Логопедические и речевые игры, страница 3

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Логопедические занятия — Конспект логопедического занятия в средней группе для с ОНР на тему «Семья»

Публикация «Конспект логопедического занятия в средней группе для с ОНР на тему…»
Конспект- занятия Тема : Семья Цель: — развивать связную речь. Задачи: 1. Учить употреблять в речи притяжательные прилагательные. 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; 3. Учить использовать в речи глаголы. 4. Закрепить навык…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей логопедической группе по постановке и автоматизации звука
Цели: постановка и автоматизация звука . Задачи: Образовательные: • Постановка и закрепление фонемы в отраженном повторении за логопедом, самостоятельно. • Обогащение словаря. Коррекционные: • Формирование навыков слогового анализа. • Закрепление звука в изоляции, в…

Коррекционно-логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Мебель»
оррекционно-образовательные цели: Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами: в, на, под, за, из-под; согласование числительных с существительными. Совершенствование навыков слогового…

Занятие учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС
План. I. Вступление. II. Построение занятия в соответствии с требованиями ФГОС: а) системно-деятельностный подход; б) технологии обучения; в) современная структура урока в рамках ФГОС; г) этапы урока по ФГОС в начальной школе; д) анализ урока на основе системно-деятельностного…

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

 «Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка –  ладони прижаты друг к другу,  пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком

Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

Что звучит?

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

Слова-вагончики

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Маленькие поэты

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Речевое развитие детей 5-6 лет

5-6 лет – ответственный период в жизни малыша, поскольку начинается его активная подготовка к школе. И если еще год назад можно было списать все проблемы на юный возраст, то теперь придется взглянуть правде в глаза – если ребенок не произносит верно большую часть звуков, путается, не может построить связное предложение, то серьезная проблема налицо и более откладывать визит к профессионалу нельзя.

Дети в этом возрасте уже должны связно говорить, обладать развитым фонематическим слухом, уметь формулировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нормальный темп речи формируется к пяти годам, замедленная или, напротив, очень быстрая и нечеткая речь в этом возрасте крайне нежелательна.

Также к числу речевых норм относится следующее.

  • Правильное произношение всех звуков – каждый из них должен четко звучать как в составе слога и слова, так и в целом предложении.
  • Способность передавать восклицательную и вопросительную интонацию.
  • Словарный запас становится все более богатым, родители уже не смогут перечислить все слова, которыми владеет их ребенок, их около 3 тысяч. Также в этом возрасте многие дети активно придумывают новые слова, забавные и необычные, которые со временем забудутся. Активно развивается непроизвольная память, поэтому малыши без проблем запоминают только что услышанные выражения.
  • В речи начинают звучать сложные по построению фразы, предложения становятся все более развернутыми, ребенок в состоянии подробно рассказать о событии, свидетелем которого он стал.
  • К 5-6 годам в речи малышей уже должны четко звучать традиционно «трудные» фонемы и , если же этого не происходит, то налицо проблема и требуется помощь логопеда.

Понять, что речевое развитие пятилетки соответствует возрасту, можно по его способности придумать связный рассказ по картинке, наличию в речи различных частей речи, абстрактных и обобщающих слов. Такие ошибки, как неправильное употребление форм множественного числа («яблоков» вместо «яблок») говорят лишь о том, что у дошкольника пока недостаточно знаний для правильного построения фразы, и к речевым проблемам они отношения не имеют.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Весьма важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Разумеется, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут мощно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свертеть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легковесно покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо представить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

Необходимо заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в облике конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная литера. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить. При верном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает преподаватель. В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.Ехидна, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр. В игре с повторениями звуков дитя должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.Стих на звук С.Муха присела на слона,Муха удивляется:Где же слон? Одна спинаПо лесу болтается!Для тренировки произношения звука Ц.Цапля, стоя на крыльце,Объясняет литер «Ц»:— Подойди, цыпленоу Цып!Повторяйка: цып-цып-цып!Если выучишь урок,Подарю тебе цветок!Для проговаривания звука З.Повстречаться Змей и Змея захотели.Встретиться Змей и Змея не сумели.Ехидна в облаках, а Змея на земле.Надо бы Змею спуститься к Змее

Сейчас важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра.

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит

Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья)

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности. Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты. Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение. Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой

Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Карьяла Парк

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект выговоры, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей собственно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой вытекает провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нательнее челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с размашисто открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком стиля по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен выговаривать звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Дитя должен проговаривать слова следом за обучающим.Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во другой игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
  3. Дитя должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные поступки на усмотрение обучающего при услышанных словах.Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На любой звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на литер Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать пора, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector