Какие бывают типы текста? как определить тип текста?

Пример текста-рассуждения

Как распознать ложь?

Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым

При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию

Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.

Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт

Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько

Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему

Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!. Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания

Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

Оцени-ка страничку!

Типы письменной речи

Письменная речь имеет свои особенности. Умение видеть структуру текста помогает лучше понять авторский замысел и содержание. Значение термина «тип речи» просматривается в его названии. «Тип» – это общее, «речь» – предложения, то есть предложения с общим смыслом, значением, объединенные в один фрагмент.

Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:

  • признаки предмета;
  • действия лиц;
  • состояние человека;
  • состояние среды;
  • объяснение и размышление.

Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать.  Исходя из целей, формируются три основных типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.

Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.

Описание

К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?

Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.

Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.

Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми

Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные

Описание используется в текстах любого стиля.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала: – Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось

Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой

Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением

Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

Как определить тип

Рассмотрим, как определить тип текста. Во-первых, необходимо внимательно его прочитать, понять его основную цель и главную тему, сформулировать смысл содержимого. Посмотрите, на какие вопросы отвечает текст. Если это вопрос что? где? или когда? – перед вами повествование, так как его основная цель – рассказать о предмете во времени. Если же текст отвечает на вопрос какой? – это будет описание, так как его главной задачей является описать предмет. Если возникает вопрос почему? как? или для чего? – тогда это рассуждение, так как в нем аргументированно доказывается точка зрения на проблему предмета

Как определить тип текста, понимая основную цель содержимого и ориентируясь на главные задачи и признаки текстов? Без затруднения! И, конечно же, обратите внимание на основные отличительные признаки типов текстов

Итак, несколько предложений, связанных между собой – это текст. И их типы разделяются на описание, повествование и рассуждение и имеют границы между собой весьма условно. Что это означает? Очень часто, к примеру, в тексте встречается повествование с элементами описания и (или) рассуждения. Это можно проследить в таких произведениях, как: «Понедельник начинается в субботу», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Превращение». То есть одно произведение (особенно художественное) в большинстве случаев может содержать в себе все смысловые типы текстов.

Характеристика жанров по содержанию

Жанры текста в русском языке могут классифицироваться и по содержанию:

1. Комедия – произведение с ярко выраженным юмористическим или сатирическим подтекстом.

Примеры: «Горе от ума», «Укрощение строптивой», «Ревизор», «Идеальный муж».

2. Трагедия – сюжет данного типа произведения построен на последовательности событий, которые неизбежно ведут к трагическому финалу.

Примеры: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Му-му».

3. Драма — в основе произведений данного типа лежит проблема взаимодействия человека с обществом, с окружающим миром и с самим собой.

Примеры: «Зеленая миля», «Жизнь взаймы», «Грозовой перевал».

Публицистический стиль

Тексты в публицистическом стиле направлены на большое количество адресатов, публику.

Публицистический стиль выполняет несколько функций:

  1. Информационную (сообщение о фактах).
  2. Просветительскую (популяризирует знание).
  3. Оценочную (адресант оценивает факт или ситуацию).
  4. Функцию воздействия (влияет на отношение и поведение адресата).
  5. Гедонистическую (вызывает удовольствие).

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ

Публицистический стиль используется в политике и средствах массовой информации.

ЖАНРЫ

Жанры публицистического стиля делятся на три группы в зависимости от содержания и выполняемой функции.

Информационные:

  1. Заметка.
  2. Интервью.
  3. Репортаж.

Аналитические:

  1. Статья.
  2. Обзор СМИ.
  3. Рецензия.

Художественно-публицистические:

  1. Очерк.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

Аббревиатуры

В российских вузах стартовал конкурс на определение лучшего студента.

Глаголы в повелительном наклонении (для призыва и воздействия)

Вас плохо обслужили? Зовите администратора!

Глаголы настоящего времени (чаще используются в репортажах для создания эффекта присутствия на месте событий)

Мы идем по темной улице и слышим лай собак.

Речевые штампы и клише

Президент совершил рабочий визит в КНДР. Главы стран достигли договоренности о сотрудничестве в сфере здравоохранения.

Риторические вопросы

Можно ли было предположить такой исход?

Для выразительности текстов в публицистическом стиле встречаются тропы и фигуры, как в художественном стиле.

Теории строения текста

В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):

1. Содержательные, событийные, сюжетные связи.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолча ли, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданныйкустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).

Слова я, мальчики и заблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такие мальчики и почему сказано заблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым (мальчики – они). Такую же роль выполняют местоимения меня, я, мы.

Далее у Тургенева:

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.

Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.

Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:

Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Обещание автора описать каждого мальчика возбуждает в читателе ожидание и служит внутренним связям текста.

Официально-деловой стиль

Стиль документа. Как правило, он используется тоже в письменной речи. В нём также недопустимо приблизительно и абстрактное рассуждение. Это самый регламентированный стиль. Созданию текстов в этом стиле учат школьников на уроках русского языка 7 класса.

Пишущему известно, где и что писать, и такая четкая структура необходима для того, чтобы людям, работающим с документами, было проще ориентироваться во множестве бумаг, а также для того, чтобы избежать возможности двоякого понимания и толкования. Используется стандартная форма, языковые клише и т.д.

Примером текста в официально-деловом стиле могут служить заявление или докладная записка.

Научный стиль: лингвистические признаки

Языку узкопрофильной сферы общения характерны свои морфологические особенности. Обобщенность и отвлеченность речи проявляются в отдельных грамматических единицах, которые обнаруживаются при выборе форм и категорий изложения. Характеризуются лингвистические признаки научного стиля частотой повторения в тексте, то есть количественной степенью нагрузки. Негласный закон экономии лексических средств заставляет использовать краткие вариации фраз. Одним из таких способов уменьшения языковой нагрузки является смена форм существительных с женского рода на мужской (например: клавиша — клавиш). Аналогичная ситуация обстоит и со множественным числом, которое заменяется на единственное. Пример: липа цветет только в июне. В данном случае имеется в виду не одно конкретное дерево, а все семейство растения. Вещественные существительные иногда могут употребляться во множественном числе: большие глубины, шумы в радиоточке и т.д. Понятия в научной речи значительно преобладают над наименованиями действий. Сделано это искусственно для уменьшения употребления в тексте глаголов. Чаще всего эти части речи заменяются существительными. В научном стиле употребление глаголов приводит к утрате лексического значения, переводя изложение в абстрактную форму. Поэтому эти части речи в докладах используются только для связи слов: являться, стать, быть, называться, делаться, заключаться, обладать, считаться, определяться и т.д. С другой стороны, в научном языке есть отдельная группа глаголов, которые выступают в качестве элементов именных сочетаний. В этом случае они передают лингвистическое значение изложению. Примеры: приводить к гибели, производить вычисления. Нередко в научном стиле общения используются глаголы абстрактной семантики: иметь, существовать, продолжать, происходить и другие. Также разрешается употребление грамматически ослабленных форм: перегонка производится, заключение выводится и т.д.Еще одной лингвистической особенностью стиля является использование вневременной части речи с качественным значением. Это делается для обозначения признаков и свойств исследуемых явлений или предметов. Стоит отметить, что глаголы в прошедшем вневременном значении может включать в себя только научный текст (примеры текстов: отчеты опытов, доклады об исследованиях).

Характерные особенности текста

Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: «что случилось», «что было с самого начала», «чем закончилась история», «какой момент был кульминационным в развитии событий». Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.

Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные основу текстов, относящихся к данному типу.

Разновидности текста с описанием

Чаще применимы в научной и технической сфере, в инженерном деле, инструкциях и руководствах, а так же в справочниках. Знаковым отличием является точность, полнота и отсутствие эмоциональной оценки.

Композиция построения обычно имеет следующий вид:

  1. Общее назначение объекта (функция).
  2. Его составные части и их назначение.

Творческое описание.

Присутствуют эмоциональные, эстетические и художественные элементы. Существует ряд правил при составлении текста:

  1. Объект представляется отдельно, выделяется.
  2. Указываются его характерные свойства, которые не только интересны для автора, но и заинтересуют адресата.

При составлении творческого описания акцент делается на интересной детали объекта. Так же происходит поиск яркого сравнения для создания точного образа. Повествование дополняется личным мнением рассказчика и его отношением к предмету описания.

Типичная структура построения начинается с указания общей картины (указывается время, место и прочее), далее рассказ акцентируется на объекте и предоставляются его характеристики. Для придания яркого и эмоционального образа достаточно сохранять динамику описания.

Пример текста описания

Примеры фактографического описания.

  1. Холодильник “Снежинка” предназначен для хранения скоропортящихся продуктов питания и для поддержания их свежести (функция). Он состоит из одной общей камеры, включающей в себя два отсека для хранения свежих фруктов и овощей, полок и морозильника (составные части и их функции).
  2. Подорожник большой. Травянистое растение с крупными листьями (общее описание). Имеет короткое вертикальное корневище и многочисленные нитевидные корни. Листья большие и длинночерешковые, образующие прикорневую розетку (состав). Они применяются при ранении, ушибах и ожогах (назначение).
  3. Барсук – крупное животное, достигающее 1 метра в длину и имеющее серебристо-серый окрас (общее описание). Между глазами и ушами располагается черная полоса. Имеет крепкие лапы с острыми когтями (части и их описания). Этими лапами он роет норы, выкапывает корешки и обороняется (назначение частей).

Примеры творческого описания.

Предмет. Мария приметила на кухонном столе крупное яблоко. Оно было очень аппетитным, и солнечные блики играли на его красном боку. Приблизившись к нему, она заметила небольшую дырочку около сухого черенка, которую сделал червячок.
Человек. В комнату зашел незнакомый никому мужчина. Он был невысокого роста, а его взъерошенные рыжие волосы выглядывали из-под шляпы

Внимание многих привлекло его помятое пальто. На вид ему было лет 30, но седина в бороде добавляла ему возраста.
Место

Сегодня утром мы с братом впервые этой весной выехали на велосипедах. Наш путь лежал до небольшого озера городом. Добравшись туда мы ахнули от той красоты, что царила вокруг. День только зарождался. Утренняя роса еще не успела покинуть юную зелень полей, а густой туман поднимался от кристально чистой воды. Птицы приятно пели в высоких кронах деревьях, а наши сердца замирали, чтобы их не спугнуть.
Состояние человека. Поздним вечером меня охватила неожиданная тревога. Тело начало трясти и поднялась высокая температура. Со мной давно такого не случалось. Пришлось отложить дела и лечь в кровать.

Самое главное при использовании данного типа речи – это умение выделить те свойства объектов, которые привлекут адресата, сделают повествование полным и точным.

А после применять эти свойства как основу во всем рассказе о предмете. При построении описания рекомендуется избегать лишней детализации, повторов и несуществующих качеств объекта.

Оцени-ка страничку!

4.00(1голос)

Что собой представляет композиция?

У каждого текста имеется определенная внутренняя структура, или композиция. В основном набор предложений состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой, а именно из вступления, главной части и заключения. В части «Вступление» озвучивается основная мысль, открывается тема и проблемы, которые в дальнейшем будут решаться. Уже, исходя из этой части данной статьи, можно ответить, какие бывают типы текста. Но, пожалуй, не будем торопиться. Главная часть, которая и является основной, содержит уже само развитие идеи и задумки текста. Здесь же раскрывается основная тема и мысль, решаются все проблемы озвученные во вступлении. Заключение предлагает логическое завершение основной мысли. В этой части подводится итог и делаются выводы. И когда к готовой работе можно подобрать заголовок, отражающий все ее содержание, текст можно считать законченным.

Типы речи, что это?

Типы речи – это разновидности речи, через которые мы передаем информацию, чувства, мысли, описываем или доказываем что-то. Выделяется три типа речи, которые отличаются формой и содержанием:

1.ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о событии с перечислением последовательных действий. За счёт этого в речи создается динамика и развитие. Повествование часто используется в художественном и разговорном стиле. Динамика в тексте создаётся благодаря глагольной лексике.

Пример: Смотрю в окно и вижу, как по улице идёт мальчик. Он гуляет с собакой. Собака прыгает в лужу и тянет мальчика за собой. Собака бегает по луже, а мальчик громко смеётся.  Они в один миг стали грязными, а потом быстрыми шагами пошли домой.

2.ОПИСАНИЕ – изображение человека, природы, интерьера, факта с целью передать словами картинку, которую бы представил адресат. Описание помогает раскрыть характерные признаки объекта описания. Этот тип речи часто встречается в художественном и научном стиле. Признаки удаётся описать благодаря именам прилагательным и наречиям.

Пример: Я обратил внимание на мальчика лет восьми, невысокий, с большими любопытными глазами, который вёл на коротком поводке рыжую средних размеров собаку. Вместе они были такие весёлые и активные

Даже запачкавшись в грязи, они были забавными и интересными для меня и других прохожих.

3.РАССУЖДЕНИЕ – оценка ситуации, поступков людей, подтверждение или опровержение мыслей. Этот тип речи часто можно встретить в художественном и публицистическом стиле. Текст-рассуждение отличается своей формой. Сначала автор выдвигает тезис (мысль или утверждение), потом аргументирует его, а затем делает вывод. Предложения или их части связываются в текстах-рассуждениях с помощью союзов: хотя, однако, ведь, потому что, несмотря на и др.

Пример: Видели ли вы дружбу между детьми и собаками? Поверьте, нет ничего более искреннего. Дети и собаки не сдерживают свои эмоции, не обманывают, радуются каждому яркому моменту в жизни. Дружба – это совместное времяпровождение и радость, даже если один из друзей завёл тебя в грязную лужу.

Научный и официально-деловой

Главная цель научного стиля — донести до человека информацию, истинность которой выражается фактами и доказательствами. Стилистический тип высказывания: доклады, учебная литература, статьи связанные с наукой и диссертации. Средства выразительности текста основаны на употреблении терминов, абстрактном и общенаучном словарном запасе. Определить этот стиль вам помогут следующие характерные черты: предложения преобладают большим количеством существительных, суть текста точна, логична, обобщена, однозначна и объективна.

Официально-деловой стиль применяется при формальной обстановке. К примеру: приказы, протоколы, расписки, законы. Употреблять его в разговорной речи могут не только юристы и дипломаты, но и обычные граждане. Стиль определяется точностью, использованием аббревиатур, а также отсутствием эмоций.

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

Текст-рассуждение

Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.

Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.

В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые и сложные с цели, причины, следствия.

Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как «отчего?», «зачем?», «почему?»

Главное и зависимое слово в словосочетании

На экзаменах по ЕГЭ часто попадаются задания, в которых нужно определить синтаксическую связь в словосочетаниях. Словосочетания – это единицы синтаксиса, состоящие из двух слов. Иногда они состоят из трех слов, где третье слово – предлог . Например: «высокая гора», «ходить по кругу», «лететь высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание», «рыночная экономика», «вертикаль власти», «гражданское общество». Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм». В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж», «география конфликта». Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Составные части текста

Одной из главных составляющих является идея, которую автор и раскрывает в своем творении, показывая свое отношение к описываемому предмету. Отражаться задумка может либо в самом заглавии, либо в одном из смысловых предложений текста. Идея – это, своего рода, та самая главная мысль, ради которой автор и создавал текст.

Важнейшее значение имеет тема. Без выражения определенной тематики будет потеряна целостность и значимость всего текста. В итоге получится обыкновенный набор слов и предложений, не имеющих общего смысла. Тема текста является главным и единым предметом обсуждения. Именно она отражает общее содержание и исполняет роль смыслового ядра

От того, насколько конкретно будет освещена заданная тема, зависит ценность и важность готового текста

Основная тематика в большом тексте может распадаться на ряд подтем. Они, в свою очередь, делятся на абзацы (микротемы), которые зачастую выступают в качестве контекста. Контекст – это часть текста, которая необходима, чтобы понять смысл фразы, входящей в нее. Помимо явного смысла, в тексте может встречаться скрытая идея, называемая подтекстом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector