Как избавить ребенка от компьютерной зависимости: советы психолога

Как избавиться от телефонной зависимости

Сотовые незаменимы, они действительно меняют нашу жизнь, и даже могут её спасти, если человек оказался в опасности. Но нельзя позволять маленькой коробочке подчинить свою жизнь. Если вы, чувствуете, что зависите от смартфона, предпримите эти шаги по избавлению от этого прямо сейчас, начните лечение аддикции самостоятельно. Лечить нездоровую привязанность сложно — но необходимо.

1. Проанализируйте, насколько нужен телефон?

Для начала перестаньте носить его с собой по дому, на работе, не бойтесь выйти в магазин у дома без телефона, поверьте за 15-20 минут ничего не случится. Вообще.

2. Никогда не спите с телефоном под «подушкой»

Оставьте его заряжаться как можно дальше от кровати, лучше всего в другой комнате. Да, в телефоне есть будильник: купите себе самый дешёвый обычный.

3. Поставьте ограничение

Во многих моделях смартфонах есть функция блокировки экрана, используйте её. Одна из функций — ограничение времени игр, развлекательных приложений — это поможет в лечении, вы лишите себя стимулов, и тяга к экрану начнёт ослабевать.

4. Отключите уведомления и поставьте телефон на беззвучный режим

Это поможет бороться с навязчивым желанием откликаться на каждый писк умной коробочки.

5. Регулярно проводите «уборку»

Компонуйте приложения удобно, чтобы не увязать, пока ищите нужное. Регулярно удаляйте те приложения, которыми не пользуетесь

6. Отдыхайте от гаджетов

Старайтесь устраивать себе дни, а лучше недели информационного детокса. Это лечение называется — серотониновое голодание , и позволяет вашему мозгу вспомнить простые доступные удовольствия — созерцание природы, наслаждение от вкусной еды, добрых разговоров с близкими и т.д.

7. Используйте техники концентрации

Каждый раз, когда вы листаете ленту соцсетей или бездумно переключаете приложения телефона, возвращайте себя в «здесь и сейчас». Может быть у вас уже наступил дедлайн и пора немедленно приступать к работе, или вы собирались заняться спортом, но вместо этого вот уже 20 минут читаете комментарии?

Включите взрослого, верните себя в настоящее, сознайте момент и тогда вы сможете сделать осознанный выбор, а не идти на поводу у аддикции.

Четвертый этап. Выход из коня

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.
 

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться

Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие

Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание

x

Спасибо, что посмотрели!

https://youtube.com/watch?v=0JFKwpMIboA

Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Что делать?

Если сказать кратко, ответ однозначен. Займите детей реальным делом. Да так, чтобы они вспоминали об электронных устройствах только тогда, когда надо уроки делать.

А если чуть подробнее, то отучать (в той мере, сколько это потребно) от техники надо спокойно и взвешенно. Тогда конфликтов не будет.

Итак!

Пересмотрите свои отношения с ребенком. И речь не только о совместном выполнении уроков (это – по умолчанию). И даже не о посещении бабушки, посещении кинотеатра или прогулке по ближайшему парку.

Кроме еды, одежды, игрушек, нечастых походов куда-то (для галочки), ребенку нужны вы и ваша любовь к ним. Объективно проверьте себя и ответьте честно:

  • остаетесь ли с ним дома вдвоем, и что чувствуете при этом;
  • как общаетесь, и общаетесь ли;
  • есть ли между вами доверие;
  • рассказываете ли о своем настроении и переживаниях;
  • обращаетесь ли за советом и помощью;
  • не оскорбляете ли словом и делом;
  • все ли в порядке у вас дома (отношения в семье);
  • есть ли у вас авторитет и т.д.

Ведь если ребенок сидит все время в смартфоне, отношения с вами, наверное, нарушены. Ему одиноко, грустно. Он уверен, что вы его, незначимого и несостоятельного, не любите.

Чего не скажешь о его верном электронном друге. Он в любой момент впускает ребенка в увлекательнейший мир, где его ценят, хвалят, где он — герой.

Выстраивайте свои отношения по-новому. Не отбирайте технику. Мудро найдите адекватную ей замену. Ведь, отобрав, вы озлобляете ребенка, лишаете его удовольствия и разных возможностей, которые ему обеспечивают спокойствие в опасном для него мире. Вы – враг номер один.

  • Если уж отобрали, то найдите адекватную замену! Ваш ребенок имеет способности. Вы знаете, ЧТО в реальности его может отвлечь. Это может быть что угодно – катание на лыжах, велосипед, ролики, футбол, плавание, рисование, фотография и многое другое. Познакомьте его с настоящими героями нашей страны. Откройте интересный мир физии и химии, живописи, кино, театра, природы и т.д. Не пожалейте времени, чтобы повысить самоуважение ребенка!
  • Присмотритесь внимательно, что больше ищет ваше чадо в инете. Игры ли только, знакомства и дружбу. Или что-то полезное, развивающее? Сделайте выводы. Деликатно подыщите нужные программы. Гаджет тут объединит вас и принесет несомненную пользу.
  • Доверяйте ему делать взрослые дела. В том числе это могут быть небольшие сначала покупки, совместная уборка, стирка, готовка – а почему нет!
  • Наконец, найдите с ним совместный интерес к его виртуальным игрушкам.

Научитесь вживую общаться. Психологи советуют отключать телефоны по приходе домой. Расскажите или прочитайте ребенку о том, как основатель «Яблока» Стив Джобс потребовал, чтобы его дети нечасто пользовались техникой. Михалковы-Кончаловские, попадая домой, отключают любую связь, кроме стационарной. Таких примеров намного больше. Стоит поискать в инете или пообщаться с родителями одноклассников.

Станьте для ребенка примером. Ведь вы и сейчас сидите с гаджетом в руках? Глядя на нас, наши дети точно так начинают зависать в телефоне по любому поводу. И уж потом, когда на них никто не обращает внимания, втягиваются и зависят от смартфонов не по-детски.

Договаривайтесь. Как долго можно ребенку смотреть мультики или играть, делать другие дела виртуальные? Психологи рекомендуют смотреть на возраст.

  • Например, малышам до 5 лет отведите минут 5-15 в день — он скоро привыкнет, и не станет просить больше.
  • 5-6-летке хватит и полчаса в день.
  • Школьникам можно дать 1-1.5. Правда, с учетом перехода на цифру, временной промежуток придется расшить. Насколько? Это покажет опыт.

Установите примерно такой режим и введите дни без гаджетов. Такая, как и любая другая система приведет к привыканию. Но к полезному – к строго отведенному по договоренности времени.

Но надо помнить и о воспитании в детях ответственности. Расскажите чаду, что нарушения и пустые обещания плохо влияют на его здоровье, жизнь и ваши с ним отношения.

Не грозите, не запрещайте, не ругайте, не отбирайте устройства. Поддержите ребенка. Ведь он болен. Ищите любые методы исцеления.

Разнообразьте круг его интересов и занятий, увлекая спортом, турпоездками, разными видами технического творчества и искусства, мопедом или велосипедом. Сейчас так много разных возможностей!

Если нарушен сон, есть избыточная нервозность и возбужденность, побеседуйте со специалистом. В комплексное лечение от киберзависимости обычно включают и витаминно-минеральные комплексы.

Словом, боритесь за ребенка. Но мудро. Станьте для него первым другом. Результат будет.

Откуда берётся зависимость от телефона?

Когда-то телефоны были «маленькими» и могли только звонить, ни о какой зависимости и речи идти не могло, разве что о зависимости от телефонных разговоров. Но всё изменилось, когда мобильный аппарат стал компактным быстрым компьютером с интернетом. В нём теперь человек работает, общается с друзьями и близкими, учится, играет, читает, развлекается, выбирает и оплачивает покупки, записывается на приём к врачу или психологу и там же проводит его. Он заменил нам сотни книг, кинотеатр, энциклопедию, кошелёк, дорожную карту, он может учить, лечить и развлекать. Это устройство стало больше нас, оно приобрело небывалую силу, и оно не может не вызвать привязанности. Часто — нездоровой.

А основной причиной возникновения этой тяги является страсть человека к получению удовольствия. Дело в том, что наш мозг очень любит информацию, нашим предкам вовремя полученная информация — спасала жизнь

Мозги человек созданы для того, чтобы получать и перерабатывать информацию, а качество её не так важно, этого мозг различать не умеет. И никогда ещё в истории человечества не было такого количества дешёвой, легкоусвояемой информации.

Как при пищевой аддикции человек подсаживается на быстрые углеводы — раньше сахар не был так доступен, так и в данном случае , человек подсаживается на лёгкость получения, пусть и низкопробной, информации. Получив порцию очередных новостей, мы избавляемся от напряжения, и не замечаем, как получаем серьёзный стресс.

Важно

Специалистами доказано, что надёжного способа вылечить нездоровую тягу к смартфону не существует. Обойтись без него совсем человек вряд ли сможет, и, значит, риск аддикции существует всегда.

Мифы о вреде смартфонов

Сегодня существует множество мифов об их плохом взаимодействии на организм, в которые мы до сих пор верим. Давайте избавляться о ложных представлениях вместе.

Мобильные телефоны могут стать причиной рака мозга. Смартфон действительно влияет на мозг человека, но всемирная организация здравоохранения не смогла доказать то, что телефоны имеют связь с новообразованиями в мозге.

Смартфоны портят зрение. Этот миф правдив наполовину. По сути, смартфон никак не сможет испортить ваше зрение. А вот неправильная эксплуатация устройства — запросто. Если вы будете давать глазам отдых и держать смартфон на расстоянии 20-30 см от глаз, ощутимого вреда на зрение он не принесет.

Смартфоны вызывают зависимость. Частичный миф. Да, мы часто слышим эту фразу, многие не устают повторять это утверждение детям. Но на самом деле некоторые ученые склоняются к тому, что зависимость от смартфонов — не что иное, как страх оказаться в изоляции от всего мира. Согласитесь, в 21 столетии без телефона не обойтись никак.

Слишком много времени в интернете для ребенка — это сколько?

Если вы ищете официальные рекомендации — увы, их пока не существует, по крайней мере в Великобритании. Американская академия педиатрии детям от двух до четырех лет рекомендует проводить перед экраном не более одного часа в день, а для детей от шести лет и старше в рекомендациях попросту значится, что «родители должны ограничивать использование цифровых устройств». Кроме того, они должны следить за тем, чтобы пристрастие к гаджетам не лишало детей полноценного сна, физической активности и других важных для здоровья привычек.

По опыту я знаю, что родители в лучшем случае не осознают, сколько времени их дети проводят перед экраном, а в худшем — отрицают очевидное. В среднем трех-четырехлетний ребенок проводит в Сети три часа в день, для детей в возрасте от 5 до 7 лет эта цифра увеличивается до четырех часов и достигает четырех с половиной часов для детей в возрасте от 8 до 11 лет. Согласно другому исследованию, дети проводят перед экраном семнадцать часов в неделю, а игры на свежем воздухе занимают практически вдвое меньше времени (около девяти часов).

По данным врача-психолога Арика Сигмана, за семь лет жизни ребенок проводит целый год, уткнувшись в экран телевизора, компьютера или видеоприставки.

Ваш ребенок проводит с цифровым устройством слишком много времени, если вы наблюдаете следующие перемены.

Его легко задеть, и он легко заводится.

Он легко расстраивается, часто плачет и кажется подавленным.

Он закатывает истерики, особенно когда вы пытаетесь забрать у него девайс.

У него появились проблемы со сном: ему сложно уснуть, он часто просыпается или часто приходит в родительскую кровать, хотя раньше хорошо спал в своей.

Он чаще ссорится с братьями и сестрами, много спорит.

Он грубит и отдаляется от родителей.

Он стал чаще ссориться с друзьями или не хочет с ними встречаться.

Он перестал заниматься делами, которые раньше его увлекали, и хочет все свободное время проводить с планшетом.

Он перестал играть с любимыми игрушками, например в «Лего».

Он расстраивается, когда его просят выключить планшет и выйти из интернета.

Он хочет все свое время проводить за планшетом — это его первая просьба утром и/или после школы.

Очень сложно придумать действенный для всех подход — все дети разные, как и их реакция на гаджеты. В качестве общей рекомендации я бы посоветовала, чтобы дети от 4 до 7 лет не проводили более часа-полутора в день за возбуждающими (провоцирующими выработку адреналина) занятиями перед светящимся экраном, а дети от 8 до 11 лет — не более полутора-двух часов в день.

Чтобы дети не сидели в Сети слишком долго, разбейте это время на более короткие промежутки. Полчаса — максимум для мальчиков и девочек четырех-пяти лет, 45 минут — для более старших детей. Перерыв особенно важен, если их занятия повышают уровень адреналина: нахождение в возбужденном состоянии не идет на пользу молодому организму. К тому же не надо забывать, что от светящихся экранов сильно устают глаза.

Борьба с игровой зависимостью: методы лечения

Имеется несколько способов борьбы с зависимостью

  • Краткий терапевтический курс . Включает в себя: планы на будущее, положительный настрой, определение сути проблемы. Зачастую непросто отказаться от давнего увлечения, но это легче, если начать новое. В период терапии обсуждается, первый шаг зависимого, позволяющий с большей легкостью отказаться от игр. Помните, что борьба с такого рода зависимостью проходит сложно, долго – запаситесь терпением. Придется пройти несколько этапов, однако достигнутая цель стоит того.
  • Терапия когнитивного типа . При ней закрепляется новая модель мышления, способствующая постепенному избавлению от болезни. Обычно такой случай предполагает выполнение письменных заданий, изучаются типичные ситуации, рискованные моменты, определяются положительные и отрицательные моменты, проводится анализ каждого отдельного случая, когда ребенок или подросток чрезмерно увлекался виртуальным миром. Что он при этом чувствовал? Зачастую с этим явлением связаны ошибочные суждения, неверная модель предположений. Пример: «Я побеждаю в этой игре, меня все начинают уважать» и так далее. Сначала специалист выявляет ошибочные суждения, потом происходит корректировка неверных утверждений.
  • Терапия поведенческая . Что она предполагает? Наставления на новый путь поведения. Объяснение, как себя вести в сложных ситуациях.
  • Расслабляющая терапия либо эмоционально-образная . Предполагает борьбу с депрессивным, стрессовым состоянием.
  • Сеть поддержки . В ней участвуют близкие люди. Специалист объясняет им, как себя вести с зависимым.
  • Программа самопомощи . Может включать в себя книги, разнообразные групповые терапии, службы быстрого реагирования.

Итак, насколько долгим будет курс лечения, помогающий окончательно решить проблему? Это зависит от особенностей ситуации. Если подросток играл в игры несколько лет на регулярной основе, то лечение будет проходить дольше. Гораздо лучше ситуация, если зависимость не приобрела хронический характер, в случае которого могут даже понадобится медикаменты. В этом случае необходимо участие врача – только он может выписать соответствующие препараты. Лечение может завершиться после нескольких визитов к специалисту, а может занять много месяцев. Во многих случаях достаточно одного-двух визитов к профессионалу, который выставит верные ориентиры для поведения семьи.

Влияние гаджетов на жизнь детей

Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.

Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?

Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.

Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.

Влияние смартфона на физическое здоровье детей

Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:

  • Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
  • Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
  • Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
  • Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
  • Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.

Влияние смартфонов на психику детей

Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо

Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность

Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды

С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.

Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector