Порядковый счет до 10 — задания в картинках для распечатки

Состав числа: объяснение и карточки

Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.

Я предлагаю действовать в таком порядке.

  1. Объяснить наглядно, как при одной и той же сумме одно слагаемое может увеличиваться, а второе — уменьшаться. Очень удобно это делать на предметах, которых всегда фиксированное и привычное глазу количество: отлично подходят коробки из-под яиц (10), прозрачные упаковки печенья или конфет (обычно 6, 8, 12), строчки календаря (7), упаковки акварели, пластилина и т.п.
  2. Ребёнок обязательно должен записать в тетрадь (или на листочек) все возможные варианты состава числа, проговорить их вслух, найти и соединить примеры с одинаковыми слагаемыми (7+1 и 1+7, например).
  3. Очень советую сделать для закрепления состава числа карточки вида
    7 + 1 = 8
    6 + 2 = 8
    5 + 3 = 8
    4 + 4 = 8

Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:

  • Раскладываем карточки по порядку.
  • Просим ребёнка все их назвать.
  • Переворачиваем, кладём карточки лицевой стороной вниз.
  • Просим ребёнка их припомнить.
  • Открываем, проверяем, хвалим!

Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать»

Обратный счёт

Учить обратный счёт не так легко, но обязательно стоит. Можно играть в отряд космонавтов и запускать ракету в космос. Для её старта необходимо произносить обратный счёт: десять, девять, восемь… старт!

Подобным образом можно устраивать соревнования по сбору предметов под обратный счёт. Кто больше соберёт, тот и победитель. В канцелярских магазинах можно приобрести журналы, где детям предлагают соединять линии на картинках по возрастанию или убыванию цифр, чтобы получить задуманное автором изображение.

Закрепить материал можно с помощью пластилиновых шариков. Для начала следует предложить малышу сделать 10 разноцветных шариков из мягкого материала, а затем поиграть с ними, убирая по одному в коробочку. Во время сбора шариков можно считать обычно до 10, а при выемке из коробки — выполнять обратный счёт.

Изучаем сотни и тысячи

Как употреблять цифры при сумме свыше 100? Легко! Перечисляя сотни по порядку, перед ними ставят соответствующие единицы, напр. two hundred (200). Такой же принцип действует и для тысяч, напр. eight thousand (8000). Запомнить это простое правило сможет даже ребенок.

Число Обозначение Транскрипция Произношение
100 One(a) hundred /wʌn (ə) hʌndrɪd/ /уан (э) хандрид/
1000 One (a) thousand /wʌn (ə) θaʊzənd/ /уан (э) саузэнд/
300 Three hundred /θri: hʌndrɪd/ /срии хандрид/
5000 Five thousand / faiv θaʊzənd/ /файв саузэнд/

Грамматические особенности: одну сотню/тысячу/миллион и т.п. можно обозначить цифрой 1 (one) или неопределенным артиклем a. Оба варианта верны.

Составные числа от 100

Составить числовую конструкцию вида 139 или 1509, кажется намного сложнее, но на самом деле она тоже имеет легкий и понятный принцип – достаточно всего лишь добавить короткое слово and.  Итак, сперва произносятся сотни, потом добавляется and и завершается комбинация десятками и единицами. Например, 139 выглядит так one hundred and thirty-nine. Соответственно в конструкциях с тысячами, на первый план выходят тысячи, затем сотни и т.д.

Число Обозначение Транскрипция Произношение
467 Four hundred and sixty-seven /fo: hʌndrɪd ænd siksti sevn/ /фоо хандрид энд сиксти сэвн/
2578 Two thousand five hundred and seventy-eight /tu: θaʊzənd faiv hʌndrɪd ænd sevnti eit/ /туу саузэнд файф хандрид энд сэвнти эйт/
305 Three hundred and five /θri: hʌndrɪd ænd faiv/ /срии хандрид энд файф/
3007 Three thousand and seven /θri: θaʊzənd ænd sevn/ /срии саузэнд энд сэвн/

Грамматические замечания: все английские числа никогда не склоняются по падежам и родам, поэтому их окончания всегда неизменны.

От 1 до 10

Для начала детям озвучивают простой счёт, поочерёдно называя цифры от 1 до 10. Начинать считать можно всё, что вызывает интерес у крохи. Во время прогулки можно посчитать с сынишкой припаркованные у подъезда автомобили, количество бантиков в причёске у подружки, конфеты в вазе или йогурты в холодильнике. Дочь стоит попытаться заинтересовать количеством тех предметов, которые ей интересны: воздушные шары у продавца, зайцы на страничке любимой книги, куклы на полке в детской и т. д.

Очень часто родители вовлекают детей в мир математики непринуждённо. К примеру, поднимаясь к своей квартире, мама предлагает ребёнку посчитать ступени

Попутно обращает внимание на цифры, которыми отмечают нумерацию этажей на стенах. Полезно обращать внимание детей на нумерацию транспортных средств

«Ещё немного, и приедет наш автобус под номером 9. Посмотри, это не он?».

Супермаркет вообще можно расценивать как хранилище массы методического материала. «Сколько брусков мыла мы положили в тележку? Есть ли здесь такой шоколад, как ты любишь? Давай возьмём две плитки»

Также полезно будет обратить внимание крохи на номер камеры хранения. «Смотри на дверце номер 7, и на бирке ключика тоже стоит цифра 7

У девочки в пакете 4 апельсина, а ты хочешь этот фрукт?».

«Я считаю до пяти, не могу до десяти. Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». В 3 года малыш будет вести счёт, ориентируясь на интонацию родителей, и его слова по произношению будут мало напоминать названия цифр, но к 5-летнему возрасту речь станет предельно чёткой.

Существует несколько специальных игр и методик, которые подскажут родителям, как научить считать ребёнка 4 лет. Но большая часть родителей учит этому мимоходом, но ежедневно.

Учимся быстро считать в 4-5 лет

Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.

Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:

  • поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
  • усвоит состав чисел, основы счета;
  • будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
  • сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.

Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.

До 10

Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.

Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.

Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:

  • игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
  • игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
  • чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
  • просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
  • игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.

Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).

Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.

До 20

Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0.

Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.

Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.

До 100

Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.

Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».

Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.

Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком. Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко

Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.

Условия и срок хранения

Ход занятия

Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.

Воспитатель.

Утренний сбор

Колокольчик наш звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

Топнем левою ногой,

Щелкнем правою рукой.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Педагог:Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит.

Загадка

Она – царица всех наук

Без неё мы – как без рук

Научит думать и решать

И много действий совершать (математика)

Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.

Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

— Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

— Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

— Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

— Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель: — Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Это кто, за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это? (Буратино) .

Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма:

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.»

Воспитатель: — Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

Дети: Да!

Задание №1 .“Математическая разминка”

1. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1

2. Назовите соседей чисел 3,5,7,9

3. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3

4. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8

5. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.

6. Сколько ушей у двух кошек(4)

7. Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько глаз у светофора? (3)

9. Сколько пальцев на одной руке? (5)

10. Сколько лап у двух собак? (8)

11. Сколько пальцев на двух руках? (10)

12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

13. Что длиннее неделя или месяц

14. Что длиннее 1 час или 60 минут

15. Сколько месяцев в году

16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их

18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

19. Что длиннее 12 месяцев или год

20. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5)

Задание № 2. За столами

Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

Задание: 1. В Середину листа приклеить жёлтый круг.

2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат.

3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.

4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник.

5. В левом верхнем углу синий квадрат.

Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки.

Задание № 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».

-Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.

Задание №4. «Веселые задачки»

Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро смело!

Сколько всех их прилетело? (7)

2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:

2 матрёшки, Буратино,

И весёлый Чиполлино.

Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.

3. Шесть весёлых медвежат,

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?

4. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной)

5. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели)

6. Сколько рогов у 3-х коров? (6)

Практические советы родителям

Приступая к обучению ребёнка вычитанию и сложению, не нужно это делать по единицам. Имеется в виду, что при решении такого примера, как 4+3, не нужно разбивать тройку на три единицы и складывать их поочерёдно. Это позволительно делать в начале обучения, для осознания самого процесса сложения. Дальше нужно учить ребёнка выполнять сложение математическими группами. Это позволит производить математические операции в будущем быстрее.

Научив малыша считать по пальцам, сложно будет его в будущем от этого способа отучить. При использовании пальцев у крохи не задействуется память, и он даже не пытается запоминать группы цифр и результаты вычитания и сложения.

Также рекомендуется отказаться от популярного у некоторых родителей и преподавателей метода с использованием линейки. Прибавление необходимого числа делений имеет большое сходство с использованием калькулятора, что не способствует умственному развитию и тренировке памяти ученика.

На первых порах родители должны приложить усилия, чтобы их ребёнок смог запомнить цифры прямого и обратного счёта до 10, а затем выполнять несложные вычитания и сложения в этих пределах. В голове у малыша будут храниться ответы простых примеров и составы чисел. Все эти знания станут отличной базой для последующего изучения двузначных чисел.

Обучение должно происходить в игровой форме с элементами состязания. Усложнение занятий, будет способствовать формальному заучиванию, развитию зрительной памяти, осознанию материала и его закреплению. Обучение устному счёту позволяет развивать у детей, помимо памяти и интеллекта, ещё и смекалку.

Учимся считать до 20

После освоения ребенком пальчикового счета до пяти и десяти и цифр первого числового ряда (обязательно убедитесь, что материал усвоен хорошо и малыш не путает последовательность) можно смело начинать изучать счет до 20. Делается это тоже достаточно легко – с применением такого метода:

  • Сначала вам нужно объяснить ребенку, что числа, идущие после первых девяти, содержат по две цифры. Растолкуйте, что первыми цифрами в этих числах обозначаются десятки, а вторыми – единицы.
  • Подготовьте две небольшие коробки или какие-то другие емкости, а также пару десятков предметов, лучше одинаковых. В первую коробку поместите 12, 13 или 14 предметов, а во вторую – 1, 2 или 3 предмета. Это нужно, чтобы ребенок наглядно увидел разницу.
  • Следующим шагом будет рассказ малышу о том, что числа всегда идут в одной последовательности, т.е. после «10» идет «11», затем «12», потом «13» и т.д.
  • Когда увидите, что юный математик усвоил основы счета до 20 и не путает последовательность чисел, начинайте давать ему небольшие задания на закрепление навыка. К примеру, попросите ребенка подать вам 14 пуговиц, 12 ягодок, 15 монеток и т.д.

4

Обучение сложению

Так же ненавязчиво можно научить своего малыша выполнять сложение. Научить ребёнка решать примеры до 10 легче всего на предметах, которые у него вызывают большой интерес. Если дошкольник обожает конфеты, их можно смело использовать как методический материал. «У мамы было 2 конфеты, одну она предложила папе, сколько съела мама?» Продолжать можно в том же духе, заменив конфеты на мячи, книги, кубики, пуговки и т. п.

Родителям придут в помощь раскраски с цифрами, где цвет сегмента определяет результат несложного вычисления. К примеру, часть рисунка следует раскрасить в цвет, определить который можно после сложения 1+2. На раскраске указано, что цвет «3» нужно раскрашивать жёлтым. По такому принципу раскрашивают весь рисунок, где каждой цифре соответствует определённый цвет.

Также могут быть полезны мозаики-картинки. Их составляют, опираясь на цифры, с которыми соотносят определённые цвета. Такие занятия позволяют не только развить мелкую моторику и дать понятие о сложении, а ещё и выучить цвета.

В 3−4 года дети должны уметь выполнять сравнение и без труда отличать:

  • длинный предмет от короткого;
  • мягкий от твёрдого;
  • мокрый от сухого;
  • низкий от высокого;
  • горячий от холодного и т. д.

Родители должны понимать, что любой процесс обучения проходит три ступени — узнавание, понимание, осмысленное запоминание. Чтобы ребёнок не забыл то, что недавно выучил, его знания должны стать частью жизни и регулярно использоваться.

В ежедневном общении следует обращать внимание на свойства предметов, проводить их сравнение, упоминать математические понятия и цифры. Кроме этого, кроху следует научить объединять предметы по категориям:

Кроме этого, кроху следует научить объединять предметы по категориям:

  • цвет;
  • форма;
  • одушевлённость;
  • предназначение и пр.

На помощь также приходят детские считалки, например, про зайчика, который вышел погулять. Так, вместе со стихами А. Барто дети к 3 года и 5 месяцев начинают считать механически. А задача родителей — помочь делать это осмысленно.

https://youtube.com/watch?v=prss6ysMGJY

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector