Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний. виды арт-терапии
Содержание:
Методы и техники арт-терапии
Существуют две основные формы арт-терапии.
- Активная. Пациент включается в практическую деятельность, активно в нее вовлекается и сам создает продукт творчества. Это могут быть рисунки, скульптуры, рассказы, танец и т.д.
- Пассивная. При терапии используются художественные произведения, созданные другими людьми. Метод состоит в рассматривании картин, чтении книг, прослушивании музыкальных произведений и даже просмотре фильмов и последующем обсуждении своих впечатлений с психотерапевтом или с группой.
Лечение искусством: арт-терапия как метод психотерапии
Арт-терапия используется не только для лечения людей с различными заболеваниями. Все более популярными становятся занятия различными видами творчества, которые помогают снять эмоциональное напряжение, оказывают мягкое психокорректирующее действие и просто приносят удовольствие.
Благотворное влияние на психику оказывают любые виды творчества и занятия декоративно-прикладным искусством: керамикой, вышивкой, вязанием, резьбой по дереву и т.д. Любой человек может найти себе занятие по вкусу. Занятие подобными видами деятельности повышает настроение и самооценку, делает жизнь ярче и помогает найти единомышленников и друзей.
Но арт-терапия – это не хобби, а психологическая практика. Она приносит наиболее ощутимую пользу, когда занятия проводит специально подготовленный психолог или художник, получивший психологическое образование. Специалист может правильно настроить и проконтролировать процесс, а также проанализировать результат.
Современные методы арт-терапии
Видов современной арт-терапии очень много, но самый популярный метод, с которым у большинства она ассоциируется – терапия рисованием или изотерапия. Этот метод основан на использовании изобразительного искусства. При этом через рисование выражается эмоциональное состояние человека. Также он используется для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации.
Другие виды арт-терапии:
- музыкотерапия – прослушивание, исполнение или создание музыки;
- библиотерапия – чтение книг;
- кинезитерапия – техника лечения с помощью танцев и спонтанных движений;
- игротерапия – с помощью игрушек и игровых ситуаций моделируется проблема и находится решение, оптимальный вариант выхода из нее;
- сказкотерапия – пациенты слушают сказки или придумывают сами.
А также: драмотерпия, цветотерапия, фототерапия, глинотерапия, маскотерапия, песочная терапия.
Сущность арт-терапии
Определение 1
Арт-терапия – это разновидность психотерапевтической и психокоррекционной помощи, основанная на использовании средств изобразительного и других видов искусства и для улучшения психологического и эмоционального состояния человека.
Арт-терапия используется не только с лечебной и профилактической целью, но и в качестве диагностики психического состояния человека и особенностей его психики в общем.
Арт-терапия была изобретена в 1938 году художником Адрианом Хиллом, который впервые применил данный метод в работе с больным туберкулезом. Использование различных видов арт-терапии значительно снизило уровень проявления астенического синдрома. Позднее арт-терапия использовалась в годы войны американскими психологами при работе с беженцами с целью нивелирования посттравматического синдрома.
По мнению З. Фрейда и К. Юнга, конечным продуктом использования арт-терапии является отражение скрытых процессов психики человека.
В настоящее время арт-терапия является одним из наиболее популярных и доступных методов психотерпии.
Замечание 1
Цель арт-терапии – оказание необходимого психотерапевтического воздействия на личность для гармонизации и нормализация психического состояния человека или группы людей.
Арт-терапия применяется в случае, если у человека выявлено:
- Длительное стрессовое состояние.
- Депрессия.
- Эмоциональная лабильность.
- Пониженное настроение.
- Проявления немотивированных приступов агрессии.
- Социальная депривация.
- Повышенная конфликтность.
- Повышенная тревожность, страхи, фобии.
- Неприятности в семейной жизни.
- Пониженная и неадекватная самооценка.
Разновидности арт-терапии для дошкольников
Изотерапия
Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.
Изотерапия — тест «Моя семья»
Монотипия
Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.
Монотипия – « история одного отпечатка»
На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.
Каракули
Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.
Песочница
Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.
Песочная терапия в детском саду
Музыкотерапия
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.
Танцевальная терапия
Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.
Танцевальная терапия с детьми
Сказки
С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:
Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша
Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор
Это и поможет решить существующую проблему.
Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.
Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым
Игротерапия
Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.
Как это работает
Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.
Рекомендуем: Что такое агорафобия?
Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.
Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.
Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям
Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой
Рекомендуем: Как научиться ценить себя?
Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.
Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!
Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.
Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.
Изотерапия для детей
У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.
Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:
- Дети-инвалиды;
- С задержкой физического и психического развития;
- С нарушениями и расстройством психики;
- Имеющие физические особенности;
- Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.
Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:
- Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
- Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
- Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
- Повышение самооценки;
- Научить терпению и аккуратности.
В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.
Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.
Сущность арт-терапии
Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.
Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.
История метода
Кратко опишу историю возникновения и развития метода.
К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.
Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.
Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.
Мой опыт использования арт-терапии
В своей работе я использую арт-терапию в основном с подростками с целью коррекции их эмоционально-волевой сферы. На первых сессиях я сталкиваюсь с такой проблемой, как желание подростков следовать стереотипам, действовать по инструкции, пользоваться трафаретами.
Способность к творчеству у них блокируется желанием соответствовать продиктованным требованиям взрослых. Как только удается разрушить внутриличностные блоки, тут же выплескивается наружу вся гамма чувств, которые юноши и девушки старательно прячут от посторонних глаз (да и от самих себя тоже).
Сами участники группы на этапе обсуждения с удивлением сообщают о необыкновенной легкости, которая вдруг возникла в душе. Конечно, носить в себе клубок запутанных чувств и переживаний очень тяжело. А тут еще гормональные бури, кризис пубертата, первая любовь…
Работая с закрытой группой, я замечаю, что творчество меняет подростков. Они становятся выше в моральном и духовном плане. К концу занятий многие отказываются от экстравагантного стиля в одежде, демонстративной модели поведения, жаргонных словечек.
На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.
Задача на сообразительность.
Арт-терапия для разных возрастов
Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.
Для дошкольников
Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.
Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.
Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.
Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.
Для подростков
В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.
Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.
После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.
Для молодежи и зрелых людей
Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.
Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:
- шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
- психические расстройства;
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка;
- проблемы внутри семьи;
- зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.
В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Для пенсионеров
Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.
Среди пожилых людей пользуются популярностью:
- рукоделие;
- пение;
- рисование;
- танцы.
Передозировка
Виды
Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.
Изотерапия (лечение рисованием) — широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.
- Библиотерапия (лечение книжкой) — самый известный подвид этого метода — сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
- Музыкотерапия (лечение музыкой) — метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
- Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) — метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
- Куклотерапия (лечение кукольным театром) — метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
- Танцевальная терапия (воздействием танцем) — лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).
- (манипуляции с песком и мелкими фигурками) — метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
- Глинотерапия (лечение лепкой) — этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.
Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия — метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.