Риторика
Содержание:
- Виды риторики
- Наши дни
- Больше, еще больше информации!
- РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ?
- Развитие русской риторики в XX веке
- Литература
- Красивая наука, сложное искусство
- Разновидности речи выступающего
- Развитие риторики
- Применение техник
- Речь должна быть грамотной
- Послесловие
- Черная риторика — игра без правил
- Зарождение риторского искусства
- Риторика Древнего Рима
Виды риторики
В настоящее время существует следующая классификация риторики по видам:
- социально-политическая (парламентская и митинговая речь, агитационные выступления), которой присущи эмоциональность, а нередко и пафос, для убеждения и побуждения к действию;
- академическая (научный обзор, учебная лекция), с аргументами и фактами, структурированная, порой монотонная и равнодушная, как только оратор теряет связь с аудиторией, читая заранее подготовленный текст;
- социально-бытовая (приветственное, застольное, юбилейное обращение, тост), по большей части простая и задушевная, не отличающаяся совершенной логикой и четкой структурой, но зато искренняя и добросердечная;
- судебная (обвинительная, защитительная), строго аргументированная и взвешенная, определяющая судьбу человека;
- богословско-церковная (проповедь, официальная церковная речь) возвышающая духовно, приносящая радость, наставляющая к добру;
- военная (обращение-приказ, инструктивная, воодушевляющая речь), конкретная, строгая, усиливающая патриотические чувства, воспитывающая любовь к Отечеству;
- дипломатическая (речь на международных переговорах и конференциях), отличающаяся высокой мерой ответственности за каждое произнесенное слово;
- деловая (деловые, а также телефонные переговоры), обязательными элементами которой являются доступность, экспрессивность, грамотность;
- диалогическая (интервью, спор, дискуссия), требующая отработки навыков правильного ведения диалога.
Примеры выступлений ораторов можно посмотреть в видео:
Наши дни
По сравнению с античным миром или средневековой Русью, сейчас понятие о риторике как таковой сильно расширилось. Это уже не просто наука об ораторском искусстве или наука о том, как убедить собеседника. В настоящее время риторика — это наука о способах построения выразительной, грамотной, вдохновляющей речи. «Речь» в данном контексте—это не только то, что мы собираемся произносить с трибуны или кафедры. Это любой текст или сообщение, предназначенное для того или иного взаимодействия — не обязательно вербального. Современная риторика включает в себя изучение искусства общения, знакомство с особенностями жанров и стилей текста, приемы работы с голосом и дыханием и многое, многое другое.
Предметом риторики как науки принято обозначать закономерности речевого поведения и их применение в разных сферах для достижения наиболее эффективного результата. Что можно назвать результатом? Мы уже приводили пример с презентацией для деловых партнеров. Заключение выгодного договора — чем не результат? Но риторика призвана не только приносить финансовые дивиденды. Ведь радость от удачно проведенной лекции или просто от приятного разговора ничуть не меньше, не правда ли?
Основной процесс, рассматриваемый в рамках риторики, — это взаимоотношения оратора и аудитории
Ведь оратор говорит не в пустоту, и взаимодействие в этой области крайне важно
Чему учит риторика?
- Формировать красивую, грамотную речь и прогнозировать определенную реакцию слушателей.
- Аргументировать свою точку зрения.
- «Встать на место оппонента», для того чтобы рассмотреть предмет дискуссии или обсуждения с разных сторон.
- Осуществлять словесное воздействие— логичное, обоснованное, соответствующее нормам морали и этикета.
- Использовать «риторические приемы» и другие средства усиления речевого воздействия.
- Создавать условия «коммуникативного комфорта».
- Использовать личностные характеристики оратора для создания запоминающегося, индивидуального образа.
- Создавать индивидуальную речевую манеру и делать свою речь грамотной.
И так далее — возможности риторики как науки можно перечислять бесконечно!
Где обучают риторике? К сожалению, на протяжении почти всего XX века в учебных заведениях (даже в тех, где обучение навыкам публичного выступления и коммуникации жизненно необходимо!) внимание этой науке уделялось не всегда. Ныне риторика возвращается в программы многих школ, лицеев и вузов: пришло осознание того, что развитие электронных средств коммуникации вовсе не отменяет необходимости уметь общаться! Существуют разнообразные курсы, тренинги и учебники..
Таким образом, улучшить свои ораторские навыки и овладеть искусством грамотного составления речи возможно всегда — было бы желание.
Конечно же, для университетского преподавателя, адвоката или видеоблогера будут актуальны разные приемы, касающиеся особенностей изложения, терминологии или эмоциональности. Но все же общие правила и закономерности будут едины — и о них мы поговорим очень скоро
А сейчас уделим внимание краткой истории риторики
Поделиться ссылкой
Больше, еще больше информации!
Конечно, ни в наши дни, ни пятьсот лет назад не каждому было суждено стать полководцем или государственным деятелем. Но роль красноречия в прошлом была существенно выше, чем сейчас. Почему? Очень просто: мы, люди XXI века, пресыщены информацией. Мы смотрим фильмы, слушаем новости в радиоэфире, читаем ленты информационных сайтов. На нас ежеминутно вываливаются гигабайты фотографий, статей, сообщений, музыкальных треков. Многие из нас сталкиваются с вербальным общением разве что за школьной партой или в университетской аудитории. Одним словом, мы можем получить огромный объем информации, не прибегая к общению с глазу на глаз. При этом качество собственно текста отходит на второй план — во многих случаях текст заменяется видеороликом, снимком, инфографикой.
А у жителя средневекового города или греческого полиса порой не было иной возможности узнать последние новости, кроме как послушать оратора или глашатая. В распоряжении этого человека не было фотографий и видеозаписей, он мог полагаться только на свое красноречие. Напомним, что грамотных людей тогда было немного, поэтому даже письменные источники информации не всегда могли в полной мере выполнять свои функции.
Правильно и убедительно говорить учились адвокаты, преподаватели, религиозные деятели, политики… Кстати, именно в политической борьбе умение защищать свою точку зрения и привлекать единомышленников не теряло актуальности никогда: например, многие исследователи убеждены, что в годы Гражданской войны в России победа осталась за «красными» не в последнюю очередь благодаря грамотной, очень наглядной и великолепно организованной агитации.
«Но позвольте, — можете сказать вы, — сейчас-то уже не Средневековье и, к счастью, не времена Гражданской войны! Тем более что многие политики и общественные деятели давно уже предпочитают не выступать с трибуны, а использовать для пропаганды возможности всемирной сети!» Отчасти это верно. Но…
РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ?
Одна женщина на первом же занятии заявила, что я неправильно обучаю риторике.
И я, и другие участники тренинга удивленно уставились на нее.
Она сообщила, что Риторика – это совсем другое. А эти занятия похожи на курсы актерского мастерства.
Оказывается, у них в институте был курс риторики. На котором они разбирали речи великих ораторов и сочиняли свои речи. Они много писали и выступали по уже готовым речам. Никто не заставлял тянуть паузы и жонглировать звуками. А здесь, как она поняла, мы будем играть словами, паузами и жестами, говорить ни о чем, без подготовки. Это не риторика.
— Я взрослый человек, у меня будут серьезные презентации перед солидными людьми. Зачем мне паузы и жесты? Меня и так будут слушать.
Риторика. Вербальная и невербальная речь. Что важнее?
Я не стал спорить.
Не успел. С ней стала спорить группа. Даже пришлось её защищать
Ведь в чем-то она права. В чем?
Да. У некоторых людей есть ожидания, что на занятиях риторики будут обучать писать речи.
— Как так слова подобрать, чтобы речь слушали?
Люди хотят научиться манипулировать другими людьми. Незаметно и тайно. И думают, что это можно сделать на уровне написания слов.
Можно. Но этого мало.
На публику куда больше воздействие имеет невербальная речь, нежели вербальная.
И ту, и другую речь мы изучаем. Но больший акцент делаем именно на невербальной речи.
Что же такое вербальная и невербальная речь? Определимся в понятиях.
Развитие русской риторики в XX веке
В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.
Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.
Одними из значимых книг Виноградова стали:
- «Очерки по истории русского литературного языка XIII–XIX веков»;
- «Русский язык».
Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.
Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.
В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.
Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.
Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».
https://youtube.com/watch?v=f9neCuzQBkE
Литература
- Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. — Л., 1936.
- Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46
- Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1—2, München, 1960.
- Martin J. Antike Rhetorik. München, 1974.
- Kennedy G.A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. Chapel Hill: University of North Carolina, 1980.
- Vickers B. In defence of rhetoric. Oxford: Oxford University Press, 1988.
- Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.
- Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с.
- Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 1997.
Красивая наука, сложное искусство
Так что же все-таки риторика — искусство или наука?
Если исходить из того, что существуют определенные правила построения своего выступления, составления речи, работы с аудиторией, тогда риторику необходимо признать наукой. Конечно, существуют счастливые индивидуумы, от рождения наделенные умением держать себя на публике и складно говорить, но даже им приходится оттачивать и шлифовать свои природные способности. Существование правил, алгоритмов, определенных законов и приемов ораторского искусства заставляет нас отнести риторику в область научного знания.
Вместе с тем многим из вас наверняка доводилось слушать лекторов или презентаторов, речь которых была точна, грамотна, красива, но… что называется, не цепляла. Выступающий не вызывал желания слушать его, вступить с ним в диалог, его слова не отзывались ни в душе, ни в разуме. Значит, кроме правил нужно что-то еще? Не только в способности складывать слова в предложения заключается умение произносить речь? Значит, риторику можно рассматривать по аналогии с живописью, где помимо умения обращаться с кистями и красками нужен еще и талант? И тогда риторику можно назвать искусством, которое, вполне возможно, подвластно не каждому и требует особого склада личности?
К числу отцов риторики, наряду с Кораксом, Демосфеном и Аристотелем, относят древнегреческого философа, политика и врачевателя V в. до н. э. Эмпедокла
Еще древние греки видели в риторике, в ораторском мастерстве признаки и искусства, и науки. Античные мыслители именовали риторику (или красноречие) «искусством убеждать с помощью слов». В то же время и греки, и римляне именовали риторику «наукой о хорошей речи». Чем объяснить такую двойственность?
Да, безусловно, врожденный талант очень важен, ведь никто не будет спорить, что кому-то умение выступать на публике и вести дискуссию дается гораздо легче, а кому-то стоит огромных усилий? Но тем не менее овладение специфическим «инструментарием» риторики, упорные тренировки и практические занятия могут значительно улучшить ваши навыки красноречия
Важность практических упражнений также роднит риторику с наукой. Но для того чтобы ваша речь достигла сердца слушателей, вам недостаточно знания о правилах составления речи
Вы должны владеть такими понятиями и категориями, как «красиво» и «некрасиво», «добро» и «зло», «ложь» и «истина». А это уже скорее сфера искусства, сфера этики и морали.
Заметили, что мы постоянно обращаемся к теме морали? Существует так называемая черная риторика, о которой у нас тоже пойдет речь, и вот там (как, впрочем, и в искусстве риторики в целом) тема моральных рамок весьма актуальна!
Со времен Аристотеля и по сей день к основным понятиям риторики принято относить этос, пафос и логос.
- Этос (от греч. «нрав», «характер»)— это стиль речи оратора, способ выражения его личности через выступление. Но самое главное, этос—это в первую очередь характеристика уместности речи, ее тематика, соответствие интересам обеих участвующих в коммуникации сторон.
- Пафос (от греч. «страсть», «воодушевление») — это средства эмоционального воздействия на слушателей.
- Логос (от греч. «смысл», «понятие», «слово») — это собственно текст, содержание вашей речи.
Конечно же, сейчас практически никто не требует на занятиях риторикой: «А распишите-ка мне, господа студенты, каковы будут у вас этос, пафос и логос!» Но помнить об этой универсальной формуле — «содержание, эмоциональность, уместность, взаимодействие» — необходимо.
Изображение Аристотеля на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа». 1510— 1511
Разновидности речи выступающего
Существует несколько разновидностей ораторской речи в зависимости от того, кого необходимо убедить, где проходит выступление, какую цель оно преследует. К таковым относят следующие красноречия:
- Социальное и политическое. Это когда читают доклады, затрагивающие социальную, политическую и экономическую тематику, выступают на митингах, проводят агитацию.
- Академическое. К нему относится прочтение лекций, научных докладов или сообщений.
- Судебное. Такой тип красноречия используют прокурор и защитник, выступая в судебном заседании. Своей речью они должны убедить в виновности или невиновности обвиняемого лица.
- Социально-бытовое. Его применяют все люди, произнося речи на юбилеях, застольях либо на поминках. Сюда же относят светскую болтовню, которая не требует споров, дискуссий, а характеризуется легкостью и простотой восприятия.
- Богословское. Это красноречие используется в церквях, например, когда верующие читают проповедь или прочую речь в соборе.
- Дипломатическое. Данный тип предполагает соблюдение этических норм в деловой речи. Это необходимо при деловых переговорах, переписок, при составлении официальных документов, а также при переводе.
- Военное. Эта разновидность красноречия применяется, когда призывают к бою, издают приказы, уставы, передают информацию по радиосвязи.
- Педагогическое. К нему относятся выступления преподавателей и студентов, причем как устные, так и письменные. Сюда же входит прочтение лекций, что считается сложным актом педагогического общения.
- Внутреннее, или мнимое. Так называют диалог, который каждый человек проводит с самим собой. Данный вид подразумевает под собой мысленную подготовку к устному выступлению перед публикой, а также к письменной передачи информации, когда человек прочитывает написанное про себя, что-то вспоминает, о чем-то размышляет и так далее.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что такое риторика и зачем она нужна обществу. Риторика как наука об ораторском искусстве предполагает изучение правильности произношения речи перед публикой с целью каким-либо образом повлиять на слушающих ее людей. С ее помощью ораторы приобретают навыки, позволяющие сделать их речь правильной, целесообразной, а самое главное, убедительной.
Развитие риторики
Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
- Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
- Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
- Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
- Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
- Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
- Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
- Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.
Применение техник
Тот, кто использует черную риторику Карстена, нарушает правила риторики обычной. Манипулятор всячески поддерживает мнение своего собеседника о том, что диалог ведется с учетом интересов обеих сторон, всячески создавая видимость партнерства, открытости и дружелюбия. При этом на самом деле ведется последовательное уничтожение любой вероятности сопротивления со стороны оппонента.
Оратор, использующий черную риторику — это человек, находящийся в непрерывном поиске новых путей и методов влияния, которыми он воспользуется, когда те, что работают на данный момент, прекратят свое воздействие.
У такого манипулятора спрятано в рукаве огромное множество самых разных моделей построения речи и отточенных приемов, при помощи которых он способен серьезно размыть границы ведения диалога. Главное для него — добиться поставленной задачи, а всяческие общепринятые нормы ведения разговора и тому подобное не имеют значения.
Черный оратор уничтожает старые границы ведения разговора, а после строит новые с учетом новых аргументов, созданных им надуманных проблем, а так же новых логических конструкций (но без учета старых). Он вместе с конструктивными предложениями действует с разрушительным отрицанием.
Вся власть и магия черной риторики кроется в умелом управлении словами с использованием всех доступных возможностей речи и языка, а также в применении техник, нацеленных на то, чтобы нарушить обычный ход мыслей оппонента.
Речь должна быть грамотной
Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее – к стилю речи.
Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения – к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.
Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ – это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.
Послесловие
В мире есть наука, которая носит гордое название — риторика. Жаль, конечно, но есть люди, которые не знают о её существовании или её значении. Так вот именно риторика занимается вопросами правильной и красивой речи, говоря самым простым языком. Именно риторика разбирает ошибки в общении. По нашему мнению, её не помешало бы ввести в школы обязательным предметом. Просто, глядя на современное молодое поколение, видно, что многим она явно не помешала бы.
И в заключение, возвращаясь к вопросу об актуальности высказывания Аристотеля, можно сказать, что оно более чем актуально. Ведь если подумать, то быть хорошо подготовленным, обладать приличным словарным запасом, уметь собрать свои мысли в единое целое и донести их до слушателей, учитывая особенности аудитории — это очень тяжёлый труд. Но посильный. Ведь как говорил Цицерон:
Он не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.
Ну и пусть не все мы владеем искусством красноречия, но говорить красиво, правильно, вежливо и понятно мы можем и должны. Вот как раз, поэтому высказывание Аристотеля актуально и поныне. Люди постепенно разучиваются говорить так, как это было положено, и как бы печально это не было, но факт остаётся фактом. Но ведь в наших силах всё исправить. Хотя бы на личностном уровне. Не так ли?
В следующих статьях о риторике мы будем приводить как поучительные истории, так и методики повышения своих ораторских навыков.
Материалы и ссылки »
Черная риторика — игра без правил
Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.
Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком». Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.
Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки. Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами. Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.
Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор. Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики. Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.
Какие основные правила можно выделить?
- Свои мысли нужно выражать ясно, кратко, метко и образно.
- Необходимо четко выделить в своей речи главное и второстепенное, основные положения вашего выступления.
- Обязательно выделить главную мысль, которая аккумулирует в себе практически всю суть речи.
- Постоянно повторять основную мысль, она должна «отложиться у слушателей на подкорке».
- Преподносите слушателям контрасты: «Сейчас или никогда!», «Третьего не дано!»
Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.
Стирайте границу между ложью и правдой, переворачивайте информацию так, как вам удобно
Даже если этот прием будет разоблачен, внимание вы привлечете. Пример из области желтой прессы: газета выходит с аршинным заголовком «Известнейший актер N, любимец публики, трагически погиб, застреленный любовником жены!»
А в статье рассказывается о том, что просто N в очередном спектакле играет роль обманутого мужа…
Высказывания должны быть адресными. Обращайтесь к публике доверительно, старайтесь задеть ее за живое, пробудить личные воспоминания и эмоции. Обязательно «ткните в мягкое место» и своего оппонента: это заставит его нервничать и собьет с мысли.
Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».
Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»
Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».
Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)
Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница…»
Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна). Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.
Известная байка
Однажды Федор Плевако защищал старого священника, обвиненного в воровстве. Преступление было довольно очевидным, но Плевако убедил присяжных оправдать старика одной фразой: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал ваши грехи. Неужели вы не отпустите ему его прегрешения?»
Поделиться ссылкой
Зарождение риторского искусства
Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.
Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:
- Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия.
- Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление.
- Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения.
- Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов.
- Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами».
Идеология софистов имела ряд особенностей:
Главное – манипуляция аудиторией.
Основа софисткой риторики – спор, словесное состязание, в котором один побеждает, а другой проигрывает.
Софисты не искали в споре истины, им нужна победа, поэтому важно не содержание речи, а её «внешняя форма».
Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.
Риторика Древнего Рима
Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.
Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:
- «Об ораторе»;
- «Брут» или «О знаменитых ораторах»;
- «Оратор»;
- «О наилучшем роде ораторов».
Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:
- В первую очередь оратору следует найти что сказать.
- Второе – разложить материал в строгом порядке.
- Облечь в словесную форму.
- Обязательно запомнить материал.
- Произнести речь.
По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.