Признаки аутизма у детей младше 3 лет
Содержание:
Особенности развития аутистов
Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно.
Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего. Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.
Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».
Физическое развитие аутистов сопровождается наличием постоянно повторяющихся движений, нарушениями мелкой и крупной моторики, координации, характерна тяжелая походка, нередко переходящая в импульсивный бег. Их движения могут быть вялыми или скованными, руки не принимают участия в двигательной активности.
Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.
Классификация степеней тяжести
Аутизм у взрослых (признаки зависят от провоцирующих факторов и индивидуальных особенностей человеческого организма) представляет собой психологическое расстройство. Основная причина заболевания – это нарушения в работе головного мозга.
В медицине различают следующие степени тяжести взрослого аутизма:
Название | Описание |
Легкая | Человек способен общаться, но в незнакомой среде теряется, смущается. При легкой степени аутизма пациент медленно двигается, разговаривает. |
Средняя | Форма заболевания, при которой человек больше говорит, на вопросы отвечает слабо. |
Тяжелая | У пациента проявляются панические приступы, суицидальные мысли, особенно если вокруг для него все новое. |
Существуют также определенные формы аутизма у взрослых, учитывая степень тяжести патологических изменений:
Название | Описание |
Синдром Каннера | Тяжелая форма патологии, сопровождается ярко выраженными симптомами. Речевые навыки слабые или могут совсем отсутствовать по причине атрофии речевого аппарата. Социальная адаптивность на низком уровне, нервная система не развита. То же самое касается уровня интеллекта. Больные с синдромом Каннера не приспособлены к самостоятельной жизни. Тяжелые случаи требуют госпитализации пациента. |
Болезнь Аспергера |
Есть некоторые проблемы в налаживании социального контакта с окружающими, но речью пациент владеет хорошо. Он может знакомиться и поддерживать беседу. Когнитивные способности развиты. Из внешних признаков аутизма можно выделить замкнутый характер, неуклюжесть. Многие люди с синдромом Аспергера ведут полноценную самостоятельную жизнь. Устраиваются также на работу, поддерживают активность в различных общественных делах. |
Синдром Ретта | Наследственная форма заболевания хронического характера, чаще диагностируется у женщин. Первые симптомы диагностируют в раннем возрасте, начиная с года. Лечение поможет сгладить клиническую картину. Большинство женщин с синдромом Ретта живут не больше 30 лет. |
Атипичный аутизм (комбини-рованная форма) | Заболевание чаще протекает в легкой форме. Дифференцировать комбинированную форму не всегда получается. |
Взрослый аутизм также классифицируют по характеру проявления и взаимодействию больного с окружающим миром:
Название | Описание |
1 группа | Категория пациентов, которые не контактируют совсем с окружающим миром. |
2 группа | Больные замкнутые люди, которые все свободное время проводят за одним и тем же занятием. |
3 группа | Пациенты игнорируют социальные нормы и порядки, поскольку не понимают их. |
4 группа | Взрослые пациенты, которые не могут преодолевать определенные препятствия, в результате чего продолжительное время обижаются на окружающий мир. |
5 группа | Пациентам свойственны высокие интеллектуальные способности. Они умеют адаптироваться в окружающей среде и общаться с людьми на их уровне. Легко проходят обучение и осваивают определенные профессии, работают даже в интеллектуальном направлении. |
Определить степень тяжести и форму аутизма помогут специальные диагностические мероприятия, которые назначает психолог после предварительного осмотра пациента. Учитывая результаты медицинского обследования, пациенту подбирают индивидуальную терапию, в зависимости от состояния человека.
Аутизм – пожизненное расстройство
Аутизм невозможно вылечить, это пожизненное неврологическое расстройство. Его проявления можно смягчить надлежащим подходом и специальным воспитанием. Существует и педагогическая помощь, использующая когнитивную поведенческую методологию, основанная на сочетании когнитивной и поведенческой психотерапии.
Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они являются ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становятся экспертами в этой области. Самым важным фактором в достижении положительного результата является правильный подход, терпение, уважение и понимание со стороны окружающего мира.
Рекомендации членам семьи аутиста
Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.
Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.
Вот еще несколько полезных рекомендаций:
- Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
- Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
- Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
- Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.
Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.
Можно ли получить инвалидность
Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:
- Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
- Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
- Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
- Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.
Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму
Что такое аутизм?
Чтобы понять, насколько страшен аутизм, что это за болезнь и как реагировать на такой диагноз, стоит сразу учесть одну важную особенность этого заболевания. Дело в том, что у каждого больного он проявляется по-разному. Имеется в виду, что влияние болезни на качество жизни человека может быть как незначительным, так и существенным.
Общие сведения
️ Современные врачи при постановке диагноза редко ставят диагноз «аутизм», употребляя вместо этого определение расстройство аутистического спектра (РАС). Это связано с уже описанной выше особенностью данного заболевания, которая выражается в разной степени проявления симптомов болезни. Впрочем, РАС и аутизм – это равнозначные синонимы, поэтому употребление любого из этих терминов при постановке диагноза не будет ошибочным.
️ Согласно МКБ-10, аутизм — это психическое заболевание, которое характеризуется нарушенной социализацией и другими расстройствами: эмоциональными нарушениями, задержкой развития и т. д. Последние исследования показали, что аутизм относится к болезням генетического характера, однако точной зависимости между генетикой родителей и вероятностью появления аутизма у детей пока не обнаружено. Известно только какой ген отвечает за появление аутизма, и какие факторы увеличивают вероятность развития этого заболевания. Установлено, что в ряде случаев РАС возникают у детей, не имеющих генетических отклонений.
️ Приведённое определение достаточно сложно. Если же говорить о том, чем опасен аутизм, что это такое простыми словами и как его выявить, можно вывести более простую и ёмкую трактовку данного термина. Итак, аутизм — это в психологии диагноз, который ставят детям, отличающимся от других своим поведением. Такие дети испытывают трудности при общении с другими людьми, чувствуют дискомфорт от прикосновений и нарушения личного пространства, склонны к различным ритуалам и отличаются педантичностью. Заболевание не всегда сказывается на умственных способностях, влияя преимущественно на процесс формирования эмоциональных связей.
️ Первое описание аутизма как заболевания датируется 1938 годом. Однако симптомы этой болезни описывались и ранее в трудах христианских богословов и записках средневековых врачей. Так как проблемой аутизма параллельно занимались такие учёные-психиатры, как Ганс Аспергер и Лео Каннер, расстройства аутического спектра с установленной ими симптоматикой получили названия синдрома Аспергера и синдрома Каннера.
️ Нужно отметить, что диагноз «аутизм» с каждым годом ставят всё чаще. Если в середине ХХ века количество больных РАС составляло в среднем 0,001%, то сейчас оно увеличилось в 10 раз до 0,01%. По мнению многих учёных, это связано с отрицательным влиянием окружающей среды на беременных женщин. Однако, скорее всего, причиной увеличения количества больных является то, что медицина постоянно развивается и диагностика заболеваний становится более точной. В пользу этого утверждения говорит то, что до 60-х годов ХХ века аутизм считался одним из симптомов психопатии, шизофрении и умственной отсталости. На данный момент точно известно, что это обособленное психическое расстройство, не имеющее отношение к перечисленным заболеваниям.
Кто такие аутисты?
► Аутист — это человек, страдающий от РАС. Многочисленные примеры показывают, что это не приговор, а скорее стиль жизни и образ мышления. Так, многие известные учёные и исследователи были аутистами.
Английский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл
► Ребёнок-аутист отличается от сверстников скоростью развития, способом общения, подходом к изучению окружающего мира. Пока обычные малыши активно познают мир через касания, дети-аутисты углубляются в себя и свои переживания.
► С годами разница становится видна и в их отношении к другим людям. Аутистам сложнее знакомиться с новыми людьми, так как их мышление мешает понять, что чувствуют и думают окружающие. Однако это не значит, что аутисты стремятся к одиночеству и не способны искренне привязаться к кому-то. Наоборот, они имеют привычку привыкать к людям, болезненно переживая факт расставания.
Интеллект при аутизме
В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.
Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией, микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.
Синдром Аспергера
Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:
- нормальный или высокий уровень интеллекта;
- нормальные речевые навыки;
- отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
- зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
- нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
- эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.
Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.
Синдром Ретта
Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:
- глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
- нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
- медленный рост головы после этого возраста;
- утрата целенаправленных движений рук и навыков;
- движения руками – типа рукопожатия или умывания;
- исчезновение навыков речи;
- ухудшенная координация и плохая двигательная активность.
Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.
Что такое аутизм
Аутизм – расстройство психики, характеризующееся нарушением эмоциональной и коммуникативной сферы. Проявляется уже в раннем детстве и остается с человеком на всю жизнь. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают трудности с социальным взаимодействием и демонстрируют слабое развитие эмоционального интеллекта.
Аутисты замкнуты и погружены в свой внутренний мир. Общение с другими людьми дается им с трудом, так как они напрочь лишены эмпатии. Такие люди не способны понять социальный смысл происходящего. Они не воспринимают мимику, жесты, интонации людей, не могут определить эмоции, скрывающиеся за внешними проявлениями.
Как выглядят аутисты со стороны? Узнать их можно по отстраненному взгляду, направленному как бы внутрь себя. Такие люди кажутся безэмоциональными, как роботы или куклы. Во время разговора аутисты избегают зрительного контакта с людьми.
Поведение аутистов часто стереотипное, шаблонное, механическое. У них ограничены фантазия и абстрактное мышление. Они могут по многу раз повторять одни и те же фразы, задавать однотипные вопросы и сами отвечать на них. Жизнь их подчиняется заведенному распорядку, отступление от которого переносится очень болезненно. Любые перемены – большой стресс для аутистов.
Многие знаменитые люди страдают этим недугом, но это не мешает им жить полноценной жизнью. Среди них певицы Кортни Лав и Сьюзан Бойл, актриса Дэрил Ханна, режиссер Стэнли Кубрик.
Как и чем помочь больному аутизмом
Лечение подбирает психолог после получения результатов медицинской диагностики. Основная цель терапии – это помощь человеку, адаптироваться в социальной среде, восстановить качество жизни и предупредить агрессию по отношению к окружающим людям.
Медикаментозная терапия
Легкую форму аутизма можно скорректировать при помощи психолога. В тяжелых случаях потребуется терапия лекарственными препаратами.
Группа лекарств
Название
Эффективность
Антидепрессанты
«Флуоксетин», «Сертралин»
Лекарства нормализуют настроение, устраняют тревогу и раздражительность.
Стимуляторы
«Гуанфацин», «Атомоксетин»
Средства улучшают настроение пациента, повышают способность концентрировать внимание.
Антипсихотические препараты
«Галоперидол», «Сонопакс»
Препараты помогают снизить агрессию и вспышки гнева.
Лекарства подавляют раздражительность, уменьшают агрессивное настроение. Дозировка препаратов зависит от степени тяжести патологических процессов.
Назначает средства врач психиатр, он же контролирует их прием и корректирует лечение при необходимости. Самостоятельно нельзя давать препараты больным, поскольку они вызывают сильные побочные эффекты (бессонницу, сонливость, потерю веса).
Есть определенные советы психолога, которые помогут наладить связь с пациентом:
Важно поддерживать постоянный контакт. В противном случае больной замкнется в себе.
Помогать пациенту справляться со страхом и агрессией, подавлять эти чувства.
Наладить контакт помогут ролевые игры, где можно использовать большое количество игрушек.
Необходимо учить человека самостоятельности, постепенно прививать ему навыки по уходу за собой.
Поддерживать функционирование речевого аппарата длинными разговорами, обсуждениями, беседами на общую тему.
Учить пациента проявлять эмоции, радоваться или оказывать сочувствие.
Во избежание провокации стресса избегать смены обстановки.
Разговаривать спокойно, не допускать агрессии и ругательств в общении, не конфликтовать.
Обращаться к больному следует четко и внятно, но не повышать голос, чтобы не напугать его.
Важно человеку создать максимально благоприятные условия для существования, чтобы обеспечить комфорт и предупредить стрессы.
Планово посещать в профилактических или лечебных целях логопеда, психолога, психиатра, невролога.. Специалисты рекомендуют обращаться к больным аутизмом равноправно
Это люди, у которых личность полноценная, она имеет свое мировоззрение и внутренний мир. Важно избегать конфликтов, набраться терпения и понимания
Специалисты рекомендуют обращаться к больным аутизмом равноправно. Это люди, у которых личность полноценная, она имеет свое мировоззрение и внутренний мир
Важно избегать конфликтов, набраться терпения и понимания
Другие методы терапии
Аутизм у взрослых (признаки заболевания помогут подобрать максимально эффективное лечение) также предусматривает применение других методов лечения:
Название | Описание |
Коррекция поведения | Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения. Методика помогает развивать у аутиста определенные навыки и знания, чтобы больной мог спокойно адаптироваться в обществе. |
Речевая терапия с участием логопеда | Лечение улучшает речь пациента, психику и развивает навыки общения с окружающими людьми при помощи эмоциональных контактов. |
Трудотерапия | Помогает улучшить моторику и координацию движений. Трудотерапия также учит использовать полученную информацию из окружающего мира через чувства (зрение, слух, обоняние, осязание). |
Игровая терапия | Улучшаются речевые навыки, больной учится общаться с людьми и адаптироваться в обществе. Специально разработанные игры позволяют определить проблемы аутиста и помочь преодолеть их ему. |
Визуальная терапия | Видеоизображения помогают наладить связь с аутистом вспомогательными коммуникациями (любимые картинки). |
Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Все зависит от состояния человека, степени развития аутизма
Важно регулярно заниматься и пользоваться услугами профессиональных специалистов
Лечение детского аутизма
Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:
— проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;
— такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;
— педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.
В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.
Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.
Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.
Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.
Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.
Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:
— лечение нарушений поведения;
— семейная терапия;
— медико-психолого-педагогическая коррекция.
Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.
Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.
Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.
Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Диагностика заболевания
Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.
Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.
Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.
При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.
Зачастую в раннем возрасте диагностировать аутизм у ребенка не представляется возможным, однако с годами его проявления становятся более отчетливыми. Но даже позднее лечение впоследствии приводит к существенному улучшению состояния больного.