15+ лучших курсов ораторского мастерства для начинающих и опытных

Содержание:

Ошибки новичка в риторике

Дискомфорт и неуверенность во время публичных выступлений говорит о недостатке знаний, как взаимодействовать с аудиторией. Первый и самый главный совет – воспринимайте аудиторию как собеседника. Бесспорно, иногда попадается трудная аудитория, как может попасться и трудный собеседник. Но и в такой ситуации можно найти подход к людям и продуктивно выстроить диалог. Диалог – вот, что должно происходить между оратором и залом, даже если говорит только оратор. Диалог в данном контексте – это взаимодействие с людьми, работа с их реакциями и откликами. Но давайте разберем самые распространенные ошибки начинающих ораторов, которые происходят и с весьма отзывчивой аудиторией.

1. Слишком быстрая речь или речь без пауз

Такой поток информации не может быть хорошо воспринят, поскольку утомляет слушателя и звучит несвязно, неструктурированно

Кроме того, паузы помогают вызывать у слушателей эмоции, что очень важно для хорошего монолога. Смысловые паузы также делают речь структурной и понятной

2. Извинения и оправдания

К сожалению, аудитория слушателей вряд ли будет проявлять понимание по отношению к ритору, а вот оправдания и извинения продемонстрируют неуверенность выступающего

После этого вернуть внимание зрителей будет уже невозможно. Срабатывает простая психология: зачем слушать того, кто сам не верит в то, что говорит? Именно так трактуется проявление неуверенности

Увы, никто не будет разбираться, так ли это на самом деле.

3. Суетливость

Во время выступления вы не только говорите, но и показываете

Для целостного восприятия картины важно быть в гармонии со своими словами и интонациями. Расхаживание по сцене, постоянное перебирание чего-то в руках, поправление волос – все это вызывает раздражение у других людей и выдаст вашу неуверенность

4. Безжизненность и монотонность

Другая крайность – это закостенелость движений и полная бесстрастность речи. Некоторые люди, нервничая, впадают в ступор и выглядят так, будто окаменели. Такое выступление будет восприниматься еще хуже. Если чувствуете, что зажаты, делайте небольшое движение раз за разом, глядя на несколько градусов поверх аудитории

Это поможет вам вернуть внимание внутрь себя и немного побороть волнение

Важно каждый раз снова возвращать взгляд на аудиторию и продолжать речь

Монотонность речи – тоже плохой признак. Чтобы не теряться, представляйте, что вы говорите с близким другом и рассказывайте от сердца, даже если ваши слова будут отходить от заранее написанной речи. Быть искренним всегда лучше, чем быть неестественным.

5. Извинения и оправдания

Фразы вроде «Простите, но из меня плохой оратор» – худшее решение для того, чтобы расположить к себе аудиторию. Как уже говорилось, проявление неуверенности или наигранной скромности заставит слушателей изначально усомниться в ораторе, и их расположение будет крайне сложно вернуть.

6. Монолог

Не смотря на то, что публичное выступление это монолог по своей сути, важно не забывать об аудитории, задавать вопросы, взаимодействовать со зрителями. Хорошие риторы общаются с залом, вызывают добровольцев и приводят примеры на живых людях

Разновидности выступлений

Целью публичного выступления является побуждение аудитории к совершению определенных действий.

Главный критерий эффективности выступления заключается в действиях аудитории. Исходя из этого, существует четыре формата выступлений.

Побуждающие выступления

Речи должны звучать как побуждающие к какому-либо действию. Например, вы являетесь продавцом определенного товара, и от вашего выступления зависят продажи этого товара.

Вы проводите презентацию, что побуждает аудиторию подписать договор с вами или проголосовать за вашу кандидатуру. Эти выступления требуют серьезного подхода и ораторского мастерства.

Ритуальные выступления

Ритуальные речи чаще произносят конферансье, когда представляют кого-то, или же вступительные речи, также к ритуальным выступлениям относятся тосты.

Целью ритуальных выступлений является изменение отношения аудитории

Если речь идет об имениннике, то слушатели должны обратить на него внимание. Если представляется оратор, то аудитория должна относиться к нему лучше

Ораторское искусство в таком выступлении необходимо, так как нужно уметь завлечь публику и подготовить ее к дальнейшим действиям.

Информирующие речи

Речи, к которым предъявляются самые низкие требования по форме – лекции. Они не обязывают оратора быть интересным, красноречивым, чопорным и интригующим, так как аудитория зависима от оратора, а не наоборот.

Сессию нужно сдать всем, право каждого слушать или не слушать оратора. К сожалению, не все современные лекторы владеют ораторским искусством.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Виды приемов ораторского выступления

Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:

Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью

К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории.
Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс

Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при академическом выступлении, лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей.
Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала.
Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом.
Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.

В каждом виде от 4 до 15 различных приемов, и рассказ о каждом займет много времени. Давайте выделим основные приемы ораторского выступления и их содержание, с которых стоит начинать знакомство с ораторским искусством, и которые необходимы каждому человеку, выступающему перед публикой или желающему улучшить свою речь.

Основные свойства

Монолог оратора призван убедить аудиторию и настроить ее на нужный лад. Ораторские способности включают умение подобрать нужный стиль, языковые и мимические средства общения со слушателем, выстроить композицию своего монолога. Какую специфику имеет ораторский стиль в сравнении с другими стилями:

  • публичный характер, обращение к многочисленной аудитории слушателей;
  • наличие четкой структуры и формообразующих частей, последовательно связанных между собой;
  • агитационный характер;
  • наличие цели, которую необходимо донести до публики, убедить в своей правоте и побудить на дальнейшие действия;
  • внутренняя энергетика слова, авторитет, увлеченность оратора преподносимой темой.

Говорящий стремится передать публике свой психологический настрой и задать нужный посыл, и для этого он сам должен быть уверен в своих словах. Сумев напрячь волю, он сможет повлиять и на слушателей.

HEDU

Онлайн-курсы ораторского искусства научат воздействовать на публику и убеждать её в в вашей правоте.

Программа курса:

  • Основы психологии личностного воздействия на людей. Волшебные убедительные фразы, взгляд, голос, демонстрация уверенности (язык жестов), трансляция убедительности, поведение лидера.
  • Психологические способы очарования публики: освоение и наращивание навыков в самостоятельной работе.
  • Произношение (логопедические упражнения, скороговорки, камешки за щекой), грамотное построение фраз (правила устного русского языка), избавление от слов-паразитов и всяческих говоров.
  • Громкость, тембр, правильное дыхание. Определение верных ориентиров для самостоятельной практики.
  • Принцип SMART. Выбор способов достижения своих целей.
  • Правила текстовой составляющей главного действа. Структура наполнения. Грамотность, «текучесть», призывные фразы, «продажность» текста.
  • Ответы на вопросы. Работа с возражениями. Использование юмора. Оперирование непреложными истинами, с которыми никто не будет спорить: использование заранее заготовленных крылатых фраз, афоризмов, поговорок, интересных историй из опыта, притчи, поучительные легенды.

Интересные факты о Демосфене

Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.

Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.

Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.

Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.

Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.

Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.

За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.

В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.

Есть ли секреты ораторского искусства?

Конечно же, есть. И у каждого оратора – они свои.

Ораторское искусство таит в себе много секретов, но о них написано мало книг, и это понятно – кто же будет раздавать свои секреты в книгах?

Если такие книги попадаются – информации там мало.
Секреты на то и секреты, чтобы их беречь, или применять незаметно.

Впрочем, мало о них прочитать из книги, ими нужно уметь пользоваться.

Читать секреты ораторского искусства …

Книга для самостоятельно обучения ораторскому искусству

Да. Можно.

Мы ведь многому обучились самостоятельно, к примеру: плавать, ездить на велосипеде, кататься на коньках.

Легко ли так обучаться – не легко. Зато – бесплатно.

И об этом читайте: в этом самоучителе

Самые распространенные ошибки ораторов

В этой главе книги собраны все ошибки, как начинающих, так и бывалых ораторов. Полезно ознакомиться с ними, прежде чем выходить выступать перед публикой.

Куда смотрит оратор? Как убрать мусорные звуки? Чем плоха речь без пауз? Можно ли выступать без внимания публики? Как читать текст перед публикой? Как не желательно выступать за трибуной? Как не желательно отвечать на вопросы?

Что не является ошибками, как оратору к ним относиться?

Читайте: Главные ошибки ораторов.

Как овладеть ораторским мастерством?

Овладение своей речью, развитие мастерства в выражении мыслей на публике актуально в целом ряде жизненных ситуаций, готовитесь ли вы к экзамену, выступлению на работе или создаете свой тренинг. Как сделать свое выступление таким, чтобы аудитория внимательно слушала и высоко оценила материал и вас как оратора, а также захотела слушать вас вновь? С какими важными нюансами связано развитие мастерства оратора?

Используйте технику «скелет и мясо» – создайте некий корсет, план выступления, на него набросьте уже более развернуто ваш текст. Поместите созданный план на заметное место, чтобы легко запомнить основные пункты, каких вам придерживаться. Вы будете мысленно прокручивать выступление и постоянно прорабатывать его всякий раз, как увидите свои заметки. Можете даже использовать стикеры, на каждом напишите отдельный пункт выступления. Развесьте их на разных местах, это поможет еще лучше запомнить, разграничить пункты, а также добавит креативности процессу размышлений.

Подготовив работу, продумайте часть шоу, включите в выступление способы задействовать насколько возможно больше каналов восприятия: обязательно зрительный, слуховой, даже, может, обонятельный и тактильный. Создайте яркую картинку, продумайте правильный свет, музыку, запах. Лучшие запахи – свежесваренного кофе, выпечки – помогут создать и включить нужный якорь у пришедших. Воздействуйте на внутреннюю структуру ребенка своего слушателя – пусть будет легкое угощение и маленькие подарочки для каждого, ручка, открытка, даже интересный раздаточный материал. Когда вы правильно все обставили – придя на вашу лекцию, человек сразу почувствует расположение, радость, комфорт. Шоу для него начнется уже до начала, ожидая, никто не станет скучать.

Отрепетируйте речь дома, а затем на месте выступления, когда такая возможность есть. Запишите выступление на телефон, отследите ошибки, это могут оказаться паузы и слова-паразиты, отвод глаз, закрытые позы, подергивания, покраснение, неправильная одежда. Проработайте речь, выберите правильную интонацию

Чтобы удерживать исключительное внимание и напряжение зрителя, речь ваша должна быть, словно волнообразной – учитесь притихнуть и сказать громче

Для правильного восприятия вас аудиторией уделите внимание внешности и образу. Очень часто слушатели разглядывают оратора, складывают впечатление о нем по внешности

Ваш образ – прекрасная возможность заявить зрителю, что является целью вашего доклада.

Поработайте над своим эмоциональным состоянием задолго и непосредственно перед выступлением. Начав выступать, перестаньте за собой следить со стороны. Сосредоточьтесь на словах, нужной волне, в потоке. Говоря, проживайте это вновь, это характеризует самые яркие выступления. Побуждайте себя вновь каждое слово искренне проживать, тогда это окажется интересно. Проанализируйте свои мотивы к выступлению. Если обнаружите, что часть вас говорит, что выступление полезно, нужно вам для карьеры, а вторая спорит, выдвигая на первый план лень и страх – проработайте обе. Вначале дайте выход страхам, сомнениям, примите их полностью и разберите. Затем уже сфокусируйтесь на пользе от выступления и выгодах, которые получите.

Держите слушателей в постоянном срединном напряжении, притом не перебарщивая и не опуская его. Когда чувствуете, что зал начал засыпать – вы можете уронить тетрадь с громким звуком, включить музыку или летящей походкой сойти в зал к слушателям. Обязательно в зале найдется человек, что будет мешать – дайте ему внимания, поскольку он в нем нуждается. Например, пригласите на сцену, попросив зал поддержать аплодисментами, задайте вопрос. Получив нужную дозу внимания, он успокоится.

Если слушатели задают несколько неудобные вопросы – делайте, что посчитаете нужным, вплоть до шутки, отказа отвечать или правды, что просто не знаете ответа. Главное, как вы станете это делать. Когда вопросов много – просто перенесите их на конец выступления или попросите написать на листках и передать. Забыли текст или потеряли мысль? Не тушуйтесь, а просто повторите предыдущий или первый абзац другими словами. Получайте энергию от взглядов слушателей. Когда не можете охватить лично каждого – найдите приятные вам глаза в разных участках зала и перемещайтесь взглядом по ним.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Михаил Васильевич Ломоносов[править | править код]

Родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
Мать Михаила Ломоносова — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрейберге, у профессора Генкеля — химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только следствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 году — «Ода Фенелона» и в 1739 году — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

«О изобретении»,

«О украшении»,

«О расположении».

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

Он выделяет:

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

Инструменты оратора

В каждом искусстве есть свои техники, свои инструменты. В ораторском искусстве тоже есть свои инструменты. И этими инструментами оратор должен владеть в совершенстве.

Паузы

Паузы — один из главных инструментов оратора. Именно — «инструментов». Но мало кто из ораторов «уважает» паузы, и использует их с должным умением. Жаль. Крайне необходимо научиться пользоваться паузами каждому выступающему оратору.

Когда выступаете – не говорите лишних слов!

Паузы оратора — важный элемент речи оратора.
Пауза для привлечения внимания публики.

Разделение текста паузами.
Пауза — время отдохнуть и подумать.

Для подчеркивания важности информации.
Пауза — показатель уверенности оратора.

Мусор в словах, и как с этим бороться.
Осмысленная речь. Лаконичность.. Взгляд оратора

Взгляд оратора

В ораторском искусстве самое важное — взгляд. Оратор должен видеть людей, перед которыми выступает. Он должен видеть, доходят ли его слова до ушей публики

  • Взгляд оратора. Куда нужно смотреть во время выступления перед публикой.
  • Чтение вслух — давно забытый навык. Публичное чтение. Как правильно читать.

Жесты оратора

Немаловажную роль в ораторском искусстве играют жесты. Жесты — это тоже речь, невербальная речь. В этой главе нет всей-всей информации о жестах оратора, потому что проще показать, нежели описывать словами. Но я планирую дополнять книгу новыми статьями на тему жестов.

  • Жесты. Жесты в ораторском искусстве. Как научиться делать жесты.
  • Обязательно ли нужны оратору жесты?
  • Что такое невербальная речь?
  • Свободные жесты.
  • Заполняем паузы жестами.
  • Такие разные жесты. 100 фотографий.
  • Язык жестов.
  • Упражнения для развития жестикуляции.
  • «Правильные и неправильные» жесты оратора.

Выступление перед публикой экспромтом

Нужно уметь выступать, как с подготовленной речью, так и — экспромтом. В ораторском искусстве принята, как подготовленная речь, так и речь экспромтом.

  • Что делать, если оратору нечего сказать?
  • Как увеличить словарный запас?
  • Выступление экспромтом.
  • Линейность речи и нелинейность мысли.
  • Можно или нельзя оратору повторять одни и те же слова?

Ораторское искусство и публика

Хорош оратор, или плох — об этом судить публике. Но, почему-то, именно этой публики часто боятся плохие ораторы. А почему?

Оратор и публика.
Выступление оратора перед публикой.

Где выступать легче, перед большой или маленькой аудиторией?
Выступление оратора в неблагоприятной аудитории.

Сказка о «Храме с тысячью зеркал».

Невербальный диалог с публикой.
Как лучше выступать – за трибуной или около трибуны?

Оратор и внимание публики. Что для оратора может быть важнее внимания публики?
Как скучный доклад превратить в интересную речь?

Ораторское искусство и энтузиазм.

Сколько должно длиться выступление оратора?
«Читать презентацию» или «Проводить презентацию»? Как точнее?

Презентации. «Следующий слайд, пожалуйста!»

Положительная реакция оратора на аплодисменты аудитории.

Риторика Аристотеля

Одним из самых известных древнегреческих ораторов является Аристотель. Его великие достижения были возведены в энциклопедии Античности, датированной 384 годом до нашей эры. Подобное произведение состоит из трех книг:

  1. В первой говорится и риторике, как одной из самых востребованных наук. Также в ней освещается три вида речей: судебная, эпидейктическая и совещательная и их предназначение.
  2. Вторая книга рассказывает о человеческих нравах и страстях, которые можно использовать в качестве доказательства собеседнику. То есть оратор должен воздействовать на человеческие эмоции, выражая чувства речью.
  3. Третья книга посвящена различными проблемам стилистики в построении речи. В ней говорится о способах выражения своих мыслей и правильном построении предложений.

Также стоит отметить, что риторика Аристотеля затрагивает отнюдь не только ораторское искусство. В ней также можно найти способы воздействия и манипуляции человеком с помощью речи, доказательств и заключений.

Как развить в себе ораторские способности: лучшая литература

К наилучшим литературным произведениям, авторы которых рассказывают своим читателям о том, как они могут довести свои ораторские способности до совершенства, можно отнести следующие работы:

«TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям», Крис Андерсон. Крис Андерсон работал со всеми спикерами TED, которые вдохновили нас больше всего, и в этой книге он делится своими впечатлениями от таких общественных фаворитов, как сэр Кен Робинсон, Салман Хан, Моника Левински и многие другие. Он дает множество ценных советов: от того, как составить содержание вашего выступления до того, как вы можете эффективно повлиять на эмоции аудитории.

«Говори и показывай», Дэн Роэм. В этой короткой, но мощной книге автор представляет новый набор инструментов для создания необычных презентаций в любых условиях. Он также опирается на идеи, которые он оттачивал на протяжении более двух десятилетий, будучи отмеченным наградами докладчиком, который консультировал руководителей компаний из списка «Fortune 500» и менеджеров крошечных стартапов в Белом доме.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса.
Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их

Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Советы начинающему оратору

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector