Обучение чтению по методике надежды жуковой
Содержание:
«Логопедический букварь»
Эта книга отличается от других последовательностью знакомства с буквами (звуками), которая по произношению идет от простого к сложному. Указанный возраст детей для обучения – дошкольники, однако она вполне может использоваться и для крох, которые только начинают говорить свои первые слова. Пособие окажет помощь в обучении детей, которые имеют проблемы с речью. Сложный для малыша процесс сопоставления звука с буквой становится намного проще, ведь ему оказывают зрительную и двигательную помощь веселые персонажи.
Отзывы о «Логопедическом букваре» можно увидеть только положительные.
Родители, которые начали обучать своих малышей по этому пособию, сравнивая с другими «Букварями» автора говорят о том, что здесь уделяется больше времени на знакомство с буквой. Многим нравится большое количество рекомендаций по изучению буквы, правильному ее произношению, представленных на каждой странице. Родители положительно отмечают их интересную подачу.
«Букварь»
Этот широко известный учебник является образцом классического учебного пособия, которое знакомо уже трем поколениям детей. Составляя его, автор постаралась сочетать свою оригинальную методику с мерами, предупреждающими возникновение ошибок на письме, которые появляются у школьников. С помощью этого малыш, научившийся читать, сможет постепенно перейти к обучению письму.
Этот популярный учебник для дошкольников выпускается издательством ЭКСМО. Качество изготовления отличное. Твердый переплет, яркая обложка, крупный шрифт, который как раз подходит для обучения дошколят, высокое качество бумаги – все это является основными характеристиками книги. Цена «Букваря» колеблется в пределах 250 рублей. Изначально он назывался «Логопедическим букварем».
В книге нет моментов игры, развлечений – ничего, что могло бы отвлечь внимание ребенка от занятий. Это учебное пособие рассчитано не только на веселое изучение букв ребенком, как в азбуках, но и на быстрое обучение чтению детей-дошкольников
Для родителей внизу страниц предлагаются методические рекомендации по проведению занятия.
Малыш сначала знакомится со звуком, который обозначает буква (не ЭМ, а М, не БЭ, а Б). С правильным названием буквы его можно познакомить позже. Это продумано для того, чтобы у крохи не возникала путаница в голове при начале обучения чтению по слогам. Ему будет непонятно, как из букв БЭ и А можно получить БА, он так и будет читать БЭ-А.
Уровень сложности заданий в «Букваре» повышается постепенно, что дает крохе возможность понять принципы чтения и хорошо усвоить их, применяя на практике. В процессе обучения не следует долго и помногу пропевать слоги. Необходимо объяснить ребенку, что между словами, предложениями необходимо делать паузу, так же как и соблюдать знаки препинания.
Обратите внимание ученика на маленькие слова (союзы, предлоги) в предложении. Расскажите ему о необходимости их выделения коротенькими остановками при чтении
Постарайтесь не использовать сразу несколько разных методик, это может запутать малыша в процессе обучения.
Для пояснения материала хорошо подобраны картинки, которые соответствую изучаемой теме, и могут использоваться в образовательном процессе. Когда ребенок начнет читать, рекомендуется в первое время закрывать прочитанный текст линейкой или чистым листом. Это нужно чтобы избежать возвращения взгляда ребенка к прочитанному, что может сильно мешать ему. И, самое главное, не торопите кроху. Каждый малыш учится в своем темпе. Не заставляйте его читать тексты, если кроха еще плохо читает слоги. Этим вы можете только навредить ему.
Главным героем пособия является веселый мальчик, бегущий от одной буквы к другой.
Порядок изучения букв — не алфавитный. Вначале изучаются несколько гласных и, одновременно с этим, ребенок начинает учиться читать буквосочетания из них. Начиная с буквосочетаний из гласных, ему будет проще понять смысл складывания слогов с согласными. Далее постепенно вводятся согласные. Общий порядок изучения букв такой: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Надежда Сергеевна предлагает обучать ребенка читать не только в строчку, но и столбиками. Пальчик должен быть строго под прочитываемыми буквой или слогом. Красная линия подсказывает направление чтения слева направо. Рассматривая картинки, попросите малыша выделить первый и последний звук из названия изображенных предметов. Легче всего крохе это будет сделать, если первый гласный, который под ударением. Сложнее справиться с выделением начального согласного, и самое трудное – это конечный гласный звук.
Смотрите краткий видеообзор букваря Н. Жуковой.
Из биографии Олеси Станиславовны Жуковой
- После окончания с отличием Ленинградского Государственного Педагогического Института им. А.И. Герцена в 1989 году, где Олеся Жукова училась на факультете дефектологии, она начинает свою трудовую деятельность в Санкт-Петербургском Научно-Исследовательском Институте уха, горла, носа и речи. Там она начинает получать логопедический опыт работы в отделении патологии голоса и речи. В 1997 году она становится там главным логопедом-методистом. Эту должность она занимает до 2000 года.
- В 2000 году О. Жукова меняет место своей работы. В течение пяти лет она трудилась на кафедре логопедии Института семь и ребенка им. Рауля Валленберга, где она занимала должность старшего преподавателя.
- В 1999 году Олеся Станиславовна начинает сотрудничать с ведущими издательствами России «ОЛМА Медиа групп» и «ОНИКС». Этот творческий союз помогает ей быстро оказаться среди известных авторов развивающих пособий для детей.
- В настоящее время О. Жукова является главным редактором отдела развивающей литературы для детей в популярном издательстве «АСТ», с которым начала сотрудничать в 2006 году.
- В 2010 году в Санкт-Петербурге Жуковой был создан профильный Центр Развития и Абилитации Ребенка «Логопед-Профи»
О. Жукова является разработчиком целого ряда важнейших направлений научно-практической работы. Она создала уникальную методику педагогической реабилитации детей после Кохлеарной имплантации, разработала методические приемы работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Олеся Станиславовна входит в число ведущих отечественных авторов, разрабатывающих пособия для развития детей. О. Жукова – это практикующий автор, который пишет о том, что встречалось в ее педагогической практике. Это значит, что созданные ей методики основаны на реальной практической 20-летней деятельности, а не только на теории.
Олеся Жукова предлагает множество пособий для того, чтобы вы могли вырастить умного ребенка. Ее серия книг «Школа Олеси Жуковой» уже не один раз попадала в списки самой популярной и продаваемой литературы, посвященной развитию детей.
Букварь Жуковой
Методика Жуковой очень проста. В ее основе лежит традиционная система обучения русскому языку в сочетании с собственными оригинальными находками, позволяющими предупредить ошибки на этапе обучения. Методика позволяет родителям самостоятельно научить своего ребенка читать. Этому способствуют дополнительные информативные блоки с советами и методическими указаниями, которые расположены внизу страницы. Программа сначала максимально облегченная, но потом уровень сложности увеличивается.
В подсказках для родителей прописано, где остановиться, как объяснить и над чем поработать, если усвоение материала ребенком идет не очень хорошо
Каждая страница книги замечательно проработана и концентрирует внимание ребенка на необходимых деталях, объектах. В первую очередь в глаза бросается буква, потом слоги и предложения, которые нужно прочитать
Есть картинки, но они служат дополнением.
Букварь можно купить любого формата. Есть книги больших размеров для занятий дома и маленьких, чтобы можно было взять с собой в дорогу. Но главная особенность в самой методике.
Для многих проблема — объединение двух букв в слог. Ребенок не может сказать его правильно и просто произносит буквы отдельно. Здесь же четко проговаривается, что малыш должен тянуть первую букву и медленно переходить на вторую. А реализованно это с помощью «бегущего человечка по дорожке»: пока пальчик ребенка движется по дорожке от первой буквы ко второй, необходимо тянуть первую букву. Именно этот способ набирает большее количество положительных отзывов.
Еще один плюс в удобном форматировании текста. Даже слова в готовых предложениях поделены на слоги. Так ребенку легче начать читать. Множество столбцов и строк со слогами дают возможность тренировать скорость чтения.
Обзор «Азбуки для малышей» Олеси Жуковой
«Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) имеет собственные достоинства и недостатки. Как отмечают отзывы, это красочный учебник для дошкольников, чрезвычайно полезен для общего развития, но по методике материал не выдержан.
Фото обложки азбуки.
Минусы
Отрицательные оценки основываются на нескольких факторах:
- Первая часть «Азбуки для малышей» (автор – Олеся Жукова) представляет собой чтение целыми словами. Многие родители не понимают, почему этот раздел вынесен вперед, ведь к нему малыш подойдет после изучения всего алфавита. Вначале книги дается много не связанных с темой картинок, вопросов, на которые ребенку еще тяжело ответить. И только во второй части малыш встречается с буквами.
- Бессистемно подобраны слова на определенную букву. Так, слова «аист», «айсберг» (сложно для ребенка!) иллюстрируют букву «А». А вот букву «Т» иллюстрирует слово «ноТа». Не совсем понятно, почему одни буквы даны только в начале слова, а другие – только в середине.
Страницы из азбуки для малышей Олеси Жуковой.
Плюсы
Но, кроме минусов, «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) содержит много положительных моментов:
- Книга наполнена действительно крупными, яркими буквами.
- В словах проставлены ударения, шрифт удобный, крупный.
- Дети не только учатся читать: им даются задания для развития. Малыш запоминает названия учреждений в городе, действий, предметов и т.д.
Таким образом, обе азбуки хороши по-своему и друг друга дополняют. Если у вас есть возможность скачать, распечатать или купить обе, это замечательно. Изучая слоги и слова по «Букварю» Н. Жуковой или «Азбуке для малышей» (автор – Олеся Жукова), можно самостоятельно закреплять материал по «Магнитной азбуке», играя в слова. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть с малышом над скучным учебником и бесконечно повторять буквы и слоги.
Используйте современные пособия для современных детей!
Руководство для родителей
Чтобы помочь своим детям быстро и качественно освоить букварь Н.Жуковой, нужно придерживаться ряда правил:
- Не пренебрегайте инструкциям и советами. Главное, постарайтесь донести до малыша то, что от вас требуют.
- Не устанавливайте точное время занятия. Будет лучше, если ребенок сначала будет просто получать удовольствие от учебы.
- Следите за темпом обучения. Когда процесс застопорился, нужно сделать перерыв. Возобновить работу можно через пару месяцев.
- Если ребенок визуал, то можно приобрести магнитную азбуку. На ней ребенок будет выкладывать слоги и слова. Такой метод поможет быстрее освоить чтение.
Постарайтесь сделать все, чтобы эти первые шаги стали максимально интересными и счастливыми. От этого зависят будущие стремления ваших детей.
Азбука или букварь
На этапе выбора методики обучения ребенка чтению необходимо понимать разницу между букварем и азбукой. На первый взгляд, разницы никакой. Но если разобраться, то отличий очень много.
С ее помощью можно развлекать еще маленьких малышей. Азбуку можно начинать разбирать с 3-4 лет. Знание букв поможет более быстрому обучению чтению, но может и помешать. Один из основных принципов при изучении букв на ранних этапах — это правильно называть согласные буквы, без призвука гласной.
Уже с минимальным набором изученных букв ребенок может начать читать небольшие тексты. Такая работа сложнее и поэтому важно чтобы ребенок был к этому готов. Чаще всего за букварь берутся в 4-5 лет
Особенности методики
В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.
В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.
Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.
Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.
В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.
Обзор «Магнитной азбуки»
По сути, «Магнитная азбука» (автор — Надежды Жукова) для малышей является прекрасным дополнением к учебнику Н. Жуковой, но в то же время может быть отдельным методическим пособием.
Отзывы об этой азбуке положительные, а иногда даже восторженные. Дети сами пытаются складывать слова из букв, а благодаря тому, что буквы отделены друг от друга, их можно накладывать поверх слов в книге.
Если вы купили новую азбуку, то буквы придется выдавливать из картона. Пожалуй, непрочность материала – единственный минус азбуки. Из оставшегося после букв картона находчивые родители вырезают палочки для обучения.
Если у вас нет возможности ее купить, можно попытаться сделать ее самому. В качестве основы для пособия можно скачать и распечатать буквы у нас на сайте абсолютно бесплатно, затем наклеить их на картон и вырезать. Буквы наклеиваются на магнит, и пособие готово.
Вот так выглядят буквы на магнитной доске.
Когда можно начать?
Не спешите обучать детей чтению как можно раньше. Всему свое время. Если для нас чтение – это просто, то для них – нечто новое. Начинайте тогда, когда ребенок уже отлично выговаривает все звуки, четко формулирует мысли. А также сам проявляет интерес к книгам: рассматривает картинки, рассуждает и комментирует увиденное, задается вопросом что же здесь написано.
Также важен слух. Если отделять звуки друг от друга не получается, значит, еще не время для букваря. Любые нарушения речи следует исправлять в первую очередь до начала обучения, так как ребенок может неправильно заучить буквы.
В связи с тем, что при обучении чтению слог выделяется как целая единица, то перед началом обучения необходимо научить ребенка чувствовать ритм слова. Начинать можно с простукивания в ладоши слов по слогам: сначала 2 слога, затем 3 слога, а только потом 1 слог (это иногда бывает трудно детям), далее 4-5-6 слогов.
Учиться можно уже с 4-5 лет
Но здесь важно внимательно следить за процессом. Если малыш нервничает и не может запомнить больше 10 букв, то стоит притормозить
Перерыв может продлиться до года. Потом вы увидите, что все дается гораздо легче.