Семейное обучение — трудности домашней учёбы после перехода

Когда подходит семейное образование, а когда нет

Семейное образование — не панацея, и утверждать, что оно на 100% лучше обычной школы, нельзя. Это просто один из способов организовать обучение ребёнка. Вот когда может подойти семейное обучение. 

У родителей есть энергия и возможность выстраивать образовательный маршрут ребёнка. Даже если вы оплатите ребёнку обучение в онлайн-школе, всё равно придётся контролировать, увлекать, мотивировать учиться. Если вы планируете обучать ребёнка самостоятельно, то огромный запас энергии точно нужен. 

Дети занимаются спортом или творчеством. Если у ребёнка частые сборы, репетиции, соревнования, то посещать школу ему некогда. Хороший вариант — обучение в подходящем ему темпе. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Иногда ребёнку нужно регулярно проходить курсы лечения, или у него слабый иммунитет. В таком случае ему может быть показано домашнее обучение. Но по желанию родителей можно перейти и на семейное образование.  

Ребёнку требуется индивидуальный подход. Такое происходит, когда есть особенности развития. И здесь мы говорим как про детей с задержкой развития, так и про одарённых детей. На семейном образовании каждый ребёнок учится в удобном для него темпе.

«Мы узнали о семейной форме обучения из-за особенностей развития старшей дочери. Понимали, что система нам не подходит, нужен индивидуальный подход к ребёнку. Решили попробовать обучать самостоятельно программе начальной школы, а потом были готовы идти в школу. Но уже через пару лет мы увидели эффективность такого подхода — есть возможность идти ЗА ребёнком, за его возможностями, интересами. Поэтому решили оставаться дома и в школу не уходить.

Со средним сыном получилась обратная ситуация. Когда он дорос до школьного возраста, уровень его знаний уже был на уровне 2–3 класса. Причём я его образованием не занималась совсем. Дети просто играли в школу, и сын обучился многому через игру. Сейчас ему 9 лет, и он продолжает идти с опережением программы». 

Родителей не устраивает система образования и качество знаний. Одним родителям не нравится набор школьных предметов, другие считают, что задания в школе слишком простые или, наоборот, сложные и нелогичные. Семейное обучение даёт свободу в выборе содержания и методов обучения. Например, можно учить физику по школьному учебнику, а можно — по лекциям из МФТИ.   

Семья часто переезжает или путешествует. Есть семьи, которые на зиму уезжают в тёплые страны. Оставить ребёнка без обучения нельзя, а постоянно подстраиваться под пройдённое или непройдённое сложно. Как вариант — обучаться своими силами.

Мнение экспертов

Марина Терлеева, учитель начальных классов, отмечает:Я как родитель и как учитель против семейного образования. Ведь знания — это половина развития, очень важна социализация. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, с ребятами старшего и младшего возраста, с разным темпераментом и интересами. Так он учится «существовать» среди людей, видит, что мир — это не только то, что позволяют ему знать родители. К тому же в школах множество кружков, допзанятий, элективных курсов для всестороннего развития личности. Для меня семейное образование — это как в сказке: заточил король принцессу в высоком замке, а она все норовит сбежать и посмотреть, а что же там в мире делается».

Не хватает социализации — или общения?

Мне почему-то кажется, что люди, пугающие хоумскулеров отсутствием социализации, попросту путают ее с коммуникацией, подразумевая, что ребенку будет не хватать общения. Что я могу на это ответить? Мой сын в девять лет, когда только ушел из школы, занимался шахматами (три раза в неделю по два часа), фехтованием (опять же три раза в неделю по часу), французским с носителем языка и учился в музыкальной школе (дважды в неделю по несколько часов). А в перерывах гулял, ходил в гости, звал друзей к нам домой, навещал свою первую учительницу и даже воспитателя в детском саду.

Сейчас, спустя несколько лет, интересы изменились: школьные друзья отошли на второй план, общение с ними стало неинтересным, секции и занятия сменились другими (но объем остался почти тем же). А вот прогулки и гости сохранились в его постоянном расписании. И у меня до сих пор не возникает мысли о том, что человеку не хватает общения.

Ребенок-хоумскулер получает знания и умения, которые ему пригодятся в жизни, абсолютно из разных мест.

  • Семья.
  • Библиотеки (современные библиотеки, детские в том числе, очень атмосферны; теперь это не только место, где можно взять книги, — здесь можно часами сидеть и читать, заводить новые знакомства, посещать мастер-классы и кружки, играть в настольные игры и т.д.).
  • Кружки и секции. Если речь идет именно о социализации, есть смысл поискать такие секции, в которых дети не уходят после занятия домой, а имеют возможность общаться, делиться впечатлениями, учиться у старших и учить тех, кто младше или только присоединился.
  • Площадка во дворе, в парке, на стадионе. Хотя все чаще приходится слышать от родителей, что дворы пустуют, а дети проводят время дома с гаджетами, я говорю сыну: «Выходи гулять, компания обязательно найдется!». Так и получается. Вспомните себя в детстве: нам не нужно было кого-то дожидаться, мы выходили на улицу и без друзей не возвращались.
  • Работа родителей. Если у вас есть возможность, приобщайте подросшего ребенка к рабочим делам, объясняйте, как и что вы делаете, рассказывайте о сути процессов. Такие навыки никогда не бывают лишними и так или иначе пригодятся во взрослой жизни.
  • Гости.
  • Спортивные и летние загородные лагеря.
  • Парки отдыха, роллердромы, бассейны, стадионы, катки и т.п.

Это лишь примерный список, который вы при желании можете расширить. В каждом из этих мест ребенок будет социализироваться и учиться общению с детьми разных возрастов, из разных семей и, возможно, социальных слоев.

И еще немного подтверждения моим словам. На этот раз — из выступления Алексея Семенычева, который основал Ассоциацию развития семейного образования:

«Крупные города дают детям множество возможностей развития, которые не может дать школа: кружки, занятия в библиотеках, музеях, при этом часть из них бесплатна. И уровень того, что дается в этих кружках, вполне сопоставим с уровнем школы. Но есть один значимый плюс: отсутствие стресса. Оценок нет, преподаватели совершенно другие, коллектив детей другой. Они даже думают по-другому!

Когда вы приводите ребенка на дополнительные занятия по математике, там будут дети, которые тоже интересуются математикой, и адекватные родители, которые тоже стараются водить ребенка куда-то еще, кроме школы, чтобы он развивался. Это просто другая тусовка!

Учась в школе, дети завязывают отношения с одноклассниками. Но ведь никто не обязан общаться с людьми, с которыми связан только двумя факторами — географическим положением и одинаковым возрастом?»

? Проведение аттестации

Форма аттестации на семейном обучении и самообразовании – это экстернат. В этом случае ребенок прикрепляется к школе в целях прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. Он получает статус экстерна и равные права с другими учениками. Итоговая аттестация для контроля качества знаний, которая проводится школой, является обязательной на основании .

Согласно , детям гарантируется бесплатная аттестация при первичном получении образования этого уровня. Потребовать аттестацию родители вправе в любом учреждении по месту проживания.

Как и куда подавать заявление

После уведомления департамента образования родителям следует позаботиться о выборе образовательного учреждения для аттестации. На следующем этапе необходимо отчислиться из школы, забрать документы и личное дело из общеобразовательной организации. Соответствующее заявление пишется на имя директора школы.

Отчисление из школы не потребуется, если родитель не планирует менять школу, и ребенок будет проходить аттестацию по прежнему месту обучения.

На прикрепление к школе в качестве экстерна для сдачи аттестации потребуется около 30 дней. Школа может отказать в прикреплении ученика на семейном обучении: этот отказ допускается обжаловать в департаменте образования или подобрать другое учреждение.

Если ребенка решено не прикреплять к старой школе для прохождения аттестаций, то нужно выбрать другое учебное заведение. Главное, чтобы школа имела лицензию на образовательную деятельность. После выбора школы нужно направить туда заявление на имя директора школы. Лучше всего сделать это до начала учебного года, когда школа формирует учебный план.

По результатам обработки заявления от родителей школа формирует акт о зачислении ребенка экстерном для сдачи аттестаций.

Следующим шагом станет подписание договора о порядке проведения аттестаций. Этот шаг является необязательным, но желательным. Договор зафиксирует права и обязанности сторон, виды аттестаций и их периодичность.

Что будет при неудовлетворительной аттестации

Основная проблема, с которой могут столкнуться обучающиеся на семейной форме дети, это несданная промежуточная или итоговая аттестация. Согласно мнению законодателей, это прямое свидетельство того, что семья не справляется с самостоятельным обучением ребенка и его нужно вернуть в школу (на основании ).

Сегодня данная норма нередко становится поводом для конфронтации между родителями и школой. К ученикам на семейном образовании могут умышленно предъявлять завышенные требования, что повлечет проблемы при сдаче экзамена и аттестации. Обычно школы не любят учеников на семейном образовании: они считают их виновными в потере доверия к традиционной системе обучения и утрате части финансирования.

Но если родители полагают, что в отношении их ребенка имеют место факты дискриминации и предвзятого отношения, то они вправе выбрать другое учебное заведение для прохождения аттестаций.

Цифровая образовательная среда
Читать

Навигатор дополнительного образования
Подробнее

Видеонаблюдение в школе
Смотреть

Социализация

Нехватка общения — один из популярных мифов о семейном обучении. Многие родители поначалу переживают, что ребёнок окажется изолирован от мира. Это не так. Хоумскулинг не подразумевает необходимость запереть школьника в четырёх стенах. 

Но если ребёнок — экстраверт, то учёба в индивидуальном формате может оказаться непривычной.

Вот несколько идей для компенсации дефицита общения: 

  • родственники и друзья семьи;
  • детские площадки;
  • развлечения (парки аттракционов, катки, кино, боулинг, торговые центры и так далее);
  • спортивные секции, кружки; 
  • встречи хоумскулеров: родители семейников часто объединяются и организуют досуг для своих детей;   
  • детские лагеря: спортивные, оздоровительные и образовательные.   

Чему учат в школе. Оно вам надо?

Таким образом, ни один из вариантов социализации не хуже школьной. Ведь чему на самом деле учит школа? Эти принципы можно сформулировать примерно так.

Образованность — способность быстро запоминать и воспроизводить информацию. В школах дети начиная с первого класса и до самого выпуска в основном только и делают, что слушают учителя и учатся решать тесты.
Прав тот, у кого сила. И власть. Набивший оскомину «звонок для учителя» и другие догматы школы свидетельствуют об этом. А еще о том, что вопросы решаются силой и даже травлей.
Несоответствие нормам и инициатива наказуемы. Весь вечер провозился с докладом по истории, а одноклассники даже не вспомнили про домашнее задание? Считай, зря потратил время. Придется быть заодно со всеми, чтобы не «подставить» одноклассников, в противном случае тебя ждет все тот же буллинг. Зато обманывать и изворачиваться научишься очень быстро. Полезные для жизни качества, не правда ли?
Лучше всего соглашаться с мнением большинства.
В первую очередь вознаграждается точное повторение за учителем

Особенно актуально это для начальных классов, когда не важно, насколько сложные задачи ребенок может решить: нет краткой записи — решение автоматически становится неверным.
Выражение своего мнения возможно только в качестве исключения, но чаще всего не допускается. На одной из аттестаций по окружающему миру в третьем классе мой сын на вопрос о том, какие животные рождаются слепыми, начал рассказывать о лисятах

Учительница долго с ним спорила, подводя, видимо, к правильному ответу «как в учебнике» — котята. Сын у меня, надо сказать, не из тех, кто отступает, если уверен в своей правоте. Указанное выше исключение все-таки нас коснулось — правда, только когда я задала вопрос «Гуглу» и показала учителю ответ: лисята рождаются не только слепыми, но еще и глухими.

А завершить размышления на эту тему мне хочется вот каким наблюдением. Вопрос социализации хоумскулеров пугает родителей только в тот момент, когда они думают о семейном образовании. После перевода ребенка на домашнее обучение такие страхи, как правило, исчезают. За все время консультирования я не встретила ни одного родителя, который бы сказал: «Я не знаю, как социализировать ребенка!» Вот уж точно: у страха глаза велики.

Как работает семейное образование и сколько это стоит

Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители. 

1. Учить детей в интернет-школе

Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон. 

2. Нанимать репетиторов по каждому предмету

Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев. 

На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.

Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.  

Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко. 

3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн

Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10–15 детей. Стоимость такого класса — 7000–18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.  

Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.

4. Лично объяснять ребёнку школьную программу

Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.  

Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.  

Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов 

С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300–700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000–5000₽. 

Приучите ребёнка к самостоятельности

Важно организовать учёбу так, чтобы ребёнка не приходилось постоянно контролировать. Главенствующим здесь является режим

Упорядоченная, расписанная по часам жизнь избавит подростка от скуки и лени.

Конечно, приучать к дисциплине лучше с самого детства. По мере взросления степень самоконтроля ребёнка будет повышаться. Если в 5–7 классах детям всё ещё необходим авторитетный взрослый, который сможет вести их по расписанию, то к 8 классу они практически полностью учатся самостоятельно.

Не забывайте показывать пример. Дисциплинированный и ответственный родитель — показатель того, как нужно учиться. 

Мнение родителей

Сложились разные мнения по поводу семейного обучения у разных участников образовательной деятельности. В исследовании была поставлена задача выявить отношение родителей к образованию в школе и дома, временные затраты родителей на семейное образование, отношение к участию репетиторов в процедуре обучения, проблемы социализации детей и другие вопросы.

Как уже было сказано ранее, 75% участников опроса пока предпочитают классическую школьную систему образования. 

Похожими оказались и результаты ответов на вопрос: «Смогли бы вы самостоятельно обучать своих детей дома?». Подавляющее большинство родителей (74%) отметили, что самим обучать детей дома очень сложно и самостоятельно они этого сделать не смогут. Лишь 19% родителей выразили готовность лично организовать образовательный процесс своего ребенка.

В рамках исследования важно было понять степень осведомленности родителей о специальных методах обучения. Большинство родителей-хоумскулеров (82,1%) знают о методах обучения детей с помощью различных тематических разработок по разным предметам

Ответы на вопрос: «Привлекаете/привлекли бы вы репетиторов для домашнего обучения ребенка?» позволили сделать вывод о том, что хоумскулерам репетиторы необходимы, т.к. родители сами не могут обучать своих детей по всем учебным дисциплинам.

Родители, чьи дети учатся в школе, и хоумскулеры (55,3% и 35,7%, соответственно) отмечают, что только школа способна качественно подготовить учащегося к поступлению в вуз. При этом треть родителей из классической школы (36,6%) и 60,7% «семейников» не отдают первенство школе в системе подготовки к вузу. 

Ответы родителей, предпочитающих классическое школьное образование, на вопрос: «Считаете ли вы, что пребывание ребенка в школе учит его общению с людьми?» оказались почти единогласными: 99,2% участников ответили положительно. При этом более половины родителей (57,1%), признающих ценность семейного образования, придерживаются мнения, что школа в большей степени способствует успешной социализации детей и подростков, 42,9% опрошенных ответили, что школа не учит ребенка общению с людьми.

Мнение ребёнка

Это первый и главенствующий фактор. Если у ребёнка нет желания покидать массовую школу, ему там нравится, образовательный процесс протекает комфортно, то вынужденная учёба на дому может его демотивировать. 

Даже если ребёнок испытывает трудности в школе, не ждите, что он моментально согласится на переход. Возможно, по его ощущениям это слишком радикальный шаг. Поговорите с сыном или дочерью и обсудите все за и против. Рекомендуется вместе посмотреть видеоблоги других хоумскулеров на YouTube. Многие подростки снимают ролики о плюсах и минусах семейного образования. Ребёнок может загореться идеей, узнав об опыте сверстников. 

? Переход на семейную форму обучения

На основании форму обучения всегда выбирают родители, опираясь на мнение ребенка. Для перевода на семейное обучение родителям не нужно педагогического образования, никакие документы у них запрашивать не вправе.

Семейное образование гарантирует определенную свободу при выборе формата обучения: кто-то из родителей самостоятельно преподает детям, другие делегируют данную обязанность профессионалам.

Российские родители мотивируют свое желание перевести ребенка на семейное образование стремлением:

  1. Сохранить здоровье ребенка.
  2. Дать ему традиционное или религиозное воспитание.
  3. Повысить уровень знаний.
  4. Оградить от возможного дурного влияния и создать благоприятную психологическую обстановку.
  5. Совместить профессиональное дополнительное образование и школьное обучение.
  6. Попробовать себя в роли педагогов.

Но главная причина перехода – низкое, по мнению родителей, качество образования, которое детям дают в школе. Родители не обязаны объяснять причины перехода на семейное образование.

С учетом вышеупомянутого нормативного акта родителям гарантировано право давать детям семейное образование всех трех уровней:

  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.

Переход на семейное обучение допустим, даже если ребенок еще фактически не посещал школу, то есть перед его поступлением в первый класс. Для этого нужно уведомить департамент образования о своем желании обучать ребенка в семье и прикрепиться к школе для аттестаций.

Как и куда обращаться

Первое, что необходимо сделать для перехода на семейное обучение – уведомить органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. Просто так уйти из школы без уведомления нельзя: это может быть расценено, как ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей и грозит привлечением родителей к административной ответственности.

Отправить уведомление можно как перед началом обучения, так и в середине года. На обработку заявления может уйти от недели до месяца

Важно учесть региональную специфику: в ряде субъектов уведомления принимаются только в определенное время. Отправить уведомление можно несколькими способами:

  1. Лично. Заявление на прохождение семейного обучения формируется в двух экземплярах, один из них с отметкой о принятии забирает себе родитель.
  2. Почтой заказным письмом с описью вложения.
  3. Дистанционно – если у органа управления есть электронная приемная или кабинет на Госуслугах.

Необходимые документы

Для перехода на семейное образование нужно подготовить следующие документы:

  1. Уведомление для управления образования о переходе на семейный формат обучения.
  2. Паспорт.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.

Права учеников

Ребенок при переходе на семейное обучение наделен следующими правами:

  1. Его мнение при переходе на семейный формат – учитывается обязательно.
  2. Он может сочетать несколько форм образования: изучать математику в школе, а русский язык – на семейном обучении.
  3. Он может выбрать школу для прохождения проверочных аттестаций.
  4. Он вправе получать бесплатные учебники.
  5. Он сохраняет право на пользование школьной и городской библиотекой на бесплатной основе (на основании ).
  6. Он может получать от школы бесплатную методическую и консультативную помощь.

Предоставление учебников школой

В подчеркивается, что обучающимся по основным общеобразовательным программам бесплатно предоставляются учебники, учебные пособия и методические материалы за бюджетные деньги.

Если родители предпочитают покупать учебную литературу самостоятельно, то у учителей стоит уточнить, по каким учебникам занимаются дети, кто автор книг, чтобы понимать, чего следует ожидать на аттестации.

Что положено школьникам по новому закону в 2020 году
Читать

Как получить компьютер ученику из малообеспеченной семьи
Подробнее

Запрещена ли торговля в школе
Смотреть

История вопроса

Семейное образование – форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. В России образование детей вне школы разрешено с 1993 года. И несмотря на то, что подавляющее большинство родителей (75%) пока предпочитают классическую школьную систему образования, для 18% респондентов вопросы обучения своих детей в домашних условиях оказались актуальными (оставшиеся 7% затрудняются ответить).

Какие варианты образовательного процесса исторически включает в себя семейное образование и какие из них выбирают современные родители?

Традиционное семейное образование или хоумскулинг – школьная программа осваивается дома под контролем родителей. При необходимости возможно привлечение репетиторов.

Анскулинг предполагает отказ от какой-либо программы и системы обучения вообще. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме.

Нонскулинг – радикальное направление анскулинга, при котором родители дают своим детям свободу изучать то, что им интересно. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать.

Эклектический подход – смешивание в образовательной деятельности разных подходов. Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития.

Тематические занятия – подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин. Такой способ организации может легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.

Альтернативные школы – различные методики обучения, например, школы Монтессори, Вальдорфская педагогика, Метод Шарлотты Мейсон и другие.

Проанализированный материал из открытых источников и специальное анкетирование позволяют говорить, что 79% родителей, отказывающихся от классической школы, выбирают для своих детей традиционный метод надомного обучения. 14,8% – привлекают репетиторов. 6,2% детей учатся в альтернативной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector