Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации
Содержание:
- Ударение в интонации
- Классификация по особенностям грамматической основы
- Нисходящий тон
- Отражение интонации на письме
- Предложения по цели высказывания и по интонации
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Интонация в синтаксисе
- Вопросительные предложения
- Группы по цели высказывания
- Вместо заключения
- Английская интонация: составные элементы
- Что мы узнали?
- Интонация – это…
- Эмоционально окрашенные предложения
- Знаки препинания в предложениях различных видов
- Интонация разных стилей речи
- Важные свойства
- Повествование
Ударение в интонации
Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:
- Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
- Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.
Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»
Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.
Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.
Классификация по особенностям грамматической основы
По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое
Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка
По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:
- Светает.
- Холодает.
- Пришел, увидел, победил.
А вот примеры двусоставных полных:
- Вышивальщица закончила свое рукоделие.
- Дед Мороз пришел на елку в школу.
- Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.
Классификация предложений
Нисходящий тон
Нисходящий тон характерен для утвердительных законченных предложений, специальных вопросов, восклицательных и повелительных структур. Он состоит из высокого тона в начале и падения в конце (после ядра). Чтобы вам было легче, воспользуйтесь лестницей. Встаньте на верхнюю ступеньку и спускайтесь с каждым ударным слогом
Важно значь, что не все слова в предложении будут ударными: служебные части речи, такие как предлоги, неотрицательные формы глагола to be, личные местоимения не выделяются ударением без особой причины. Также следует помнить, что все слоги после ядра определяются как безударные
Don’t \ lookat me like that . (фраза, выделенная курсивом, идет после ядра и составляет хвост предложения, соответственно она является безударной).
Законченное утверждение:He will come \ tomorrow. Mary is her \ daughter.Специальные вопросы (формальный тон, не окрашенный эмоционально):What is your \ name? Do you have a \ credit card?Восклицания/ требования или приказы:
\ Great! Shut up and \ listen to me!
Приветствия/ прощания/ обращения:
Good \ evening! \ Bye! \ Liza, you look so \ fine.
Возражения дружелюбным тоном:
Will you come? — \ No, I \ won’t.
Общие вопросы (да/нет-вопросы) раздраженным, угрожающим тоном/ сарказм (в значении “да не может быть”):
Do you \ understand me? Are you \ bulling me? I’m so happy! — \ Are you?
В разделительных вопросах с хвостиком:
He is your brother, \ isn’t he? You don’t like red, \ do you?
Отражение интонации на письме
Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. Письменная речь выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы – это точки, тире, восклицательный и вопросительный знаки, запятые.
Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль – это многоточие.
А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после – идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.
Предложения по цели высказывания и по интонации
Иногда возникают ошибки, связанные с тем, что школьники ассоциируют характеристику по цели высказывания со знаком конца предложения. Ребятам кажется, что в конце повествовательного предложения должна стоять точка, в конце вопросительного – вопросительный знак, а в конце побудительного – восклицательный. Поэтому они путают побудительные предложения с восклицательными.
Но по нашим примерам ясно, что это неправильно. Восклицательный знак показывает, что предложение произносится с особым чувством, эмоционально. Но так может произноситься любое предложение! Интонация («восклицательность») – это отдельная характеристика.
Посмотрим в таблице, как могут сочетаться характеристики по цели высказывания и по интонации.
повествовательное |
вопросительное |
побудительное |
|
восклицательное |
Сегодня суббота! |
И ты пойдешь?! |
Не отставай! |
невосклицательное |
Урок начался. |
Пойдешь в кино? |
Принесите еще чашечку, пожалуйста. |
Что мы узнали?
Каждое высказывание преследует какую-то цель. Одни передают информацию – это повествовательные предложения. Другие о чем-то спрашивают – это вопросительные. Третьи к чему-то побуждают – они называются побудительными. Эта характеристика не дублируется характеристикой интонации, а дополняется ею, так как предложение, каково бы оно ни было по цели высказывания, может быть и восклицательным, и невосклицательным.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Интонация в синтаксисе
Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства
Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства
Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.
Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача – передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
- Общевопросительные предложения – их задача получить подтверждение или отрицание какой-либо информации. Ответом на такого типа вопрос могут быть только «да» или «нет». Например: «Василий сегодня был в институте?». Или: «В том саду цветут хризантемы?».
- Частновопросительные – направлены на получение новой информации о действующем лице, обстоятельствах действия, характеристики объектов и субъектов и т. д. Примеров множество: «В котором часу нам нужно выйти из дома?», «Кто сегодня дежурный?», «Когда начнется настоящая зима?».
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
- Собственно вопросительные – предполагают ответ в обязательном порядке. Целью вопрошающего является выяснение совершенно неизвестной для него информации. Например: «Сколько лет твоей бабушке?», «Куда идет этот трамвай?».
- Вопросительно-утвердительные – требуют подтверждения информации, которая уже и так есть в вопросе. Например: «Ты что ли не знал этого?», «Он ведь не хотел сделать ей больно?».
- Вопросительно-отрицательные – выражают отрицание мысли, заключенной в вопросе. Например: «Разве можно уснуть, когда такая ночь?!», «Вот зачем я ввязался в эту историю?».
- Вопросительно-побудительные – содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Например: «Ты закончишь когда-нибудь эту работу?!», «Может, перекусим перед сном?».
- Вопросительно-риторические – могут быть утвердительными или отрицательными и не требуют ответа, поскольку он уже есть в самом вопросе. Используются лишь в качестве средства выразительности речи. Например: «Кто же не захочет попасть в Париж в разгаре весны?!», «Как же мне тебя не любить, край родной?!».
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Группы по цели высказывания
Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:
- повествовательное;
- побуждение;
- вопрос.
Виды предложений по цели высказывания
Повествовательные
Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.
Примеры:
- По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
- Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
- В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.
В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.
У повествовательных фраз есть несколько особенностей.
- Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
- Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
- Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.
Что такое повествовательные предложения
Побудительное высказывание
Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.
Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.
Примеры:
- Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
- Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
- Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!
Примеры побудительных предложений
Вопрос
Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.
Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.
- Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
- Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?
Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.
Знаки препинания в конце предложения
Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.
Интересные факты:
- На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
- Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).
Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.
По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди
Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
Английская интонация: составные элементы
Предложение «Сегодня тепло» может быть утверждением, вопросом и восклицанием в зависимости от интонации, с какой произносится предложение. Интонация ещё выражает наши эмоции: удивление, гнев, веселье, неудовлетворение и т.д.
Любой язык имеет свою особую, характерную для него интонацию, значительно отличающуюся от интонации других языков.
В английском языке интонация выполняет особо важную роль благодаря сильно проявленному аналитическому характеру языка. (В аналитических языках связи между словами выражаются не при помощи окончаний, как в русском языке, а при помощи служебных слов: предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов, а также при помощи интонации.)
Составными элементами интонации считаются:
- мелодика речи, которая выполняется повышением или понижением голоса во фразе (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
- ритм речи, т.е. смена ударных и безударных слогов;
- темп, т.е. скорость или медлительность речи и паузы между речевыми отрезками (соотнесете речь замедленную и речь скороговоркой);
- тембр, т.е. звуковая окраска, сообщающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные тона (тембр «весёлый», «игривый», «мрачный» и т.д.);
- фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения отдельных слов в предложении.
Как уже было сказано ранее, длинные предложения подразделяются на отдельные смысловые части, которые находятся в зависимости от общего смысла предложения, его грамматической структуры и стиля речи.
Каждая смысловая группа содержит определённую интонацию, которая указывает на завершённость или незавершённость мысли в ней. Как правило только последняя смысловая группа указывает на то, что мысль в этом предложении закончена; в предыдущих смысловых группах применяется интонация, которая сообщает о незавершённости мысли. Например, в предложении: «В июне, июле и августе дети не ходят в школу» в трёх первых смысловых группах: «В июне, июле и августе» мысль предложения не завершена, и, следовательно, применяется интонация, которая указывает на это.
Число смысловых отрезков в предложении зависит от темпа речи, т.е. говорим ли мы предложения быстро или медлительно. Например, при диктовке предложений темп речи будет гораздо более медленным, чем в разговорной речи. Таким образом, и смысловых отрезков при диктовке будет больше, и они будут короче.
Английская интонация очень отличается от русской, как мелодией, так и фразовым ударением. Понижение или повышение голоса на последнем ударном слове в предложении являются двумя главными тонами английской интонации (впрочем, и русской тоже) – нисходящим тоном и восходящим тоном.
Что мы узнали?
Кроме характеристики по цели высказывания, предложения характеризуются и по интонации. Интонация в общем смысле указывает, насколько эмоционально произносится предложение. Восклицательная интонация в устной речи передается голосом. На письме восклицательная интонация передается с помощью восклицательного знака. Любые по цели высказывания предложения могут быть и восклицательными, и невосклицательными.
Предыдущая
Русский языкЗнаки препинания в конце предложения – правило постановки (2 класс, русский язык)
Следующая
Русский языкМногозначные слова – примеры и значение (2 класс, русский язык)
Интонация – это…
Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.
- Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
- А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
- И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.
Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.
Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях. Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни
И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь
Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.
Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.
Эмоционально окрашенные предложения
Учителя часто обращаются к детям с таким вопросом: «Какие бывают предложения по интонации? Приведи примеры.» Любой вид может иметь эмоциональную окраску, благодаря этому говорящий может выразить своё переживание или отношение к тому, о чём сообщает. Чаще всего такие фразы произносятся на повышенных тонах, а на письме это обозначается восклицательным знаком. Такие предложения называются восклицательными. Какие чувства можно выразить восклицанием? Восторг, удивление, страх, радость, восхищение.
Какой вкусный торт!
Сколько ягод в лесу!
Люди! Здоровье дороже всего!
Те предложения, которые произносятся без эмоциональной окраски, называются невосклицательными.
Я ел вкусный торт.
В лесу много ягод.
Вот какие бывают предложения по интонации. Примеры наглядно иллюстрируют это.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные — повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные — вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные — побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два знака: вопросительный и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль…)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Интонация разных стилей речи
Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.
Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.
Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.
Интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.
В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.
Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.
Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).
Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр — слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт. Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!
Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации — это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.
Темп речи — это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп — торжественной.
Паузы — это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.
Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.
Фонетика современного русского языка, 2010.
Важные свойства
Лингвистические термины интонации связаны с демонстрацией эмоций через создание определенных конструкций. Мелодия передает радость, ненависть, симпатию. Точного значения у такого стиля нет, но есть основные мотивы. Ритмико-мелодическая интонация может передать характер человека, его поведение, мотивы. Мелодия является средством выражения чувственного тона, которое сложно описать словами.
Правильные акценты
Важнейшая часть манеры – ударение. Оно может показать смысловой посыл высказывания. Акцент служит для выделения отдельных слов и их грамотной интерпретации. Правильный акцент бывает логичным и синтагматическим.
Тактовый акцент выделяет отдельные части конструкции из речевого потока. Смысловые группы повышают общее значение. Логические акценты усиливают только важные слова, ради оформления которых построена вся речь. В интонационном типе словосочетания используются дополнительные паузы после акцента.
Повествование
К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.