Кризис семи лет у ребенка: симптомы, признаки, причины

Причины развития детского кризиса

  • Детям все еще нелегко взять и переключить режим садик на школу, и тем более с избытком незнакомых чувств. Соответственно могут появляться нетипичные, даже для самого спокойного крохи, реакции.
  • Новые потребности, и их хочется удовлетворить самостоятельно. Поэтому если дитя не готов к поиску решений или в его воспитании присутствуют строгие ограничения, кризис у детей не заставит себя ждать.
  • Социальный статус. Когда ребенок приходит в школу, он сталкивается с тем, что у каждого из сверстников разные знания, подготовка, особенно психологическая. И могут возникать трудности с общением, выполнением заданий. Что может привести к детской депрессии, а именно к кризису в 7 лет ребенка.
  • Переоценка ценностей. Буквально месяц назад важнее всего было поиграть в любимые игрушки, а теперь учеба берет вверх над другими видами деятельности. Это может немного сбить ребенка с толку.
  • Еще одной причиной детского кризиса является активное становление коры мозга, а именно развитие интеллекта. Знания в большом объеме за один раз могут немного пугать чадо и ему необходима будет разгрузка, т.е. занятие не требующее усилий в получении знаний.

Что делать родителям в кризисный период?

Для родителей «кризисных» детей, которые уже перешагнули грань адекватного поведения, есть только одна рекомендация: скорее обращаться к психологу, пока временные негативные явления не стали чертой характера чада

Важно помнить, что поведение ребенка как зеркало отражает последствия воспитания его родителями. Поэтому поход к психологу не означает «спихнуть» ребенка на «воспитывающего» специалиста

Перевоспитаться прежде всего должны родители, и тогда вести самого ребенка к психологу может быть необязательно.

Если сразу же не убирать психологические проблемы ребенка, они обязательно появятся в зрелом возрасте. Например, в виде различных страхов, фобий, панических атак, неуверенности в себе и прочее. Тогда на помощь придет психолог.

Для тех родителей, которые только столкнулись с первыми проявлениями кризиса или ожидают его всплеска в ближайшее время, есть несколько универсальных советов по воспитанию младшего школьника, которые помогут справиться с серьезными проблемами в будущем.

Первое правило психологии общения с ребенком 7 лет — объяснять. В малыше просыпается познавательский интерес, и безопаснее всего удовлетворять его родителям. Ему становятся интересны причины явлений окружающей природы, социальных феноменов и прочего. Для родителей это шанс заново начать познавать мир, а для ребенка — впервые открыть его. Это правило работает и в воспитательных целях: если родители хотят оградить чадо от чего-либо через запрет, то необходимо объяснить последствия нежелательных действий. Во-первых, это сработает эффективнее, т. к. интерес к «методу научного тыка» будет заранее удовлетворен. Во-вторых, при помощи аргументированного объяснения можно с большой вероятностью избежать конфронтации и слепого упрямства.

Следующая рекомендация — слушать. Это поможет сформировать нормальную самооценку и в будущем избежать боязни публичных выступлений. Даже если вы знаете, что рассказ приукрашен фантастическими подробностями, внимательное выслушивание позволит понять внутренний мир ребенка, обсудить и уточнить спорные моменты. Дети в 7 лет уже способны к достаточно аргументированной дискуссии, им нравится, когда их позицию выслушивают и прислушиваются к ней.

Еще одна полезная привычка — советоваться

Малышу важно, чтобы его мнение учитывали. Поэтому в 7 лет, выбирая одежду или игрушку, необходимо советоваться, совместно искать компромисс и обсуждать его решения

В кризис 7 лет чаду важно считать себя полноправным членом общества, быть наравне со взрослым. Подобное «равное» общение поможет сформировать навыки рассуждения, дискуссии и ответственности.

В рекомендации родителям от психолога на период кризиса 7 лет входит также предоставление личного времени. Младший школьник должен учиться распоряжаться свободными часами на свое усмотрение — это повышает его личную ответственность и формирует навыки тайм-менеджмента. Предварительно следует объяснить, какие дела необходимо выполнить и какая ответственность ожидает в случае уклонения от обязанностей. Подобное демократическое воспитание действует гораздо эффективнее прямых директив и авторитаризма, т. к. в случае предоставления свободы малыш сам принимает ответственность за свою жизнь, а не ждет указания от старших.

Наконец, самыми важными пунктами являются полное исключение насилия в воспитании и отказ от позиции, в которой ребенок воспринимается как собственность взрослого

Нужно понимать, что в 7 лет важно обрести навыки самостоятельности и взрослой жизни, а с физическими наказаниями и жесткими указками чадо превращается в игрушку родителей, порой озлобленную и неблагодарную. Эти воспитательные методы неприменимы, каким бы раздражающим не его было поведение

В случае, когда у малыша проявляются жестокость и деструктивность, лучше всей семьей обратиться к психологу, чем усугублять положение подобными методами «воспитания».

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего — нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.


Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно

Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Дошкольное детство (3-7 ЛЕТ)

Этот период характеризуется активным изучением социальных отношений. Ребенок усваивает через общение со своими родными и ровесниками, как проходит процесс взаимодействия между людьми. В этот период на ребенка влияет то, как к нему относятся окружающие. Если его любят и проявляют к нему много внимания и заботы, он чувствует себя уверенным и защищенным. Это способствует нормальному психологическому развитию и формирует у него положительные качества характера. Кроме того, в этом возрасте взрослые начинают предъявлять к ребенку требования. Например, соблюдать правила морали.

Особенностью этого возраста является осознание ребенком своей неисключительности, он начинает понимать, что в семье любят не только его, но все одинаково трепетно относятся друг к другу, а он, ребенок, — не центр вселенной. Это приводит к разочарованию, а иногда к агрессии и капризам.

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» — своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Советы родителям

Впадать в панику точно не стоит. В первую очередь потому что проблему кризиса в возрасте 7 лет у ребенка это не решит. Необходимо побороть в себе паникершу и сделать шаг через проблему вместе.

Очень важно выслушать малыша когда ему это нужно, даже если его слова кажутся абсурдом. Это значит выслушать до конца не перебивая, что говорит о уважении к нему, как к личности и повышает самооценку;
Поддерживайте самостоятельность, особенно если причину запрета какого-то действия в одиночку объяснить не можете;
Если ребенку нужна помощь, не откладывайте на потом;
Хвалите ребенка за все его достижения, даже если они кажутся незначительными, для крохи это очень важно;
Пусть ребенок участвует в обсуждении некоторых семейных вопросов, это дает ему уверенность, что с его мнением считаются, а он равноправный член семьи

И очень важно избегать критику, так как она не будет воспринята, а обидеть может;
Старайтесь отвечать на все вопросы сразу, если ребенок не будет получать ответ, он потеряет интерес задавать новый и не только вам, а в целом к новым знаниям;
Требования к ребенку не должны разниться, если мама так говорит, значит и папа. Договаривайтесь заранее о том, что можно, а что нет;
Научите ребенка бороться с гневом и истериками, покажите, как можно выразить эмоции и не задеть близких;
Дети копируют поведение родителей. Особенно, если семью настиг детский кризис. Так что возможно крики и истерика, это не его личное поведение, а копирование других членов семьи.

Стоит помнить, что кризис в 7 лет у ребенка проходит в любом случае. Но как он будет проходить сугубо индивидуально. И упор стоить делать не на проблемах, а на изменения в ребенке. Появление детского кризиса это естественный процесс, который показывает вам, что малыш готов сделать шаг на новый уровень своего развития.

Причины

Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет — первое, что ему придется пережить.

Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь кризисов детского возраста

В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 8 лет часто врет?

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Сроки

Многие, ошибаясь, думают, что кризис 7 лет наступает, когда ребенку исполнилось 7 лет. Или когда он в первый раз отправляется учиться и начинает видеть суровую реальную действительность.

Проявления кризиса происходят у шести-семилетних детей. Это обусловлено стремлением родителей позаботиться об их подготовленности к учебе загодя. В детсаду требования становятся более серьезными. Ребенок начинает посещать «школу будущего первоклассника» и не может не почувствовать, что предстоят изменения, и, если все это происходит неожиданно в его жизни, формирование психических новообразований может начаться еще до того, как дитя отправится в первый класс. Случается и так, что сложности осознаются детьми через промежуток времени. Кризис наступает тогда, когда детская психика к нему не подготовлена.

Кризис не может случиться в одночасье. Постепенно происходит нарастание трудностей, сходное с комом снега. Вначале сформируется одно новообразование и появится симптоматика, им обусловленная. Позже обнаружит себя второе и так далее.

По утверждениям специалистов-психологов длительность кризиса 7 лет равна шести-семи месяцам и обусловлена особенностями психики ребенка.

Рекомендации родителям

Родители должны проявить много терпения, любви, уважения и такта к ребенку

Важно обращать внимание и уважать чувства и переживания малыша. Не ругать за показушничество, а увидеть в этом просьбу о поддержке

Свои проблемы в этом периоде ребенок решает с помощью воображения. В связи с этим посредником между родителями и ребенком станет сказка. Она мгновенно уносит детей в мир фантазий, где проблемы не кажутся такими пугающими, как в реальности и решаются сами собой.

Логическое мышление пока чуждо ребенку, а наставления раздражают. Ему интереснее и понятнее образы, сказки со скрытой моралью. Вместе с тем для дошкольников характерно отождествление себя с героями сказок. Они пока не могут как взрослые посмотреть на себя со стороны, но могут проанализировать поведение и жизнь героя, а вместе с этим найти у себя схожие с  героем черты или взять на вооружение тактику поведения в трудной ситуации. Через сказку можно решить все проблемы дошкольника. Дошкольник боится обсуждать свои желания, мучающие вопросы и фантазии с родителями, но через сказку он сделает это с легкостью.

В дошкольном возрасте полезно использовать два вида сказок: терапевтическую и умную.

Терапевтическая сказка

Терапевтическая сказка помогает ребенку справиться со своими переживаниями. Попросите ребенка придумать сказку, в ней он сам того не подозревая, закодирует свои страхи, переживания, эмоции и чувства, неудачи. Например, герой в темноте победит всех чудовищ – уйдет страх темноты. Если ребенок не может сам закончить сказку, то помогите ему придумать концовку. А еще лучше предложите несколько альтернативных вариантов завершения истории. Придумать историю могут и сами родители, если им известно о проблемах ребенка.

Умная сказка

Умная сказка направляет ребенка и формирует у него определенные положительные черты. Сами родители могут выбрать из существующих историй или самостоятельно придумать сказки, воспитывающие конкретные нравственные качества или личностные черты (заранее решите, что именно хотите воспитать в ребенке). Сказки не обязательно должны воспитывать черты личности, они также могут давать ответы на жизненные вопросы или формулировать жизненные цели и планы.

Выбирайте простые сказки. Одна сказка – одно качество, цель или задача. Лучше прочитать несколько сказок, чем запутать ребенка обилием воспитательного материала в рамках одной истории.

Обязательно подкрепляйте сказки иллюстрациями. Как вариант – делайте совместные с ребенком зарисовки.

Что собой представляет «возрастной кризис»?

Мамы и папы будущего первоклассника обычно задают себе такие вопросы:

Многие родители считают, что главное для школьника – это усидчивость, умение воспринимать информацию и делать свои выводы, действовать по общепринятым правилам. Шестилетки уже знакомы с распорядком дня, выполняют то, о чем их просят родители, придерживаются определенных норм поведения.

Если раньше он спокойно выполнял какие-то поручения и соблюдал простые правила, установленные родителями, то теперь его поведение – это постоянный протест. Очень часто после летних каникул, проведенных у бабушки, мамы и папы наблюдают такую картину: их сын/дочь не слушают, что говорят старшие, спорят, отстаивают свое мнение, не соблюдают режим дня. Детские психологи утверждают, что в период кризиса отношения родителей с детьми претерпевают существенные изменения. При этом часто проявляются отрицательные черты в поведении младшего члена семьи: упрямство, капризность, непослушание и т.д.

Взрослые не понимают, почему их послушный мальчик вдруг стал себя вести. Но еще больше их беспокоит, как же он будет слушать учителей в школе, если родные для него не авторитет. Но психологи утверждают, что такое поведение будущего школьника – закономерный этап, который должны пройти все дети, переживающие возрастной кризис. Для того, чтобы понять, как действовать в той или иной ситуации, будущий первоклассник должен для себя определить, что же это за правило. Дети быстро понимают, что правила ими не установлены, и вполне понятно, почему они пытаются их нарушить.

По каким признакам определить начало

Главное – не пропустить начало кризиса. Родители первыми увидят начальные признаки. Их правильные действия помогут ребенку «перерасти» проблему, чтобы в дальнейшем не пришлось бороться с комплексами из детства.

Признак начавшегося кризиса легко заметить по изменившемуся поведению ребенка, помогут элементарные тесты, доступные каждому родителю. Если есть такие симптомы, как пререкание со старшими, непослушание, вспышки гнева или, наоборот, заниженная самооценка, замкнутость, утомляемость, можно с уверенностью признать наличие кризиса.

Психологи подчеркивают, что о наступлении кризиса 7 лет у ребенка свидетельствуют поведенческие реакции детворы:

  • Нарочитая пауза как реакция на требования взрослых (дошкольник или совсем не исполняет указание, или всячески затягивает выполнение).
  • Частые препирательства – просьба взрослого вызывает бурю возмущения, чадо яростно оспаривает даже справедливое замечание. Показателен такой аргумент: «Да-а-а, ему можно, а мне нельзя!».
  • Обманная реакция, направленная на скрытие отрицательных поступков при нарушении правил.
  • Демонстративное невыполнение привычных обязанностей, которые раньше выполнялись ребенком безоговорочно.
  • Приобретение самостоятельности и верное стремление к ней как реакция на новые дела и обязанности, которые будущий школьник раньше не выполнял.

Почему на языке вскакивают прыщики

Внешний вид языка является своеобразным «зеркалом», которое отражает состояние организма и здоровья человека, поэтому любые изменения, в том числе прыщи, как правило, свидетельствуют о внутренних проблемах. В список причин, которые вызывают появление высыпаний на языке, входят:

  • инфекционные и воспалительные заболевания полости рта (стоматит, герпес, кандидоз, глоссит);
  • механические повреждения и травмы слизистой;
  • авитаминоз и неправильное питание (несбалансированный рацион, обилие острой, маринованной, соленой и горячей пищи);
  • вредные привычки, включая курение и употребление алкоголя;
  • аллергические реакции, чаще всего на продукты питания;
  • болезни внутренних органов и систем;
  • снижение иммунитета;
  • прием некоторых лекарственных препаратов.

В зависимости от факторов, которые вызвали заболевание, высыпания на языке имеют характерные особенности. Они могут быть белыми, красными, желтыми или розовыми, сопровождаться дополнительными симптомами (боль, жжение, лихорадка и т.д.) и локализоваться на разных участках слизистой оболочки.

Так, реакция организма на аллергены проявляется небольшими красноватыми или розоватыми высыпаниями, кожные покровы вокруг отекают и воспаляются, а при травмировании тканей появляются красноватые с водянистым содержимым прыщи, которые при прикосновении вызывают острую боль.

На поверхности языка нет сальных желез, поэтому прыщей или угрей в привычном смысле слова на этой части тела быть не может. Просто узлы и новообразования, которые появляются на слизистой оболочке ротовой полости, очень похожи на обычные прыщи, и в обиходе за ними закрепилось это название.

Юношеский кризис (кризис 17 лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Как определить у ребенка кризис?

Выявить, переживает ли малыш переломный момент жизни, родители могут, понаблюдав за ним. Далее, ответив на вопросы, предлагаемой ниже, анкеты, мама или папа смогут подытожить свои наблюдения.

Отвечать на вопросы следует максимально искренне. Если упомянутое поведение не присуще вашему отпрыску, то ставьте «0» баллов, если замечали периодически – «1» балл и «2» балла, когда описанное поведение повторяется постоянно.

Анкета на определение наличия кризиса 7 лет:

  1. Ваш ребенок очень изменился, стал как будто другим.
  2. Чадо часто грубит, не слушается, перебивает взрослых.
  3. Малыш потерял интерес к занятиям, которые ранее интересовали, увлекали его.
  4. Отвести в детский сад затруднительно, отказывается на отрез.
  5. Предпочитает играть со старшими ребятами, чем с крохами.
  6. Проявляет интерес к игре «в школу».
  7. Настаивает на своем, не смотря ни на что, упрямится.
  8. Гримасничает, кривляется, разговаривает другим голосом.
  9. Не редко конфликтует с окружающими по пустякам.
  10. Копирует поведение взрослых, подражает их поступкам.

Подытожив полученный результат, сумма баллов будет состоять от 0 до 20. Анализ ответов:

  • 0-5 баллов – довольно маленький результат. Такое спокойствие может свидетельствовать о том, что Ваш отпрыск переживает кризис внутри себя. Это может негативно сказаться на психоэмоциональном развитии.
  • 6-10 баллов – это по всей вероятности не кризис. Плохое поведение объясняется не правильностью воспитания или определенными особенностями темперамента.
  • 11-20 баллов – результат подтверждает пребывание крохи в стадии кризиса 7 лет. Помочь отпрыску преодолеть этот период можно, пересмотрев и изменив поведение по отношение к ребенку, уменьшив требования, дав больше свободы.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector