Тексты и примеры русских народных потешек и прибауток для детей на разные случаи

Содержание:

Игры

Для игр были специальные песни.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Массаж с потешками

Били лён, били,(постукивайте кулачками по спинке)Топили, топили,(растирайте ладонями)Колотили, колотили,(похлопывайте)Мяли, мяли,(разминайте пальцами)Трепали, трепали,Белы скатерти ткали,(чертите ребрами ладоней)На столы накрывали.(поглаживайте ладонями)* * *Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.* * *Где ладошки, пальчики?В лесу ловили зайчика.Ушки на макушке, хвосток — малышок,Весь дрожит, к мамочке спешит.Поймали, обняли — дальше побежали.* * *Дашу кремушком помажу,Ножки, ручки ей поглажу.* * *Баба сеяла горох —Прыг-скок, прыг-скок!Обвалился потолок —Прыг-скок, прыг-скок!Баба шла, шла, шла,Пирожок нашла,Села, поела,Опять пошла.Баба стала на носок,А потом на пятку,Стали русского плясать,А потом вприсядку!* * *Как на этой на неделеПрилетали две тетери:Походили – пощипали,Походили – поклевали.Посидели-посиделиИ обратно улетели.Прилетят в конце неделиНаши милые тетери.Мы тетерок будем ждать –Дадим им крошек поклевать.(слова сопровождайте поглаживанием, пощипыванием, покалачиванием спинки)* * *Мы капусту рубим, рубим,(движения рёбрами ладоней)Мы морковку трём, трём,(движения костяшками пальцев)Мы капусту солим, солим,(точечные прикосновения пальцами)Мы капусту жмём, жмём,(прожимание мышц пальцами)Сок капустный пьём, пьём.(поглаживающие движения ладонями)* * *На лугу, на лугу (погладьте животик по часовой стрелке)Стоит миска творогу. Прилетели две тетери, (пощипывайте бочка снизу вверх)Поклевали,(пальцами пробегайте по животику)Улетели(поглаживайте)* * *Ножки длинные, ножки стройные.Помнем, потрем, потом встряхнем,К животику придем.* * *Папа-ёж,папа-ёж, ты нам спинку не потрёшь?* * *Потянись дружок,Повернись на бочок,На животик повернись,Нежно маме улыбнись.* * *Птичка-птичка,(водите пальцем по ладошке)Вот тебе водичка(водите пальцем по ладошке, пощипывайте)Вот тебе крошки На моей ладошке.* * *Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй.Расти с брус толщины Да с дом вышины.* * *Рельсы, рельсы,(проведите одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы,(проведите поперечные линии)Ехал поезд запоздалый.(ладонью по спине)Из последнего вагона Вдруг посыпалось пшено.(постучите пальцами рук)Пришли куры, поклевали.(постучите указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали.(пощипайте спинку)Пришла лисичка,Хвостиком помахала.(погладьте спинку)Прошёл слон,(тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(тыльной стороной кулаков с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(сложите три пальца в щепоть)* * *Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём.* * *Сидит белка на тележке,(поглаживайте пяточку круговыми движениями)Раздает она орешкиМишке толстопятому — (поглаживайте пальчики)Заиньке усатому,Лисичке-сестричке,Воробью — синичке,Кому в роток,(погладьте большим пальцем подушечки стопы)Кому в зобок, Кому в лапочку.* * *Я по спинке пройду,Хворобушку отведу,Расти ладненькаяДа здоровенькая.* * *Я сидела на рябине,Меня кошки теребили,Малые котяточкиЦарапали за пяточки.

Первые потешки врезаются в память на всю жизнь

Каждый человек даже в глубокой старости способен воспроизвести в памяти веселые потешки:

  • Водичка, водичка, умой мое личико.
  • С гуся вода, с тебя вся худоба.
  • Ой, качи-качи-качи, глянь — баранки, калачи.
  • Тушки, тутушки, на столе пампушки.

Первые строчки сразу подсказывают продолжение. Сколько же им веков, этим пестушкам, небылицам?

Печатная техника помогала сберечь эти шедевры, рассказать современным людям, что такое потешка. Память при рождении детей и внуков сама возвращает их, даже нет необходимости в книгу заглядывать. Уже к трем годам дети сами проигрывают и приговаривают шутейные стишки, радуя этим родителей, бабушек и самих себя.

С интересом слушают ребята колыбельные потешки. В умиротворенной обстановке, в тишине, где напевно звучит знакомый голос, малыш в своем воображении уходит с героями песенки в далекое придуманное им путешествие.

В моменты игры хорошо запоминаются считалочки. Проговаривая их, дети набираются опыта в произношении отдельных звуков, труднопроизносимых слов. Логопеды делают специальные подборки, которые предлагают детям и взрослым для занятий. Развитие речи дает обратную связь. Родные лучше понимают друг друга, обогащая словарный запас ребенка. Потешки и прибаутки легко запоминаются.

Потешки для веселого массажа

Потешки-щипалки или потешки для массажа порадуют малыша, окажут пользу его организму и разрядят любую ситуацию.

Где ручки?  

— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Тимин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Тимин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

Стенка — стенка

Стенка, (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенка, (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок, (прикоснулись к лобику)
Окна, (показали на глазки)
Двери, (показали на ротик)
И Звонок Пи-иииииииии-ип! (нажимаем на носик)

Паучок  

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Рельсы, рельсы…  

Рельсы, Рельсы (надавливаем пальцами рук вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим руками поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый (Кулаком руки проводим вдоль позвоночника  снизу вверх)
Из последнего вагона вдруг посыпался горох (мягкие поколачивания)
Пришли куры: поклевали-поклевали (движения пальцами рук, как куры клюют по спинке)
Пришли утки: пощипали, пощипали (слегка пощипываем)
Прошел слон (удары рукой, редкие, но тяжелые)
Пробежал слоненок (быстрые и легкие удары кулаком)
Пришел дворник все подмел, все убрал (поглаживания)
Поставил стол (хлопок),
Поставил стул (хлопок)
Сел и начал писать:
«Дорогие мои дочки
Дзин — дзин точки (сначала «пишем» по спинке, при словах «Дзин — дзин точки» щекочим ребенка)
Пришлите мне носочки,
Дзин — дзин точки
А то мои носочки
Дзин — дзин точки
Порвались на клочочки
Дзин — дзин точки.

Точка, точка, два крючочка  

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек. (Щекочем ребёнка)

Куй, кова-лек!  

Куй, куй, кова-лёк!
Под-куй сапо-жок.
Гвоз-доч-ка-ми, моло-точ-ка-ми!
(ритмично постукиваем по пяточке в такт стихотворению)
Дззззззззззз!!!
(щекочем пяточку)

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим  (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём  (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим  (точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём  (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём  (поглаживающие движения ладонями)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,  (круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —  (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток,  (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку. (Пощекотали стопу)

Тушки-татушки

Тушки-татушки,
Испекли ватрушки  (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили  (руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили  (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён  (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!  (Ручки поднимаются к макушке)

На лугу, на лугу

На лугу, на лугу  (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу   (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери  (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали  (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели  (поглаживаем малыша)

Едим с потешками

Ай ду-ду, ду-ду, ду-дуПотерял пастух дуду.А я дудочку нашла,Пастушку я отдала:- На-ка, милый пастушок,Там коровка лежит,На теленка глядит,А домой не идет,Молочка не несет -Надо кашу варить,Кашей Сашу кормить.* * *Ай, ту-ту, ай, ту-ту, Вари кашку круту, Подливай молочка, Накорми казачка.* * *В печи калачи,Как огонь горячи.Для кого печены?Для Машеньки калачи,Для Машеньки горячи.* * *Ванечка, Ванюша,Кашку всю ты скушай.Стукни ложкой,Топни ножкой.Хлопни ты в ладоши,И погладь ты кошку.* * *Варись, варись, кашка,В голубенькой чашке,Варись поскорее,Булькай веселее.Варись, кашка, сладка,Из густого молока,Из густого молока,Да из манной крупки.У того, кто кашку съест,Вырастут все зубки!* * *Глубоко — не мелко,Корабли в тарелках.Луку головка,Красная морковка,Петрушка, картошка,Крупки немножко.Вот кораблик плывет,Заплывает прямо в рот!* * *Горячая каша, Холодная каша, Томится в горшочке Любимица наша. Давно уж, давно Подружились мы с нею, Но выбрать не можем — Какая вкуснее? И с пылу и с жару Прекрасна она, И каша холоднаяТоже вкусна. Не будем мы медлить С вопросом таким И кашу любую Быстрее съедим.* * *Гу-гу-гу, гу-гу-гу,На зеленом на лугу,На зеленом на лугуСтоит чашка творогу.Прилетели две тетери,Поклевали, улетели.Как они летели,Мы на них глядели.Ам!* * *Кастрюля-хитруляНам кашку сварилаПлаточком накрыла.И ждет, пождет,Кто первым придет?* * *Каша вкусная дымится,Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.* * *Кто у нас любимый самый?- Ложку первую за маму, А вторую за кого?- Да за папу твоего, За кого же третью ложку?- За веселую матрешку, Сьешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей!Съешь за праздник,Шумный, яркий, За гостей и за подарки,За котёнка, за ТимошкуЭту маленькую ложкуИ за рыжего кота,Вот тарелка и пуста!* * *Ладушки, ладушки,Испечём оладушки.На окно поставим.Остывать заставим.А остынут — поедим, И воробышкам дадим.* * *Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала.Даше — два,Паше — два,Ване — два,Тане — два,Саше — два,Маше — два,Хороши оладушкиУ нашей доброй бабушки!* * *Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «Кашкою», Другой: «Простоквашкою», Третий скажет: «Молочком, И румяным пирожком».* * *На моей тарелочкеРыженькая белочка.Чтоб была она видна,Все съедаю я до дна!* * *Ой, люли, люли, люли,В море плыли корабли,Насте кашку привезли.Кашенька молочненькаДля любимой доченьки.Настя, ротик открывай,Кашку сладкую глотай.А кто кашку кушает,Маму с папой слушает,Вырастает сильным,Здоровым и красивым.* * *Пышка, лепёшкаВ печи сидела,На нас глядела,В рот захотела.* * *Ручки, спляшите разок —Будет вам завтра пирог!Ах, вы мои мастерички,Быстрые ручки-сестрички!Яблочный будет пирог,Только спляшите разок.* * *Серый еж-ежокИспек пирожок,Лисица-лисаКалачей принесла,Старик кабанНалил меду жбан,Идут Машеньку зватьНа полянке пировать!* * *Сорочка, сорочка,Бело-белобочка,На порог скакала,Гостей созывала.Гости, на двор -Кашка, на стол,Гости со двора -Кашка со стола.* * *Сорока, сорока,Где была?- Далеко:В лесу на опушке,На попрядушке,Кашу варила,на порог становила,Деток кормила,Гостей собирала,Всех угощала:Одному — ложечку,Другому — ложечку,А третьему — целую поварежечку!* * *Супик жиденький, Но питательный!Будешь худенький, Но пузатенький!* * *Тили-час, тили-час!Подоспел обед у нас.Скушаем за маму ложку,Скушаем за папу ложку,За собачку и за кошку,Воробей стучит в окошко:»Дайте ложечку и мне!»Вот и кончился обед.* * *Травка-муравка со сна поднялась,Птица-синица за зерно взялась,Зайки – за капустку,Мышки – за корку,Ребятки – за молоко.* * *Трушки ту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Молоко вкусненько,Ватрушки сладеньки!* * *У котенка в чашке Было много кашки. Две тетери прилетели, Две тетери кашку съели. И кричат они котенку: — Ротозей ты, ротозей! Если дали тебе кашку, нужно съесть её скорей!* * *Умница, Маришка,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.* * *Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!* * *Это — ложка,Это — чашка.В чашке — гречневая кашка.Ложка в чашке побывала -Кашки гречневой не стало!

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

«Утешалочки» для малышей

Потешки могут не только веселить и развлекать, но и утешать:

Уходите, боли, в поле, Уходите, боли, в лес. К лисе хитрющей, К волку в пущу, К вороне в гнездо, К рыбке на дно, К медведю в берлогу, Ко всем понемногу. Улетели боли, Не вернутся боле.

Наверняка и вас в детстве успокаивала мама или бабушка, если случалось упасть или удариться: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей Катюши не боли, не боли, не боли…» И это действительно «работает» — успокаивает и снимает боль. Почему же так происходит? Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.

Потешки для игры

Потешки для игр с малышом — настоящая палочка-выручалочка для взрослых. Ведь такие игры, как и пальчиковые игры, веселые, развивающие и познавательные! А еще они способствуют сближению и налаживанию близкого контакта с ребенком.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

Ладушки, ладушки

(Хлопаем в ладошки)
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)

Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.

(Показываем, как бодается коза)

На дубочке

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку…

Этот пальчик

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

А где наши ручки?

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а вот у Мишки нос
весь козюльками зарос.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у Мишки рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки —
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пошекотим твой бочок.
Ай, люли, люли, люли
Мишку маме принесли.
Мишка маааааленький
Мишка маааменькин.

В этом домике   

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Заинька, войди в сад

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Утро настало

Утро настало. Солнышко встало.
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
— Вставай, Большак!
— Вставай, Указка!
— Вставай, Середка!
— Вставай, Сиротка!
— И Крошка-Митрошка!
— Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

Пошёл котик по дорожке

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Посмотрите и веселый видеоролик с потешками для массажа:

Много-много потешек живет в рубрике «Детские потешки».

Пусть эти потешки для игр и веселого массажа украсят будни и подарят много веселых и добрых минут общения! Здоровья и счастья вам и вашим деткам!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Пословицы и поговорки

Основные статьи: пословица, поговорка

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
  • Мягко стелет, да жёстко спать.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Потешка

Следующим жанром является потешка.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Заклички

Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Народный фольклор для детей

Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства

Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова

Русские народные песенки и потешки для детей группы раннего возраста

Ай, Ванька-дружок,

Ай, Ванька-дружок,

Подкуй сапожок!

А мне некогда ковать,

Надо мост мостить,

Серебром гвоздить.

А по городу вода разливается,

А царь на коне разъезжается,

А царица над окном наряжается,

А цареночек в люлечке качается!

Ай, качи-качи-качи!

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи

С пылу, с жару из печи!

С пылу, с жару из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Ай, не плачь, не плачь, не плачь

Ай, не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Ах ты, моя деточка

Ах ты, моя деточка,

Золотая кветочка,

Виноградная веточка,

Сладкая конфеточка.

Бай, бай, бай, бай

Бай, бай, бай, бай,

Поскорее засыпай.

Иди, котик, на Торжок,

Купи, котик, пирожок —

Да сладенький,

Да румяненький.

Надо Оленьке отдать,

Оля съест и будет спать.

Бежала лесочком

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки,

Грибочки — груздочки

Для сына, для дочки.

Дождик, дождик, пуще

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Заяц Егорка

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Идет Бай по стене

Идет Бай по стене,

Несет короб на спине.

В коробе сапожки —

Ване на ножки,

Топать по дорожке.

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Куй, куй чеботок

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

Наша Маша маленька

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Наши уточки с утра

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам сгюет: «Ку-ка-ре-ку!»

Ну-ка, милый пастушок

Ну-ка, милый пастушок.

Ты спеши-ка на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

Ночь пришла

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

Огуречик, огуречик!

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ой, заинька, по сеничкам

Ой, заинька, по сеничкам

Беги, беги, беги!

Ой, серенький, по новеньким

Скачи, скачи, скачи!

Ой, некуда заиньке

Выбежати.

Да некуда серому

Выскакати.

Ой, были трое

Ворота,

Да все призаперты

Стоят.

Призаперты да

Все призамкнуты.

Ой, матушка пришла,

Ворота отперла.

Ой, выпустила заиньку

На улицу.

Поехали, поехали

Поехали, поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенечкам и кусточкам,

Зелененьким листочкам.

В ямку — бух!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточке снесть?

Я и сам укушу

Да и деточке снесу.

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу рогатого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая береза,

Стой, не качайся.

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Сорока, сорока

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке.

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому—ложечку,

А третьему—целую поварежечку!

Травка-муравка

Травка—муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

У Ален ни в гостях

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в сережках.

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Уж я Танюшке пирог испеку

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке — румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Чики, чики, кички

Чики, чики, кички,

Березовые лычки.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели —

Все люди глядели.

Как они садились —

Все на них дивились.

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Какие функции выполняют потешки

Многие лишь поверхностно представляют, что такое потешка. Определение для нее не будет полным, если не учитывать такой фактор: она учат маленьких детей пониманию речи, помогает формировать фонематический слух. Дети учатся различию разных типов интонации, учатся делать свою речь выразительной.

Другая важная функция этих стихов – это помощь физическому развитию ребенка. Ребенок изучает жесты, движения, развивает мелкую моторику пальцев.

Задача взрослого человека – помочь ребенку овладеть родной речью с помощью потешек

Особенно важно это для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Изучение потешек является на этом пути важным способом помочь ребенку овладеть его родной речью, освоить духовное богатство, которое народ накопил годами

Устное народное творчество становится основой для развития интеллекта, подготавливает ребенка к освоению богатств художественной литературы и художественной культуры вообще.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Прибаутки

Для детей в возрасте от двух до трех лет подходят не только потешки, но и прибаутки, в которых есть интересный сказочный сюжет. Главные действующие лица в прибаутках – это животные, которые обладают умениями производить осмысленные действия.

Собака в избе

Пироги печет,

Кот на кухне

Сухари толчет,

Кошка в окошке

Платье шьет,

Курица веником

Избушку метет.

Такие прибаутки обычно рассказывают о жизни животных, но при этом они отражают человеческие отношения, которые сложились в обществе. Прибаутки похожи на матрешек – они стараются дать яркие признаки происходящего, все персонажи у них имеют ярко выраженные признаки. Прибаутки ярко отражают жизнь народа и рассказывают о ней на примерах, понятных ребенку. Если вы хотите знать, что такое потешка, определение в литературе вы можете найти в учебнике. Все эти фольклорные произведения имеют много общего друг с другом.

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Загадка

Подробнее по этой теме см. Загадка.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Развлекаемся и развиваемся

Малыш потихоньку растет. Каждый день приносит множество новых открытий и для него, и для его близких. И постепенно малышовые пестушки заменяются потешками. Нужны они для того, что бы развлекать, «тешить» кроху (потому и «потешка»). Это ритмичные и мелодичные веселые стишки для всевозможных игр с ручками, ножками, пальчиками малыша.

Как же можно развивать кроху при помощи потешек? Очень просто! Играйте с ним почаще в веселые игры, а он сам почерпнет для себя все важное и необходимое. Многие подобные забавы вы прекрасно знаете

Это и «Ладушки», и «Сорока-ворона», и «Коза рогатая». Все это самые настоящие развивающие игры! Поиграйте с малышом в «комариков», и вы сами в этом убедитесь. Для этого соедините большой, средний и указательный пальцы в щепоть и «кружите» ими над малышом, приговаривая:

Дарики-дарики,

Злые комарики

Вились, кружились,

Да в ушко вцепились –

Кусь!

Попалось ушко! Первые три строчки говорите медленно, а последние быстро, с азартом. Это будто команда к действию для малыша: прячь ушко! Потом комарики кусают за ножку, ручку, носик, щечку, локоток, коленочку — любые части тела. Очень скоро малыш не только запомнит, где у него что и как это называется, но и будет с радостным визгом прятать желанную для комариков часть тела, едва вы ее назовете. Вот сколько пользы для малыша «в одном флаконе»: играем, общаемся с любимой мамочкой, пополняем словарный запас, развиваем эмоции, изучаем собственное тело, тренируем память. И все это весело и очень просто!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector