Арт-терапия в работе с детьми: цели, особенности применения, техники, приемы

С родителями

Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.

Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.

Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.

Работа в группах. Индивидуальное рисование

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента

Цель и задачи

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

  • Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
  • Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  • Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
  • Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
  • Раскрытие и развитие творческих способностей.
  • Повышение самооценки маленького «пациента».
  • Реализация эстетических потребностей.
  • Снижение агрессии у «трудных» детей.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Музыкотерапия

Музыкотерапия — лечение путем использования музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Музыкотерапия может быть как частью сложного психотерапевтического лечения, так и самостоятельным методом лечения. Основными результатами применения являются:

восстановление;
образование;
воспитание детей и взрослых, страдающих психическими или физическими заболеваниями.

Музыкальная терапия не только оказывает влияние на психологическое здоровье человека, но также вносит активное влияние в такие процессы, как дыхание, кровообращение и другие. Ее можно использовать в комплексе с техникой закрытых глаз в арт-терапии. Она считается активной, если от пациента требуются активные действия, такие как пение или игра на музыкальном инструменте. Терапия считается пассивной, если пациент выступает в роли слушателя. Терапия будет считаться интегративной, если кроме музыки будут использоваться другие виды творчества:

рисование;
поэзия;
проза;
драматургия и другие.

Ход занятия.

Приветствие

Психолог:

– Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга?Покажите как вы рады встрече с друзьями: повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему.

Проводится беседа. «Настроение по цвету»

Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё?

Ответы детей.

А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению

— Представили?

— Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.

Упражнение «Рисование клубком»

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия

Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень

Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Арт-терапия в работе с детьми

Наверно каждый психотерапевт согласится с тем, что им труднее всего работать с детьми. Сложность работы с ребенком заключается в первую очередь в том, что ему трудно высказывать и объяснить то, что ему причиняет страх, тревогу, беспокойства и тому подобное. Нужно также учитывать, что и психика у детей является очень хрупкой и ранимой.

Именно поэтому арт-терапия является незаменимым средством в работе с детьми. Она с легкостью может выявить проблемы у ребенка или же корректировать как психические, так и поведенческие настрои малыша.

Из-за своей ранимости все дети с легкостью могут обижаться, испугаться, каждая мелочь у них может вызвать стресс, раздражение. Поэтому, как только родители замечают в поведении своего ребенка что-то некорректное или неправильное, то естественно начинают применять разные методы. Но, в конце концов, после того, как ничего не дает результатов, прибегают к арт-терапии.

Поэтому необходимо обратиться к специалисту, который с легкостью и без вреда для ребенка может выявить проблему и начать исправление.

Основными преимущества арт-терапии для детей это:

  • Защищенность;
  • Простота;
  • Доступность;
  • Заманчивость.

Во время арт-терапии ребенка никто и ничем не ограничивает, а, как известно, свобода дает человеку шанс раскрыться. И в этой расслабленной атмосфере ребенок раскрывает себя и свои страхи, делится тем, что мешает ему жить спокойно. К сожалению, многим родителям для того, чтобы создать такую атмосферу, не хватает терпения, они критически относятся к своему ребенку и вечно контролируют его, говоря это можно, а это нельзя. Все это приводит к еще больше зажатости детей и к новым психологическим проблемам.

Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды:

  1. Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету.
  2. Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения детей.
  3. Монотипия – во время этого вида арт-терапии на листке бумаги образовывают пятно, а ребенок описывает это пятно или же дорисовывает картинку.

Каждый метод в арт-терапии дает возможность ребенку раскрыться и, используя искусство, рассказать терапевту или взрослому о своей проблеме. Однако этим не заканчивается миссия арт-терапии, так как благодаря ее и с помощью специалиста ребенок может не только показать свою проблему, но и поменять свое отношение, изменить модель поведения или же научиться новой стратегии поведения, которая поможет ему в конкретном случае. А непринужденность и свобода делают эту технику любимой для всех детей.

19 отзывов о враче:

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Отличие от обычного творчества

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Чем отличается арт терапия от обычного курса по рисованию? В школе или садике человека окружают стереотипами и не позволяют выплеснуть придуманные образы на бумагу. Несмотря на усердные занятия, фантазия ребенка не развивается, так как нет возможности поэкспериментировать. На занятиях арт терапии ребенок приобретает бесценный опыт и развивает в себе навыки рисования, пения, актерского мастерства или написания музыки. Обычное творчество и терапия при помощи художественных образов очень похожи, но цели у них разные. На сеансе человек сам выбирает, что рисовать, и тем самым высвобождает творческую энергию. Кроме того, рисуночная терапия всегда дополняется игрой, анимацией, чтением или прослушиванием музыки. После занятия ребенок не услышит критику или оценку по поводу работы.

Важно! Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать

Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.

Виды арт-терапии

К тому же она способствует тому, чтобы клиент раскрылся, не боясь и не думая над тем, правильно ли делает то, что делает. Ведь в арт-терапии нет правильного или неправильного подхода. Если с годами человек может скрываться, лукавить, лгать, то в искусстве он этого делать не может. Когда человек творит, он остается собой.

Что касается видов арт-терапии, то тут можно выделить те, которые способствуют психотерапии:

  1. Изотерапия или изобразительное искусство – тут чаще всего используют лепку, рисование, роспись, воссоздание собственных снов. В современной психотерапии этот вид арт-терапии самый популярный. Во время этой терапии клиент расслаблен, ведь тут нет правильных ответов, главное это форма, цвет и размер рисунка. Человек может спокойно рисовать все то, что будет соответствовать его состоянию и настроению.
  2. Игровая терапия – тут терапевты чаще используют театральную игру и песочную терапию. Во время игровой терапии человек может моделировать необходимое поведение, проигрывать это поведение. Или же ее применяют в тех случаях, когда пациент слишком зажат и нужно освободить его от поведенческих зажимов и пробовать применять новую модель поведения.
  3. Фототерапия – одна из интересных видов арт-терапии. Несмотря на то, что фототерапия является самой молодой техникой, все же уже успела стать одной из популярных. Под ней понимается как само фотографирование, так и создание коллажей, украшение интерьера фотографиями, выбранными самим, создание фотогалереи и тому подобное. Во время этого метода пациент в некотором роде украшает мир и свое окружение. Он видит, находит эту красоту, снимает, а потом и преобразовывает свое окружение.
  4. Музыкотерапия – это подразумевает сочинение, проигрывание или же просто прослушивание музыки. Доказано, что когда человек слушает музыку, то может найти нужный настрой. Этот вид арт-терапии часто используют во время стрессов, при депрессивных расстройствах человека, в работе с теми, у кого нарушен сон или же болезнь Альцгеймера.
  5. Сказкотерапия – данный вид является многофункциональным и, отчасти, именно из-за этого является одной из популярных. Ведь сказкотерапия применима в работе со всеми возрастными группами и особенно эффективна в работе с детьми. Во время этого вида арт-терапии пациент либо слушает сказку, которую читает психолог, либо сам сочиняет сказку. Если человек просто слушает, то он может найти ответы на вопросы, которые мучают его. А когда пациент сам сочиняет сказку, то он там раскрывает (в большинстве случаев на бессознательном уровне) свои проблемы, тревоги, стремления, желания и самостоятельно ищет выход из трудных ситуаций.
  6. Библиотерапия – использование книг, литературы. Это во многом похоже на сказкотерапию.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов. Тут терапевт предлагает сыграть пациенту определенную роль. Она применима больше во время групповой терапии, где человек может видеть себя и свои проблемы со стороны.
  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев. Многие путают кинезитерапию с занятием танцами. Этот вид арт-терапии подразумевает свободное и спонтанное проявление своих движений в свободном танце. Иными словами, здесь клиент может двигаться (танцевать) так, как ему угодно и удобно. Тут нет инструкции и правил. Она нацелена на то, чтобы клиент мог освободиться и устранить негативные эмоции. Ведь все те эмоции, которые человек не выражает, скапливаются внутри человека и, в конечном итоге, приводят ему к тому, что психика человека начинает разрушаться. А во время танца человек может без проблем и не нанеся никакого вреда избавиться от накопившихся эмоции.

Важно понимать, что все виды арт-терапии направлены на то, чтобы человек мог выражаться и познавать самого себя. Так как зачастую бывает так, что даже сами взрослые люди бывают не в состоянии понять мотивы своих действий и не могут понять почему они поступили так, а не иначе

А арт-терапия помогает человеку раскрыться и дойти до самопонимания.

Арт-терапия для пожилых

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Циклоферон

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Что такое арт-терапия

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, использующий искусство и творчество для лечения психологических расстройств, а также для диагностики таких расстройств.

Часто понятие «арт-терапия» понимается в узком смысле – как лечение с помощью изобразительного искусства. На самом деле методов «восстановления души» средствами искусства значительно больше.

Арт-терапия, можно сказать, появилась тогда, когда она стала особенно необходимой. Впервые её описал в 1938 году художник Адриан Хилл в своей работе, посвящённой его занятиям с туберкулёзными больными в санаториях. Очень скоро идеи Хилла нашли своё применение в более серьёзных масштабах: их применяли в США для работы с детьми, вывезенными из нацистских лагерей. Нечто сходное применялось даже самими узниками лагерей: развитая культурная жизнь Терезинского лагеря всколыхнула всё мировое сообщество, при этом основным предназначением этой культуры была попытка пережить жестокие физические и душевные страдания во время нахождения в концлагере.

Первые исследователи арт-терапии основывали свои рассуждения на теориях Фрейда и Юнга. Эти учёные практически во всех внешних проявлениях человеческой деятельности, в том числе в искусстве, видели результаты скрытых психических процессов, работы подсознания. Следовательно, человеческое творчество можно использовать для выявления и лечения разнообразных психических расстройств и для устранения психологических проблем.

Сторонники психоанализа говорили, что самовыражение является исключительно важной потребностью человеческого сознания. И оно стремится изображать именно то, что переживает в данный момент

При этом чувства и желания реализуются в символическом виде – прежде всего это зрительные образы. Непонятно, почему первые психоаналитики придавали первоочередное значение именно зрительным видам искусства; может быть, потому, что они отражают психические процессы более наглядно. Однако и музыка, и литература, и танец – это тоже отражение внутренней жизни человека, часто более непосредственное, чем рисование.

Психоанализ утверждает, что основным механизмом действия арт-терапии является так называемая сублимация. Это такой внутренний механизм психики, который имеет защитную функцию. Он предполагает снятие внутреннего напряжения и негативных эмоций путём социально приемлемой деятельности, в первую очередь творчества. Зигмунд Фрейд, который и ввёл это понятие, рассматривал сублимацию как исключительно положительный механизм, который помогает обратить негативные черты личности в позитивную сторону.

В наше время понятие сублимации расширилось и охватывает различную профессиональную деятельность, науку, политику, бизнес и т. д. Например, садистские наклонности можно сублимировать, занимаясь хирургической деятельностью. И всё же искусство и творчество остаются главными методами в психотерапии.

Арт-терапия призвана развить у пациентов навыки самоанализа, самопознания и самовыражения. Это ведёт к общей гармонизации психической жизни человека. Она ставит и более узкие задачи: развивать у пациентов коммуникативные способности, обеспечивать социальную адаптацию, снимать внутреннее напряжение, повышать самооценку человека, развивать его личность. Арт-терапия способна побеждать страхи, фобии и комплексы; пациент учится выражать негативные эмоции (обиду, агрессию и др.) в приемлемой форме.

Преимуществом арт-терапии является то, что она больше похожа на занятие любимыми делами, чем на медицинскую или психотерапевтическую методику. Это привлекает к ней пациентов, которые охотно занимаются арт-терапией.

При этом важно понимать, что упор в арт-терапии делается не на талант и способности, а лишь на самовыражение. Вряд ли все пациенты после занятий арт-терапией станут выдающимися художниками, скульпторами и музыкантами, хотя в определённых случаях и такое возможно

Поэтому арт-терапия особенно эффективна при работе с маленькими детьми, людьми с ограниченными возможностями, с пожилыми людьми и замкнутыми подростками.

Бывает, что арт-терапия преследует более глубокие цели, чем просто улучшение психического состояния пациентов. Последователи Юнга стремятся выявить в творчестве пациентов некие архетипические символы, определить глубинную «историю» личности человека и «миф», сопровождающий его жизнь. Можно также оказывать влияние на эту «историю» и «миф», меняя таким образом внутреннее состояние самого человека.

Фризлайт

Фризлайт является нетрадиционной техникой арт-терапии, а именно искусством рисования светом, для выполнения которого требуется лишь несколько обычных фотоаппаратов и наличие источника света. Одним из обязательных условий для осуществления данной техники является полная темнота. Обычно процесс фотографирования происходит в темное время суток. Для успешного проведения процесса фотоаппарат закрепляется с максимальной выдержкой, чем она будет длиннее, тем больше у художника будет времени на работу. Основными методами фризлайта являются:

  1. Динамический – при котором движутся источники света.
  2. Статический – источники света на непродолжительный промежуток подсвечивают заготовленные предметы.

Началом этого направления считаются эксперименты, проведенные в 1949 г. В тот год Пабло Пикасссо услышал от своего знакомого историю. Этим человеком был популярный на то время художник и фотограф Гийоном Мили. Мили рассказал Пикассо о новой технике фотографирования, которую он недавно применил: он прикрепил к ботинкам статиста маленькие фонари. Вдохновленный Пикассо решил сам опробовать такой метод.

Передозировка

Музыкотерапия

Скорее всего, каждой маме известны чудесные свойства качественной музыки, ведь поэтому многие из них включают классическую музыку даже во время беременности. Для ясельной группы подойдет пассивное прослушивание мелодий таких композиторов, как Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен. Дело в том, что именно классическая музыка насыщена разнообразными эмоциями, в связи с этим ребенку не сложно ассоциировать собственные чувства с услышанными звуками (радость, грусть и т. д.). Специалисты советуют для детей постарше не только практиковать прослушивание музыкальных композиций, но и применять активные методы музыкотерапии, например, самостоятельную игру на музыкальных инструментах. Даже дома маме рекомендуется практиковать музыкотерапию в качестве сопутствующего метода при занятиях лепкой, рисованием, танцами. Ненавязчивую и тихую музыку можно включать во время совместного приготовления пищи или уборки.

Отмечено, что пассивное прослушивание классической музыки способствует снижению уровня эмоционального напряжения, помогает избавиться от стресса и расслабиться. Активное музицирование повышает способности к обучению и коммуникативные навыки, а также пробуждает творческие способности. Например, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в точных науках и изучении иностранных языков.

Что такое арт-терапия

Арт терапия – это психотерапевтическая технология, которая корректирует эмоциональное состояние и способствует общему развитию. Существует два вида данного направления:

  1. Для воздействия на психическое состояние детей используются художественные произведения: картины, скульптуры, литература или музыка. Прослушивание классической музыки или чтение произведений великих мастеров помогает избавиться от тревожности, депрессии, апатии, фрустрации и панических атак.
  2. Человек самостоятельно пытается создать произведение искусства: рисует, пишет музыку или лепит. По мнению психологов, этот метод благоприятнее влияет на психику, так как в этом случае задействована фантазия.

Психотерапевты больше внимания уделяют второму методу арт терапии, такие занятия проходят не только в психологических центрах, но и в детских садах. Педагоги в ДОУ обязательно включают в программу обучения дошкольников арт терапию, так как это помогает раскрыть творческий потенциал и развить умственные способности. Для того чтобы решить психическую проблему, с ребенком должен работать опытный психолог.

Важно! Эта практика показана не только детям, но и взрослым. Арт терапия снимает стресс и избавляет от тревожности, что является главным для внутренней гармонии современного человека

Принцип арт терапии – выразить свое «Я» в образе на бумаге

Упражнение «Рисование телом»

Для этого упражнения нужно пространство и особенные условия — много бумаги, просторное место и старая одежда, которую не страшно испачкать краской. Можно выстелить пол ватманами или обоями, запастись большим количеством времени, водой и красками. Лучше всего использовать пальчиковые краски — они без труда смываются с одежды и рук. Предложите рисовать частями тела — это может быть все, что пожелает разрисовать ребенок — руки, ноги и даже живот. Можно просто наносить краску на тело и затем оставлять отпечатки на бумаге, а можно рисовать отдельные рисунки и также переносить их на бумагу. Получившиеся изображения можно дорисовывать кистью.

Эта техника позволят расслабиться и ступить за рамки дозволенного — сделать то, что ребенок с повышенным уровнем тревожности не может себе позволить. Такой опыт помогает ему взглянуть на себя новыми глазами и понять, что в нем скрыты большие ресурсы и способности, которые ждут своего часа для развития.

Семинары рассчитаны на широкий круг специалистов, работающих с детьми:

  • детских психологов,
  • логопедов,
  • дефектологов,
  • воспитателей и методистов дошкольных учреждений и детских развивающих центров,
  • педагогов школ и учреждений дополнительного образования,
  • социальных работников,
  • а также заинтересованных родителей.

Формы работы:

мини-лекции, практическая работа в группах, изучение авторских методик и упражнений, разбор клиентских случаев, просмотр мультимедийных презентаций, фото- и видео-материалов.

Каждая техника подробно описывается ведущим и “проживается” участниками в парах и мини-группах, после чего происходит обратная связь по пройденному материалу.

Драмотерапия

Драматерапия – целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

различные неразрешенные психологические проблемы;
незначительные психологические отклонения;
внутрисемейные конфликты;
психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Организация занятий по арт-терапии

В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет 45-120 минут. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую), что дает возможность человеку расширить свои знания о той или иной проблеме, а затем погрузиться в творческий процесс.

Группы для творческих занятий могут быть следующих типов:

  • студийные (в этом случае работа организуется по типу кружкового объединения, где участники не только занимаются созданием уникальных произведений искусства в разных техниках, но и изучают теоретические основы арт-терапии);
  • открытые (это группы, к работе в которых желающие могут присоединиться в любой момент);
  • закрытые (это тематические группы, где занятия проходят с постоянным составом участников на протяжении всего курса работы).

Для занятий психологу нужно просторное помещение, материалы и инструменты для создания шедевров. Руководителю творческого процесса нужно тщательно продумать рабочее место для каждого участника.

Задача на сообразительность.

Подведем итог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector