домашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном зале
К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.
Развитие мелкой моторики рук
Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой.
Развивающие игрушки для моторики рук
На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.
Творческие уроки
Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.
Тренировка внимания и памяти
Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться
Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком
Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.
Настольные игры для тренировки памяти
Чтение
Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активными
Знакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
https://youtube.com/watch?v=oRmMI667PMA
Развитие речевых навыков
Словарный запас детей в возрасте 2-3 лет уже достаточно разнообразен. Двухлетние дети способны задавать вопрос: «Что это?», когда показывают на предмет пальцем. Они понимают речь взрослого, которая к ним обращена. Хорошо оперируют усвоенными ранее словами в комбинациях с новыми.
Вообще на протяжении всего дошкольного периода словарный запас малыша растет. Например, к концу второго года жизни в речи ребенка насчитывается около 200 слов, а уже спустя пол года — 400. По достижении трехлетнего возраста количество слов приближается к 1000. Грамматическая форма постепенно становится правильной и понятной, но иногда могут проскакивать ошибки.
Развиваем интеллект
Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими
- Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше».
- Нахождение цвета по названию.
- Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям.
- Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку.
- Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2.
- Поиск целой картинки по предложенной детали.
- Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы).
- Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика.
- Подбор парных предметов или картинок.
- Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы).
Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением
При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух
Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно: только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины.
Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот.
4 игры на внимание для детей 1-2 лет
Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в «Ку-ку!» очень даже развивающая
Мама говорит «ку-ку», а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).
Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости
Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.
Игра «Где же ручки?». Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: «Где же ручки? Нет ручек!». В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: «Вот они!»
Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе
Игра «Угадай, в какой руке». Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.
Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия
В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?
Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. «Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет… А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто..
Где же Дима?» Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание
Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит
Эмоции помогают удерживать внимание
Рисунок пчелы почти закончен
Отыскиваем предметы в мешке на ощупь
Возьмите несколько небольших предметов, отличающихся по форме и текстуре. Например, можно взять шишку, мячик для пинг-понга, игрушки из «Киндера-сюрприза», жесткую металлическую губку, катушку ниток и т.д. Можно даже использовать настоящие фрукты и овощи! (Но не стоит брать сразу слишком много предметов! Для первого раза достаточно 5-6 штук) Вместе с малышом сложите все предметы в непрозрачный мешок, хорошенько все осматривая и ощупывая. Затем договоритесь о том, что вы будете угадывать предметы в мешке, не заглядывая в него. Возможны следующие варианты игры (в порядке возрастающей трудности):
- берем в руки первый попавшийся предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это такое;
- показываем малышу аналогичный предмет и просим «Найди в мешке такой же»;
- не глядя, отыскиваем в мешке конкретный предмет (например, шишку);
- даем задания вроде таких «Найди в мешке что-нибудь круглое / шершавое / маленькое».
Для усложнения игры можно добавить в мешок геометрические формы, например, блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), и пытаться угадать их на ощупь.
Ну и, пожалуй, самый продвинутый вариант — это сыграть в сенсорное лото на ощупь.