Поощрение детей

Материальное поощрение — решение за родителями

Материальное вознаграждение ребенка — это поощрение или подкуп? Иногда очень сложно отличить одно от другого. Должен ли быть ребенок поощрен материально за свои усилия? Ведь если работник получает премию за успешно выполненную работу, то это нормально и подкупом не считается. А если такой же подход применить к отпрыску? Многие родители мотивируют своих детей игрушками и сладостями. Опасность здесь заключается в том, что дети без стимула перестают что-либо делать и начинают требовать вознаграждение за каждый поступок.

Метод денежного поощрения имеет как сторонников, так и противников. Аргументы сторонников опираются на то, что, во-первых, вознаграждение за полученные хорошие оценки или освоенные навыки дисциплинирует, во-вторых, ребенок приучается распоряжаться деньгами.

В свою очередь, противники настаивают — привычка получать деньги за работу приводит к ее обесцениванию и ориентирует ребенка только на результат. То есть, его будет заботить не сам процесс, не альтруистические мотивы, а только меркантильные.

Психологи придерживаются точки зрения, что денежный подход в поощрении не должен применяться при выполнении домашних дел. А, наоборот, за ребенком необходимо закрепить круг хозяйственных обязанностей в семье. Приучать же детей к карманным деньгам без привязки к их успехам можно начинать в младших классах школы, когда у них появляются мелкие расходы.

Однако в вопросе денежного вознаграждения отпрыска решающее слово остается за взрослыми. Но родителям, выбравшим такую форму поощрения в воспитании своих детей, необходимо помнить правило: поощрение должно быть не единичным случаем, а системой. Если обещать за единичную уборку комнаты деньги, то это подкуп, а если за определенный объем полученных положительных оценок, например, в неделю — это поощрение.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку — прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Похвала как способ поощрения ребенка

Одним из самых эффективных способов поощрения ребенка является похвала. Когда вы хвалите малыша, он понимает, что им довольны, и все делает правильно. Ребенок получает информацию, заключенную в словах и на эмоциональном уровне.

Конкретная похвала дает ребенку информацию о том, что именно он сделал правильно, точно выделяя тот аспект поведения, который вам важен.

В данном случае вы поощряете не только сам факт того, что ребенок по вашей просьбе что-то принес, но и то, что он сделал это сразу после первой просьбы не откладывая.

Похвала — отличный инструмент, который вы можете использовать, когда хотите поощрить ребенка, но важно знать некоторые особенности этого метода. Старайтесь отдать предпочтение конкретной похвале, чтобы ребенок точно понимал, что именно вам нравится

Как же нужно поощрять ребенка правильно, чтобы похвала возымела успех? Говорите малышу:

Старайтесь отдать предпочтение конкретной похвале, чтобы ребенок точно понимал, что именно вам нравится. Как же нужно поощрять ребенка правильно, чтобы похвала возымела успех? Говорите малышу:

  • «Здорово сложил одежду!»
  • «Молодец, что играешь там, где безопасно!»
  • «Отлично, что так быстро идешь!»
  • Старайтесь не забивать эфир общими, не дающими информации похвалами: «Молодец!», «Умница!» и т.д.

Конечно, такая похвала имеет право на существование, но ее не должно быть чересчур много. Подобные слова просто-напросто приедаются, теряют свой вес, ребенок привыкает к ним, и они обесцениваются. При этом если ребенка всегда хвалят, он не имеет возможности ранжировать свои поступки по степени качества и необходимости.

Если все, что ребенок делает, вызывает у родителей одну только реакцию: «Молодец, какой ты у меня умник!», то ребенок на самом деле получает мало информации о нем самом, о нужности его поступков.

Например, если, желая похвалить ребенка, который аккуратно ест, вы скажете просто: «Молодец!», это вовсе не плохо, но в ваших словах заключено довольно мало информации. А если вы скажете ребенку: «Отлично, что стараешься есть аккуратно, вокруг тебя очень чистый стол!», ребенок получит гораздо больше информации о том, что:

  • он действует правильно, кладет еду, куда надо, ест правильно;
  • стараться что-то делать тоже вообще-то хорошо;
  • сохраняет чистый стол, и это нравится маме.

Не делайте похвалу единственным методом поощрения ребенка. Вследствие того что ребенка хвалят за все подряд, он привыкает к этому и становится слишком зависим от похвалы. Тогда единственным мотивом совершения хороших поступков становится не собственное удовольствие от совершения действий, а внешняя похвала. Ребенок полностью становится зависим от мнения тех, кто его хвалит. Самооценка малыша при этом остается хрупкой, несмотря на обилие похвалы. Похвала — это всегда оценка, а если ребенок ощущает постоянную оценку, то он может жить в бессознательном страхе в конечном итоге не оправдать возложенных на него ожиданий и не получить желаемой похвалы.

Традиционно, когда хотят поощрить ребенка, хвалят его. Похвала нужна, безусловно, но это далеко не единственный способ поддержать ребенка.

Последствия наказаний ребенка

Последствия наказаний ребенка могут быть самыми негативными.

  1. Наказание порождает скрытое поведение. Например, если ребенка наказывать за то, что он ругается неприличными словами, он учится не избегать употребления нецензурной лексики, а делать это так, чтобы не слышали взрослые.
  2. Наказание ребенка родителями порождает ложь. Действительно, если ругать ребенка за то, что он чего-то не сделал или сделал не так, то он попросту научится обманывать вас, скрывать свои действия, чтобы избегать наказаний.
  3. Поведение, основанное на наказании, держится только до тех пор, пока существует угроза, что человека поймают за неположенными действиями. При отсутствии угрозы то поведение, которого вы добились путем наказания, мгновенно разрушается
  4. Наказание при воспитании ребенка разрушает доверие между малышом и родителями. Это одно из самых неприятных, но очевидных последствий наказания.

Под влиянием наказания у того, кого наказывают, появляются чувства гнева, обиды, вины и даже ненависти. Эти эмоции не способствуют возникновению доверительных отношений с ребенком, а значит, и осознанному желанию вам подражать или уважать вас.

Можно закрыть глаза на то, как чувствует себя ребенок, когда его наказывают.

Вы в любом случае можете просто заставить его действовать по вашим правилам, так или иначе слушаться.

Особенно остро проблема доверия встает тогда, когда ребенок взрослеет. Рычагов влияния на него уже не так много, и вы оказываетесь в ситуации, когда он будет слушать вас, если только сам того захочет. Но если вы всю дорогу игнорировали такую малость, как эмоциональные отношения с ребенком, считали, что главное — послушание, то сотрудничать с вами такой подросший ребенок уже не захочет. А обычно это происходит в подростковом возрасте, когда тысячи родителей готовы отдать любые деньги, лишь бы иметь хоть какое-то влияние на своих детей.

Такие эмоции не ведут к теплым отношениям между родителями и детьми и плохо сказываются на душевном развитии ребенка. Любой из нас знает, что постоянное пребывание в дурном расположении духа сказывается на восприятии мира, способностях, возможностях человека, его нежелании сотрудничать с тем объектом, который оказался источником негативных чувств. То же самое происходит с детьми.

Мнение детского психолога Натальи Ломилиной:

Наталья специализируется на работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителями. А также сама мама 2х подростков.

Вообще, я против наказаний. Я за договорённости. В нашем обществе всё больше формируется тенденция, что ребенок личность с самого рождения. И это правильно.

Если говорить про наказание подростков — это делать уже поздно. Это уже сформированная личность

Если к этому времени вы не научились находить общий язык с ребёнком, то стоит не искать способы наказаний, а больше уделить внимание вопросу как договориться с ним

Конечно, любой родитель хочет послушания от малыша: Я сказал — ты сделал. Что не понятно? Но давайте задумаемся, чего мы хотим? Воспитать солдата, который выполняет команды? Да, до определённого возраста это удобно. Но в будущем вас ждут последствия.

Воспитанный так, привычный к наказанию, человек будет всегда искать того, кто будет им командовать. Для него привычна такая система взаимодействия. А командиром могут оказаться деспотичный супруг, начальник, плохая компания. Такие люди ждут указаний, не склонны думать и принимать взвешенные решения и говорить нет.

Вот, чем нужно руководствоваться:

Похвала 

Она обязательно должна быть заслуженной, продуктивной и иметь четкую направленность на конкретные поступки ребенка, но никак ни на его личность. Как это работает? Во-первых, ребенок в очередной раз убеждается в том, что его ценят, любят и уважают. Во-вторых, у малыша повышается самооценка. В-третьих, пробуя свои силы в новом для себя деле, ребенок, который раньше часто слышал похвалу, будет гораздо увереннее развиваться в данном направлении.

С другой стороны, непродуктивная похвала может сформировать у него чувство нарциссизма и нездоровую зависимость от мнения окружающих. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка как личность, а его определенные поступки. Не ограничивайтесь заштампованными фразами «хорошо», «ты молодец» и пр. Скажите ему, что на данный момент он стал лучше учиться (рисовать, танцевать), чем раньше.

Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие. Это важные качества характера, которые необходимо развивать, а заслуженная похвала ускорит этот процесс.

Совместный досуг

Постоянная занятость и бытовые проблемы практически не оставляют времени для совместного времяпровождения представителей старшего поколения с детьми

Родительское же внимание необходимо ребенку в любом возрасте. Общие дела и увлечения, игры развивают чувство родства и доверия

Такой метод наказания, как лишение совместной деятельности, должен иметь реальные причины и применяться только при конкретных поступкам. Ребенок должен понимать, что он сделал неправильно и стараться не допускать таких ошибок впредь.

Делегирование «взрослых» прав

Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решение в некоторых вопросах. Он должен знать, что ваше доверие он заслужил. Например, разрешите поиграть на детской площадке на час больше. Как и предыдущие, этот метод должен иметь привязку к конкретным поступкам. Чем больше ребенок прилагает усилий для собственного самосовершенствования, тем больше вы должны доверять ему.

Как нельзя поощрять ребенка?

В некоторых ситуациях поощрение может сыграть злую шутку. Профилактикой таких случаев может послужить соблюдение следующих рекомендаций:

  • не «покупайте» хорошее поведение ребенка игрушками, сладостями и деньгами. Иначе он быстро приучится вами манипулировать;
  • не принижайте в присутствии малыша достоинств его друзей. «Ты сегодня выглядишь лучше, чем Степан», «ты справился с задачей намного быстрее других». Вы должны настраивать ребенка не равняться на успехи других, а постоянно заниматься самосовершенствованием. Соревнования с собой являются хорошим стимулом для улучшения своих предыдущих результатов.

Помните, что поощрение должно быть грамотным. Не превращайте похвалу в свою прямую обязанность. Учитывайте особенности характера ребенка. Следите за тем, чтобы ваши лучшие намерения не стали причиной развития у него нарциссизма и эгоизма.

Финансы, сладости, незаслуженная похвала…

Нельзя выражать родительское одобрение только в эквиваленте финансов. Не надо поощрять ребенка деньгами, если он помог по дому или правильно выполнил домашнее задание. Дети успешно занимаются тем, что искренне выбирают, но если они поймут, что за действием их будет ожидать оплата, творчество закончится, и начнется обычное зарабатывание денег.

Поощрять шоколадкой, тортом, конфетами и иными сладостями недопустимо! Нельзя создавать из еды культ. Для родителей купить печенье проще, чем заниматься с ребенком, но лучше от этого ему не будет.

Не надо хвалить ребенка за обычные, естественные вещи. Если он оделся сам, помыл за собой посуду или покормил домашнее животное, не надо выражать восторг. Ребенок должен понять, что по своей природе он способен на многие действия, причем особенных усилий ему для этого прилагать не стоит. Поэтому похвала в данном случае будет просто неуместной.

Если в семье несколько детей, мама и папа должны убедиться, что другие дети не испытывают чувства зависти или обиды, когда одного из них хвалят и поощряют.

Не стоит незаслуженно хвалить ребенка, чтобы расположить его к себе, потому что итогом может стать абсолютно невыносимое его поведение. А все потому, что дети, почувствовав неискренность, жаждут проявить свою истинную натуру, опровергая похвалу своим поведением.

Ребенок обязательно оценит похвалу, если она искренняя. В следующий раз он будет рад сделать приятное родителям.

Надо научить ребенка быть благодарным даже за минимальный знак внимания, который к нему проявлен, не обращая внимание на денежную сумму, которая на него была затрачена. Нельзя анализировать вместе с ним стоимость подарков, потому что это приведет к серьезным проблемам, которые касаются вопросов нравственности

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Основные рекомендации — это фразы типа: «Какая чистая стала комната! В ней так приятно находиться!» или: «Посуда просто засверкала!»

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей

Особенно, если заслужил.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо

И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости

Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Работают ли меры наказания в семье без поощрения?

Прежде чем наказывать ребенка дошкольного возраста, нужно уяснить для себя, работают ли меры наказания без поощрения.

Наказание практически не работает при сформированном поведении, то есть таком поведении, которое уже давно существует и очень устойчиво. Если вы раз за разом наказываете ребенка за одни и те же действия, будьте уверены: ваши маневры смысла не имеют. Если привыкшего драться ребенка каждый раз за драку отправлять в угол, то это никак не скажется на привычке распускать руки. Эффективность наказания резко падает уже при повторном применении, а потом уменьшается с каждым последующим разом.

Если наказание не повлекло за собой заметных сдвигов в поведении ребенка, его повторение также не даст никакого результата

На деле часто этот факт во внимание не принимается. Родители могут наказывать ребенка за одни и те же действия снова и снова в надежде, что он «наконец поймет», что поведение необходимо менять

Практический вывод: если меры наказания ребенка в семье не приводят к значительному изменению поведения, стоит задуматься — нужно ли их тиражировать.

Наказание применяется слишком поздно, чтобы как-то повлиять на поведение ребенка. К тому времени, как наказание происходит, ребенок уже успевает получить некое удовлетворение от своего поступка, и это удовлетворение управляет действиями ребенка в дальнейшем. Поведение человека управляется непосредственными последствиями его поведения.

Когда ребенок кричит, он естественным образом выражает свои эмоции, сбрасывает возникающее напряжение. Именно удовольствие от получаемого облегчения при сбросе напряжения и управляет его поведением. Сброс негативных эмоций — это и есть то самое удовольствие, которое управляет поведением ребенка

К тому же криком он привлекает к себе внимание окружающих, что на самом деле для него желательно. Прибавьте сюда неумение справляться с эмоциями и автоматически контролировать свой голос и в результате получите часто кричащего ребенка

В данном случае любые формы наказания ребенка без поощрения никак не могут повлиять на его поведение. Они не изменят ни того, что малыш криком сбрасывает напряжение, ни того, что он так привлекает к себе внимание. И уж, конечно, отчитывания никак не научат ребенка справляться с чувствами.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка

Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Могут ли поощрения навредить?

Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок

Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:

Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.

Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.

Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.

Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.

Как правильно поощрять?

Поощрения и наказания в воспитании детей должны быть строго регламентированы. Нельзя перегибать палку, ибо итог может оказаться совершенно не таким, которого ожидают родители.

Поощрительные действия можно назвать великим искусством воспитания. Причем стать для ребенка и взрослых оно может не только «полезным», но и «вредным». Есть простые правила обучения этому искусству, благодаря которым многие ошибки не будут допущены.

Обязательно направлять похвалу не на личность ребенка, а на совершенный им поступок. Например, если постоянно говорить дочери: «Ты такая чудесная!», ребенок со временем станет ощущать тревогу, что он не настолько идеален, как о нем говорят. Ситуация в дальнейшем может развиваться по двум направлениям:

— не дожидаясь так называемого разоблачения, ребенок сознательно плохим поведением будет стараться доказать, что он (или она) не идеал;

— ребенок перестает быть искренним, начнет подстраиваться под похвалу, будет стараться попадать только в те ситуации, в которых он сможет покрасоваться наиболее выгодной своей стороной.

Поощрение не может быть обещано заранее мамой или папой. Оно должно логически следовать за хорошим поступком со стороны ребенка. Малыша надо научить радоваться своему труду и получать от этого удовольствие, а не ожидать награду.

О способах воспитания

Поощрение и наказание детей представляет собой две стороны медали, которая носит название воспитания. И чтобы эта медаль стала все-таки золотой, следует понимать, какие именно существуют основные правила поощрения и наказания.

Есть несколько отличий методов воспитания ребенка в семье от мер педагогических

Необходимо принимать во внимание то, насколько велико индивидуальное влияние мам и пап на деток. Родителям следует проникнуться целью воспитания, правильно представлять его, чтобы сформировать вполне развитую личность

Самым важным для любого малыша всегда будет добрая семейная атмосфера. Что бы ни случилось, взрослые должны как можно реже выплескивать при детишках свои отрицательные эмоции. Если малыш не сразу делает, что ему велят старшие, не нужно моментально начинать кричать и использовать силу.

Приоритеты поощрения и наказания в воспитании детей будут играть достаточно важную роль при выборе какого-то метода. Родители, жаждущие воспитать в своем чаде самостоятельность, применяют одни методы воспитания. Те, кто хочет выработать у ребенка послушание, применяют иные.

Какие варианты одобрения и наказания приемлемы в воспитательных мерах?

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры. Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры. Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения. При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Жетонная система поощрений детей в семье

Чтобы выстроить сотрудничество между детьми и родителями, психологи и педагоги приложили все усилия для разработки жетонной системы поощрений.

В таком случае дети активнее реагируют на похвалу, пытаясь сделать как можно больше «полезных и правильных» действий.

Основные правила такого метода заключаются в следующем:

  • За определенное целевое поведение малышу выдается жетон или звездочка, в дальнейшем подлежащая обмену.
  • Определитесь с целевым поведением, которое под силу выполнить малышу.
  • Подкрепления и награждения должны быть разными, иначе малышу скоро станет скучно.
  • Установите расписание для выдачи подкрепления.
  • Систему необходимо использовать в каждой сфере жизни малыша, иначе он поймет, что она необязательна.
  • Ребенку необходимо демонстрировать, что мама полностью поддерживает данную систему.

Отвечая на извечный вопрос, возможно ли воспитать кроху без наказаний, стоит отметить, что порка – не самый подходящий метод для родителей.

Только грамотно построенный процесс поощрений поможет качественно воспитать малыша.

Полезное видео

Правила поощрения детей для формирования желательного поведения

Основной метод формирования желательного поведения у ребенка — это поощрение его к желательным действиям. В науке формирование поведения называется положительным подкреплением. Это не только самый мягкий и гуманный, но и самый действенный способ создать необходимое вам поведение ребенка.

Если использовать методы поощрения ребенка, делать правильные и желательные вещи, то желательного поведения будет становиться больше. Поощряя желательное поведение, вы автоматически уменьшаете нежелательное, так как не могут одновременно существовать два противоположных поведения. А если хорошего поведения становится больше, то оно, естественно, вытесняет плохое.

Меры поощрения ребенка работают лучше всего, когда их используют момент совершения действия или сразу после него. То есть поощрять ребенка нужно в самый момент совершения действия, чтобы он понял, что вот именно сейчас он действует правильно. Помимо прямой информации о том, что он поступает правильно, малыш получает положительный эмоциональный опыт, закрепляющий желательное поведение. Он делает нечто — вы хвалите его, и в момент совершения действия он испытывает приятные эмоции. Это закрепляет поведение, и оно с большей вероятностью будет продемонстрировано вновь.

Существует поведение, которое никто не замечает, пока оно не исчезнет. Взрослые привыкли реагировать на неприятности, включаются только тогда, когда идет что-то не так. Некоторые виды поведения детей являются, безусловно, желательными, но никак не отмечаются взрослыми. Родители воспринимают такое поведение как нечто, что происходит в порядке вещей. И в момент такого вот правильного поведения ребенок не получает никаких сигналов от взрослых о том, что он делает хорошо и правильно. Более дальновидная политика — стратегически поощрять незаметное, но очень ценное поведение.

Вот примеры незаметного поведения:

  • ребенок играет самостоятельно;
  • способен сам себя занять, пока взрослые разговаривают или заняты;
  • играет вежливо с другими детьми, аккуратно и там, где нужно;
  • идет рядом с родителями в людном месте, стоит рядом в магазине;
  • аккуратно смотрит предметы в магазине;
  • вежливо просит;
  • слушается с первого раза;
  • старается, когда нужно.

Дополнительные плюсы от использования метода поощрения детей в семье /положительного подкрепления:

  • Поощряя ребенка, родители формируют у него внутренний образ успешного человека. Есть большая разница, сформирован ли характер человека преимущественно на замечаниях или он сформировался на основе избирательного одобрения. В первом случае самооценка будет низкой и неустойчивой, а уровень притязаний (то есть того, на что будет претендовать ребенок в своей взрослой жизни), низким.
  • Поощряя ребенка, вы обеспечиваете ему высокую самооценку и высокий уровень жизненных притязаний, то есть уровень того, что вообще ребенок хочет и готов пробовать.
  • Используя метод положительного подкрепления, вы поддерживает положительный эмоциональный фон в отношениях членов семьи.

Далее описано, как можно поощрять ребенка, чтобы выработать у него положительное поведение.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector