Задержка психического развития (зпр) : причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Как лечить зрр, зпрр

Добрый день.

Беспокою Вас из Армении. У меня вопрос по поводу реабилитационного лечения ЗПРР.

В 3 — 4 месяца у моего сына обнаружили асимметрию диаметра головы (0,8 см), из-за чего он часто шею откидывал на левую сторону. В 7 — 8 месяцев после курса кинезиотерапии и правильной фиксации подушки в противоположную сторону проблему удалось устранить. В это время он должен был делать попытки самостоятельно сидеть, но ему это никак не удавалось. После продолжительного курса физиотерапии в 15 месяцев он уже мог самостоятельно сидеть и хорошо держал спину, а в 2,2 годика стал ходить. Но ходил он 3 недели, после чего заболел, ослаб и перестал самостоятельно ходить (держался за ручки). Физиотерапия продолжалась, и в 2,7 он снова стал ходить и до сих пор ходит, но походка еще не полностью сформировалась (ноги ставит на ширине плеч). С 2,5 мы подключили специалиста по развитию, эрготерапевта и логопеда для развития речи, так как у него не было речи, несмотря на то, что он очень общительный и всегда первым идет на контакт, даже с незмакомыми ему людьми (издавал звуки ба-ба, ма-ма, но не осмысленно). В 2,9 благодаря работе специалистов, он не очень четко, но начал повторять все слова, которые ему говорят, начал понимать и исполнять команды, различать основные цвета и даже говорить некоторые слова по своей инициативе (открой, закрой, сними, дай, вода, хлеб, сыр и т.д. – около 20 слов). 

Сейчас ребенку 3,1, и нам поставили диагноз ЗПРР без МРТ и других видов глубокого обследования. Ребенок проходит реабилитационное лечение у специалиста по развитию и логопеда для развития речи и курсы физиотерапии и эрготерапии для физического укрепления мышц и корректировки движений, а также ходит на плавание.

Меня интересует, какие методы диагностики и лечения Вы можете посоветовать и предложить конкретно для нашего случая, а также, если можно, цены на предложенные Вами варианты. Мне сказали, что есть мнение, что у детей, прошедших МРТ уровень IQ уступает уровню IQ детей, не прошедших МРТ.

Заранее благодарю, Марианна.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Лечение задержки речи (ЗРР) у детей

При ЗРР терапию нужно начинать при первых тревожных признаках. Лечение должно быть комплексным. Наиболее полные варианты предоставляются в санаториях и специализированных центрах.

Занятия для детей с задержкой речевого развития проводят:

️ логопеды;

️ неврологи и психиатры;

️ рефлексотерапевты;

️ психологи.

На всех занятиях обязательно должны присутствовать родители. Если лечение начинается рано, то и эффективность его повышается. Существует вероятность, что ребенок будет учиться и нормально впишется в окружающую среду.

Важнейшие направления терапии

В любом медицинском заведении применяются основные направленности лечения:

1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на мозговые точки очень слабыми электроимпульсами. Они способствуют восстановлению ЦНС в пораженных участках. При ЗРР происходит воздействие на мозговые зоны, которые связаны с речью – запасом слов, пониманием, звуковым воспроизведением. Это очень эффективно при гидроцефалии. Метод показан для детей с полугода.

2. Медикаментозная терапия назначается после КТ, ЭЭГ и других обследований. Они выявляют заболевания ЦНС. Затем разрабатывается индивидуальная схема терапии. Чаще прописываются «Пирацетам», «Кортексин» и подобные им.

3. Занятия, проводимые логопедами и дефектологами, направлены на укрепление памяти, расширения мелкомоторной функции и мышления. Занятия проводятся для детей с 4-5 лет. Обучение направлено на составление предложений, обучению жестикуляции.

Другой вариант – остеопатия, во время которой происходит воздействие на активные точки на дерме, корректируется нервная система, психика и обмен веществ ребенка. Лечение может проводиться за рубежом – в Германии, Израиле или Китае. Однако стоимость терапии довольно высокая.

Центры развития детей

Центры формирования детей задержкой речевого развития работают по всей России. При поступлении в такое заведении ребенка проводится общий осмотр. Определяется, как малыш формируется физически, имеются ли двигательные навыки, нет ли тяжелых отклонений. Проверяется, не было ли психологических травм, как происходит общение с людьми – стесняется или нет, реагирует ли на родных и посторонних.

При этом обращается внимание на другие факторы:

️ отзывается ли малыш на свое имя;

️ понимает ли родительскую речь и воспринимает ли ее;

️ как разговаривает – чисто или глотает окончания;

️ жестикуляция, мимика;

️ трудности при разговоре;

️ наличие мелкой моторики, врожденных заболеваний речевого аппарата.

Иногда признаки ЗРР выражены слабо и почти незаметны. Определить это могут только специалисты центра.

Популярные медицинские заведения разных стран:

️ «Шнайдер» – детская больница на территории медцентра имени Рябинина, на Ближнем Востоке.

️ «Цинциннати» – это ведущий педиатрический центр в США.

️ Клиника на Гайсах осуществляет лечение даже в самых сложных случаях.

️ Больница для детей «Сафра», расположенная в Рамат-Гане, – подразделение израильской «Шибы».

️ «Портленд Хоспитал» – английский центр здоровья.

️ «Исида» – украинская клиника.

️ Центр «Алин» осуществляет лечение детей с врожденными патологиями.

️ Итальянская клиника «Bambino Gesu».

️ Детская больница в Таллине – многопрофильное медучреждение.

В зависимости от причин, вызвавших ЗРР, назначается курс терапии. В него включаются консультации психолога, физиопроцедуры. Во всех центрах существует предварительная запись.

Санаторное лечение детей

Лечение ЗРР только с помощью одного направления невозможно. Необходим комплексный подход. В санаторное лечение, кроме медикаментозной и рефлексотерапии входит:

  • Музыкотерапия.
  • Остеопатия, когда мануальный терапевт производит балансировку нервной системы, воздействуя на конкретные точки на теле.
  • Иппо- и дельфинотерапия. Уже дано врачи сделали вывод, что общение с животными оказывает положительное влияние на психику детей.

Самые популярные санатории для детей с задержкой психоречевого развития находятся на черноморском побережье, в Анапе, Сочи, Геленджике. Большим спросом пользуются израильские медучреждения.

ЗРР – это не приговор. Тем более, если лечение было начато вовремя. Однако в любом случае прекращать коррекцию развития нельзя и после 5-7 лет. Родителям потребуется много терпения, но при постоянных усилиях результат все равно будет виден.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Лечение ЗПРР в других странах и в Москве

Если всё-таки лечение не приносит положительные результаты, можно обратиться за помощью к зарубежным специалистам. Хороших специалистов и новейшее оборудование можно найти в Израиле. По отзывам многих родителей, лечение в этой стране, во многих случаях, проходит успешно. Неплохих результатов в последнее время добились китайские медики. Тем более лечение в Китае обойдётся гораздо дешевле.

Положительных результатов стали добиваться и наши специалисты в некоторых клиниках Москвы. К ним можно отнести «Клинику восстановительной неврологии» на улице маршала Василевского. Полный процесс от диагностики до методов лечения ЗПРР оказывает медицинский центр «CORTEX», расположенный на Ярославском шоссе.

В заключение хочется отметить, что успех в лечении ЗПРР полностью лежит на родителях ребёнка, поэтому им надо быть настойчивыми и терпеливыми в отношении своего чада и тогда обязательно будут достигнуты успешные результаты.

Нормы психоречевого развития

Чтобы помочь ответить на вопросы «ЗПРР — что это такое? И когда оно есть, а когда все в порядке?», приведем шкалу нормального развития ребенка до 7 лет. Нужно отметить, что психоречевое развитие – это целый комплекс навыков и умений. Кроме простого воспроизведения звуков, сюда входят правильное произношение слов и их логичное употребление, связывание отдельных слов в предложения, употребление без ошибок глаголов во времени, а также местоимений (я, он, мне, тебе и так далее), умение достаточно понятно и обоснованно выражать свои мысли и желания. Диагноз ЗПРР ребенку должен ставиться в возрасте примерно 5 лет. Приводимая ниже таблица поможет родителям сориентироваться, что и в каком возрасте должен уметь их малыш.

Нормы развития ребенка
Возраст Умения
0-1 (мес)

Эмоциональное реагирование малыша на обращение к нему (на ласковое — улыбка либо любое проявление радости, на резкое и строгое возможен плач, всхлипывания, мимика обиды или расстройства).

1-3 (мес)

Гуление, лепет, а ближе к концу 3 месяца — произношение отдельных, самых простых звуков.

3-6 (мес)

В лепетании сперва непроизвольное, а после намеренное соединение звуков в звукосочетания, малыш должен быть заинтересован тем, что у него получается, прислушиваться к создаваемым им новым звукам, а ближе к 6 месяцам более отчетливо произносить отдельные легкие слоги (ба, ма, па и так далее).

6-9 (мес)

Достаточно четкое произношение простых буквенных сочетаний и слогов, а ближе к 9 месяцам малыши должны начать повторять за взрослыми слоги и простейшие слова (дай, на). Также дети уже должны понимать значения некоторых слов и выражений, например, «это мама», «где папа?», «»мяв» делает кошечка», «»гав» делает собачка» и так далее.

1 (год)

Осмысленное произношение простейших слов. У кого-то их может быть всего 2-3, у кого-то 10-12, но они уже должны появиться в детском лексиконе.

1-1,5 (лет)

Ребенок с удовольствием идет на контакт, увлеченно играет, каждый день учится чему-то новому. Занимаясь активной детской деятельностью, малыш быстро развивает свой словарный запас, который за последующие 6 месяцев должен достичь примерно 100 слов. Ребенок может уже сформулировать самые простые предложения, типа «киса мяв-мяв», «мама дай». Многие слова он пока произносит искаженно, не все звуки выговаривает, там, где его не понимают, добавляет к речи мимику и жесты, может придумать новые, не существующие в природе слова, но по тому, как и что он пытается сказать, хорошо видно, что его развитие идет нормально.

1,5-3 (лет)

Речь ребенка становится более отчетливой. Некоторые дети в 3 года могут правильно выговаривать почти все звуки, но чаще с «р», «л», «з», «с», «ч», «щ» и «ш» еще есть проблемы. Словарный запас в 3 года должен вырасти примерно до 3000 слов и уже включать «куда», «потому что», «когда», причем, употреблять их нужно осмысленно.

3-5 (лет)

Дети правильно произносят все или подавляющее большинство звуков, хорошо умеют соединять слова в осмысленные предложения и составлять из них коротенькие рассказы, описывать картинку, отвечать на поставленные вопросы не только однозначно «да» или «нет», но и более пространственно, рассказывать что-то из случившегося с ними за день.

5-6 (лет)

Большинство детей произносит звуки без искажений, умеет вести диалог и четко высказывать свои желания.

6-7 (лет)

Речь правильная и осмысленная. У ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки. Многие дети в этом возрасте умеют читать, считать, решать простые задачки на логику.

Отклонения от этих норм могут стать для родителей поводом обратиться к врачу за консультацией.

Работа с детьми с ЗПР

Определить задержку психического развития невозможно, пока школьник не начинает активно учиться. В процессе оказывается, что половина неуспевающих детей страдают ЗПР.

Основной вид деятельности — творчество, труд. Начинают с посильных заданий, заканчивают сложной творческой работой, где приходится мыслить, планировать, составлять план действий. Отрабатывая навыки в творчестве, малыш познает мир, учится контролировать эмоции, поведение, развивает усидчивость.

Считается, что задержка психического развития, не связанная с органическими поражениями нервной системы, поддается коррекции.

К подростковому возрасту удается исправить большую часть проблем, ребенок догоняет сверстников физически и эмоционально.

Работа с детьми ведется в специальных заведениях. Малыш не способен учиться с той скоростью, которая есть в обычных школах

Важно рано выявить проблему, чтобы не травмировать детей морально. Они быстро устают, игнорируют правила школы, стараются переключиться на легкую деятельность

Пробелы в знаниях накапливаются, школьник переходит в ранг неуспевающего.

Задача педагога — многократно повторять материал, стараясь удержать внимание ученика, мотивировать закончить начатое, довести до конца работу. Занятия проводятся коллективно, дети учатся ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее выполнению

Вначале лидером выступает педагог, мотивируя учеников, затем осуществляется переход к индивидуальной деятельности

Занятия проводятся коллективно, дети учатся ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее выполнению. Вначале лидером выступает педагог, мотивируя учеников, затем осуществляется переход к индивидуальной деятельности.

Виды деятельности, которые предлагаются детям с ЗПР:

  1. Решение повседневных задач. Уборка постели, игрушек, уход за собой, удовлетворение базовых потребностей.
  2. Сказкотерапия формирует новые понятия о мире, развивает речь, мышление, формирует новые эмоции. Дети отображают действие сказки на бумаге, рисуя персонажей, лепят пластилиновых героев — улучшается мелкая моторика. Придумывание новых сказок развивает воображение, творческое начало, усиливает мотивацию.
  3. Песочная терапия. Успокаивает, снимает агрессию. Парапсихологи считают, что песок забирает негатив. Взаимодействие руками с песком балансирует энергетику.

Развитие речи:

  1. Применяется конструктор «Лего». Процесс сборки сопровождается рассказом, объяснениями, отработкой навыков произношения.
  2. Музыкотерапия. Слушание песен, обсуждение смысла. Воспитанник учится подбирать слова, выражать мысли, составлять сложные предложения.
  3. Задачи на мышление. Например, отличить буквы от цифр, назвать их, расположить картинки по группам.

Развитие речи занимает главное место в системе работы педагогов с детьми ЗПР. После освоения навыков можно переходить к этапу развития мышления, творческим задачам. Недостатки речи сказываются на качестве общения, восприятия информации другими людьми. Какие недостатки часто встречаются:

  • нечеткое произношение, смазанность дикции;
  • ограниченный словарный запас;
  • непонимание смысла, употребление слов неадекватно ситуации;
  • преобладание в лексиконе определенных частей речи, например, существительных.

Перед началом коррекционной работы важно определить, какое происхождение имеет проблема. Для этого требуется мнение педагога, медицинского работника, психолога

В специализированных детских центрах групповая работа ведется параллельно индивидуальной.

Задержка речевого развития у детей: симптомы

ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:

  • В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
  • К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
  • В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
  • В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
  • В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
  • В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
  • В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:

️ сильного выделения слюны;

️ ротик всегда немного открыт;

️ гиперактивности;

️ агрессивности;

️ быстрой усталости;

️ рассеянности;

️ плохой памяти;

️ замкнутости;

️ медленного соображения;

️ малого набора эмоций;

️ плохого воображения.

Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.

За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.

Симптомы ЗРР на фоне аутизма

Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:

️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;

️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);

️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);

️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.

Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:

1. От года до полутора лет:

️ отсутствует лепетание;

️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;

️ плохо засыпают, тревожный сон;

️ не показывают рукой на предметы или людей;

️ желания выражают жестикуляцией;

️ не произносят даже слогов;

️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).

2. В трехлетнем возрасте:

️ не реагируют на эмоции окружающих;

️ не понимают, как играть с детьми;

️ почти не подходят к другим малышам;

️ предпочитают одиночество;

️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.

3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:

️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);

️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;

️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;

️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;

️ небольшой словарный запас;

️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;

️ замена слов на жесты;

️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;

️ неправильно употребляют местоимения.

Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как «мама», «папа», «дай» и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

  • Электронное образование — 22.06.2020
  • Что можно беременным — 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами — 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес — 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания — 22.06.2020

Советы родителям от Комаровского

Никогда не кричите на ребенка, у него выработается отторжение, замкнутость в себе и протест окружающему миру, так симптомы ЗПР только усугубятся.
Создайте дома благоприятную атмосферу для развития: никаких скандалов, спокойная речь, отдельная комната для малыша, развивающие игрушки, мягкое освещение.
Постоянно разговаривайте – ребенок всегда должен слышать правильную речь, без сюсюканий и неправильного произношения. Желательно комментировать все свои действия: «сейчас берем ложку», «надеваем майку», «польем цветы», «посмотрим мультик»

Обращайтесь к ребенку, старайтесь вести диалог, он должен чувствовать, что его мнение для вас важно.
Не ограждайте детей от окружающего мира, часто гуляйте, посещайте детские площадки, учите играть и взаимодействовать с другими.
Не приучайте с раннего возраста играть в телефоне, планшете, компьютере, потом развить социальные навыки будет в разы сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector