Нормативы по физкультуре 6 класс: обновленная таблица данных

Кому подойдет такой вид приседаний

Рекомендуется спортсменам с проблемами в коленных суставах и поясничном отделе позвоночника или тем, у кого недостаточная гибкость в голеностопе и при классическом приседе отрываются пятки от пола.

Упражнение пользуется популярностью у женщин в фитнес-центрах желающим исправить недостатки внутренней поверхности бедер и ягодиц.

В каких видах спорта используется

Приседание с широкой постановкой ног до параллели используется атлетами, которым нужно проработать приводящие мышцы бедер, но не перегружать колени и поясницу.

  • Хоккей. Особенно вратари
  • Конькобежный спорт
  • Горнолыжный спорт
  • Водные лыжи
  • Борьба
  • Пауэрлифтинг
  • Бодибилдинг
  • Полноконтактные виды каратэ

Для концентрации на работающих мышцах и развития взрывного движения в тренировках используется приседание «на ящик», приседание с резиной или цепями.

Нормативы по физкультуре 3 класс: актуальная таблица данных на 2019

Если бегло взглянуть на нормативы по физкультуре за 3 класс, становится понятно, что физическому воспитанию детей сегодня в школах уделяется огромное внимание. Если сравнивать с параметрами за 2 класс, видно, что уровень сложности по всем дисциплинам заметно подрос, также добавились новые упражнения

Конечно же, показатели для мальчиков отличаются от значений к сдаче для девчонок.

Дисциплины физической культуры, 3 класс

Перед изучением нормативов по физкультуре за 3 класс для мальчиков и девочек, давайте рассмотрим, какие дисциплины становятся обязательными в этом году:

  1. Бег – 30 м, 1000 м (время не учитывают);
  2. Челночный бег (3 р. по 10 м);
  3. Прыжки – в длину с места, в высоту с перешагиванием;
  4. Упражнения со скакалкой;
  5. Подтягивания на перекладине;
  6. Метания теннисного мяча;
  7. Многоскоки;
  8. Пресс – подъем туловища из положения лежа на спине;
  9. Пистолеты с опорой на одну руку, на правой и левой ноге.

Уроки проходят три раза в неделю по одному учебному часу. Как видно, в 3 классе в 2019 году в нормативы по физической культуре добавились упражнения с пистолетами и метания теннисного мяча (впрочем, последнее присутствовало в таблицах для первоклассников).

Заметьте, нормативы по физкультуре за 3 класс для девочек несколько легче, чем для мальчиков, также барышни не должны сдавать упражнение «Подтягивание на перекладине». Зато у них сложнее показатели в «Прыжках на скакалке» и упражнении на «Пресс».

Согласно материалам ФГОС, позитивное влияние спорта на психологическое, физическое и социальное здоровье ребенка проявляется в его успешной учебе, адаптации в школьной среде, развитии навыков здоровьесберегательных процедур (зарядка, закаливание, контроль физических процессов), а также в стремлении поддерживать правильный образ жизни.

Соотношение с нормами ГТО 2 ступени

Нынешний третьеклассник – это жизнерадостная девятилетка, которая с удовольствием занимается спортом и легко преодолевает школьные нормативы. В нашей стране активному развитию спорта и физры способствует успешное продвижение Комплекса «Готов к труду и обороне».

  • Это программа по прохождению спортивных испытаний, разбитых на 11 ступеней в зависимости от возраста участников. Интересно, что верхней возрастной планки не существует!
  • Ученик третьего класса сдает нормативы на прохождение 2 ступени, возрастной диапазон которой – 9-10 лет. Если ребенок систематически тренировался, осуществлял правильную подготовку, а также обладает значком 1 ступени – новые испытания не покажутся ему чрезмерно трудными.
  • За каждую сданную ступень участник получает фирменный значок – золотой, серебряный или бронзовый, в зависимости от выданных результатов.

Рассмотрим таблицу норм ГТО, сравним ее со школьными нормативами по физкультуре за 3 класс по ФГОС, и сделаем выводы, готовит ли школа к прохождению испытаний Комплекса:

— бронзовый значок — серебряный значок — золотой значок

Обратите внимание: из 10 испытаний ребенок должен обязательно сдать первые 4, остальные 6 даются на выбор. Для получения золотого значка нужно сдать 8 нормативов, серебряного или бронзового – 7

Готовит ли школа к ГТО?

Итак, какие выводы можно сделать на основании изучения показателей обеих таблиц?

Согласно школьным правилам, кросс на дистанцию 1 км не учитывается по времени – достаточно просто его выполнить. Для получения же значка ГТО – это обязательное упражнение, с четкими нормативами.
Бег на 30 м, челночный бег и подтягивания из виса в обеих таблицах оцениваются примерно одинаково (есть легкие различия в обе стороны);
Существенно сложнее ребенку будет сдать тест ГТО на метание мяча и подъем туловища из положения лежа на спине

Зато проще прыгать в длину с места.
Обратите внимание на школьные нормативы за 3 класс по физкультуре: скакалки, многоскоков, приседаний, упражнений с пистолетами и прыжков в высоту в задачах Комплекса ГТО нет.
Зато в них есть другие, не менее сложные испытания: сгибания и разгибания рук в позиции лежа, бег на 60 м, наклон вперед из положения стоя на полу от уровня скамьи, прыжок в длину с разбега, кросс на лыжах, плавание.

Таким образом, на наш взгляд, отличия в таблицах довольно таки сильные, а значит, если школа стремится повышать уровень спортивного развития учеников, ей стоит дополнить свою таблицу нормативов перекликающимися с ГТО дисциплинами. Это нужно, чтобы все дети без труда сдавали тесты Комплекса «Готов к труду и обороне» по 2 ступени уже в 3 классе.

Кто решил, что лыжи нужны, а плавание не очень

Сегодня белорусские школьники занимаются физкультурой три раза в неделю: два стандартных урока и один «час здоровья и спорта».

Основа учебной программы досталась нам в наследство от СССР. Со временем некоторые активности из нее исключали (особенно травмоопасные, такие, как упражнения на брусьях) и внедряли новые, например, элементы аэробики. Последний раз программу меняли в 2012 году. Прежде чем сделать ее обязательной для всех школ республики, научный коллектив трудился над ней несколько лет, включая предварительную апробацию на базе школ в разных регионах страны.

Фото: Reuters

Все занятия специалисты разделили на базовые, то есть обязательные для выполнения во всех школах без исключения, и вариативные — тут учитель волен выбирать. К стандартному набору относятся гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки и 4 командные игры: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол.

Виктор Овчаров называет эти виды спорта базовыми, поскольку, изучив их, ребенок может перейти к любым другим. Кроме того, есть понятие «пожизненного вида спорта».

— Посмотрите, что у нас летом на пляже происходит? Во что играют? В волейбол и в мини-футбол, а это пример пожизненных видов спорта. Круглый год люди ходят в бассейны. Потребность есть, а возникла она после того, как учитель научил в школе.

Плавание не оказалось в базовом наборе по одной простой причине: школы с бассейном — по-прежнему в Беларуси редкость. Обеспечить школьников лыжами проще, поэтому этот вид спорта, напротив, входит в программу.

К вариативным видам спорта разработчики отнесли то же плавание, настольный теннис, аэробику, атлетическую гимнастику и некоторые игровые виды спорта. В средних классах из 70 уроков по обязательной программе должны проходить 60, а в старших — 50.

Почему нельзя выбирать занятия по желанию

Разрешить школьникам заниматься на физкультуре тем, что нравится, пока невозможно, считают разработчики программы. «Вообще это прекрасная мысль! — поддерживает Виктор Овчаров и сразу же выступает против. — Во-первых, это будет развивать ребенка очень односторонне. А во-вторых, это нереально с точки зрения организации уроков».

Светлана Хвалова соглашается с коллегой. «Один ребенок может сказать, что хочет заниматься волейболом, второй — баскетболом, третий — настольным теннисом. Как можно натянуть в спортивном зале волейбольную сетку и одновременно играть в баскетбол?».

Учитель напоминает, что во многих школах сегодня залы переполнены, а учителей физкультуры не хватает. Предоставить учащимся право выбора сегодня могут единичные школы, к примеру, лицей № 1 Минска. Там ребята приходят на урок и расходятся по нескольким группам, к разным учителям, рассказывает Хвалова. «Это шикарно, это насущно, но мало где применимо». По словам специалиста, в свое время в Беларуси даже создавалась инициативная группа с предложением разрешить учащимся 10−11 классов заниматься физкультурой по своему сценарию. Но идея разбилась о материальные возможности школы.

«А вы представьте, что вы с сельским учителем разговариваете, который один на всю школу? — вступает Овчаров. —  Чем конкретнее программа, тем легче учителю от этой базы переходить на те виды деятельности, к которым больше тянутся дети».

Детям, кстати, в большинстве своем нравятся игровые виды спорта, рассказывают специалисты. А вот на занятия по легкой атлетике школьники чаще всего приходят через силу, особенно им не нравится кроссовая подготовка. Но это не значит, что нужно идти на поводу у желания школьников и исключать из программы тренирующий выносливость бег, отмечает Виктор Овчаров. По его мнению, в неприязни к физкультуре нужно винить не программу, а отдельных непрофессиональных учителей.

— Грубая ошибка некоторых начинающих учителей заключается в том, что они сразу ставят детей на старт и заставляют бежать, вместо того, чтобы учить, как бежать, как сохранять темп, как поставить дыхание, чтобы от бега получать удовольствие, а не отрицательный эмоциональный всплеск. Понятно, что после этого ребята часто могут сказать: да ну ее, эту физкультуру, я не бегал и бегать не буду! Тут вопрос в учителях.

Для улучшения становой тяги делайте глубокие приседания

Чтобы много поднимать в становой, нужна не только мощная спина, но и сильные ноги.

Наилучшим упражнением для развития силы ног, конечно же, являются полные приседания. А некоторые варианты дают особую нагрузку верху спины и мышцам кора, что только помогает в тяге.

Для увеличения результата в становой я рекомендую фронтальные приседания и приседы с паузой с безопасным грифом (автор имеет в виду «safetybar», гриф с поперечными рукоятками для приседаний — прим. Зожника), обычный гриф тоже пойдет, но с этим эффективнее.

Эти варианты приседаний и максимально нагружают ноги, и заставляют напрячься пресс и верх спины.

Важная информация о ГТО

Комплекс ГТО в России знают еще с 30 годов прошлого столетия, правда, он был незаслуженно забыт на рубеже нулевых, но вновь возрожден по инициативе Президента в 2013 году. Главная его цель — популяризировать спорт среди населения страны. Приобщение начинается с юного возраста, а верхней возрастной планки попросту не существует.

  • Суть программы заключается в регулярном прохождении комплекса спортивных испытаний, в награду за которые участник получает фирменный значок: золотой, серебряный или бронзовый.
  • Регулярные тренировки для сдачи параметров ГТО приводят к выработке здоровых привычек и повышают осознание необходимости заниматься спортом.
  • Теперь каждая школа обязана осуществлять качественную подготовку учащихся к сдаче данных тестов.
  • Нормативы по физре для 1 класса не сильно отличаются от параметров Комплекса 1 ступени, что говорит о том, что последние стали ориентиром для утвержденных планов по развитию спортивной школьной подготовки.

Мы считаем, что каждый ученик 1 класса, ответственно относящийся к школьным занятиям физкультурой, вполне может претендовать на успешную сдачу нормативов Комплекса!

Зачем вообще нужны отметки

Светлана Хвалова убеждена, что отметка очень хорошо стимулирует школьников. «Мы посадим детей на скамейку, если уберем отметку. Они просто перестанут стараться», — считает учитель. Среди ее воспитанников все по-разному относятся к отметкам. Кто-то жалуется на то, что учителя «пытаются оценить их здоровье», а кто-то, наоборот, радуется, что может с помощью физкультуры «легко повысить балл аттестата».

Около 10 лет назад Виктор Овчаров руководил научным экспериментом по безотметочному обучению на базе Стародорожской школы № 1. Результаты тогда были сплошь положительные. Вопрос посещаемости уроков физкультуры исчез сам собой, нормативы дети сдавали даже немного лучше, чем те, кто занимался с выставлением отметок. Объективных минусов обнаружено не было

Специалист предполагает, что этот опыт тогда не приняли во внимание, потому что школа готовилась к переходу на 12-летнее обучение — было не до этого

Сегодня в рабочей группе по разработке учебных программ нет сторонников безотметочного обучения. «В отдельно взятой одной школе на уровне эксперимента это можно организовать. Но при современной правовой базе никто не пойдет на то, чтобы вычленять из системы какой-то один предмет и противопоставлять его другим».

В России подобный эксперимент проводился в 2004 году. По словам Виктора Овчарова, результат был отрицательным. В США в некоторых штатах запрещено сравнивать показатели учащихся между собой, при этом отметки по физкультуре ставятся.

Стали ли дети быстрее, выше, сильнее

Любопытно сравнить сегодняшние нормативы с советскими, когда физкультура была в особом почете.

Возьмем учащихся выпускных классов. В далеком 1987 году, чтобы получить пятерку в беге на 100 метров, юношам нужно было выбежать из 14,2 секунды. Сегодня таких скоростных качеств отличникам будет недостаточно: ту же дистанцию надо пробегать в 13,8 секунды. Но для средних баллов норматив изменился в пользу современных ребят: с 14,5 до 14,8 секунды. Минимальный результат тоже стал мягче: было 15,0 секунды, стало 15,7.

В советское время девушкам-отличницам нужно было пробежать кросс 2000 метров за 10 с половиной минут. В наши дни любительницам высоких баллов придется пробежать эту дистанцию немного быстрее — за 10 минут и 17 секунд. Зато средних результатов, как и в случае с предыдущим нормативом, достичь стало легче.

Советские юноши могли подтянуться 12 раз и получить пятерку. Сегодня десятка дается школьникам гораздо сложнее — минимум 16 подтягиваний. Средняя отметка в прошлом ставилась за 10 подтягиваний, сегодня посредственным результатом считается 8 раз. Программа-минимум в прошлом — те же 8 подтягиваний, у современных ребят в этой графе значится цифра 1 — всего одно подтягивание.

Контрольные упражнения 1987 2012−2015
Бег 100 метров (юноши)

максимальный — 14,2
средний — 14,5
минимальный — 15,0

максимальный — 13,8
средний — 14,8
минимальный — 15,7
Бег 100 метров (девушки) максимальный — 16,0
средний — 16,5
минимальный — 17,0
максимальный — 15,2
средний — 16,6
минимальный — 17,3
Кросс 2000 метров (девушки) максимальный — 10,30
средний — 12,10
минимальный — 13,10
максимальный — 10,17
средний — 12,30
минимальный — 13,31
Подтягивание в висе максимальный — 12
средний — 10
минимальный — 8
максимальный — 16
средний — 8
минимальный — 1

Несложно заметить, что со временем изменилось отношение к максимальным результатам — они должны быть действительно выдающимися. Зато средние показатели разработчикам пришлось смягчить, чтобы они были по зубам большинству современных школьников. Физическая подготовка юного белоруса в среднем стала незначительно хуже по сравнению с советскими временами.

Приседания у штангистов

И так – практически каждый опытный спортсмен, ставит на первое место по значимости – приседания со штангой на плечах. Для начала подробно рассмотрим — как данное упражнение выполняют штангисты? Спортсмены этого типа, выполняют приседания прежде всего для увеличения силы ног. А именно оно им нужно для выполнения рывка и толчка. Ведь мощь ног очень нужна при подъеме, когда спортсмен находится в положении глубокого приседа. Чем больше сила ног, тем больше энергии останется для распределения силы на руки, плечи и спину.

Также, штангисты выполняют это упражнение быстро, для них задачей является развить взрывную силу, она им поможет лучше выполнить рывок и подрыв штанги. Поэтому, тренировка ног штангистов проходит в взрывном темпе.

Когда у штангистов начинается соревновательный процесс, для помощи в выполнении упражнения разрешается воспользоваться экипировкой, а именно наколенниками. Поэтому и сам тренировочный процесс, спортсмены выполняют в наколенниках, тем более что они ни какое влияние не оказывают на технику выполнения. Тяжелая атлетика.

Вес снаряда у штангистов не максимален, тренировку они проводят 80% от максимальной силы. Поэтому тренировка с использованием приседаний, у штангистов другая, нежели у лифтеров.

Техника выполнения приседаний у штангистов

  • Имеет значение куда спортсмен кладет гриф, он должен быть в верхней части трапеции, ведь подъем осуществляется с ровной спиной, именно положение грифа влияет на этот фактор.
  • Расположение ног на ширине плеч, носки должны немного смотреть в стороны, именно такая стойка максимально поможет выполнить рывок и толчок штанги от груди, хорошо будет сбалансированно равновесие.
  • Еще один фактор, атлет приседает максимально низко, а в конце немного отталкивается. Темп тоже не обычный, он либо средний, либо интенсивный. Ведь тренировка организма должна происходить в рывковом порядке. Рывок и толчок также делаются резко. Это не бодибилдинг чтобы плавно прокачивать мышцу, при этом чувствуя ее! При амортизации, а именно отталкивании с нижнего положения, колени испытывают хорошую нагрузку. Травмоопасным это не является, ведь максимальным весом, атлеты на тренировке не пользуются.

Во время выполнения приседаний, важным фактором является то – что центр тяжести проходит через середину стопы, именно этого нужно придерживаться при рывке и толчке.

Откуда взялись учебные нормативы

Перечень нормативов, которые сдают сегодня школьники, белорусские разработчики также взяли не из воздуха. Существует система контрольных упражнений «Еврофит» — ей пользуются европейские страны и Всемирная организация здравоохранения. Белорусские ребята подтверждают уровень своей физической подготовленности по тестовым упражнениям из европейского списка.

Сама шкала, по которой учителя ставят отметки за норматив, разрабатывается на научной основе. Создается временный научный коллектив, в который входят опытные учителя-практики и ученые, определяются экспериментальные регионы и школы. Так, в последний раз масштабный эксперимент проводился в 2003-2005 годах на базе более 30 районов республики.

В начале и в конце учебного года девочки и мальчики, девушки и юноши разных возрастов выполняли одни и те же тестовые упражнения. Полученные результаты для каждого класса выстраивали по убыванию в вертикаль. Верхние 10% — это результат на десятку, от 80 до 90% — на девятку и так далее. Доказательством того, что таблицы составлены правильно, должно быть преимущество средних результатов. Так, за прошлый год в середине оказались более 82% учащихся, высокий результат — у 14% и крайне низкий — всего у 4%.

Сам принцип формирования оценочной шкалы говорит о том, что школьники не могут поголовно сдавать нормативы на «отлично», как того хотят родители. «А к нашему предмету почему-то превратное отношение, подумаешь „физ-ра“! Почему там семь? А когда по физике семерку принесет, так еще и похвалят: ой, молодец! По физкультуре все хотят иметь почему-то не ниже девятки», — возмущается Виктор Овчаров.

Нормативы позволяют судить о том, в чем хорошо подготовлены современные ребята. Так, из года в год девочки неплохо сдают поднимание туловища на время, наклон вперед, демонстрирующий гибкость. Мальчишки, как правило, хорошо пробегают короткие дистанции. А вот прыжки в длину с разбега и кроссовый бег современным ребятам даются сложно — эти упражнения требуют длительной целенаправленной подготовки.

Изучим спортивные дисциплины

Давайте перечислим дисциплины, по которым в этом году будет оцениваться уровень физической подготовки учеников:

  1. Челночный бег – 4 р. по 9 м;
  2. Бег на дистанцию: 30 м, 60 м, 500 м (девочки), 1000 м (мальчики), 2 км (без учета времени);
  3. Бег на лыжах – 2 км, 3 км (только мальчики);
  4. Подтягивания на перекладине;
  5. Отжимания;
  6. Прыжки с места;
  7. Наклоны вперед (с позиции сидя);
  8. Упражнения на пресс;
  9. Прыжки со скакалкой.

Приведем таблицу нормативов за 6 класс по физкультуре по ФГОС – этих стандартов в 2019 учебном году обязана придерживаться каждая школа:

Как видно, нормативы по физкультуре для школьников в 6 классе немного усложнились в сравнении с предыдущим годом. Среди новых упражнений – только отжимания, все остальные дисциплины детям знакомы.

В нормативах по физре за 6 класс для девочек есть небольшие послабления: им не нужно бежать кросс на 1 км, сдавать дистанцию на лыжах длиной 3 км и подтягиваться на перекладине. Мальчики же освобождены от необходимости бежать дистанцию 500 м (вместо нее у них по плану стоит 1000 м).

Далее предлагаем сравнить эти данные с нормативами ГТО 3 ступени – насколько реально шестикласснику без труда получить значок Комплекса без дополнительных тренировок и занятий в спортивных секциях?

Откуда берутся нормативы?

Они составляются на основе «Примерной программы общего образования» и в соответствии с различными программами физического воспитания учащихся. Вот, например, существует такая «Программа образовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы», ее автором является В.И.Лях.

Хочу вас предупредить, что при написании этой статьи я обошла огромное количество сайтов и блогов физкультурной тематики, перерыла массу литературы. Искала конкретные такие цифры, которыми бы пользовались абсолютно все учителя физ-ры. Но, как ни странно, не нашла. Здесь одни показатели, там совсем другие, а еще где-нибудь третьи.

О чем это говорит? А о том, что если вы хотите знать все досконально по поводу нормативов, то для этого вам необходимо лично обратиться к учителю вашего ребенка и попросить его познакомить вас с цифрами. Ведь оценку школьникам будет ставить именно он.

Ну а в статье привожу средние и наиболее часто встречающиеся в литературе нормативы. Примерно верные, так сказать. Все упражнения для удобства я разделила на шесть групп:

  1. Силовые.
  2. Скоростные.
  3. Прыжки.
  4. На координацию.
  5. На гибкость.
  6. На выносливость.

Показатели для девочек и мальчиков представлены в разных таблицах.

Имеют ли нормативы значение для итоговой отметки

Сравнение результатов в динамике — одна из причин, для чего нужны школьные нормативы, поясняют специалисты. Они не понимают родительских волнений по поводу плохой отметки за челночный бег или прыжок в длину — это всего лишь показатель подготовленности, не более того.

Немногие родители знают, что в 5−8 классах нормативы вообще не учитываются при выставлении четвертных отметок. Ребята выполняют положенные упражнения для контроля собственных навыков, но отметки получают за теоретические знания, технику выполнения упражнений и домашние задания. И только начиная с 9 класса нормативы становятся одним из четырех компонентов для выставления итоговой отметки за четверть и за год. Неспортивным отличникам специалисты напоминают, что даже «шестерка» по физкультуре не исключает получения ни золотой, ни серебряной медали.

Если подросток не допущен к выполнению хотя бы одного из нормативов (подготовительная группа здоровья), его четвертная отметка также не зависит от тестовых упражнений. Выходит, что реальное значение нормативные цифры имеют только для старшеклассников основной группы здоровья (по неофициальным данным, сегодня в Беларуси без ограничений физкультурой занимаются всего около 70% школьников).

В 2012 году разработчики учебной программы внедрили систему альтернативных упражнений, что также смягчило напряженность вокруг нормативов. Вместо бега на длинные дистанции сейчас школьникам в качестве альтернативы предлагается ходьба на время — ее очень любят и ученики, и учителя. Каждый может справиться с этим упражнением, освобождений не бывает. Челночный бег сегодня по желанию можно заменить на прыжки через скакалку — и школьники охотно этим пользуются. Вместо прыжка в длину с места теперь девочки могут бросать мяч из положения сидя.

Нельзя забывать и о лояльности педагогов, которые редко ставят выполнение норматива во главу угла.

— У меня, например, такой подход, — делится опытом Светлана Хвалова. — Дети сдают норматив, и я выставляю результат такой, какой он есть, — и двойки, и тройки в том числе. Через некоторое время мы повторно выполняем это упражнение, и я смотрю на динамику, хотя бы на доли секунды. То есть ребенок может по-прежнему находиться в диапазоне двойки, но если у него есть динамика, я ставлю рядом хорошую отметку, таким образом компенсирую изначально плохую подготовленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector