Адаптация к детскому саду (как помочь ребенку)
Содержание:
- От чего зависит адаптационный период
- Как приучить ребенка к садику, если он плачет
- Вред и польза яслей
- Типичные ошибки родителей, советы психолога
- Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?
- Возможные проблемы
- Выявление детских страхов
- Помогите ребенку адаптироваться
- Основные особенности нормально текущего периода адаптации
- Степени
- КАК СДЕЛАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ «СВОИМ» ВЗРОСЛЫМ
От чего зависит адаптационный период
Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:
- Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
- Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
- Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
- Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
- Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
- Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.
Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ
Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.
Этапы привыкания
Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:
Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.
Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера
На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.
Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике
Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу
Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них
Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно
И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления
Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду
Вред и польза яслей
Теоретически, отдать малыша в ясли можно уже в 9 месяцев, но на практике на это мало кто решается. Столь ранний возраст обычно не позволяет крохе себя обслуживать, ведь чтобы пойти в детский сад, нужно уметь самому кушать и проситься на горшок. Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку →
Даже если в семье тяжелая материальная ситуация и маме нужно выйти на работу, психологи рекомендуют задумываться о пребывании ребенка в ясельной группе не ранее, чем ему исполнится 1 год и 6 месяцев. Иначе глубокий стресс гарантирован и малышу, и родителям.
Безусловно, у раннего начала посещения садика есть свои плюсы:
- Мама сможет выйти на работу и финансовое положение семьи улучшится.
- Ребенок будет соблюдать в яслях режим дня, оптимальный для его возраста, получит сбалансированное питание, регулярные прогулки, приобретет первые навыки физкультуры.
- Общение с другими детьми способствует развитию у малыша новых умений.
Но есть и существенные минусы:
- Ребенок станет чаще болеть, так как в детском коллективе инфекции распространяются очень быстро.
- Больше шансов, что адаптация детей в младшей ясельной группе детского сада будет сложной, поскольку в 1,5-2 года они еще не готовы к разлуке с матерью.
- Даже самый лучший воспитатель физически не способен уделить каждому ребенку в группе необходимое в этом возрасте количество внимания.
- Если малыш еще плохо говорит, он не сможет вам рассказать, что его кто-то обижает в саду.
- Многие важные моменты взросления ребенка могут пройти мимо вас. Кроме того, велика вероятность, что он будет перенимать привычки и манеру поведения воспитателей, а не своих родителей.
С точки зрения медицины и психологии, процесс адаптации детей к условиям детского сада происходит легче, если они уже достигли 2,5-3 лет. До этого момента отдавать кроху в ясли нежелательно.
Типичные ошибки родителей, советы психолога
Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме
Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс
Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.
Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным
Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.
Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.
Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.
Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.
Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.
Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду
Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики
Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?
Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе иммунной системы. Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.
Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?
Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время. —
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
—
Автор — Юлия Спиридонова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Возможные проблемы
Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.
Что нельзя игнорировать:
- плохой аппетит, отказ от еды в детском саду;
- частые больничные;
- членовредительство: приступы агрессии, во время которых ребёнок кусается, царапается, дерётся;
- социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных;
- отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ёжика, а он нет;
- кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным;
- перенимание негативного поведения: начал неожиданно плеваться, говорить плохие слова;
- жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.
В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.
Выявление детских страхов
Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.
- Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются. - Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные. -
Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.
-
Диагностика по системе «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой.
Рисунок семьи свидетельствует о состоянии «климата» домашних отношений и отношения ребенка к родителям. Нередко в положительных, с точки зрения взрослых, семьях обнаруживаются резко противоположные детские оценки домашних ситуаций.Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.
- Диагностика по вопросам П. Бейкер и М. Алворд выявляет наличие симптомов тревожности, рассеянного внимания, мышечного напряжения и плохого сна.
- Диагностика по вопросам Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко тестирует ребенка на уровень беспокойства в отношениях с ровесниками.
Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.
Помогите ребенку адаптироваться
«Чем старше ребенок, чем более зрелая его нервная система, тем легче протекает адаптация и наоборот», — говорит врач-педиатр Надежда Луковкина
Однако важно понимать, что ее механизм индивидуален у каждого ребенка: в три года ребенок может пойти в сад с легкостью и радостью, а может очень долго заливаться слезами
Адаптация к саду — это большой стресс, но есть несколько простых рекомендаций, которые помогут его минимизировать.
Соблюдайте режим. Для ребенка трех лет это необходимо. «Попытайтесь привести основные события дня к такому же, как в саду, или близкому времени. Например, мы кладем детей спать в час и поднимаем в три, ребенку будет гораздо легче, если до этого дома он всегда спал в это же время», — советует Елизавета Тюрина, воспитатель дошкольного отделения.
Не прогуливайте. Если вы привели ребенка в сад, ни в коем случае не пропускайте дни — от этого процесс привыкания только затянется. Во время адаптации не стоит планировать отпусков или пропускать дни просто потому, что вам так хочется
Помните о важности режима в жизни малыша: чем больше дней подряд ребенок проходит в сад, тем быстрее он привыкнет
Привейте навыки самообслуживания. Умение пользоваться ложкой, пить из чашки, ходить в туалет на унитаз, мыть руки перед едой и после посещения туалета, проситься на горшок и одеваться — все это вещи, без которых ребенку будет тяжело существовать самостоятельно вне дома
При походе в сад нужно забыть также о подгузниках, сосках и бутылочках; важно научить малыша засыпать без укачивания
Познакомьте ребенка с питанием в детском саду. «Некоторые дети не едят пищу, которую им предлагают в саду. И не потому, что она невкусная — просто ребенок к ней не привык», — рассказывает Елизавета Тюрина. Большую часть продуктов в саду варят, тушат и готовят на пару, в такой еде меньше соли — это полезное питание, но детям требуется время, чтобы приспособиться.
Развивайте мелкую моторику. «Если мы не умеем работать руками, мы не умеем работать головой
Ребенок должен постоянно делать что-то руками — не важно, как ему это удается, между мелкомоторными функциями и развитием мозга существует прямая связь», — уверяет Елизавета Тюрина. Собирайте с ребенком конструктор, мозаику, лепите, рисуйте, штрихуйте, играйте с песком, гречкой, мукой, фасолью — для развития мелкой моторики не нужны навороченные игрушки и сгодится все, что есть в доме
Посещайте ГКП. Группы кратковременного пребывания позволят ребенку в удобном ритме привыкнуть к детсадовским будням. Если ГКП в вашем саду нет, договоритесь с воспитателем о возможности приводить ребенка не на полный день, а на несколько часов. Надежда Луковкина рекомендует начинать пребывание с 30 минут, постепенно увеличивая время каждые два дня: на 1 час, на 2, до обеда и только потом на дневной сон. Елизавета Тюрина подтверждает: если время пребывания увеличивать плавно, дети быстро начинают оставаться на полный день.
Оставляйте ребенка одного. Если у вас не получается водить малыша в ГКП, до выхода в сад оставляйте его с родственниками или с друзьями.
Если первый день в саду будет не первым опытом разлучения с мамой, его будет гораздо легче пережить.
Давайте ребенку общаться со сверстниками
Важно, чтобы ребенок постепенно учился выстраивать отношения с другими детьми. «Старайтесь не влезать в каждую ситуацию в детских отношениях, как только она случилась, дайте ребенку попробовать решить проблемы и урегулировать конфликты самостоятельно», — советует Елизавета Тюрина
Говорите о детском саде. Он не должен стать для малыша неожиданностью. Каждый день рассказывайте, что его ожидает в саду, гуляйте с ним недалеко от сада, настраивайте его позитивно, а если ребенок заболел, напоминайте, что его ждет возвращение в группу, что его там очень ждут ребята, игрушки и воспитатели.
Поощряйте. Хвалите ребенка за его успехи — за то, что он сегодня провел больше времени в саду, не плакал утром, подружился с кем-то. Но не стыдите его, если он не сделал того, на что вы рассчитывали — например, оказался не готов остаться на дневной сон.
Будьте на его стороне. Если воспитатель ругает за что-то вашего ребенка, не торопитесь винить во всем малыша. Помните, что ваша задача — защищать его, и сначала разберитесь в ситуации: выслушайте воспитателя, ребенка, если есть возможность — понаблюдайте со стороны, как взаимодействуют между собой дети, как общается с ними воспитатель, как ведет себя ваш малыш. Ребенку будет гораздо проще адаптироваться, если он будет чувствовать себя защищенным от системы, которая на первых порах выглядит враждебной.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
Нарушения настроения
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).
Нарушения сна
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
Нарушения аппетита
Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
Понижение иммунитета
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
Нарушение поведения
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).
Рекомендации по адаптации детей в детском саду
Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5 —3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.
В возрасте 2 —3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием
Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т
д., являются вторичными, так как их реализация может быть возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт.
Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, должна начинаться задолго до того, как они приведут ребенка. Еще при записи малыша в учреждение мама должна получить четкую информацию о периоде адаптации и о том, что лично она может сделать для того, чтобы этот период прошел для ребенка как можно легче. Родители и воспитатели должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжительности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.
Степени
Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.
Лёгкая степень адаптации
Привыкание длится примерно 3-4 недели.
Как проходит:
- слёзы высыхают, как только заходит в группу;
- без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
- доверительно рассказывает, что произошло в садике;
- играет вместе со всеми;
- способен попросить о помощи;
- выполняет основные требования взрослых;
- истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
- не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.
Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.
Средняя
Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.
Как проходит:
- часто болеет;
- не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
- отвлекается на игры и успокаивается;
- может немного грустить в течение дня (недолго);
- общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
- неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
- имеет избирательный круг друзей;
- придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
- может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
- на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.
В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.
Тяжёлая
Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.
Как проходит:
- при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
- после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
- не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
- если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
- отказывается есть и спать по расписанию;
- не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.
Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.
Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.
КАК СДЕЛАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ «СВОИМ» ВЗРОСЛЫМ
Коронавирус намного усложнил адаптацию. Если раньше родители могли завести в группу ребенка и даже посидеть там, то сейчас вход на территорию садиков им строго воспрещен. По крайней мере так обстоит ситуация в государственных садах. И вот поставьте себя на место маленького человека: его приводят в незнакомое место и оставляют на совершенно чужого человека. Как тут не разволноваться?
Алена Скорик советует: чтобы смягчить эту ситуацию, надо постараться расположить ребенка к воспитательнице. «Задержите ее хотя бы на минуту-две возле входной двери. Поговорите о погоде. Спросите, как дела. Улыбайтесь ей, чтобы ребенок видел, что вы настроены положительно по отношению к этому человеку. Малышу это очень помогает найти что-то общее между вами и воспитательницей, или между ней и собою. Например, можно сказать ему: «Смотри, у Марь Ивановны такие же голубые глаза, как у тебя».
Своим методом установления контакта между ребенком и воспитателем поделилась киевлянка Екатерина Т.: «Моей дочке в этом году исполнилось три года. В первый раз она пошла в садик 2 сентября. Мы купили букет цветов, ей было интересно вручить его воспитательнице. Поэтому без слез мы дошли до садика. Она подарила цветы и согласилась зайти без меня на детскую площадку. Через час я ее забрала. Вроде бы все было гладко. Но на следующее утро она наотрез отказалась идти в сад. Никакие уговоры не действовали. Обещать подарки я не хотела: иначе будет за каждый поход в сад требовать игрушку. Тянуть силой тоже не вариант: мне претят такие методы воспитания, да и ребенок настолько упрямый, что просто бы лег на полу в подъезде и не сдвинулся с места. Тут меня осенила идея: я предложила дочке слепить из цветного теста цветы и подарить их воспитательнице. Она с радостью восприняла это предложение. Мы сделали вместе букет, и дочка чуть ли не вприпрыжку бежала в садик, чтобы подарить этот хенд-мейд. К счастью, мне на этот раз разрешили зайти на территорию сада (я написала предварительно воспитательнице, что все проходит непросто, ребенок не хочет идти в сад). Дочка брала по одному цветку у меня, вручала воспитательнице. Они вместе рассматривали, какого цвета лепестки. У меня возникло ощущение, что лед тронулся и между ними протянулась первая ниточка доверия. В конце прогулки дочка помогла воспитательнице собрать игрушки на площадке и пообещала, что завтра придет в сад и принесет новый букет пластилиновых цветов. И обещание свое выполнила. Теперь каждое утро у нас начинается с лепки подарка для воспитательницы».
Светлана К. из Харькова пошла по другому пути. Понимая, что группа большая (25 человек) и воспитателю непросто уделять время отдельно каждому ребенку для того, чтобы раззнакомиться, мама договорилась о том, что утром она приводит сына на прогулку в сад, а вечером, после того как садик закрывается, он гуляет около часа только с одной воспитательницей. Естественно, это внеурочное время Светлана оплатила. Говорит, что было достаточно двух таких индивидуальных прогулок для того, чтобы сын перестал бояться ходить в садик.
Такие маленькие, но важные шаги помогают ребенку почувствовать, что в саду у него есть «свой» взрослый, который может о нем позаботиться, уверена Алена Скорик. «Только после этого можно оставлять плачущего малыша на попечение воспитателя. Потому что теперь он чувствует: в этом месте у него есть взрослый, который пожалеет и успокоит. В этом случае не будет психологической травмы. Она возникает тогда, когда ребенку больно и плохо, а он один на один со своей бедой, ему не к кому обратиться за помощью», — считает психолог.
Чтобы малыш записал воспитателя в «свои», важно также не высказываться при нем негативно о садике и его сотрудниках. Он может делать вид, что совершенно не слушает того, о чем вы говорите, но при этом будет абсолютно все запоминать
И ему потом будет очень тревожно: почему меня мама оставляет с такой плохой тетей.