Всё об этикете. правила поведения для детей

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией

У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Правильное поведение детей за столом: знакомство с основами

Этикет для детей за столом имеет много общего с правилами поведения для взрослых людей. Однако некоторые нюансы все же имеются. Для начала малышей стоит приучить к базовым привычкам. Делать это нужно без криков и нервов. Обучение новым манерам пройдет гладко в спокойной размеренной атмосфере.

Не обязательно ждать торжественного случая или званого обеда для начала работы. Каждое утреннее чаепитие со свежей выпечкой или ужин с сырниками или запеканкой ребенок может рассматривать как возможность освоения главных тенденций столового этикета.

Ключевое значение имеют такие правила:

Опрятный вид

Даже маленькие дети должны являться к столу чистыми и опрятными

Важно приучить деток мыть руки перед трапезой, умывать лицо, поправлять прическу и одежду. Как мальчики, так и девочки должны понимать, что неаккуратный вид, растрепанные прядки в волосах и грязные руки – это моветон

Использование салфеток

Столовый этикет предполагает использование салфеток. Поскольку для деток их размер слишком велик, допустимо складывание данного текстильного изделия вдвое. Салфетку нужно класть на колени после того, как это сделал хозяин званого ужина. Когда же обучение ведется в домашних условиях, его «роль» может взять на себя отец или мать деток, которые сидят с ними за одним столом.

Время дегустации блюд: когда можно пробовать деликатесы

Чтобы правильно вести себя за столом в будущем, дети с малых лет должны знать о том, что говорят правила хорошего тона о времени начала трапезы. Считается, что приступать к вкушению кулинарных изысков на столе нужно после того, когда все участники обеда, ужина, ланча или завтрака соберутся за столом и займут свои места.

Однако из данного правила имеются исключения. Например, на мероприятиях с шведских столом, в формальной обстановке или при приглашении хозяев ужина кушать можно начинать раньше, не дожидаясь присутствия всех гостей. Чтобы дети не путались и не испытывали дискомфорт, они могут спросить разрешение в случае, если не уверены, могут ли они отведать заветный чизкейк или попробовать вкусное горячее блюдо.

Использование столовых приборов

Когда ребенок будет уверенно справляться с вилкой и ложкой, его можно обучать правильному использованию данных столовых приборов. Не лишним будет и объяснение того факта, что еду нужно доносить до рта, а не наклоняться к тарелке, чтобы быстрее откусить лакомый кусок пирога, стейка или сытного бутерброда.

Разговоры за столом

Считается, что за столом неуместны громкие и долгие разговоры, когда люди заняты пережевыванием пищи. Это должны понимать и дети, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы объяснить крохам неуместность разговоров с полным ртом пищи. Это некрасиво и опасно – малыш может подавиться хлебной крошкой или поперхнуться кусочком пищи, пытаясь поделиться за столом своими мыслями или переживаниями с присущим детям эмоциональным окрасом.

Базовые принципы правильного поведения

В течение часа до и после еды важно избегать нервного перевозбуждения (активных игр или напряженной умственной деятельности)

К приему пищи лучше приступать, когда ребенок не испытывает острого чувства голода — так он сможет сфокусировать внимание на своих действиях и движениях, а не на стремлении поскорее насытиться

Пытаясь научить ребенка правилам поведения, нельзя забывать о сервировке — все приборы и посуду следует расставлять максимально компактно и аккуратно. Тарелки должны находиться в пределах досягаемости малыша за столом. Если же он хочет попробовать блюдо, до которого не может самостоятельно достать, нужно научить его просить о помощи: лучше кто-то из окружающих подаст нужную тарелку, нежели ужин будет испорчен супом, пролитым на пол в попытках дотянуться через весь стол за кусочком хлеба.

Чтобы научить непоседу правильно и аккуратно кушать, его нужно садить по левую руку о взрослого, способного оказать помощь. Сажать ребенка слева необходимо как в кругу семьи, так и в гостях.

Чтобы научить малыша правильному поведению, нужно стараться сохранять самообладание. Крик и многочисленные порицания приведут к усугублению ситуации. Все замечания следует делать спокойным тоном, желательно наедине.

Кроме того, родителям, решившим научить свое чадо культуре поведения, не стоит сразу оглашать целый список требований. Чтобы не нагружать малыша, нужно начать с обязательных правил, а когда он начнет их выполнять — постепенно добавлять новую информацию.

Приучая правильно вести себя за столом, нужно в первую очередь, научить ребенка основным правилам:

  1. Мыть руки перед каждым приемом пищи, вне зависимости от того, чем был занят малыш до трапезы: гулял на улице или играл дома. Если гигиенические процедуры будут проводиться всей семьей, они быстро войдут в привычку.
  2. Прием пищи должен проходить исключительно в предназначенной для этого зоне.
  3. Чтобы воспитать в ребенке аккуратность, его можно привлечь к сервировке стола и уборке посуды после трапезы.
  4. Приучите всех членов семьи пользоваться обеденной салфеткой — следы салата с нее отстирать легче, чем с праздничной рубашки. Салфетку следует всегда класть рядом со столовыми приборами. Усевшись за стол, ребенок сам будет заправлять её за воротничок.
  5. Чтобы малыш не клал локти на стол, не ерзал и не раскачивался на стуле, следует позаботиться об его удобстве во время трапезы. Он всегда должен сидеть правильно, с ровной спиной.
  6. Желательно, чтобы трапеза проводилась в тишине, без телевизора или использования мобильных гаджетов. Так все участники смогут сосредоточиться на происходящем и спокойно пообщаться.
  7. Ребенку нужно объяснить, что откусывать нужно ровно столько, сколько он сможет прожевать с закрытым ртом.
  8. Еду из тарелки нельзя брать в руки и играть с ней. А вот хлеб, наоборот, нужно брать только руками.
  9. Желательно съедать всю порцию, не оставляя еду в тарелке. Лучше положить ребенку меньше, а потом дать добавку.
  10. В конце нужно поблагодарить за вкусный обед хозяйку дома. Элементарное выражение благодарности — признак вежливости и хорошего воспитания.

Столовый этикет для детей

И дети, и взрослые любят вкусно поесть, но не все знают правила поведения за столом. Следующие правила помогут маленьким непоседам освоить поведение за столом и научат, как избежать неприятной ситуации.

Во-первых, посадка за столом. Не нужно класть на стол локти, так как они могут помешать остальным людям. Также нельзя раскачиваться на стуле.

Во-вторых, нельзя говорить во время еды. Если хочешь что-то сказать, то нужно проглотить и сказать, но никак не с набитым ртом. А во время еды нужно жевать максимально беззвучно и не чавкать. Чтобы жевать было проще, нужно откусывать небольшие кусочки.

Если обед проходит в фуршетном стиле и все накладывают себе еду сами, то в тарелку стоит положить столько еды, сколько действительно сможешь съесть. Бывает, что на обед подают большой кусок мяса. В этом случае его нужно есть с помощью вилки и ножа.

Если блюдо можно есть вилкой, а не ложкой, значит его нужно есть вилкой. Нож тоже используется в крайних случаях, в основном его заменяет вилка. Есть блюда, которые отламывают вилкой, не применяя ножа – рыба, котлеты, заливное.

Бывает, что гарнир сложно собрать при помощи вилки. В таком случае исключительно нельзя использовать пальцы. Для того чтобы собрать гарнир на вилку, достаточно воспользоваться хлебом.

За столом или на коленях обязательно должны быть салфетки. Они там находятся, чтобы люди могли вытереть руки и губы. Вместо салфеток нельзя использовать скатерть или одежду. Также нельзя вытираться об свои руки.

Если что-то находится на другом конце стола или вне досягаемости, то не нужно лезть через весь стол. В этом случае нужно обратиться к соседу и попросить передать.

Для общей посуды должны быть общие ложки или вилки. Нельзя накладывать из общей посуды своим прибором. Десерты принято есть десертными ложками в тарелке, а не руками.

Важнейшее правило гостевого этикета для детей: обязательно поблагодарить повара или человека, который это всё подавал, сказав «спасибо».

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

Классификация

Самым удивительным является то, что правила поведения дети начинают изучать до 1 года, с момента первого кормления за столом, когда малышам дают маленькую ложечку, чтобы они попробовали есть сами.

В дошкольном возрасте дети должны выучить следующие правила столового этикета:

  • Следует грамотно использовать все виды столовых приборов. Для начала надо просто разъяснить, что первое блюдо нужно есть из глубокой тарелки, а второе – из плоской. При условии, что ребёнок не левша, следует приучить его, что в правой руке держат нож, а в левой – вилку, но не наоборот. После того как он немного подрастет, научите ребенка пользоваться ножом для нарезки рыбы и другими сложными приборами. Так ребёнок сможет полностью изучить сервировку.
  • За столом стоит сидеть прямо. Чтобы ребёнок быстрее запомнил это правило, у него должен быть домашний стул, который соответствует его росту.
  • «Когда я ем – я глух и нем» – эта пословица очень даже к месту. Нельзя играться за столом и говорить с набитым ртом.
  • Нельзя размазывать пищу по всей тарелке. Это не свойственно воспитанному человеку. Есть надо аккуратно.
  • Набивать полный рот некультурно, пищу следует делить на мелкие кусочки.
  • Если блюдо находится далеко от ребенка, то ему не следует тянуться за ним в другой конец стола. Можно просто попросить подать его.
  • Не класть локти на стол и не брать с собой игрушки.
  • Вытирать рот только салфеткой.
  • Помнить, что перед трапезой надо желать приятного аппетита и благодарить в конце.

Во время визита в гости нужно пользоваться следующими правилами:

  • В гости нужно приходить, предупредив заранее, или по приглашению. Внезапное появление будет не очень приятно.
  • Нельзя настойчиво звонить или стучать в дверь. Максимальное количество допустимых стуков или звонков – два.
  • Нельзя идти в гости «ни с чем», при себе должен быть любой гостинец, пусть даже небольшой.
  • С порога нужно поздороваться.
  • В гостях нужно быть сдержанным и спокойным. Запрещено трогать чужие вещи без разрешения хозяина, а также бегать по гостевой комнате, кричать, лазить по шкафам.
  • При желании посмотреть поближе сувенир или фото, нужно спросить об этом разрешения у хозяев.
  • Перед уходом домой, следует выразить благодарность хозяевам за хороший приём.

Во время прогулки на улице детей окружают множество людей. Ребёнок не должен доставлять им дискомфорт:

  • Для того чтобы не задевать людей, которые идут навстречу, нужно передвигаться только по правой части тротуара (правило правостороннего движения).
  • Нельзя разбрасываться мусором. Для оберток от конфет и подобных вещей есть специальные урны.
  • Неприлично указывать пальцем на людей.
  • Остановившись посреди тротуара, ребёнок преграждает дорогу всем людям, идущим позади. Если нужно остановиться (завязать шнурок и т. п. ), лучше отойти в сторонку.
  • Если на улице встречаются знакомые, то их обязательно следует поприветствовать.
  • Нельзя говорить с незнакомцами и уходить с ними.
  • Желательно не есть на ходу. Если купили мороженое, то лучше сесть на скамейку и спокойно покушать.

При посещении общественных мест (кинотеатр, музейный зал) нужно также следовать правилам этикета, иначе такое времяпрепровождение в музее превратится в кошмар для родителей:

  • Нельзя опаздывать на представление. Запрещено появляться в зрительном в зале после третьего звонка.
  • Нельзя проносить в зал куртки, шапки, пальто. Для них есть специально место в гардеробе.
  • Если перед ребёнком кто-то хочет пройти, то ему следует немного приподняться и дать пройти человеку на нужное ему место.
  • В случае если ряд занят, в креслах сидят люди, а ребенку нужно пройти, то пробираться к своему месту нужно спиной к сцене.
  • Нельзя занимать чужие места. Для каждого человека место отмечено в билете.
  • Для еды и питья существует буфет, в который можно сходить в период перерыва.
  • В театре в период представления запрещены разговоры.
  • В очередях толкаться неприлично.

Как учить детей этикету

Прежде всего, правила этикета – хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях. Учить детей этикету надо с раннего возраста, чтобы эти привычки укоренились.

Золотое правило обучения – личный пример родителей

При этом важно всегда соблюдать нормы и правила поведения, не давая себе возможности расслабляться. Дети с раннего детства копируют поведение близких людей

Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно контролировали свое поведение.

Правила этикета для родителей

Старайтесь не повышать голос в семье и тем более нельзя кричать. Выясняйте отношения между собой наедине, без детей.
Перед тем, как войти в комнату ребенка, постучите. Тогда и дети никогда не войдут без стука в вашу комнату или чужой кабинет. Приучайте к тому, что у всех есть личное пространство – и у вас, и у ребенка.
Не ройтесь в личных вещах детей и не берите ничего без их согласия. Некоторые родители считают, что они вправе просматривать карманы и портфель, телефон и планшет, копаться в вещах. И это неправильно. Даже при необходимости стирки вещей попросите ребенка принести их и самому проверить карманы.
Не читайте чужих писем. Даже если вы уверены, что там нет ничего особенного, дождитесь адресата и поинтересуйтесь, что в письме. Не ройтесь в личной переписке детей в интернете.
Постоянно практикуйте совместные ужины и обеды, при этом соблюдайте все правила этикета за столом. Учите детей пользоваться столовыми приборами, пресекайте попытки говорить с набитым ртом. Изучите правила столового этикета и строго соблюдайте их, показывая личный пример своим детям.
Учите детей уважать чужой труд, начиная с труда близких ему людей – его родителей.
Учите детей слушать и слышать

Очень важно, чтобы дети не перебивали других, не вмешивались в разговор взрослых. Не критикуйте детей при посторонних, не позволяйте им обсуждать других детей и сплетничать

Нужно также пресекать попытки ябедничества.
Соблюдайте речевой этикет и напоминайте о нем детям. Такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините», «доброе утро», «спокойной ночи» и т. д., должны стать нормой жизни.

Отдельно хочется отметить гостевой этикет. Родителям необходимо соблюдать его правила и учить этим правилам детей:

  • приходить в гости можно только по приглашению;

  • всегда нужно приветствовать хозяев;

  • нельзя трогать вещи без разрешения;

  • нельзя заходить в чужие комнаты;

  • нельзя мусорить;

  • говорить нужно всегда тихо;

  • не нужно задерживаться надолго в чужом доме;

  • всегда перед уходом следует благодарить хозяев за гостеприимство.

Важно также соблюдать гостевой этикет, принимая гостей в своем доме: встречать пришедших с улыбкой, благодарить за подарки и т. д

Однако, прививая правила этикета, нужно избегать нотаций и назиданий. Маленьких детей родители должны учить на личном примере, игрой и подсказкой, а более старших – легким напоминанием

Важна также мотивация ребенка – подросткам нужно объяснить важность усвоенного этикета для его будущего. Хвалите ребенка за правильное поведение, особенно если некоторые правила ему долго не давались

Если где-то на ваших глазах некультурно ведет себя другой ребенок, не осуждайте его, а скажите, как стыдно теперь его родителям.

Усвоение правил этикета – не таблица умножения. Нормы поведения не требуют зубрежки и порицаний. Это постоянный труд родителей над собой. Только в этом случае дети усвоят правила прочно, а их соблюдение не будет требовать от них постоянного напряжения.

Светлана Садова

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Когда начинать обучать правилам поведения и основам этикета

Обучение детей правилам этикета начинаются с колыбели. Первый и самый главный способ обучения – пример взрослого. Обращаясь к новорожденному, старайтесь здороваться с ним, употреблять правильные фразы, вести себя правильно. Ваше поведение — образец для карапуза, он видит в вас идеал, норму. Старайтесь вести себя соответственно вашим понятиям о правильном. Попытайтесь исправить, если есть, нежелательные проявления в собственном поведении.

К 2 годам можно начинать активное обучение при помощи игры. Разыгрывайте при помощи кукол разные ситуации, тренируйте правильные варианты поведения, показывайте, как некрасиво выглядит человек, нарушающий правила этикета.

С 4 лет малыш уже усвоит большинство шаблонов поведения, будет активно использовать их на практике. В этом возрасте нужно внимательно следить за верностью сформированных представлений, своевременно производить корректировку неправильного поведения. В ваших руках появится новый инструмент воспитания – литература. При помощи книг, рассказов, сказок поясняйте необходимость правильного поведения, раскрывайте смысл установленных норм. Успешность воспитания зависит от понимания малышом необходимости употребления того или иного правила.

Конечно, когда малыш пойдет в сад или школу, там будут обучать этикету в разных формах. Чтобы обучение происходило успешно, у крохи должна быть база знаний, понимание смысла культурного поведения. Ваше чадо должно понять, что этикет – привычка относиться к окружающим доброжелательно, стремление быть хорошим и добрым.

Воспитанный ребенок соблюдает правила этикета не потому, что это нужно, а по велению собственного сердца. Для него это не свод правил, а необходимость. Не ведите долгих, занудных бесед, третировать и критиковать за допущенную оплошность. Взрослые должны донести до крохи, зачем вести себя правильно, какие плюсы он получит от этого. Формируя правильные шаблоны, вы обеспечиваете своему карапузу успешное будущее, верных друзей, счастливую семью. Не нужно надеяться, что этим вопросом займется воспитатель, учитель или жизнь, сделайте это сами, своим примером и заботой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Правила этикета на улице

Важно учить ребенка правильно вести себя не только дома, но и на улице. Если малыш не знает хороших манер, он, скорее всего, получит осуждение со стороны социума

Рассмотрим главные принципы поведения:

  • Мусор следует выбрасывать только в урну или мусорный бак.
  • Нельзя рвать цветы с клумб, ходить по газонам, залезать в фонтан и другие места, не предназначенных для этих целей.
  • Некрасиво указывать на человека пальцем и говорить о нем вслух.
  • Дорогу следует переходить только по пешеходному переходу.
  • В магазине необходимо соблюдать очередь.
  • К незнакомым людям нельзя приставать с вопросами и навязывать им свои рассказы.
  • Запрещено во время прогулки убегать от родителей далеко и прятаться.
  • Если во время прогулки по тротуару нужно остановиться, например, чтобы завязать шнурки, следует отойти в сторону.

Кроме этого, важно научить ребенка не обижать других мальчиков и девочек на детских площадках и в парке

Нельзя отнимать игрушки, говорить обидные слова, толкаться на горках и драться.

Вежливость – ключ к успеху

Ну кому нравятся грубияны, разве что очень узкому кругу людей, которые пытаются выделиться оригинальностью. Вежливый человек, наоборот, будет желанным собеседником в любой компании. Именно поэтому, вам стоит учить малыша вежливости с первых дней жизни.

Важно
Показывайте все на своем примере, если вы будете говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», у него войдет такое обращение в норму, и он будет отвечать взаимностью.

Старайтесь весь процесс обучения превратить из рутинного заучивания вежливых фраз (доброе утро, извините, благодарю и др.) в увлекательную игру. За каждое вежливое слово – вознаграждение, если забыл – штраф! Само собой, награждать и карать стоит не рублем, а действием. За выполненную норму слов можно разрешить подольше погулять или посмотреть «лишний» мультфильм. Штраф взимать приседаниями или уборкой. Только учтите –  взрослые также должны штрафоваться . Создайте список слов вежливости и разместите его на холодильнике, вот увидите, как через короткий промежуток времени их употребление войдет в привычку.

Еще один «пакет» норм поведения:

  • Всегда представляться, когда звонишь кому-то;
  • Обязательно стучать в дверь перед ее открытием;
  • Не перебивать собеседника;
  • Не разговаривать при посторонних на непонятном языке;
  • Не шептаться;
  • Не поворачиваться к собеседнику спиной.

Нормы этикета за столом

Этот раздел обучения может оказаться самым сложным, так как даже многие взрослые забывают о нормах приличия за столом, что уж говорить о детях, которые видят во взрослых предмет подражания

Важно самим выучить перечень обязанностей и запретов за столом и не забывать повторять о них малышу

Обязательно:

  • Корректно использовать столовые приборы;
  • Мыть руки перед едой;
  • Брать ровно столько, чтобы утолить голод;
  • Использовать салфетки, не заменяя их брюками, гардинами или руками;
  • Благодарить за блюдо и компанию.

Не следует:

  • Есть с открытым ртом, издавая неприятные звуки;
  • Играть за столом;
  • Разговаривать с набитым ртом;
  • Критиковать еду;
  • Плевать, ковыряться во рту и выкладывать части блюда на стол.

Обучение на личном примере

Простых разговоров зачастую бывает мало,  важно обучать ребенка подавая пример . Если отец не уступает бабушке место в метро или плюет себе под ноги, то с большой вероятностью подросток будет вести себя также и никакие уговоры матери не подействуют

Кроме того, на школьников большое влияние оказывает круг общения. Если вам кажется, что подросток попал не в лучшую компанию, постарайтесь, как можно мягче указать ему на это. Лучше всего показать на каком-нибудь живом примере, как некрасиво смотрятся определенные поступки. Затем нужно объяснить, что такие случаи могут оказать негативное влияние на его будущее.

Если ребенок с пеленок понимает, что такое хорошо, а что не очень, он обязательно прислушается к вашим словам. Не запускайте воспитание до критической отметки, когда сделать какие-либо изменения может оказаться поздно. Чаще показывайте развивающие мультфильмы с поучительным сюжетом и старайтесь развить у сына или дочери любознательность. Так у него не будет времени отвлекаться на всякие ненужные шалости. И помните, первый помощник учителя – терпение!



Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями

Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение

Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?

На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают

Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector