Рост ребёнка по годам: таблица

Содержание:

Интересные факты

Приведем некоторые интересные факты о развитии детей:

  • Около 100 генов человеческого организма отвечают за рост и его предельные границы.
  • Ребенок растет не постепенно и равномерно, а как правило, волнообразными скачками. Не стоит переживать если кажется что кроха совсем перестал расти или вдруг резко «вымахал» в два раза.
  • Учеными доказано, что в процессах веса и роста есть некоторая сезонность. Малыши интенсивно растут в летом и весной, а в зимнюю и осеннюю пору они, как правило, набирают свой вес.
  • Чем больше расстояние отдельных частей тела ребенка друг от друга, тем быстрее они растут. Например, предплечье растет быстрее кисти, а стопа малыша растет гораздо быстрее, чем голень.
  • У малышей могут возникать моменты катализирования роста. Это происходит в случае, если какой-либо фактор ранее задерживал показатели веса или роста и теперь он исчезает. Тогда показатели начинают стремительно «догоняться». Именно по этой причине большинство недоношенных или маловесных малышей в результате значительно опережают своих ровесников по умственному и физическому развитию.

Комментарии

Зачем следить за весом грудничка

Контроль веса грудничка позволит вовремя определить отклонения в развитии. Не нужно заставлять есть младенца или, наоборот, лишать его пищи, чтобы привести параметры в соответствие с нормами.

Обратите внимание! Гораздо важнее самочувствие ребенка, его настроение. Если малыш активный, жизнерадостный, ест с аппетитом, не имеет проблем со стулом и других тревожных симптомов, то волноваться не стоит

Активный и здоровый малыш

Важно, чтобы в первые две недели жизни малыш прибавил 200-250 граммов от своего минимального веса. Обычно на второй день после рождения происходит снижение массы

Оно составляет около 5-8 процентов от общего веса. Это естественный процесс, бояться не нужно. Вот от этого значения нужно отталкиваться при взвешивании ребенка. В результате за месяц младенец набирает не меньше 500 граммов.

Обычно малыши на грудном вскармливании растут быстрее, вес их за 30 дней может вырасти даже на 1,5-2 килограмма. Тогда масса месячного крохи уже превысит 5,5-6 кг. Такие изменения происходят в первый триместр после родов, затем набор постепенно уменьшается.

Обратите внимание! Заметное снижение прибавок наблюдается при росте активности ребенка. Так, в полгода половина малышей уже сидит, некоторые ползают

Они больше двигаются, поэтому увеличение веса идет медленнее.

Навыки годовалого ребенка

Стоит отметить, что все дети разные, поэтому развиваются они в своем индивидуальном темпе. У каждого малыша освоение своих возможностей происходит в разное время. Однако в среднем в год ребенок должен уметь:

  • стоять без поддержки;
  • активно ползать (некоторые дети минуют этап ползания, вместо этого они начинают сразу ходить);
  • ходить с поддержкой взрослых или самостоятельно;
  • подниматься на ноги, приседать и выпрямляться;
  • влезать на диван, кресло, кровать и спускаться на пол;
  • открывать и закрывать коробки, банки и уметь складывать в них игрушки;
  • играть с различными предметами (посудой, головными уборами, обувью и т. д.);
  • подражать действиям взрослых и сверстников (копать ямки в песке, хлопать, стучать, «причесываться» и т. д.;
  • брать руками мелкие предметы (ластик, пуговицы и т. д.).

В эмоционально-социальном развитии малыша в этом возрасте также происходят различные изменения. Так, годовалый ребенок должен уметь:

  • узнавать близких;
  • насторожиться или заплакать при появлении незнакомого человека;
  • проявлять свои эмоции: обнимать маму с папой, любимую игрушку, целовать их;
  • самостоятельно листать книжки, указывать по просьбе родителей на тот или иной рисунок;
  • радоваться веселым играм и новым игрушкам;
  • выражать свое недовольство с помощью мимики (плачем, криком, писком);
  • с интересом смотреть на свое отражение в зеркале, строить рожицы.

В этот период специалисты также рекомендуют обратить внимание на речевое развитие малыша. В год ребенок должен уметь понимать речь и активно на нее реагировать: повторять за сверстниками слова, которые он знает; подражать взрослым, повторяя за ними новые слова; выполнять простейшие просьбы, например, «положи», «дай», «открой», «принеси» и т

д.; понимать значение слова «нельзя»; знать свое имя и реагировать на него; узнавать окружающие его предметы и по просьбе родителей показывать на них.

Срок годности

Допустимые нормы отклонения в весе

Вес детей отличается. Не может быть, чтобы малыши одного возраста имели одинаковую массу тела. То же касается и их роста. Оба показателя рассматриваются в совокупности, что позволяет определить, есть ли отклонения в развитии, или повод для беспокойства отсутствует. Усредненные показатели нормы и отклонения от нее собраны в таблице ВОЗ. Данные отличаются для девочек и мальчиков

Нужно ориентироваться на ежемесячную прибавку, обращая внимание на самочувствие ребенка

Обратите внимание! Главное, чтобы за неделю вес малыша увеличивался на 125 граммов. Не рекомендуют взвешивать его ежедневно, чтобы лишний раз не травмировать кроху и маму

Тело малыша: новые этапы развития

В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.

  • Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
  • Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
  • Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
  • Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
  • Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Правила хранения

Когда бить тревогу

Рост и вес относятся к важным показателям того, как проходит развитие ребенка. При большом отклонении от нормы, стоит проверить малыша, ведь это говорит о процессах организма, которые функционируют неправильно. Чтобы подкорректировать их, необходимо ввести специальный режим дня или выбрать особенное питание.

У детей с замедленным ростом может замедляться развитие скелетных мышц, миокарда, головного мозга. Это тяжело отражается, как на внешнем виде крохи, так и на умственном развитии.

Ожирение или анорексия у детей – тоже ужасные отклонения, влияющие на здоровье не меньше отклонений в росте. Когда в год ребенок весит больше 15 кг или меньше 7 кг – необходимо пройти консультацию с рядом врачей. Если кроха весит больше 20 кг или меньше 5 кг – срочно бейте тревогу.

Наблюдайте за младенцем каждый месяц. Он обязан набирать ежемесячно 300-600 грамм и 1-3 см. Этого не происходит или цифры значительно выше? Не паникуйте, но покажите кроху специалисту.

Речевое развитие ребенка 2,5 лет

Обозначает себя: «Я», «Я сам».Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.Использует предложения из нескольких слов (трех и более).Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие.Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.Легко подражает незнакомым словам.Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Бытовые навыки ребенка в возрасте 2,5 года

Одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы. Сообщает о физиологических потребностях.

Нарушения веса

Вес ребенка в 1 год не должен существенно превышать представленное в таблице значение или отставать от него. Однако отставание в весе чаще всего наблюдается у таких категорий детей:

  • недоношенных;
  • перенесших за год ОРВИ, обезвоживание или кишечную инфекцию.

Дети-искусственники, напротив, набирают вес значительно быстрее, чем груднички. Конечно, если отклонение незначительно в любую сторону, то повода для беспокойства нет. Но если показатель отличается от нормативного значительно, то с визитом к педиатру не стоит медлить. Причины весьма многообразны, чаще всего они связаны с неправильным режимом питания, который становится причиной ожирения или анорексии. Но отклонение может свидетельствовать и о серьезных заболеваниях пищеварительной системы.

Вот почему, если малыш весит менее 5 кг или больше 18-20 кг, необходимо обратиться к профессионалу. Такие цифры могут свидетельствовать об очень серьезных отклонениях. Слишком высоким считается даже вес более 15 кг у детей обоего пола.

Особенности прибавки в весе

В год ребенок должен весить от 7 до 12 кг. Весовая прибавка при этом распределена так:

  • с 1 по 3 месяц – на 750 г ежемесячно;
  • с 4 по 6 месяц – на 700 г;
  • с 7 до 9 месяц – на 550 г;
  • с 10 по 12 месяц – на 350 г.

Низкая прибавка может говорить о проблемах с пищеварением, рахите, анемии, а также о нарушениях в ЦНС. Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме следует убедиться, что он наедается молоком, в противном случае рекомендуется добавлять в рацион смеси.

Когда ребенок значительно отстает в весе при нормальном сбалансированном питании, необходимо посетить врача, поскольку подобное отклонение может стать причиной отставания в умственном и психическом развитии.

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет

В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:

  • Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
  • Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.

 Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы

Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Слух и зрение ребенка

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Окружность груди и головы

Несмотря на то, что рост и вес годовалого ребенка – это основные показатели, свидетельствующие об отсутствии или наличии отклонений в его развитии, окружность головы и груди также должны учитываться. Средние данные представлены в таблице:

Показатель Мальчики Девочки
Окружность головы, см 45,3-48,6 44,2-47,3
Окружность груди, см 46,1-52,6 46,3-51,5

Измерения этих показателей проводятся регулярно при посещении педиатра, поскольку они также помогают оценить развитие малыша и своевременно принять меры.

Нормальные показатели

При рождении окружность головы младенца, как правило, от 34 до 36 см, грудная клетка в обхвате около 32 см. В первые 30 дней жизни скорость роста головы значительно превышает скорость расширения грудной клетки. К 4-месячному возрасту темпы выравниваются. А у детей в 12 месяцев объем головы примерно на 2 см меньше, чем обхват груди.

У здорового крохи, который развивается без каких-либо проблем, голова всегда меньше груди, что можно наблюдать визуально. За год можно отметить следующую прибавку (по сравнению с показателями, измеренными при рождении крохи):

  • окружность головы – увеличение на 11-12 см;
  • окружность груди – увеличение на 15-16 см.

Незначительное отклонение не должно быть причиной волнения, поскольку может быть обусловлено генетической предрасположенностью. Так, некоторые дети появляются на свет с крупной головой, что для них является физиологической нормой. А те, у кого окружность, напротив, очень мала, чаще всего являются недоношенными.

Осмотр головы

Помимо цифрового показателя, значение имеет также и результат внешнего осмотра черепа ребенка, а именно – следующих его особенностей:

  • Форма. Нормой считается округлая, увеличение теменной или лобной доли – тревожные знаки, они могут свидетельствовать о гидроцефалии или рахите.
  • Симметричность. Наличие плотных асимметричных участков на голове нередко говорит о кефалогематоме.
  • Размер. В таблице выше можно увидеть «стандартный» размер, говорящий о том, что проблем нет. Очень большая голова может быть признаком макроцефалии, а маленькая – микроцефалии либо краниостеноза.

Однако еще раз повторим – насторожить должна только внушительная разница между реальным и нормальным показателем.

Осмотр грудной клетки

Важны не только цифровые данные, но и следующие характеристики:

  • симметричность;
  • форма (плоская, цилиндрическая, конусовидная);
  • пропорциональность.

По мере развития малыша форма грудины меняется, и это нормально. Однако отклонения от стандартных показателей могут быть связаны с рахитом, сколиозом или туберкулезом костей. Вот почему слишком узкий или, наоборот, широкий объем грудной клетки – знак того, что необходимо посетить педиатра.

Конечно, все дети разные, одни генетически предрасположены к низкорослости и малому весу, другие родились в семье, где мама и папа очень высокие. Поэтому и растут с очень быстрыми темпами

Однако среднее значение показателей все же важно, поскольку позволяет провести параллель, сопоставить параметры своего малыша с общим значением показателя, использующимся в педиатрии. А это помогает понять, нормально ли развивается кроха, нет ли каких-либо проблем с его здоровьем, не нарушается ли режим питания

Как развивается речь от 2 до 3 лет

В 2 года ребенок наращивает свой словарный запас до 200 – 400 слов, начинает строить фразы из 2 – 3 простых слов или слогов.

  • Большая часть употребляемых слов — существительные, обозначающие предметы и людей из ближайшего окружения.
  • Постепенно начинают появляться местоимения («ты», «он») и прилагательные («хороший», «красивый»).
  • Задает вопросы, относящиеся к месту действия: «где?», «куда?», «откуда?».
  • Подражает крикам животных и птиц, имитирует знакомые звуки (автомобильный сигнал, сирена спецтранспорта, гудок паровоза).
  • Понимает команды из 2 – 3 последовательных действий («Возьми карандаш и нарисуй солнышко»).
  • Может испытывать проблемы с артикуляцией: не все звуки выговаривает, путает слоги.

К 3 годам малыш увеличивает свой словарный запас до 1200 – 1300 единиц, фразы строит из 4 – 5 слов, при этом сложные слова по-прежнему может сокращать или заменять более простыми.

  • При отсутствии реальных логопедических проблем четко произносит почти все звуки, но некоторые — все еще неправильно: , , свистящие, шипящие (обращаться к логопеду при наличии сложностей с этими звуками имеет смысл не ранее 4 – 5 лет).
  • Понимает команды из 4 – 5 действий («Сходи в свою комнату, найди мишку, принеси его сюда и посади рядом с нами»).
  • Знает свое имя и фамилию, называет имена родителей, близких родственников и друзей; использует почти все части речи; изменяет слова по числам и падежам; рассказывает сказки, истории о событиях из своей жизни, правильно повторяет слова и фразы за взрослыми, заучивает короткие стихи, слова песен; по сюжетной картинке отвечает на вопросы взрослого, составляет по ней связный рассказ; может закончить предложение, сказанное взрослым; задает вопросы сам и задумывается над услышанными, относящимися ко времени действия и побудительным причинам: «почему?», «когда?».
  • Свободно пользуется речью во всех случаях жизни: задает много вопросов, охотно участвует в разговоре, общается и с близкими, и с детьми на площадке, и с незнакомыми людьми; постоянно проговаривает, сопровождает речью все свои действия и игровые ситуации. От родителей требуется ангельское терпение: останавливать этот «поток» ни в коем случае нельзя, ведь ребенок тренирует свою речевую функцию и обогащает словарный запас.

Физическое развитие: нормы веса и роста

Семье новорожденного важно контролировать показатели его роста и веса. Благодаря этому своевременно выявляются отклонения в развитии годовалого ребенка и малыша младше или старше

Умственное, психическое, физическое развитие тесно связаны, и нарушение одного аспекта может обернуться нарушением второго. До года замеры проводятся регулярно, сравниваются с нормой.

Развитие годовалого ребенка предполагает: рост девочек 69-79 см, рост мальчиков 71-80 см. Вес девочек 7-11,5 кг, вес мальчиков –7,7-12 кг. Это усредненные данные для ребенка в 1 год, представлены в ознакомительных целях, возможны некоторые отклонения от нормы. Только педиатр может определить, насколько они допустимы. Родителям рекомендуется периодически фиксировать измерения. Предполагается, что в первые полгода младенец вырастает на 15 см, после этого темпы становятся ниже. Рост ребенка в 1 год составляет 70-80 см, и это норма. У высоких мамы и папы, дети вытягиваются сильнее. Если у родителей не большой рост, то, вероятно, это передастся малышу. Наследственность играет большую роль.

Если в период беременности женщина употребляет спиртное, то это порой оборачивается значительным отставанием в росте, а также в развитии плода. В свою очередь, прием нужных витаминов и правильное питание при беременности ведет к нормальной скорости роста.

Если ребенок в 1 год отстает в росте, чаще предлагайте ему такие продукты: мясо, рыба, молочка, фрукты, овощи, зелень, яйца, каши злаковые

Сделайте его питание полезным, сбалансированным – это важно при развитии годовалого ребенка

Каждый новый продукт вводите с осторожностью. Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников

Не игнорируйте проблему

Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников. Не игнорируйте проблему.

Считается, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес активнее грудничков. Возможно незначительное отклонение в любую сторону, это не повод для волнений. При значительном отклонении от нормы необходима консультация с педиатром.

В чем может быть причина отклонения в развитии годовалого ребенка? В первую очередь: неправильный режим питания. Матерям детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо убедиться, что младенец наедается. Если это не так, то в рацион необходимо добавление смесей. Ребенок всерьез отстает в весе и при правильном, сбалансированном питании? Посетите врача – подобные отклонения могут быть причиной заболеваний.

Физическое развитие ребенка в 1 год

В понятие физическое развитие ребенка входят не только параметры роста и веса, но также окружность головы и грудной клетки. В соответствии с календарем развития от российских педиатров:

  1. Рост мальчика в 1 год должен составлять в пределах 72-79 см, а девочек – 71-78 см.
  2. Вес мальчика должен составлять 9-11,5 кг, а девочки – 8,5-11 кг.
  3. Окружность головы у мальчика должна равняться от 45,3 до 48,5 см, а у девочек эти параметры на 1 см меньше.
  4. Окружность грудной клетки у мальчика равна 46-52,5 см, а девочки – от 46 до 51,5 см.

Физические параметры мальчика и девочки не отличаются.

Пропорциональность

Показателем физического развития малыша является и правильное соотношение массы тела к росту. Например, при рождении нормальные пропорции считаются 70 г веса на 1 см роста. Это не единственный показатель физического развития. Ежемесячно окружность головы ребенка в первые полгода в среднем увеличивается на 1,3 см, а потом примерно по 0,5 см в месяц. Таким образом, в год ребенок имеет окружность головы примерно 46 см.

Объем головы

Как было выше указано, с момента рождения до года объем головы увеличивается примерно на 10 см и к году достигает 46 см в обхвате. Слишком большой объем головы может говорить о заболеваниях, например, гидроцефалии.

Зубы

Норма количества зубов точно не определяется, т.к. этот процесс индивидуален. Но в основном дети в этом возрасте имеют 8 зубов: 4 сверху и 4 – на нижней челюсти, не редкость, когда у детей уже прорезываются моляры, хотя бывает, что в год вылезает лишь первый зуб. Все это в пределах нормы.

Если у ребенка нет зубов, то возможно, проблема в нехватке витамина Д, нарушении желудочно-кишечного тракта, неправильном расположении зубов внутри десны, или во время беременности не произошла закладка зубов. Для того чтобы снять сомнения или подтвердить опасения, стоит обратиться к детскому стоматологу и пройти осмотр.

Эффективная мазь от аллергии на коже для детей: обзор самых действенных лекарственных средств

Что влияет на показатели малыша

Вес и рост годовалого ребенка не должны значительно превышать представленные в таблице значения или отставать от них

Стоит обратить внимание, что чаще всего отстают в весе и росте такие категории деток:

  • Недоношенные;
  • Переболевшие несколько раз за год ОРВИ;
  • Страдающие нехваткой жидкости в организме;
  • Перенесшие различные кишечные инфекции;
  • Имеющие проблемы с пищеварением;
  • С признаками рахита или анемии;
  • Имеющие нарушения ЦНС.

Также на повышенный или пониженный вес и рост влияют внешние факторы:

  • Плохой сон;
  • Климатические условия;
  • Неправильный уход;
  • Несоблюдение режима питания;
  • Психическая нагрузка.

На физические показатели ребенка также влияет генетика. Как правило, дети соответствуют параметрам своих родителей. Если они в младенческом возрасте были «худышками», то и малыш будет весить не очень много. Соответственно, если родители были пухленькими, то и ребенок будет слегка полноват.

Девочка в один год сидит на траве и играется с собачкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector