Детский мат в шахматах

О Править

  •  — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

История возникновения игры

Необычное слово «чатуранга». Мало кто его слышал сегодня. На самом деле это название игры в древней Индии, которая стала прародительницей шахмат. В нее играли вчетвером, а фигур у каждого было всего восемь. Раджа (король), колесница (ладья), кавалерия, слон и четыре пешки. Цвета так же отличались от современных. На доске стояли красные, зеленые, желтые и черные статуэтки. Не просто — поставить шах и мат!

Был, правда, вариант для двоих игроков. По количеству и расстановке фигур он в точности соответствует шахматам сегодня.

Второй версией происхождения является византийская. В средние века ромейская знать развлекалась в Затрикион. Два противника, по 16 фигур у каждого. Вроде, все, как и сейчас… Но не все так просто! Доска была круглая! Шестнадцать полей по внешней окружности и четыре – по ширине игрового кольца.

В Российской Империи в XVIII–XIX вв. были популярны шахматы для четырех игроков с крепостями. 76 фигур, 192 клетки и двадцатиугольная доска!

Сегодня есть поля в форме цилиндра и тора (бублик). Можно поставить шах и мат, обойдя сзади!

А изобретенная в 1948 году модификация этой забавы дополнена правилами шашек и называется шашматы. Ходить можно только по черным клеткам, а у каждого участника 8 пешек, 2 короля, 1 слон и 1 верблюд (другое название – няня; то же, что и конь в стандартных шахматах).

«Боевая» версия игры предполагает следующее. Доска разделяется по горизонтали на две половинки, и противники расставляют войска скрытно друг от друга. Далее собирается в одно целое и продолжается по обычным правилам.

Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода

А именно:

Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные

Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.

На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.

Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:

А вот посмотрите на детский мат интерактивно:

К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.

А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:

Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.

Итак давайте к делу.

1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.

2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.

3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.

Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.

Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.

Второй вариант детского мата

В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.

1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))

Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.

2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.

Вот вам и мат в 2 хода.

Как защититься от детского мата?

На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.

Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.

Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.

И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.

И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.

А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.

Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.

Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.

Матование одинокого короля

Не всегда достигается объявление мата на дебютной стадии и партия зачастую переходит в эндшпиль, который в конечном итоге приводит к потере всех фигур одной из сторон. И здесь стоит задача заматовать короля. Необходимо учесть, что задача усложняется правилами ФИДЕ:

  • После 50 ходов, не приведших к изменениям (потеря фигур или мат) в партии, объявляется ничья
  • При трехкратном повторении комбинации также объявляется ничья
  • Вероятность патовой ситуации

При любом эндшпиле, как полагается, в матовании одиночного короля активно участвует и король сильной стороны. Сложность победы также зависит от числа и качества оставшихся фигур. Независимо от первоначальной позиции одинокого короля, мат за 50 ходов достигается при наличии следующих фигур:

  • Ферзя
  • Ладьи
  • Слона и коня
  • Или наличие большего числа фигур, чем у соперника

Следовательно, отвечая на вопрос, можно ли поставить мат слоном и конем? Да, можно, однако, такой вариант является самым сложным, который не всегда могут реализовать даже квалифицированные разрядники.

М Править

  •  — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
    •  — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    •  — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    •  — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Рокировка

Ещё одно особое правило называется «рокировкой» — единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой

Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

Мат Легаля

Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.

Мат Легаля по ходам

  • 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
  • Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
  • Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.

Противники сделали по  четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле,  ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого  ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!

Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым.  Всего  семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь  — Кd5×.

Т Править

  •  — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  •  — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Ограничение пространства

Когда на доске остается одинокий король против короля, слона и коня противника, план действий обеих сторон акцентирован на центре поля, только с разной задачей:

  • Сильнейшей стороне необходимо ограничивать пространство короля, оттесняя от центра
  • Слабой стороне, наоборот, требуется как можно дольше задерживаться в центре поля.

Одинокий король не способен сопоставить себя централизованной силе нескольких фигур и вынужден будет отступить от центра в течении 10 ходов.

Однако, опытный шахматист, играя слабой стороной, всегда будет стремиться в угол, не соответствующий требованиям для мата, тем самым обезопасит своего короля. Перевод одинокого короля в необходимый угол происходит достаточно просто:

  1. К f7+ Кр g8
  2. С g6 Кр f8
  3. С h7 Кр е8
  4. К е5! Кр d8
  5. Кр е6 Кр с7
  6. К d7! Кр b7
  7. С d3! (черный король попался в сторону белого угла) Kp c6
  8. С с4 Кр с7
  9. С d5 Кр d8
  10. Кр d6 Кр е8
  11. С е6 Кр d8
  12. С f7 Кр с8
  13. К с5 Кр d8
  14. К b7+ Кр с8
  15. Кр с6 Кр b8
  16. Кр b6 Кр с8
  17. С е6+ Кр b8
  18. К с5 Кр а8
  19. С d7 Кр b8
  20. К а6+ Кр а8
  21. С с6#.

Допустим, на четвертом ходу черные решили подольше задержать короля в районе угла h8, в таком случае:

  1. … Кр f8
  2. К d7+ Кр е8
  3. Кр е6 Кр d8
  4. Кр d6 Кр с8
  5. С g6+ Кр d8
  6. С f7 Кр с8
  7. K c5 и далее по вышеуказанному алгоритму.

В конечном итоге принудительная передислокация одинокого короля в нужный угол будет достигнута.

Что такое мат

Это не брань поверженной стороны, а просто сходное по звучанию слово. На персидском языке оно означает «беспомощен, обездвижен», а в арабском – «умер».Вашего короля атакуют, а бежать некуда, побить нечем и закрыться никак? Вот это и произошло. Всё, шах и мат, что означает «конец игры».

Главная задача – не допустить такого поворота событий любой ценой. Может получиться сыграть вничью, создать патовую ситуацию. Но лучше детально разобраться во всех тонкостях игры и дирижировать самому положением на доске.Анализируйте партии по записям, разбирайте решения гроссмейстеров на чемпионатах мира. Выучите, наконец, чем дебют отличается от миттельшпиля!

Эта потрясающая игра настолько разнообразна и многогранна, что, подружившись с ней, вы начнете меняться в лучшую сторону. Даже если сейчас не все так хорошо, как хотелось бы.

Ну ничего, скоро так освоите стратегию и тактику, что сможете сражаться с несколькими противниками сразу!

А сейчас давайте разберем основные варианты победы.

Начало игры

Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними — кони, после коней — слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен… либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

Как защититься от детского мата?

Чтобы защититься от детского мата, достаточно совершить1 действие, которое будет нестандартным в данной ситуации. Любое смещение позиций приведет к тому, что поставить такой шах и мат так быстро не удастся.

Можно разобрать пример, когда вы все-таки допустили постановку ферзя на позицию h5. В этом случае просто переместите своего ферзя на позицию f6. Это позволит заблокировать следующие шаги противника. Да, данный способ не будет идеальным, и лучше даже не доводить до этой ситуации. Но из него можно выжать для себя быстрый положительный исход. Отталкиваясь от следующего хода, вам необходимо поставить слона на позицию c5, чтобы самому создать аналогичную ситуацию, которая может привести к ответному мату.

Если вы действуете от обороны, то всегда можно поставить и пешку на g6, чтобы атаковать белого ферзя. В любом случае, такие действия приведут к тому, что позиции соперника будут заметно слабее ваших и ему придется отступать. При этом, защита пешкой на g6 возможна только в случае, если с самого начала партии ваш конь стоит на позиции c6.

Есть и другие варианты защиты. Вы можете нестандартно сыграть на первом ходу. Не обязательно отвечать белой пешкой e2-e4, движением своей пешки. Всегда можно начать с других фигур. Вариативность шахмат достаточно высокая, чтобы при правильной защите сделать шахматную партию более интересной и разнообразной.

Так что такой ситуации очень легко избежать, если правильно анализировать позиции соперника и создаваемые им комбинации.

Обратите внимание на видеоурок, в котором мы разбираем эту разновидность постановки мата

К Править

  •  — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  •  — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  •  — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Как быстро победить в шахматах

Watch this video on YouTube

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Д Править

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  •  — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  •  — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Защита от детского мата

Как избежать мата в партии? Необходимо внимательно следить за ходами противника – и в случае угроз – немедленно предпринимать меры по защите. Расскажите ребенку, что ферзь очень сильная фигура и выводить его в начале партии ошибочно, ведь он сразу подвергнется атаке со стороны других фигур. Если соперник рано вывел ферзя, чтобы поставить вам мат, необходимо этим воспользоваться – можно напасть на него и заодно предотвратить мат.

Кроме хода ферзь f6, черным могут сходить пешкой g6 с нападением на ферзя белых. Такой вариант подойдет, если черная пешка e5 под защитой (конь стоит на c6 либо пешка на d6). Белые хотели поставить мат, а в итоге им придется спешно убегать, чтобы не лишиться ферзя. Позиция у черных стала лучше, чем у белых. Существуют и другие способы защититься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector