Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

Первые шаги — рекомендации

Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно

Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует .
В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи
Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.
Более подробно о том, чем опасны ходунки для малышей и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Техника безопасности

Готовясь к первым шагам малыша, нужно, прежде всего, задумываться не о том, как помочь ребенку научиться ходить, а о том, как минимизировать количество ушибов и других травм, связанных с первыми шагами. Одно из самых важных и главных правил – не использовать стулья-ходунки, в которые можно посадить грудничка. Эти устройства не только не способствуют развитию, но и наносят тяжелый урон здоровью позвоночника, а также становятся причиной искривления ног.

Для того чтобы малыш делал правильно свои первые шаги, его босая стопа должна познакомиться с твердой поверхностью пола. В ходунках этого не происходит, потому что вес ребенка концентрируется не на ногах, а на попе малыша. Основная опасность таких устройств заключается в том, что:

родители сажают младенца в ходунки до того, как его организм к этому будет готов;
длительность пребывания в вертикальном положении регулируется не самим ребенком, опирающимся на собственные ощущения и усталость, а заинтересованностью взрослых в том, чтобы их малыш как можно дольше играл сам;
бесконтрольное передвижение грудничка по комнатам может привести к трагедии – очень часто дети обливаются кипятком, только потому что смогли дойти до стола и потянуться за оставленной кружкой чая;
ноги играют важную роль амортизаторов для спины, ходунки лишают спину этой физиологически важной помощи.

Когда ребенок сам учится стоять у опоры, а затем и перемещаться приставными шагами вдоль нее, обязательно нужно убрать из зоны досягаемости все предметы мебели, имеющие острые углы.

Интересно. В продаже существуют специальные шлемы с поролоном, призванные защищать лоб юного исследования от возможных травм.

Безопасный дом для ребенка

Главная задача, которая стоит перед папой, – сделать дом безопасным сразу, как только ребенок начнет учиться ходить. Родители, с нетерпеньем ждущие первых шагов малыша, не понимают, насколько сильно изменится их привычный ритм жизни. Младенец теперь становится активным, стремящимся все и везде посмотреть и потрогать. Жилище превращается в скопление опасностей для ребенка

Основное внимание следует обратить на:

  • наличие скатерти на столе;
  • досягаемость штор;
  • кружки с горячими напитками на кофейном столике или тумбочке;
  • межкомнатные двери;
  • комоды;
  • шкафы и шкафчики;
  • кухонную плиту, особенно духовку;
  • треногие стулья;
  • вилки и ножи.

Самые привычные и на первый взгляд безопасные предметы представляют опасность для ребенка, который учится ходить. Как только малыш пошел без опоры следует пересмотреть каждый предмет мебели на потенциальную травмоопасность.

Каждый угол стола необходимо оснастить специальными силиконовыми насадками, делающими углы закругленными и мягкими. Двери шкафов и ящики комодов требуется дополнить фиксаторами, которые не дадут малышу проникнуть внутрь. Сами комоды, согласно инструкциям и технике безопасности, нужно прикрепить к стене

Это важно, потому что при открывании нескольких ящиков сразу смещается центр тяжести, из-за чего комод падает, накрывая ребенка всем своим весом

На столах не должно быть скатертей, потому что для ребенка велик соблазн потянуть за край ткани, вслед за ней со стола на голову малыша полетят столовые приборы вместе с посудой. Шторы на окнах опасны тем, то годовалый малыш может в них запутаться, что грозит удушьем. Если он зацепился за тюль при падении, пытаясь удержаться на ногах, то может сорвать карниз, который при падении неминуемо нанесет травмы.

Фиксаторы на межкомнатные двери

Межкомнатные двери необходимо оборудовать фиксаторами, которые защитят детские пальцы от защемления. Они бывают нескольких видов, так что подобрать можно без проблем как для классически открывающихся моделей, так и для дверей на полозьях, отъезжающих в сторону.

Важно! Немало родителей надеется на то, что беда их не коснется. Именно в таких семьях дети до полутора лет узнают, что такое ожог кипятком, ампутация фаланги пальца дверью или пролом кости черепа углом кофейного столика

Причины затяжного «сидения»

Можно долго заниматься, но так и не научить ребёнка ходить самостоятельно по одной причине — при наличии невыявленных или проигнорированных физиологических особенностей. Они могут стать серьёзным препятствием, через которое не получится переступить, пока оно не будет диагностировано и устранено.

Поэтому для начала молодые родители должны понять, почему их кроха не торопится сделать первый шаг. Факторы, способствующие этому, могут быть самыми разными.

Лишний вес

Сравните вес ребёнка с нормами для его возраста. Вам часто говорят, что у вас растёт «пухлячок», а участковый педиатр постоянно делает замечание о том, что вы его перекармливаете? Пора пересмотреть суточное количество еды, которое он употребляет. Правильно ли вы ввели прикорм?

Посоветуйтесь со специалистами и предпримите необходимые меры для постепенного похудения малыша. Иначе лишние килограммы будут оказывать серьёзную нагрузку на позвоночник, когда вы попытаетесь научить его ходить. Занимайтесь с ним гимнастикой для грудничков, плаванием.

Если причина лишнего веса — нарушенный обмен веществ, обязательно запишитесь на приём к детскому эндокринологу и пройдите курс лечения, если оно возможно.

Темперамент

Специалисты утверждают, что первый год жизни — этап психомоторного развития. Двигательная активность ребёнка напрямую зависит от его типа высшей нервной деятельности. Он включает в себя эмоциональную возбудимость, психические особенности, витальную силу.

Если у вас растёт медлительный флегматик или тревожный меланхолик, его трудно будет научить ходить в раннем возрасте. А вот шустрый холерик или весёлый сангвиник встанет на ножки гораздо быстрее и, скорее всего, без вашего участия.

Генетическая предрасположенность

Спросите у своих родителей, а во сколько начали ходить вы и как это произошло: вы сами это сделали или им пришлось приложить какие-то усилия? Очень часто оказывается, что ребёнок, сделавший свои первые шаги уже после года, получил эту особенность в наследство.

Климатические условия

В какой части Земли вы живёте? Как показали исследования, южане развиваются раньше и быстрее по сравнению с северянами. Это касается и ходьбы.

Ходунки

Одно из самых спорных приспособлений, разделившее всех педиатров и родителей на два противоположных лагеря.

С одной стороны, ребёнка всё-таки можно научить ходить с помощью ходунков, если использовать их правильно (сажать их туда уже ближе к году, при отсутствии противопоказаний, ограничивать время нахождения в них, заставлять малыша двигаться самостоятельно).

С другой стороны, ортопеды и педиатры не устают предупреждать о том, что это — прямой путь к плоскостопию и нарушению осанки в дальнейшем. А ленивые детки, усвоив назначение этой конструкции, вообще отказываются делать шаги без неё. Если это ваш случай — придётся лишать его этого удовольствия и заставлять ходить самостоятельно.

Неудачный опыт

Если ребёнок уже предпринимал попытки ходить, но они заканчивались неудачей (стукнулся, просто не получилось), он может запомнить её и будет бояться, что она вновь повторится.

Для профилактики такой ситуации взрослые всегда должны находиться рядом с крохой и предпринять все меры безопасности, чтобы избежать падения. Если это всё-таки случилось, нужно выждать время (недели хватит) и показать ему, что ходить — совсем не страшно, что мама всегда рядом и поможет.

Стрессовая ситуация

Научить ходить ребёнка можно лишь в том случае, если он растёт в комфортной психологической атмосфере и привычных условиях. Стресс от незнакомой обстановки, из-за переезда, чужих людей в квартире, частых ссор родителей может заставить его «сидеть сиднем», несмотря на все усилия.

Болезнь

Даже если это обычная простуда, она может очень сильно ослабить организм ребёнка. Не нужно пытаться научить его ходить в этот период. Дождитесь выздоровления и возобновите занятия.

Опорно-двигательные, неврологические патологии

Это одна из самых серьёзных причин, из-за которой малыш не ходит. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС — факторы, тормозящие навык самостоятельного хождения. Здесь потребуется комплексный подход: своевременная диагностика, лечение, процедуры, постоянное наблюдение у специалистов.

Хотите научить ребёнка ходить без поддержки? В таком случае убедитесь сначала, что у него нет проблем в развитии и ничто ему в этом не мешает. Но во сколько месяцев можно начинать такие занятия без вреда для его здоровья? И как именно они проводятся в домашних условиях? Советы специалистов — вам в помощь.

Особенности детей

Спокойные малыши-флегматики не стремятся к преодолению трудностей. Раз топнув ножкой, они опускаются на четвереньки и ползут по своим важным детским делам.

Осторожные и робкие меланхолики аккуратно передвигаются, держась за мебель и стены или схватившись за мамин палец, причем не отпускают его даже тогда, когда уже могут уверенно ходить сами.

Активные холерики решительно вырывают ручку и без всякой поддержки устремляются вперед, даже не задумываясь о потенциальных опасностях. С таким малюткой сложнее всего, ведь отвернуться нельзя ни на миг.

Осваивая сложную науку равновесия и ходьбы, падают все, ведь на то, чтобы научиться ходить уверенно, нужно время. Однако, смелые и решительные, упав, поднимаются и вновь продолжают свой нелегкий путь. А робкие и застенчивые сидят на попе и хнычут, ожидая, пока нежные заботливые руки поднимут и утешат.

Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае — оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

Почему ребёнок не хочет ходить: причины — таблица

Причина Описание
Серьёзные заболевания (самая опасная)
  • недостаточное развитие моторных навыков;
  • мышечная дистония или гипертонус мышц;
  • другие заболевания.

В этом случае позже проявляются и другие двигательные навыки.

Слабость мышц (самая распространённая) Мышцы недостаточно развиты, чтобы удерживать малыша в вертикальном состоянии без поддержки.
Боязнь падения Если нет заболеваний, мышцы крепкие, то ребёнок просто боится упасть. Причиной страха может быть неудачный первый опыт.
Лень Некоторым детям проще топать, ухватившись за мамину руку. Также есть приспособления для малышей, например, ходунки, в которых легче передвигаться, чем ходить ножками. И дети этим часто пользуются.

Правильная помощь ребенку при ходьбе

Несмотря на то, что родители не должны никак торопить малыша в вопросах освоения ходьбы, оказать помощь они ему все-таки могут. Вся суть в постановке вопроса: правильно думать не о том, как малыша научить ходить, а о том, как стимулировать его к самостоятельным попыткам.

Упражнения для ускорения развития

Для того чтобы ребенок раньше начал вставать на ноги, с ним нужно заниматься с трех месяцев на фитболе, посещать бассейн и увлекать ползанием с 6 месяцев:

  • на фитболе тренируется вестибулярный аппарат, малыш учится управлять своим телом, укрепляются мышцы спины;
  • плавание в бассейне или большой ванне многократно ускоряет физическую активность;
  • ползание мотивирует ребенка двигаться, достигать цели самостоятельно, а также укрепляет ноги, руки и спину.

Интересно! Для того чтобы увлечь малыша ползанием, его нужно положить на пол, который предварительно разрешается застелить тканью, и разложить вокруг него крупные яркие игрушки. Грудничок, решив завладеть какой-то из них, должен будет доползти до своей цели.

Упражнения для раннего возраста

Правильно учить ребенка ходить вперед, не нарушая физиологических особенностей, можно с помощью подвижной опоры. Это может быть специальная консоль на колесах, полная ярких кнопок, а может быть устойчивая кукольная коляска или даже обычный пылесос. Малыш, держась за устойчивый, но движущийся предмет, будет тренировать свою походку. Родители лишь должны быть уверены в том, что опора действительно устойчива и не поедет слишком быстро.

Движущаяся опора

Хождение за руки

Стремление родителей помогать малышу ходить не должно сводиться к хождению за руку. Существует несколько веских причин этого не делать:

  1. При падении прикованный за руку ребенок к родителю может вывихнуть себе кисть, особенно, если взрослый попытается подтянуть малыша за руку к себе.
  2. Эта техника хождения препятствует обучению правильному падению, при котором руки ребенка должны выставляться вперед.
  3. Мамина спина скоро даст о себе знать, если она бесконечно будет в полусогнутом состоянии водить грудничка за руки.

Выходим из дома

Перед тем, как ребенок совершит свой первый «автономный выход», тщательно отрепетируйте каждый шаг. Если он выходит из квартиры один, пусть посмотрит в глазок – нет ли кого на площадке и не слышны ли голоса. Объясните, что открывать дверь можно, только если за ней никого нет.

Пусть ребёнок при вас закроет дверь и сразу спрячет ключ от посторонних глаз. Например, во внутренний карман рюкзака. Проследите, как он выходит из подъезда. Кстати, если квартира расположена на одном из первых этажей, спускаться лучше пешком – лифт может сломаться, в нём может оказаться какой-нибудь «нехороший дядя» и так далее.

Статья по теме

В школу можно не ходить? Дистанционное обучение уже практикуется

Выйдя на улицу, вместе пройдите с ребёнком всю дорогу до школы

Сконцентрируйте внимание на потенциально опасных местах. Во дворе это парковочные места, с которых резко может сдать назад какой-нибудь автомобиль, а также внутридворовые проезды, по которым многие автомобилисты гонят, невзирая на знак «Жилая зона»

Поэтому объясните, что проходить через двор нужно только по пешеходной дорожке, а пересекать места, где ездят автомобили, можно только убедившись, что их нет.

Причины запаздывания

Если у 12-месячного ребёнка не наблюдается попыток к ходьбе, но развивается он нормально, не страдает неврологическими и ортопедическими болезнями, поводов для переживаний нет.

Торможение возникновения навыков ходьбы чаще всего вызывается:

  • чрезмерной упитанностью. Набор лишнего веса у ребёнка случается при непродуманности рациона родителями, переедании и нарушении обменных процессов. Позвоночник, нагруженный ненужными килограммами, противится принятию ребёнком вертикального положения;
  • темпераментом. Начало ползания или ходьбы у флегматичных или меланхоличных детей происходит позже, чем у «заводных» холериков и сангвиников. Возникновение подобной закономерности объясняется моторной активностью, связанной с особенностями, имеющимися в нервно-психической организации;
  • генетикой. Запоздалое начало ходьбы является семейной чертой. В этом случае ожидание от малыша скорого овладения навыками ходьбы бессмысленно;
  • климатом. Малыши, родившиеся в южных регионах, обычно осваивают моторные навыки быстрее уроженцев северных территорий;
  • боязнью. Возможно, первое вставание на ножки и хождение привели к падению. Естественно, ударившись, кроха не хочет повторения опыта. Поэтому и пользуется знакомым и безопасным способом передвижения — ползанием, а не ходьбой на ножках, причинившей ему вред;
  • детской ленью. Поскольку ходьба помогает быстрому познанию мира и охвату большего количества вещей, дети и стремятся встать на ножки. Но вскоре, удовлетворив любопытство, малыш начинает лениться, особенно когда двигаться приходится по ограниченной или остающейся неизменной площади. Например, когда для прогулки выбирают только детскую площадку или пользуются только одним маршрутом;
  • использование ходунков как опоры. В настоящее время весьма популярно пользование ходунками. Конечно, для родителей приспособление является очень удобным: сидящий в них малыш способен самостоятельно двигаться по квартире. Однако родителям следует помнить, что малыш, сильно привыкнув к ходункам, будет бояться ходьбы без опоры;
  • стрессом. Малыши обладают высокой чувствительностью к изменениям, происходящим в психологической атмосфере. Нахождение в незнакомой обстановке, напряжённая ситуация в семье, использование наказаний и присутствие прочих неблагоприятных условий провоцируют возникновение стресса. Ходить малыш начнёт, как только почувствует безопасность;
  • Заболеванием. Силы даже обыкновенной простуды достаточно для ослабления грудничка. Некоторые из детей способны даже к забыванию навыка после хвори в течение нескольких дней. Однако двух недель достаточно для возвращения умения.

Развитие навыка ходьбы у детей

Проделывая такую огромную работу, малыши очень быстро устают, начинают капризничать. Поэтому внимательно отслеживайте признаки переутомления ребенка и вовремя укладывайте его на дневной или вечерний сон.

Вам следует также уделять несколько минут в день гимнастике с малышом, которая укрепит еще не до конца развитую костно-мышечную систему организма, ведь мышцы и суставы, работа которых связана с прямохождением, испытывают новую, непривычно большую нагрузку.

Для уменьшения риска деформации костей и скорейшей адаптации мышц и суставов к новым нагрузкам регулярно выполняйте упражнения, укрепляющие весь мышечный корсет малыша, а также вводите новые элементы, направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепляющие те мышцы, и связки, которые больше всего задействованы при ходьбе.

Учитывайте также тот факт, что физическое развитие каждого ребенка происходит по индивидуальному графику — не у всех одинаково. Все вышеперечисленные сроки несколько усреднены и дают представление о развитии так называемого среднестатистического и полностью здорового малыша.

Однако для общей оценки развития детей младшего возраста используются определенные критерии и лимиты по времени, так как это дает возможность вовремя отследить возникшие отклонения от нормы и предупредить их дальнейшее развитие.

Например, если в возрасте 10-11 месяцев ребенок не делает попытки или не может самостоятельно сидеть (ползать, вставать), то следует обратиться за консультацией к врачу, так как данная задержка в развитии может быть связана с рахитом или дистрофией мышц.

То же самое относится и к недоношенным детям, а также к малышам, матери которых во время беременности перенесли различные инфекционные заболевания, влияющие на физические и умственные способности будущего малыша.

Далее вы сможете ознакомиться с упражнениями для ребенка, чтобы он научился правильно ходить.

Комплекс упражнений для обучения детей ходьбе

Чтобы учить ребенка ходить правильно – так, как советую педиатры, необходимо выполнять упражнения на укрепление мышц спины, ног, пресса и плечевого пояса.

Укрепление мышц спины и ног.

1. Подъемы.

Ребенок должен с вашей помощью встать из положения лежа на животе в положение стоя, т. е. вертикально.

  • Для этого, удерживая малыша за кисти рук, отведите его руки в стороны, немного приподнимая грудную клетку.
  • Затем — вверх к голове, прижимая к ушам.
  • Начинайте слегка уводить руки за голову, продолжая при этом вытягивать их.
  • Ребенок вслед за руками поднимает голову, затем встает на колени.
  • Потом ставит одну ногу на стопу.
  • Далее, опираясь на нее, встает на обе ноги, полностью выпрямляясь при этом.
  • Комментируйте упражнение: «Поднимай ручки, тянись», «Вставай на коленочки», «Вставай на ножки».

2. Наклоны вперед.

Ребенку необходимо будет совершать с вашей помощью наклоны вперед и и выпрямлять корпус за счет мышц спины.
Поставьте малыша на твердую поверхность, прижимая его спиной к себе и удерживая двумя руками.
При этом одна ладонь фиксирует его ноги в области бедер, чуть выше коленных суставов, удерживая их в прямом положении.
Ладонью второй руки придерживайте его корпус в области живота

Положите на стол перед ребенком яркую игрушку или любой другой привлекающий внимание предмет. Слегка наклоните ребенка вперед, побуждая его наклониться к игрушке, не сгибая при этом ноги

Затем слегка потяните на себя, давая понять, что ему надо выпрямиться.
Комментируйте упражнение: «Наклонись, достань игрушку», «Выпрямляйся, молодец!»

3. Приседания с вытягиванием.

  • Ребенку с вашей помощью нужно будет сначала сделать приседание, а затем вытянуться вверх, подняв руки.
  • Встаньте напротив друг друга.
  • Возьмите ребенка за руки и присядьте вместе с ним на корточки, разводя колени немного в стороны.
  • Затем вам и малышу необходимо встать.
  • Когда ваш кроха полностью выпрямится, поднимите его руки вверх к голове, также вытягивая их.
  • При этом ребенок должен подняться на носки.
  • Комментируйте упражнение: «Сели, мы стали маленькими», «Встали, потянулись, мы стали большими».

Укрепление мышц спины, пресса и плечевого пояса.

4. Шаги на руках.

  • Ваш малыш лежит на животе.
  • Предварительно подстелите ему под живот плотно скрученный валик диаметром 20-25 см.
  • Корпус малыша должен быть слегка приподнят так, чтобы выпрямленные руки опирались о пол или другую твердую поверхность.
  • Возьмите ребенка за ножки, обхватывая их в области голеней.
  • Покачайте его немного вперед и назад, побуждая тем самым сделать несколько шагов на руках.
  • В дальнейшем количество движений руками должно увеличиваться.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, идем на руках».

5. Катание на мяче (валике).

  • Посадите ребенка на мяч, а сами встаньте у него за спиной.
  • Можно также использовать валик диаметром не менее 20 см.
  • Удерживая ребенка за широко расставленные руки, наклоните его немного назад, чтобы мяч или валик прокатились бы вперед.
  • Руки малыша при этом необходимо соединить перед грудью, продолжая крепко удерживать их.
  • Во время раскачиваний кроха будет напрягать пресс и спину, стараясь сохранить равновесие.
  • Следите за тем, чтобы ножки малыша не запрокидывались вверх.
  • После освоения этого упражнения, чтобы ребенок начал ходить, можно переходить к более сложной поддержке.
  • Стоя за спиной у ребенка, удерживайте его двумя руками за таз и бедра.
  • Также можно выполнять раскачивания в стороны и по кругу.
  • Упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат.
  • Комментарии: «Держись!», «Качаемся вперед-назад (влево-вправо)».

6. Ходьба на ходулях.

  • Поставьте ребенка ножками на свои стопы.
  • Он должен быть повернут лицом вперед, а спиной слегка опираться на ваши ноги.
  • Удерживайте малыша за кисти рук, плечи или под мышками.
  • Выполняйте неширокие шаги вперед, переставляя свои ноги вместе с ножками малыша.
  • Когда ваш кроха подрастет и будет увереннее стоять на ногах, можно уже не ставить его себе на ноги, а использовать две палочки или трости, за которые будет держаться ребенок.
  • Комментируйте упражнение: «Шагаем», «Идем».

7. Ходьба с палочкой (обручем).

  • Поставьте малыша перед собой.
  • Встаньте лицом к лицу.
  • Дайте ему в руки палочку или обруч, удерживая их своими руками.
  • Немного потяните на себя, побуждая ребенка сделать несколько шагов.
  • Не отходите далеко: нужно, чтобы вы смогли подхватить его в случае падения.
  • Следите за тем, чтобы малыш не наклонялся вперед и не прогибал спину.
  • Комментируйте упражнение: «Держись, шагаем», «Держись, идем».

В этом видео показаны самые эффективные упражнения, как научить ребенка ходить самому:

Причины страха самостоятельной ходьбы

Нежелание ходить самостоятельно может быть обусловлено различными факторами. На поведение ребенка влияет уровень физического развития, заболевания опорно-двигательного аппарата и психологическое состояние.

Если говорить именно про боязнь самостоятельной ходьбы, то чаще всего это вызвано негативным предыдущим опытом. Возможно, ребенок пытался сделать первый шаг, упал и больно ударился. Если он стал осторожничать, ничего удивительного в этом нет. Напротив, говорит о хорошей памяти и адекватной реакции на происходящее.

Спутать со страхом можно задержку в физическом развитии. Проблемы со здоровьем должен заметить врач невропатолог или хирург при очередном осмотре. Своевременное выявление заболевания и лечение позволит малышу нормально развиваться. Если на осмотре врач упустил опасные симптомы из вида или родители не ходили в поликлинику, лечение малыша после года отсрочит первые самостоятельные шаги.

Неготовность ребенка к самостоятельной ходьбе из-за незрелости опорно-двигательного аппарата тоже может стать причиной того, что первые шаги не сделаны в год. Врачи не советуют торопить ребенка в таком случае, ставить его на ножки и заставлять ходить, если он этого сам делать не хочет. Когда придет время, малыш побежит в нужном направлении.

Злоупотребление ходунками и прыгунками, неправильное использование этих приспособлений ежедневно, плохо отражается на здоровье ребенка и способности ходить самостоятельно. Если вы решили приобрести ходунки, изучите сначала инструкцию по использованию и советы специалистов относительно времени пребывания в них ребенка.

Нужно учитывать удобство конструкции, возраст малыша и высоту сидения от пола (ножки ребенка, сидящего в ходунках или прыгунках должны становиться на полную стопу, а не на носочки). Заметив, что малыш хочет передвигаться самостоятельно, не нужно удерживать его в ходунках.

Важно не упустить момент интереса к самостоятельному передвижению ногами, который может возникнуть во время прогулок на улице, куда ходунки брать нельзя. При первых удачных попытках хвалите малыша и прячьте ходунки, если он уверенно стоит на своих ногах

Подведение итогов: памятка мамам и папам

Помощь родителей весьма важна для малютки в этом сложном для него процессе. Но она заключается не только в тренировке специальных упражнений, но и в обеспечении безопасности вокруг.

Данные правила помогут родителям все сделать правильно:

Прежде всего, нужно обезопасить ребенка физически и психологически. Сильно упав и ударившись, малыш может испугаться и отказываться учиться ходить еще продолжительное время. Если малыш упал на ровном месте, не пугайтесь. Маленький вес и небольшой рост способствуют отсутствию негативных последствий падения. Не вскрикивайте, не бросайтесь сию минуту на помощь, не делайте испуганные глаза, — своим поведением вы можете испугать малыша, показав, что с ним произошло нечто ужасное. Попросите малыша подняться самому

Поднимаясь на ноги, малыш укрепляет мышцы рук, ног, спины, развивает равновесие и координацию движений.
Однако, меры предосторожности стоит принять заранее. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился об острые углы мебели, не споткнулся о пороги и другие препятствия на полу, не прищемил дверью пальчики, не упал с лестницы

Особо опасные места следует перегородить и никогда не расслабляться. С начинающим ходить ребенком нужно быть все время начеку. Учитывайте, что у вашего малыша появились новые навыки, а значит, улучшился обзор и возможности доступа к новым ранее недосягаемым местам. Поставьте заглушки на розетки, уберите наверх опасные предметы, убедитесь, что на уровне ребенка нет лекарств, косметики и бытовой химии.
Не стремитесь быстрее поставить ребенка на ноги, если он быстро и с удовольствием ползает. Ползание укрепляет мышцы спины и ног и готовит ребенка к прямохождению. Если его опорно-двигательный аппарат пока не готов к нагрузке, торопить события некуда.
Если малыш ходит с вашей поддержкой, пытайтесь создать ему стимул, окружите новыми интересными вещами, к которым малышу захотелось бы подойти.
Не ставьте ребенка в ходунки. Ортопеды крайне негативно относятся к этому устройству, справедливо полагая, что ходунки не способны выработать у ребенка чувство равновесия и правильную постановку стопы и позвоночника, ведь нагрузка в ходунках распределяется совершенно другим образом и больше тормозит процесс обучения, чем ускоряет его.
Не стоит забывать о гимнастике, массаже, йоге для малышей, плавании и прочих физических упражнений, которые укрепляют мышцы и тело ребенка и готовят его к предстоящим нагрузкам.
Не стоит увлекаться обучением ребенка ходьбе, придерживая кроху под руки. Нужно следить за тем, что корпус ребенка не был искривлен в какую-либо сторону либо наклонен вперед. Постоянное неровное положение тела может привести к искривлению позвоночника.
И главное, помнить, что мы можем лишь помочь крошке, когда он готов сделать первый шаг, но мы не может научиться ходить за него. Малыш обязательно пойдет, просто дайте ему еще немного времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector