Как научить ребенка правильно писать: практические советы родителям

Содержание:

Подготовка — 3–5 лет

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа

Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания; начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца; не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил; при написании проговаривай про себя слова по слогам; не заглядывай в тетрадь к соседу; всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил; во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам. Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи

Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Готовимся к диктанту

Когда в школе предстоит работа для проверки знаний правописания ребенка, необходимо к ней подготовиться, учитывая следующую последовательность:

  • просматриваем все изученные правила;
  • применяем их на практике с помощью тренировки;
  • мама диктует небольшой фрагмент художественного текста, выделив на это определенный период времени;
  • на письме повторяем написание словарных слов;
  • внимательно проверяем написанное.

Пишем на отлично

Для того, чтоб ребенок мог качественно писать диктанты, необходимо соблюдать определенные правила:

когда учитель зачитывает предложение, нужно особое внимание уделять знакам препинания; воспроизводить на письме услышанное только после того, как педагог закончит предложение; нет смысла писать раньше положенного времени; не нужно подсматривать в соседскую тетрадь; когда пишешь слово, мысленно читай его по слогам; не забывай повторно проверять написанное, когда учитель еще раз зачитывает весь текст; когда повторно перечитываешь, мысленно воспроизводи слова по слогам. https://www.youtube.com/embed/U0e4pNnBdBI

Помощь родителей

Как научить ребенка правильно писать, если существует проблема грамотности? Необходимо начинать с азов. Проверьте написание слов.

При ошибках, которые повторяются, нужно восстановить пробел в этой области. Объяснить ребенку, почему слово пишется именно так, а не иначе.

Можно проводить словарный диктант или давать школьнику списывать слова, выполняя при этом несложные задания.

Вставлять пропущенные буквы, отличать приставки слов от частиц и предлогов, изменять слова по падежам, числам, родам.

  • Закрепление написания трудных слов можно делать при помощи карточек. Написав слова, которые нужно запомнить, повесить их на видном месте. Потом заменить другими словами.
  • В неделю нужно писать не менее двух диктантов, подбирая их под выученные слова и пройденные правила.

Продаются сборники диктантов для каждого класса, которые можно купить в книжном магазине. Диктанты по темам есть в школьных учебниках, если ребенок не пишет их в школе с учителем, можно писать дома.

  • Диктант интересно проводить в форме игры. Пусть сегодня ваш ученик станет учителем и будет вам диктовать предложения. Сделайте специально несколько ошибок и сдайте записанный текст на проверку. Пусть ребенок найдет ошибки и объяснит, почему он считает их ошибками.
  • Нельзя спорить, что грамотность напрямую связана с количеством прочитанных книг. Давайте ребенку интересную детскую литературу, написанную грамотным литературным языком, пусть он читает вам вслух по вечерам.

Или найдите книгу настолько интересную, что ребенок будет читать ее без всякого напоминания с вашей стороны. Это нетрудно сделать, зная предпочтения своего ребенка.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже

Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному

В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Откуда берутся нарушения?

Почему у детей возникают проблемы с фонематическим слухом? Причин может быть много, но за годы практики я нашла две самые частые:

1. Нарушение фонематического слуха возникает, если ребенок долгое время не выговаривал те или иные звуки. Скорее всего, такого малыша водили к логопеду, и тот на занятиях поставил ребенку звуки. Ребенок стал говорить лучше — на этом его взаимодействие с логопедом закончилось. А зря! Ведь малышу нужно еще привыкнуть к нормальному звучанию фонем. Уже научившись произносить звуки правильно, ребенок по инерции может записывать их неправильно — так, как когда-то сам говорил и слышал.

2

Есть вероятность, что люди из ближайшего окружения ребенка (родители, друзья) мало уделяют внимание своей речи: говорят  слишком быстро, не выговаривают некоторые звуки, сглатывают слова или по привычке «сюсюкают» с ребенком

Если вы подозреваете, что у ребенка нарушен фонематический слух, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Пожалуйста, заранее сообщите логопеду, что у малыша сложности с распознаванием звуков. На консультацию захватите с собой тетрадку, где ваш ученик пишет диктанты: его ошибки расскажут о масштабах бедствия больше, чем он сам.

Ну а пока вы не выбрались на прием к специалисту, можете помочь ребенку домашними средствами — полезными играми.

Этого делать не надо!

Прежде всего, позвольте предупредить о тех вещах, которые делать не стоит. Например, не нужно пытаться справиться с большим количеством ошибок долгими тренировками: если у ребенка нарушен фонематический слух, вы не поможете ему, заставив писать по два диктанта в день или вновь и вновь переписывать слова в тетрадь.

Не нужно тренировать сразу все звуки: в этом, как правило, нет смысла. Внимательно прочитав диктанты ребенка, вы сможете понять, с какими именно звуками наш ученик «не дружит», какие путает между собой. На эти звуки и стоит делать упор в играх.

Еще я не советую начинать игру сразу с высокого уровня, даже если у вас «продвинутый» ребенок и ему кажется смешным повторять какой-то простой слог или разбирать на звуки пустяковое слово. Быстренько пройдитесь по азам, чтобы убедиться, что все в порядке, а уж потом перейдете к высшему пилотажу.

Советы для родителей

То есть, детей надо учить писать без ошибок. Как же родители могут это сделать?

Папа и мама сами должны быть грамотными

Действительно: как можно объяснить ребенку, где ставится запятая и в каком слове пишется мягкий знак, а в каком – не пишется, если для родителей это такая же тайна, как и для их сына?
Детям нужно объяснять, почему так важно быть грамотным и каких успехов в жизни можно добиться, если уметь грамотно выражать свои мысли. Другими словами, ребенка необходимо стимулировать, чтобы он прочувствовал и понял важность грамотности.
Регулярная проверка домашнего задания также необходима

Лучше, если это будет совместная творческая работа мамы (папы) и самого ученика. Пускай ребенок попытается самостоятельно находить допущенные ошибки, исправлять их и объяснять родителям, почему данное слово пишется именно так, а запятая должна стоять именно в этом месте. Если ученик затрудняется с поиском или объяснением, родители должны подсказать ему правильное решение и объяснение.
Одно из главных условий недопущения ошибок в тексте – регулярное чтение книг. Доказано, что это прямо влияет на грамотность ребенка: чем больше он читает, тем меньше допускает ошибок в написании. Поэтому с самых ранних лет необходимо приохотить малыша к чтению. Как это сделать, особенно в настоящее время, когда перед детьми столько отвлекающих от чтения книг соблазнов (телевизор, компьютер, айфон и пр.) – это, опять же, разговор отдельный. Но – без регулярного чтения книг грамотности добиться практически невозможно.
Ребенок должен учить правила. Не зазубривать их, не вдаваясь в смысл, а относиться к правилам творчески, то есть с пониманием их смысла. Кроме того, ученик обязан уметь теорию (правило) применять на практике (в тексте). Как этого добиться? Во-первых, родитель сам должен понимать конкретное правило. Во-вторых, если он не знает или не понимает, к его услугам – методическая литература или объяснения педагога, у которого учится ребенок.
Дети любят играть, поэтому обучение полезно превратить в игру, увлечь ребенка этой игрой. Играть можно по-разному, здесь какие-то определенные советы давать сложно. Но главное в таких играх – стараться, чтобы ребенок в итоге правильно написал то или иное слово, понял и запомнил его правописание.

Пишем домашние диктанты

Очень хорошо повышать уровень грамотности помогают домашние диктанты. На них следует остановиться подробнее, так как здесь присутствуют определенные требования и правила:

  • диктанты должны быть небольшими – достаточно 4-5 предложений, иначе ребенок устанет и начнет допускать ошибки;
  • текст должен быть ориентирован на детский возраст: маленький ученик пишет простой текст, постарше – более сложный;
  • диктовать нужно правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово и делая смысловые остановки там, где предполагаются знаки препинания;
  • повторять ранее продиктованное предложение, объяснив предварительно ребенку, что он в это время должен следить за написанным текстом;
  • просить ребенка не отвлекаться, и не раздражаться, если он отвлекается. Необходимо понимать, что написание текста – большой труд для маленького ученика, он устает, и потому становится непоседливым или рассеянным;
  • не ругать ребенка за ошибки, допущенные во время диктанта;
  • хвалить за каждое правильно написанное слово и уместный знак препинания;
  • поиграть с ним «в диктант». То есть, вместе с ребенком писать диктант и самому родителю, а потом подвести итоги и определить, кто грамотнее написал. В этом случае маме или папе не грех допустить несколько умышленных ошибок, с тем, чтобы вызвать у малыша азарт игры, разбудить в нем здоровое самолюбие и даже гордость – что, мол, он пишет лучше мамы или папы;
  • хорошо помогают зрительные диктанты. Например, мама диктует своему маленькому ученику текст, который описывает видимое изображение: вид за окном, висящую на стене картину, какой-либо предмет и т. д. У ребенка еще не развито абстрактное восприятие, и потому ему гораздо интереснее писать о том, что он видит. Разумеется, предложения, диктуемые в этом случае родителем, должны быть выверены, грамотно построены и учитывать возраст ученика.

А, в общем, главное в научении ребенка безошибочному письму – родительское терпение, забота и любовь к своему сыну или дочери. Именно эти чувства играют главную роль в том, как научить ребенка писать без ошибок.

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка писать прописи?). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква

Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова

Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму

Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Полезные советы

Для того чтобы занятия по обучению письму дали результаты, родители должны помнить следующее:

Проводить занятия нужно регулярно. Ежедневные упражнения по 10 минут дадут больше пользы, чем еженедельные по полчаса.
Если ребенок расстроен или нездоров, заниматься не нужно.
Задания должны усложняться постепенно, от более простых к все более сложным. Нельзя перескакивать с обведения прямых линий на выписывание сразу буквы Ж.
Занятия лучше организовывать в виде игры или соревнования, а не занудного сидения над выведением крючков и закорючек.
При неудаче нельзя ругать малыша. Лучше предложить ему попробовать снова, с маминой помощью.
Любые, даже маленькие, успехи – повод для похвалы

Для ребенка в любом возрасте это хороший стимул.
Чтобы у него хватало сил и усидчивости, важно соблюдать режим сна и бодрствования, питания и прогулок на свежем воздухе.

Итак, обучение навыкам письма должно быть поэтапным, систематическим, посильным и интересным для малыша. Тогда к школе он подойдет с хорошей базой. А это – залог его успешности в обучении, высокой самооценки, позитивной мотивации.

Как подготовиться к письму в школе

Итак, мы договорились, что школьные прописи подождут своего часа. Но это вовсе не значит, что дошкольник не должен работать в тетрадях. Существуют очень хорошие методические разработки специально для малышей. Эти пособия отличаются тем, что дети именно готовятся к письму: пишут фигуры, обводят клеточки, знакомятся с некоторыми полезными элементами (те самые крючки и палочки), выполняют творческие задания

Обратите внимание на такие тетради, как:

  • Прописи для детей 4-5 лет;
  • Прописи для самых маленьких;
  • Прописи для левшей;
  • Рисуем по клеточкам.

В учебной библиотеке сайта для детишек и их родителей Вы найдете много других полезных материалов, которые помогут подготовиться к школе и исправить недочеты в обучении.

Ориентируемся в тетради: полезные игры

Многие ошибки маленьких школьников связаны с тем, что малыш не понимает, как писать на тетрадных листах. Иначе говоря, он не ориентируется в «частях света». Куда вести линию, если сказано, что вверх? Или вниз? Или вправо-влево? Что называют нижней и верхней строчками? Вспомогательной? Наклонной? Технология обучения письму в 1 классе опирается на умения ориентироваться на плоскости. У некоторых детишек, переживающих трудности адаптации к школе, возникают серьезные проблемы с каллиграфией. Можно ли помочь ребенку?

Игры для развития ориентации в пространстве могут заключаться:

  • в назывании и показывании частей тела с левой и правой сторон (руки, ноги, уха, щеки, глаза);
  • в выполнении различных поручений, связанных с ориентацией в пространстве: принеси игрушку, которая стоит слева от дивана, поставь вазу справа от книги…
  • играх в тетради – нарисуй справа от…, напиши слева, приклей вверху, раскрась внизу.

Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Метод Тихомирова

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно так же. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам

Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно так же – по слогам, четко и громко и по нескольку раз

Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов. Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к

профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Почему же так происходит? На что следует обратить внимание?

  • У ребенка должны быть хорошо развиты моторные навыки. Выработана привычка красивого, разборчивого написания. Это не быстрый процесс. И если ваш ребенок пока не сформировал таких навыков, то ошибки в диктанте это закономерно. Ругать свое чадо за неграмотное написание смысла нет. Этот навык формируется постепенно с тесным участием педагога.
  • Внимательное отношение к словам формируется в процессе переписывания текстов с доски или учебника в рабочую тетрадь. Ребенок шаг за шагом осваивает новые навыки: работа со словарями, умение читать по слогам, правильно расставлять ударения.
  • Орфографическая зоркость – ученик научается визуально отмечать ошибки в написании. На развитие такого навыка направлены упражнения письменные задания с пропуском букв в словах, задания с разбором предложений и комментированием письма.
  • Умение преодолевать свое волнение перед диктантом, да и любой другой проверочной работой. Это умение тоже требует большой работы надо собой. Волнение перед диктантом сводит почти на нет все проделанную работу. Ведь когда ребенок волнуется, все усвоенные им на уроках знания попросту исчезают, он не может сосредоточиться на задании.

Чтобы ребенок не волновался лучше уведомлять о диктанте за
1-2 дня. Ребенок успеет психологически подготовиться, переварить саму мысль о
предстоящей письменной проверке и смоделировать ситуацию с возможными
вариантами поведения.

Как научить первоклассника правописанию? Советы.

Также хорошей тренировкой будет проведение небольших
диктантов во время уроков.

Как подтянуть русский язык без репетитора

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: “А как бы ты их написал?”
  3. Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое “письмо с дырками”. То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово “молочный”. Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Что такое диктант

Диктанты бывают контрольными и тематическими.

С помощью контрольных работ проверяют знание материала и ставят итоговые оценки. Тематические диктанты проводят после изучения определенной темы, чтобы закрепить знания на практике.

Учитель во время обучающего диктанта объясняет написание трудных слов, расстановку знаков препинания.

Он может это сделать также после диктовки текста, обсудив с учениками трудности в понимании написания отдельных слов или предложений.

Диктанты пишут не только дети. В России и Украине существует традиция проведения общенациональных диктантов. Люди разных возрастов и профессий участвуют в этой акции. На Украине проводится это мероприятие 9 ноября в День украинской письменности и языка.

Многим строгим родителям может быть интересна информация, что из тысяч участвующих, пишут текст без ошибок единицы. Так, на Украине в 2010 году работу без единой ошибки написали трое участников из одиннадцати тысяч.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector