Методика марии монтессори: суть и принципы метода
Содержание:
- С какого возраста можно использовать монтессори-метод?
- Чем заменить Монтессори-материалы
- Методика Монтессори: суть и принципы
- Педагогическая система Монтессори
- Плюсы и минусы системы
- Как создать дома монтессори-среду
- Дидактический материал Монтессори — на что направлен
- История системы
- Интересная история
- Развитие ребенка в 4 месяца
- Суть и принципы методики М.Монтессори
С какого возраста можно использовать монтессори-метод?
Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.
Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.
Нидо-группы
В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.
К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).
Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.
Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.
Тоддлер-группы
Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.
Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:
- становится более самостоятельным и независимым;
- учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
- приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
- обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
- начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
- учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.
Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.
Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.
Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.
Чем заменить Монтессори-материалы
Многие подлинные развивающие материалы стоят дорого. Я пытаюсь заменить их самодельными аналогами. Но тут почти полное фиаско. Добиться эстетичности в предметах, сделанных своими руками, не удаётся. Я вижу, как тянутся руки ребёнка к качественной игрушке и как он фыркает при виде старой коробки с вырезанной дыркой, хотя и вырезанной с большой любовью. Думаю, дело в моей неаккуратности. Хотя за два года я заметно выросла в плане творчества и рукоделия.
Мы с мужем начинали с вырезания отверстия в пластиковой бутылке, а сегодня гордимся сделанной нами розовой башней. Также были рамки-вкладыши на три фигуры и на десять для подготовки к письму, рамки с застёжками, подносы, шершавые таблички и многое другое. Скоро возьмёмся за коричневую лестницу и шершавый алфавит.
Методика Монтессори: суть и принципы
Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.
Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.
Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.
Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.
Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.
На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.
Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.
Студии Монессори охватывают два возрастных периода:
- студии для детей от нуля до трёх лет;
- студии для детей от трёх до шести лет.
Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее
Зоны Монтессори
Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:
- Практическая зона
- Сенсорная
- Математическая
- Языковая
- Космическая зона
В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.
Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость
Память и внимание здесь тоже задействованы
Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.
В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.
Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.
По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.
Педагогическая система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.
«Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Принцип системы Монтессори
Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.
В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.
Личное пространство
В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.
Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.
Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.
Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.
Отличия системы Монтессори
Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.
Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори — пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.
Жизненная практика
В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
Плюсы и минусы системы
Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.
Плюсы
Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
Индивидуальный темп развития.
Ребята познают мир, совершая открытия
Это способствует лучшему усвоению материала.
Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
Интеллект ребенка развивается через органы чувств
Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
Быстро прививаются навыки самообслуживания.
Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.
Минусы
- Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
- В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
- Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
- Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
- Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
- Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
- Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.
Как создать дома монтессори-среду
Основное понятие в педагогике М. Монтессори – развивающая среда. Детская по Монтессори — это пространство, в котором растет ребенок, и где каждый предмет – своего рода дидактический материал, направленный на развитие тех или иных качеств и умений. Какие-то материалы проще купить: выполненные профессиональными мастерами, они на 100% отвечают требованиям безопасности, долговечны и максимально удобны для малыша.
К таким покупкам относятся деревянные игрушки: простые или декорированные, которые сделать «на коленке» на должном уровне практически невозможно, если только этим не занимаются профессиональный столяр вместе с квалифицированным педагогом.
Другие предметы, особенно для развития сенсорного восприятия, вполне по силам изготовить каждой маме:
-
Мешочки или шарики из хлопковой ткани разных расцветок с разными наполнителями:
крупами, камешками, бисером, раскрошенным пенопластом, и другими безопасными материалами. Мешочки должны быть прочно зашиты со всех сторон, что особенно актуально для игрушек, предназначенных совсем маленьким деткам.
-
Погремушки с различными наполнителями
Погремушки из пластиковых баночек, яиц от киндер-сюрприза или других ёмкостей с крышками, наполненных разной «начинкой». Есть и готовые, яркие и привлекательные для малышей фигурки, но примитивный вариант по силам создать любой маме.
-
Ящик с песком
Низкий широкий и длинный деревянный ящик наполняют тщательно промытым, прокипяченным в течение часа или прокаленным в духовке речным песком.
Несмотря на внешнюю простоту, игрушка имеет колоссальное влияние на развитие ребенка: улучшаются моторные функции, сенсорное восприятие, игры с закапыванием мелких игрушек или строительством песочных замков очень полезны для логики, пространственного мышления, воображения.
Ребенок познает физические свойства веществ: песка и воды, на практике усваивает их. Этот игровой модуль – находка для родителей беспокойных крох с дефицитом внимания.
Даже самый подвижный малыш способен с наслаждением возиться в песке, к тому же эти игры расслабляющим образом действуют на нервную систему, успокаивают, снимают тревоги и страхи.
-
Ёмкость с водой и мерные ёмкости разного размера
В большинстве своем дети любят игры с водой, а мамы – не очень. Ведь после мокрого веселья приходится производить внеплановую уборку. Система Монтессори предлагает родителям дать ребенку после игры в руки инструменты для уборки: красивую тканевую салфетку и ведерко – пусть развивает навык уборки за собой.
В процессе можно поучить ребенка аккуратно складывать салфетку. Методикой разработаны даже идеальные салфетки для обучения складыванию из мягкого гипоалергенного материала.
-
Шнуровки и развивающие панно, бизиборды.
Модное сегодня слово бизиборд может обозначать самый разный набор элементов, расположенных на одной доске.
Дидактический материал Монтессори — на что направлен
В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:
- цветные катушки;
- штанги красного цвета;
- башня;
- коричневая лестница.
Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:
- выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
- ученик готовит место, где он будет заниматься;
- происходит работа с материалом;
- коррекция ошибок;
- после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.
Дидактический материал
Во время занятий по необходимо придерживаться определенных правил:
- Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
- Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
- Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
- Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
- Во время занятий материалы не передаются между детьми.
- Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.
Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому
Ребенок собирает башню
Дидактический материал служи двум целям:
Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню
Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.
Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть
Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:
- все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
- предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
- материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.
Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья
Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.
Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.
История системы
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.
В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное
Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.
6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.
Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.
Интересная история
Прежде чем приступать к объяснениям, стоит рассказать немного об основательнице данной программы. Монтессори – это не просто педагогическая система. Это названная в честь своей основоположницы – знаменитого врача и педагога из Италии Марии Монтессори — систематизированная схема приемов для получения детьми определенных навыков, умений и знаний.
Изначально предложившая специальную методику обучения детей с отклонениями в развитии, Мария Монтессори даже не могла представить, что спустя несколько десятков лет ее программа будет столь популярной даже среди родителей «беспроблемных» деток.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Двигаясь целенаправленно к своей цели, Мария после школы сумела поступить на факультет медицины Римского университета и в 1896 году защитить диссертацию по психиатрии. Так впервые за всю историю Италии ряды медиков пополнила девушка-врач Мария Монтессори.
Рекомендуем: Методы игровой терапии
Она загорелась идеей помочь детям с отклонениями приспособиться к дальнейшей жизни в социуме еще во времена студенчества. Тщательно изучив специализированную литературу, Мария начала активно практиковать работу с выпускниками младшей школы, у которых наблюдались ограниченные способности. Удивительно, но такая техника подготовки позволила ученикам Марии продемонстрировали великолепные показатели.
В дальнейшем, пожертвовав воспитанием собственного сына и отдав его в приемную семью, Мария углубляется в изучение проблем особых детей, одновременно работая в школе. Длительное время она проводит эксперименты и исследования в области развития ребят с ограниченными способностями. И, будучи уже заведующей кафедрой в том же университете, в 1907 г. Мария Монтессори открывает частное учреждение «Дом ребенка».
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Сказкотерапия — это
Заниматься организацией гуманитарной деятельности после смерти Марии стал ее сын Марио, передавший впоследствии дело своей наследнице, дочери Ренильде. Именно благодаря ее деятельности педагогические основы работы с особенными детьми получили распространение в России. Также существует Международная ассоциация Марии Монтессори (AMI), которая проводит обучение и подготовку педагогов из разных стран.
Итак, что такое Монтессори? Изначально это уникальное философское направление, основой которого является доверие к ребенку. Но также это авторская методика с особыми приемами, позволяющими детям осваивать навыки саморазвития.
При этом взрослые не имеют права вмешиваться в процесс обучения ребенка, но должны помогать в ответ на его просьбы. Программа Монтессори исключает давление на ребенка и принуждение его к принятию конкретного решения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое зона развития?
Концепцию данного направления помогли определить сразу несколько идей Монтессори. В ходе своей практики она пришла к выводу, что:
- Каждый ребёнок уникален, и уже с первых дней жизни его нужно считать полноценной личностью.
- Стремление развиваться и осуществлять полезную деятельность в каждом индивидууме заложено природой.
- Родители и преподаватели должны помогать ребенку в раскрытии его способностей, но не быть при этом образцом для подражания.
- Взрослые должны стимулировать его к проявлениям самостоятельности.
- Рано или поздно каждый ребенок проявляет инициативу.
Развитие ребенка в 4 месяца
Суть и принципы методики М.Монтессори
Методика М.Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М.Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
- Индивидуальная программа обучения;
- Максимальная свобода ребенка;
- Минимальное вмешательство в деятельность ребенка
Для реализации методики М.Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.