Домашние опыты с водой для детей: 9 экспериментов

Опыт с испарением воды

После того, как ребенок убедится, что нагретая вода может превращаться в пар, самое время провести долгосрочный опыт с испарением воды. Ну не то, что бы он очень долгий, но несколько дней понадобится Должно быть, вы и сами делали такой опыт в детстве.

Итак, ребенок наливает в прозрачный стакан воды и отмечает на стакане маркером уровень, до которого наполнен стакан. По прошествии 3-4 дней будет хорошо видно, что воды в стакане заметно поубавилось.

Вывод. Вода непрерывно испаряется со своей поверхности при положительной температуре воздуха (ребенку помладше можно сказать, что вода испаряется в тепле)

Детям постарше можно приготовить не один, а два стакана с одинаковым количеством воды. Один из них разместить на солнечном окошке, а другой – в теньке. Таким образом, вы наглядно сможете показать ребенку, что при более высокой температуре вода испаряется быстрее.

Либо можно налить одинаковое количество воды в две разных емкости – в стакан и блюдце. И тем самым убедиться, что испарение будет быстрее проходить там, где у воды больше площадь поверхности.

13. Опыт с переливанием воды при помощи салфеток

Раз уж мы познакомились с таким явлением, как впитывание жидкости твердыми телами, теперь просто необходимо сделать еще один очень красивый эксперимент по этой теме! В ходе опыта ребенок увидит, что вода может не только впитываться в различные материалы, но и перемещаться по ним!

Простой вариант опыта. Приготовьте два стакана, в один из которых налейте воду. Сверните из бумажного полотенца полоску (можно сделать ее и из бумажных салфеток, но тогда полоска будет хуже держать форму) и опустите два ее конца в разные стаканы. Меньше, чем через час, можно будет увидеть, что вода из одного стакана «перебралась» во второй, и для этого ей понадобилась только лишь обычная салфетка!

Эксперимент будет еще эффектнее, если в воду добавить красители. Тогда вы сможете не только наблюдать, как крашеная вода постепенно впитывается в салфетку, но и отследить, как постепенно смешиваются цвета.

Мы с Таисией пробовали реализовать этот опыт с разными красителями и вынуждены констатировать, что не со всеми он получается успешно. Если покрасить воду гуашью, то ничего не выйдет. Краска не будет подниматься по салфетке. А вот если для окрашивания воды использовать жидкую акварель или пищевые красители, то успех обеспечен!

Можно сделать целую цепочку из стаканов, как у нас, получится очень красиво.

Вывод эксперимента. Вода имеет свойство впитываться в твердые тела и перемещаться по ним.

Опыты для детей 6 лет

Для детей 6-ти лет предыдущие опыты могут показаться простоватыми, хотя их тоже можно провести для общего развития. Ребёнку в таком возрасте свойственна любовь к более интересным и сложным экспериментам, которые требуют большего участия и времени.

Цвет растения

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.


Окрашивание растений в цветной воде

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

Облако в банке

«Можно ли создать своё собственное облако?»

Конечно! Для этого наполните трёхлитровую банку так, чтобы уровень жидкости в ней составил 3-4 см. Вместо крышки накройте банку блюдцем (оно должно плотно прилегать к горлышку). На блюдце положите несколько кусочков льда (чем больше – тем лучше).


Опыт “Облако и дождик в банке”

Спустя некоторое время в банке образуется облако!

Процесс объяснить нетрудно. Горячая вода испаряется, тёплый пар поднимается вверх и накапливается у блюдечка – получается маленькое облако. Соприкасаясь с холодной поверхностью, пар образует на стенках конденсат. Вскоре количество водяных капель на стенках ёмкости увеличится. Под собственной тяжестью они начнут скатываться вниз – получится импровизированный дождь.

Подобный эксперимент для детей станет возможностью создать собственное дождевое облако, а также познакомиться с природой формирования облаков.


Интересный факт о воде и человеке – подготовьте несколько таких фактов

Замерзание

Ещё один опыт, демонстрирующий интересный эффект взаимодействия воды и соли.

  1. Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячёной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте её до полного растворения.
  2. Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
  3. По истечению времени предложите ребёнку достать и сравнить образцы. Чистая вода замёрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.

Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет.

Опыты с водой для детей-подростков

Опыт №1. Атмосферные явления

Для выполнения опыта понадобятся: трехлитровая банка, 5 кубиков льда, тарелка или металлический противень и 300 мл кипятка.

На дно бутыля на уровень 3 см налить горячей воды. Банка должна стоять на твердой поверхности.

Затем на тарелку или противень уложить лед и поставить его сверху банки так, чтобы кубики льда были сконцентрированы над ее горлышком.

От горячей воды начнет подниматься пар, но, встретившись с холодной поверхностью, он тут же охладится и образовавшийся конденсат сформирует облако внутри банки.

Когда охлаждается теплый воздух, он поднимается вверх и образуются облака. Опыт имитирует этот природный процесс. Конечно, детям захочется узнать, почему из этих облаков впоследствии идет дождь.

Опыт №2. Робинзон Крузо

Ребята часто любят играть в кораблекрушения и пиратов. А что если предложить им представить себе ситуацию: необитаемый остров, кругом экзотические фрукты, дичь, одним словом, в пище недостатка нет, но… Вода! Окружает остров бескрайний океан с соленой водой, а без воды человек долго не проживет. А ведь оказывается, что если обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями, то и из соленой воды можно получить пресную.

Для этого нужны всего лишь тазик с водой, несколько ложек поваренной соли, пластиковый стакан, галька, пищевая пленка.

Взамен морской воды нужно налить в таз с невысокими бортами, но большой площадью поверхности, воды и растворить в ней три-четыре ложки соли.

Помешивать соль до полного ее растворения.

На дно таза нужно установить пластиковый стаканчик.

Чтобы предотвратить его всплывание, в него нужно уложить чистые промытые камушки, чтобы утяжелить его. Уровень воды не должен превышать высоту граней стакана.

Теперь над поверхностью воды нужно натянуть пленку и закрепить ее за края таза. Там, где стоит стакан – в середине положить утяжелитель – еще один камушек. Оставить конструкцию на солнце.

По прошествии двух часов, стекая по скатам пленки в стакан, в нем соберется пресная вода.

Опыт № 3. Абсурдные метаморфозы

Для этого то ли опыта, то ли фокуса нужен старый ненужный стержень от ручки – черной или синей, небольшой прозрачный пузырек от лекарства и таблетка активированного угля.

В маленькую колбочку набрать воды и добавить туда капельку туши (чернил) из старой ненужной ручки, которую уже не жалко выбросить. Проводить такой опыт лучше в перчатках. Раствор после добавления красителя тут же приобретет серый или голубой оттенок.

Затем отдельно нужно растолочь таблетку активированного угля и добавить в емкость. Заткнув горлышко пальцем (руки обязательно должны быть в перчатках), тщательно взболтать полученный «коктейль». Он медленно начнет светлеть и приобретет цвет чистой воды.

Опыт №4. Всегда ли вниз течет вода?

Для этого удивительного опыта с водой для детей понадобятся: цветы, лучше светлого цвета, например, тюльпаны или ветви сельдерея; акварельные краски разных цветов, как можно более ярких; прозрачные стеклянные стаканы; чистая вода.

В каждом из стаканов развести воду с краской другого цвета – чем ярче, тем лучше. Расставить в них цветы или веточки сельдерея, как в вазочки. Наблюдать за цветами в течении трех дней – с каждым следующим днем они будут приобретать цвет воды, в которой стоят, набирая все большую насыщенность и яркость.

Опыт №5. Куда плывет флотилия из зубочисток?

Провести этот необычный опыт с водой в домашних условиях поможет простой набор средств: емкость с водой, например, небольшой таз, главное, чтобы площадь поверхности была достаточной – минимум 40 см в диаметре; зубочистки — 6-10 штук; жидкое мыло или средство для мытья посуды; сахар-рафинад — 1 кубик.

Налить в тазик воды до половины. Расположить в нем зубочистки по кругу, направив их концами в центр емкости, чтобы одним из своих кончиков они касались бортика. Визуально они должны напоминать солнечные лучи. Теперь очень медленно опустить на дно в самый центр сосуда кубик сахара. Не пройдет и нескольких секунд, как весь флот как по команде устремиться к нему. С помощью чайной ложки сахар можно изымать.

Теперь посреди тазика нужно капнуть жидким мылом. Зубочистки тут же направляются обратно к берегу.

Проращивание семян

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

В две банки осторожно поместить горящие свечи.
В одну из них поставить живое растение.
Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Современные технологии

В детских магазинах можно найти множество товаров, предназначенных для опытов. Таким образом, эксперименты для детей дома с водой могут стать значительно интереснее и разнообразнее. Например, есть силиконовые животные, которые помещаются в воду. Постепенно они пропитываются водой и увеличиваются в размере. Ребенку кажется, что животное просто растет само по себе, и, конечно, его приводит в восторг этот процесс.

Также существуют мелкие гранулированные наполнители для ванн и домашних бассейнов. При контакте с влагой они вырастают в несколько раз. Создается впечатление, что ребенок сначала купался в воде с цветным песком, а затем – в цветной желеобразной массе.

При использовании таких «новинок» для купания и опытов, нужно следить за реакцией кожных покровов ребенка, чтобы вовремя заметить проявление аллергии. Для маленьких детей лучше не использовать подобные средства – малыши могут случайно съесть гранулы.

Ход занятия

1-ая часть: Вводная

Здравствуйте ребята. Сегодня нас ждёт очень интересная работа. А для начала отгадайте загадку.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без.

(Воды)

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для ее исследования.

2-ая часть: Опыты

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но ее можно покрасить.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети попробуйте воду и скажите свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

3-ая часть Физкультминутка: «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

А теперь, ребята, давайте вернемся к нашему столу, обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана

Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. А теперь, давайте понюхаем воду и определим, есть ли у нее запах? (Ответы детей)

Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества,меняют у нее: цвет, вкус, запах.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Вода – это…»

Ход игры: Ребята, а как вы думаете, какую роль играет вода в жизни животных, растений и людей?

Приведем пример: «Для растений вода – это…»(варианты ответов)

Ход занятия

Часть 1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то стучится в дверь. Воспитатель выходит в коридор и возвращается с посылкой, которую принеспочтальон.Интересуется :не хотят ли они узнать от кого пришла посылка

После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они берут стульчики и садятся полукругом. Воспитатель рассказывает, что посылку прислал Незнайка и хочет, чтобы мы ему помогли провести опыты с водой (в посылке находятся материалы и оборудование для опытов) Воспитатель предлагает помочь Незнайке, потому что они умные, сообразительные и все знают. Дети отвечают согласием.

Часть2. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Ребята мы много знаем о воде, а сегодня познакомимся с ее некоторыми свойствами. Для этого мы закроим глаза и превратимся в ученых и будем проводить опыты с водой.

Опыт1. Вода прозрачная.

Перед детьми поставить два стакана, один с водой,другой с молоком. В оба стаканчика положить ложки (делает ребенок). Спросить у детей в каком стаканчике видна ложка, а в каком стаканчике нет? Почему (Перед нами вода и молоко, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком нет)Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт2. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи) Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт3. Лед легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиками льда, если их поместить в стаканчик с водой?Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубики льда в стакан с водой. Лед плавает в воде,он легче воды, поэтому и не тонет

Опыт 4. Лед –твердая вода.

Взять кубики льда и положить детям на ладошки,чтобы каждый ребенок мог наблюдать и следить за состоянием кубика льда на теплой ладошке

Обратить внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Почему?Вывод: Лед – это тоже вода

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно вперед)

Все как один, плаваем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились на свои стульчики.

Опыт 5. В воде не которые вещества растворяются,а некоторые нет.

На столе два стакана с водой. В один из них ребенок сыпет обычный песок из песочницы и размешивает его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Ребенок берет другой стаканчик с водой и насыпает в него ложку сахарного песка,размешивает его. Что теперь произошло?В каком стакане песок растворился?А если бы на дне реки был сахарный песок (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать)

Предложить одному из детей размешать акварельную краску в стаканчике воды. Почему она стала цветной? (Краска в ней растворилась)

Опыт6. Вода жидкая, может течь.

Дать одному из детей два стаканчика — один с водой другой пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? (Потому что, она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана)

Часть 3. Заключение.

Задать вопросы детям.

1. Чем занимались?

2. Что нового узнали?

5. Почему именно этот опыт понравился?

(ответы детей)

Почему именно вода?

Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:

  1. Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
  2. Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится. Для опытов подойдут подручные средства.
  3. Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
  4. Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
  5. Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы. Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.


Опыты с водой требуют знаний техники безопасности

Детям до 7 лет объясните правила техники безопасности.

Эксперименты с огнем для детей постарше

Играть с огнем очень опасно. Но детей всегда интересует эта стихия. Чтобы удовлетворить их любопытство можно показать старшим детям несколько фокусов с огнем.

  • Горящие купюры. Суть фокуса – денежная купюра возгорается, потом гаснет, но при этом остается невредимой. Для него понадобится:

    • денежная купюра;
    • этиловый спирт;
    • вода;
    • спички;
    • пинцет.

    Сначала нужно смешать воду и спирт в пропорции 4:6. Далее купюру берут пинцетом и опускают в раствор на пару минут. Потом ее вынимают и поджигают. Купюра начинает быстро гореть, но потом резко тухнет. Это происходит потому, что спирт сгорает, а вода не дает загораться бумаге.

  • Огненное облако в бутылке. Для создания необычного зрелища потребуются такие материалы:

    • зимняя стеклоомывающая жидкость для автомобилей;
    • спирт;
    • 2 бутылки;
    • спички.

    Опыт лучше проводить в темноте. В первую бутылку наливают немного спирта, во вторую – незамерзающую жидкость и взболтать их, чтобы они растеклись по стенкам. После к горлышку подносят горящую спичку и наблюдают.

Химические опыты с углекислым газом, содой

Химические опыты с углекислым газом основаны на взаимодействии соды и уксуса. При помощи этих двух простых веществ, которые имеются в арсенале любой домохозяйки, можно сделать несколько интересных, необычных опытов.

Химические опыты с содой и углекислым газом:

  • Шарики. Необходимо взять несколько бутылок и срезать с них верхушки, примерно на 5 см. В результате у вас получится своеобразная воронка. На горлышко бутылки необходимо надеть шарик и проделать это с остальными горлышками. В получившуюся воронку необходимо всыпать по чайной ложке обычного гидрокарбоната натрия. То есть пищевой соды. В бутылки необходимо набрать немного воды и добавить примерно столовую ложку уксуса. Также желательно добавить красителей. Это сделает опыт более ярким. Теперь необходимо очень аккуратно, зажимая соду в шарике, надеть воронки на бутылки. Плавными движениями необходимо засыпать соду в бутылку. Не забывайте плотно прижимать воронку к бутылке, чтобы углекислый газ не выходил через щели. В результате химической реакции соды и уксуса выделяется большое количество углекислого газа, который заполняет шарики, надувая их.
  • Ракета. Для этого вам понадобится пластиковая бутылка на 2 л, три карандаша, примерно 50 г пищевой соды, стакан уксуса, скотч, винная пробка, бумажные полотенца. Необходимо, чтобы пробка очень плотно прилегала к бутылке. Необходимо скотчем приклеить карандаши к верхушке бутылки, чтобы она смогла стоять. Далее, необходимо добавить в бутылку уксус. Необходимо завернуть соду в бумажное полотенце и скрутить концы, чтобы она не высыпалась. В результате у вас получится что-то похожее на конфету с содой внутри. Далее, необходимо ввести конфету с содой в емкость, и закупорить пробкой, закрывая отверстие в горлышке другим свертком. Необходимо перевернуть ракету и поставить на землю. Желательно опыт проводить на улице, так как взрыв очень мощный и наблюдается через несколько секунд после начала эксперимента. Желательно отбежать от места происшествия примерно на 20 м. В результате сильной химической реакции крепкого уксуса и соды, в бутылке скапливается большое количество углекислого газа. Пробка снизу открывается, а сама бутылка взлетает.


Шары

Домашние эксперименты с водой

Опыт 1. С обычной краской

Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.

Опыт 2. На поиски клада

Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».

Опыт 3. Впитывание воды

Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.

Опыт 4. С кубиками льда

Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.

Опыт 5. «Плывущее» яйцо

Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.

Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.

Опыт 6. «Кипение» холодной воды

Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.

Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.

Опыт 7. Исчезающая вода

Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.

Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.

Опыт 8. Со льдом

В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.

Опыт 9. Радуга

Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену  направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.

Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Варианты для самых маленьких

Малыши очень рано знакомятся с водой и её особенностями. Здорового младенца разрешено купать практически с первых дней жизни. Многие дети воспринимают купание как неотъемлемую часть своей жизни – им комфортно и хорошо в водной среде. Когда дети начинают устойчиво сидеть, им можно предлагать различные игрушки. Хорошо, если у малыша есть возможность самостоятельно познать свойства воды. Разнообразные домашние эксперименты для детей с водой во время купания:

  • Её можно переливать из одной емкости в другую.
  • Ребенок может наблюдать, как жидкость вытекает из леечки или из другого отверстия.
  • Нужно показать, что некоторые предметы тонут (например, металлическая ложка), а другие плавают на поверхности (например, пластмассовая формочка).
  • По поверхности воды можно шлепнуть ладошкой – появятся брызги и пузырьки.
  • Если малыш купается в ванночке с пеной, можно делать из неё шапочки или украшать стену ванной комнаты.

Как налить воду с горкой

Горку можно соорудить практически из чего угодно — из песка, соли, сахара и даже из одежды. А можно ли сделать горку из воды? На первый взгляд кажется, что пример такой горки — волна. Однако она движется и существует только в движении. А соорудить горку из воды, не создавая волны, — задача сложная, но вполне разрешимая. Выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!

Что потребуется:

  • стеклянный стакан
  • горсть монет (например, гаек, шайб или других небольших металлических предметов)
  • вода (лучше холодная)
  • растительное масло

Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно опускай в него по одной монете (гайке, шайбе).

Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться, а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если посмотреть на стакан сбоку.

По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако на какой-то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам стакана.

Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением. Его суть состоит в том, что на поверхности любой жидкости образуется тонкая плёнка из её частиц (молекул). Эта плёнка прочнее, чем жидкость внутри объёма. Чтобы её разорвать, необходимо приложить силу. Именно благодаря плёнке и образуется горка. Однако, если давление воды под плёнкой окажется очень большим (горка поднимется слишком высоко), она разорвётся.

Вторая причина образования горки — вода плохо смачивает поверхность стакана (холодная хуже, чем горячая). Что это значит? Взаимодействуя с твёрдой поверхностью, вода плохо к ней прилипает и плохо растекается. Именно поэтому она не стекает сразу же через край стакана при образовании горки. Кроме того, для уменьшения смачивания края стакана в опыте смазаны растительным маслом. Если бы, например, вместо воды использовали бензин, который очень хорошо смачивает стекло, никакой горки бы не получилось.

Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные  цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector