Научно-исследовательские работы

10 — бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег

Возраст: от 6–7 лет.

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: лупа, носовой платок, бинт, емкости.

Эксперимент. Лето промчится — вернется снежная уральская зима, и ведь нам снова понадобятся темы для проектов! Предлагаем исследовать: как образуется снег, почему он скрипит, испаряется ли он, какой формы бывают снежинки, можно ли считать снег чистым (и есть его).

Ловите снежинки на варежку и рассматривайте их, отмечайте правильную кристаллическую форму. Ходите по снегу и прислушивайтесь к хрусту-скрипу в морозную погоду и в оттепель — сделайте вывод, что снег скрипит в мороз, скрип издают ломающиеся кристаллики. Пусть ребенок подует на холодный металлический предмет (в выдыхаемом воздухе есть вода в состоянии пара) — предмет начнет покрываться инеем, слой инея будет становиться все толще, все пушистее. Затем проведите варежкой по инею — он посыплется вниз. Точно так же крохотные капельки воды кристаллизуются высоко в небе, превращаясь в правильные снежинки и оседают на землю. Последите за тем, как образуются узоры на стекле, как царапинки на поверхности и потоки воздуха помогают создавать узор из инея.

Повесьте на морозный воздух мокрый носовой платок. Сначала он замерзнет, но через несколько дней полностью высохнет. Это означает, что снег и лед тоже умеют испаряться, и круговорот воды в природе не прекращается зимой. Занесите стакан со снегом в тепло, посмотрите, как быстро снег растает. Оцените прозрачность талой воды — скорее всего, она будет мутной. Сложите бинт в несколько раз, профильтруйте снег — скорее всего, на марлевом фильтре останутся грязные следы. Это говорит о том, что снег успевает вобрать в себя частицы копоти, пока летит на землю, а потом повторно загрязняется на земле.

Исследовательские проекты дают новые знания, развивают наблюдательность, дисциплину и волю. Записывайте исходные данные, промежуточные и итоговые результаты, фотографируйте процесс, — и вы сможете не только интересно провести время, но и написать учебную работу, чтобы поделиться своим опытом с другими детьми и поучаствовать в конкурсе!

Летние открытия для детей

Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летние каникулы насыщенными и полезными?

Проект на уроке истории

А вот пример краткосрочного проекта: на обобщающем уроке истории семиклассники создавали карту внешнеполитических отношений России с другими странами в XVIII веке. Каждая команда отвечала за свою часть, правда, на презентацию проекта ей отводилось всего две минуты. Огромная карта возникла из пестрых картинок за рекордное время – 45 минут урока. Да, педагог в этом случае рискует столкнуться с нехваткой времени, но какая практика для ребенка – продумать, систематизировать, донести информацию в динамичном темпе! Такая проектно-игровая форма важна для закрепления материала, а оценка может и не ставиться, командам присуждают места, как в спортивном соревновании. Зато в процессе урока у ребенка пробуждаются азарт, любопытство, интерес к учебе.

Роль педагога в проектной деятельности – убедить ребенка в том, что учеба нужна ему не только из-за похвалы учителя, не только для оценки в аттестате. Это увлекательно, классно, здорово. И главное – совсем даже не про школу, а про жизнь.

Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач. 

Если взяться, например, за поиск проблем в жизни младших школьников, важно сначала придумать, как это сделать. Можно провести опрос родителей или просто наблюдать, что называется «в поле», — в классах, на переменах. . Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок»

Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет

Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок». Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты. 

Список тем для проекта “Кто нас защищает”:

Данный проект предлагается выполнить ученикам 3 класса по программе “Школа России” и учебнику “Окружающий мир”, автор А.А. Плешаков, 2 часть. Макет для выполнения проекта можно найти в учебнике на странице 18 и рабочей тетради на стр. 12-13. Ниже показано, как и в какой последовательности выполнять общую часть этого задания. Подробно и по порядку расписана процедура оформления и даны общие рекомендации. Прочитав статью, школьник может самостоятельно выбрать тему, создать презентацию и доклад, выступить перед классом и защитить своё выступление.

Выполнение в рабочей тетради является лишь обязательным минимумом, который требуют от учеников. Но обычно, учителя просят подготовить более развёрнутый ответ, выполненный в форме электронной презентации. Как это сделать рассказано ниже.

Инструкция по выполнению проекта на тему “Кто нас защищает” для 3 класса.

Цель проекта: 

Выполнение любого проекта следует начинать с постановки цели. В данном случае, целью проекта является знакомство с деятельностью какой-либо службы, выполняющей функции защиты человека. Это может быть защита от неблагоприятных природных факторов — землетрясений, наводнений, пожаров, и прочих. Может быть, защита здоровья или безопасности жизнедеятельности. А возможно, это защита граждан страны от внешней угрозы.

Таким образом, цель этой работы можно кратко сформулировать так: познакомиться с деятельностью службы, узнать о специфике её работы, понять, как именно она защищает наши жизни.

Форма работы: 

Она может быть коллективной или индивидуальной. Выбрав индивидуальную форму, ученик весь проект выполняет самостоятельно, выбрав коллективную — над каждым этапом работы будет трудиться отдельный человек.

Этапы работы:

Данный пункт важен, потому что не имея чёткого плана, невозможно хорошо выполнить задание и распределить обязанности.

Примеры планирования этапов: 

  1. Выбор темы. Выбираем о какой службе будет рассказано.
  2. Сбор информации о службе, об особенностях её деятельности.
  3. Подбор фотографий для презентации.
  4. Подготовка доклада по плану.
  5. Оформление презентации
  6. Выступление с докладом, демонстрация презентации, защита.

Мои обязанности по проекту:

Если работа ведётся коллективно, каждый участник выбирает себе один или несколько этапов. Если индивидуально — один ученик отвечает за все этапы.

Сроки работы:

Здесь указываем дату, выданную учителем. Для разных школ она может быть индивидуальной. Где-то это февраль, но иногда это может быть март и даже май.

Способы оформления результатов:

В виде презентации с последующей защитой.

План моего выступления на презентации:

Любая презентация сопровождается устным докладом. Для него следует составить план, чтобы следовать ему на выступлении. Чем чётче и точнее план, тем более удачным получится доклад.

Примерный план может выглядеть так: 

  1. Вступление.
  2. Зачем нужна та или иная служба
  3. Чем она занимается
  4. История становления в России
  5. Специфика работы службы
  6. С какими трудностями сталкивается
  7. Какими средствами пользуется
  8. Благодарность людям этой профессии
  9. Вывод

Материалы к проекту: 

В рабочей тетради можно вклеить фотографию, имеющую непосредственное отношение к выбранной службе. А также материалом окажется презентация.

Как я оцениваю свою работу над проектом:

В этом пункте кратко записываем оценку проделанной работе. Например, так: Я считаю, что работа была выполнена на отлично. Я узнала много интересного о работе службы и теперь понимаю, почему она так важна.

Благодарности за помощь и сотрудничество:

Несомненно, что при работе ученику 3 класса может потребоваться помощь взрослых. Может быть учителя или родителей. Имена тех, кто помогал собирать материалы и готовить презентацию, давал советы, записываем в этом пункте.

Что изменилось в школе после реализации проекта?

Как же повысилась производительность учебы после реализации проекта «Комфортная школа»? Оказалось, что для этого достаточно:

  • Правильно организовать перемещение учеников по школе, распределив потоки школьников на входящие и выходящие, подобно одностороннему движению транспорта на улицах;
  • Оборудовать турникеты на входе системами, считывающими информацию о входящем школьнике с телефона или другого мобильного устройства – это позволило убрать очереди, создаваемые «растеряшками», которые ищут в портфелях бумажные пропуски;
  • Разместить на каждом этаже электронное табло с расписанием уроков, чтобы ученикам и учителям не приходилось каждый раз бегать на первый этаж или в учительскую;
  • Зонировать общешкольный гардероб, выделив отдельное пространство для каждого класса, где можно без суеты и толкотни переодеться и переобуться;
  • В крупных, многоэтажных школах целесообразно организовать «тематические» этажи, распределив на них отдельно социально-гуманитарные, физико-математические, научно-технологические классы-кабинеты;
  • Организовать универсальные и профессиональные классы, чтобы не тратить время на подготовку оборудования для проведения практических и лабораторных занятий. При этом ученики могут оставаться в универсальных классах, ожидая прихода учителя, если для урока не требуется специальное оборудование.

Эти банальные, казалось бы, решения привели к тому, что:

  • перемещение школьников между кабинетами сократилось с 22 до 6 минут;
  • практически полностью исключились столкновения между школьниками, что повысило безопасность и снизило травматизм.

Глава ФЦК (Федеральный центр компетенций), Н. Соломон, принявший участие в преобразованиях школы, предложил организовать рабочее пространство детей и учителей по принципу производственного стандарта 5С, где каждый инструмент у станка постоянно находится на одном и том же месте, и его не приходится искать или носить с собой.

После трехмесячной работы удалось модернизировать пространство школьной столовой и библиотеки, внедрив электронную систему заказов, которая избавила учеников от стояния в очередях на переменах и существенно увеличила количество посетителей в этих секторах, заметно потерявших свою популярность за последние годы из-за «пробок».

Теперь в этой школе ученики тратят на стояние в очереди за обедом всего 3 минуты, при этом увеличилась пропускная способность столовой – с 82 до 140 человек за перемену.

Эйша Кхар разработала технологию производства суперконденсаторов, с помощью которых в будущем можно будет заряжать аккумуляторы

Смартфоны в наше время становятся всё более совершенными, но аккумуляторы всё ещё оставляют желать лучшего: основная проблема даже не в том, что они разряжаются, а в том, что впоследствии требуется длительное время для того, чтобы снова их зарядить.

Эйша Кхар из Саратоги разработала суперконденсатор, с помощью которого этот процесс можно сократить до 30 с

Важно отметить, что Кхар использовала его для зарядки пока только крохотного светодиода, а не громоздкого смартфона, но это уже огромный шаг в нужном направлении

Проект принёс Кхар $50 тыс и второе место на выставке «Intel ISEF 2013».

Эрика де Бенедиктис открыла дешёвый способ перемещаться в космосе

Сейчас Эрика де Бенедиктис является студенткой Калифорнийского технологического института, но ей было всего 14 лет, когда во время семейной поездки на мыс Канаверал она поняла, насколько на самом деле огромен и интересен космос.

Свой интерес она направила на решение одной из самых сложных проблем путешествий в космическом пространстве — проблему топлива.

Единственный известный нам источник топлива находится на Земле, поэтому чем сильнее мы удаляемся от земли в космос, тем дороже становится топливо: даже транспортировка дополнительных запасов горючего к звездолёту требует в свою очередь ещё больше его.

Ранее уже звучали предложения добывать топливо на астероидах или использовать в этом качестве солнечную энергию, де Бенедиктис же предлагает космическим кораблям двигаться с помощью гравитационных полей и сил, возникающих при движении планеты — способ аналогичен тому, как двигаются по воде под воздействием ветра парусные суда.

Де Бенедиктис считает, что мы могли бы использовать подобные «пространственные колебания» вместо топлива для космических кораблей. За свой концепт она получила первое место по физике на конференции «ISEF» в 2010-м году, а сейчас занимается изучением компьютерных наук.

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом – формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

Проекты, реализующиеся по заданию производств

Генеральный директор «Равис» Андрей Косилов и награжденные ребята с учительницей

Однако сегодняшние руководители промышленных предприятий уверены, что инженеров будущего надо готовить со школьной скамьи. И делать это необходимо комплексно. Экскурсии на заводы, появление новых технических кружков, профориентационные лекции и мастер-классы в школах решают проблему нехватки инженерных кадров лишь частично. Необходим иной подход взаимодействия школ и предприятий, когда ребята не просто знакомятся с производственными процессами, а погружаются в них полностью.

Один из таких проектов разрабатывался по заданию ведущих инженеров компании. На фестивале робототехники «РобоФест – Челябинская область 2019» сразу пять промышленных предприятий выступили кураторами проектов на региональном этапе соревнований «Инженерные кадры России» («ИКаР»). В рамках фестиваля компании представили проекты реальных производственных участков. Ребята собирали робототехнические линии, моделируя промышленные процессы. А инженеры курировали школьников, начиная с постановки техзадания и заканчивая проверкой устройств на соответствие техпараметрам. Так, школьники из поселка Рощина побывали на экскурсии на агрохолдинге, где работают их родители, и решили облегчить им условия труда. Они разработали макет сортировщика, который отбирает кур нужных размеров и веса для продажи в магазинах. Проект занял призовое место на фестивале, а гендиректор агрохолдинга «Равис» Андрей Косилов высоко оценил проект и наградил школьников и их учителей. Теперь ребята работают над новым проектом – прибором для поддержания микроклимата в птичнике.

Нововведения понравились учителям

На многочисленных педагогических форумах, конференциях и даже в соцсетях учителя постоянно жалуются на нехватку времени для подготовки к уроку и общению с учениками из-за нескончаемого «бумажного потока» в виде заявок, отчетов, договоров и прочих документов.

Эксперты ФЦК внесли изменения, и документооборот в конкретной школе стал электронным. Мало того, воспользоваться электронной формой заполнения бумаг могут и родители, прислав свою подпись через СМС. Теперь учителя могут заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями, не теряя времени на бумажную рутину.

Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Иногда бывает, что в проектной деятельности классы перемешиваются: вокруг классного руководителя 5А собирается «своя» аудитория из разных классов, а у классного руководителя 5Б, например, другая проблема, и к нему тоже могут перебраться группы из параллелей.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

Проектное обучение

Начинаем с нулевого этапа, который называется «проектное обучение» или «обучение проектному мышлению». 

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником. 

Проект — это всегда про уникальность

Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой

Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс. 

Для чего делают проекты в школе

В младших классах метод проекта помогает мягче втянуться в учебу. Дети изучают то, что им интересно, а игровая, творческая форма делает такую работу интереснее, увлекательнее.

Когда ребенок готовит проект, он запоминает новую информацию и учится рассказывать о своих открытиях другим. Важный итог представления проекта учителю и одноклассникам — гордость за проделанную работу.

В средней школе проектная деятельность усложняется, у нее появляются дополнительные задачи. Школьники изучают примеры проектов по проектной деятельности из тех учебных предметов, которые им близки, и выбирают то, что им интересно.

Чему учит метод проектов в средней школе, чем он полезен:

  • метод проектов повышает мотивацию к учебе (этому способствует возможность выбора работы не по указанию учителя, а ту, что интересна школьнику);
  • включается процесс самообразования;
  • ученик решает творческие задачи, включается интерес к обучению;
  • школьник готовится применять методы и приемы научного исследования;
  • нет нудной зубрежки, появляется глубокое понимание изучаемой темы.

Интересные темы для проектов – это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Проектная деятельность – веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект – это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

В чем польза проектов для школьников

Школьные проекты имеют очень много достоинств:

кардинально изменяется подход к процессу обучения и его участникам: в данном виде деятельности именно ученик, а не преподаватель является ключевым фигурантом;
на первое место выходит исследовательская деятельность детей, а не формальное заучивание и репродуктивное воспроизведение информации;
ставки делаются на сам процесс, приобретение и применение полученных знаний;
обязательно берутся во внимание особенности физического, духовного, нравственного, умственного развития личности ребенка.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 13 Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на свободное высказывание, то есть «свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка». Проектная деятельность — прекрасный способ реализации этого права.

Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проектов в школе позволяет одновременно использовать исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка.

Дети учатся самостоятельно работать с информацией

Это очень важно сегодня, поскольку информационные ресурсы сейчас во всеобщем пользовании. Поэтому сейчас очень важно уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы

В этом видео вы узнаете о проектной деятельности школьников:

Почему кота зовут Васькой?

Школьные проекты настолько разнообразны, что требуют классификации. По методу деятельности они могут быть исследовательскими, творческими, ролево-игровыми, информационными, предметно-ориентированными, выполняться как одним школьником индивидуально, так и парой или группой учеников. В предметно-содержательной области они делятся на монопроекты, если выполняются в рамках одного учебного предмета, и на межпредметные, требующие серьезной подготовки и выполняемые, как правило, вне уроков. Время выполнения проектов варьируется от нескольких минут на уроке до нескольких месяцев, а то и года.

Но какого бы типа ни был проект и сколько времени ни потребовал, главное – ребенок в процессе работы сам находит и систематизирует информацию, сам постигает ее и делает собственные выводы. Цель любого проекта – разбудить в ребенке жажду знаний, выработать умение ставить цели, решать задачи, находить пути и подходы к их решению, максимально раскрыть таланты.

Первая робкая попытка «обуздать информационную волну» проводится еще в начальной школе. Правда, у младших школьников еще не сформирован интерес к самостоятельному поиску, им сложно разобраться в предмете. Они только приспосабливаются к школьной системе обучения. Поэтому первые проекты – некий гибрид наблюдения и игры. Популярно изучение природных явлений: погоды, растений, животных. Например, первоклассник сажает семечко в землю и выращивает на окне цветок, записывая в дневник стадии его роста. Ребята беседуют с соседями, владельцами собак и кошек, и систематизируют клички домашних питомцев – множество таких проектов можно найти при желании в Сети. Дети приходят к неожиданным выводам: оказывается, кошачья кличка Васька произошла не от Василия, а от древнего славянского бога Велеса, покровителя животных. Такая деятельность не только прививает бережное отношение к природе, но и развивает умение думать, ставить первые независимые «научные эксперименты» и контактировать с социумом. А это пригодится в старших классах, где их ждут более сложные проекты, близкие к школьной программе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector