Строение и деятельность центрального аппарата речевой системы

Кто производит слуховые аппараты

Есть несколько основных производителей слуховых аппаратов, которые предлагают новейшие технологии в области производства слуховых аппаратов.

Производители слуховых аппаратов вкладывают значительные средства в исследования и разработки, чтобы выводить на рынок устройства, которые удовлетворяют различные потребности людей с потерей слуха, а также стремятся предложить слуховые аппараты, удовлетворяющие бюджеты всех пользователей.

Большинство специалистов по слухопротезированию знакомы с продукцией нескольких производителей и располагают расходными материалами и программным обеспечением, которые необходимы для успешной установки устройств. Когда вы посещаете специалиста по слухопротезированию, вы обсуждаете результаты теста слуха, потребности в образе жизни и бюджет. Ваш специалиста по слухопротезированию поможет вам выбрать наиболее подходящего производителя и лучший аппарат, для этого потребуются результаты вашего теста слуха, информация о вашем образе жизни и ваш бюджет.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках
мира больше, чем гласных. Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются
два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых
главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании
которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых
связок.Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления.
Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют
органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи
оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате
возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях,
когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается
щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение
воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название
щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия
fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в
неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие
согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями
согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного
элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами.
Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч —
из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке
(Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки,
при образовании которых преграда образуется периодическим сближением
активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки,
которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером
преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй
ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка
и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные
и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка,
возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные
согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают
зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных
согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым
небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich,
Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается
смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных,
к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою
очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п)
или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными
легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести
несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой
палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация,
или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка
к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные,
кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая
особенность русской фонетики.

Снятие мышечных зажимов

Узнав особенности строения и функционирования речевого аппарата, можно определить главную цель подготовки органов речи к предстоящей работе. Это должна быть «настройка» — активизация основных групп мышц. Тех, которые будут участвовать в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих звучность голоса, и активных голосовых органов, ответственные за внятное произношение звуков.

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых органов.

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т» на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из элементов гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Вернуться к содержанию

Артикуляция

Образованные
голосовыми связками зву­ковые
волны преобразуются в звуки речи в
надставной
трубе
речевого
аппарата (часть речевого аппарата,
расположенная над
голосовыми связками).

В
надставной трубе выделяются три основных
полости, которые,
по сути, являются резонансными полостями:
носо­вая,
ротовая и глоточная.
Основную
роль в образовании звуков
играет ротовая полость (Mundraum).
В
зависимости от
того, какое положение занимают подвижные
органы рото­вой
полости: язык, губы, мягкое небо, нижняя
челюсть, меня­ется
и форма ротового резонатора, а вместе
с ней и окраска звука.
Каждому звуку соответствует своя особая
форма рото­вого
резонатора.

Важнейшим
органом всей артикуляционной системы
яв­ляется
язык.
Тело
языка состоит из кончика, спинки и корня.
Спинка языка, в свою очередь, членится
на переднюю, сред­нюю
и заднюю спинку. Кончик языка — это его
наиболее под­вижная
часть. Язык может производить горизонтальные
движения, то есть выдвигаться вперед и
отодвигаться назад. В вертикальном
направлении весь язык и его отдельные
части могут подниматься к небу на
различные уровни вплоть до образования
щелей и смычек. Положение языка в полости
рта придает ротовому резонатору
определенную форму и объем и создает
новые условия резонанса.

Губы

это круговая мышца рта. Сокращение этой
мыш­цы
приводит к сжатию губ. Округляясь,
растягиваясь или выдвигаясь вперед,
губы изменяют форму полости рта, участвуя
тем самым в реализации различных звуков.
Губы могут также создавать различные
преграды (препятствия) для потока воздуха
и участвовать в образовании некоторых
согласных звуков.

Зубы
также
являются местом образования некоторых
звуков. Особую роль в образовании
немецких согласных играют такназываемые
альвеолы.
Это
зубные лунки, находящиеся над верхними
зубами. При контакте кончика языка к
альвеолам образуются немецкие
переднеязычные согласные (t,
d,
n,
l,
r
).

Мягкое
небо
является
продолжением твердого
неба
и
состоит из дугообразных мышц с маленьким
и чрезвычайно подвижным отростком, так
называемым маленьким язычком (увулой).
Мягкое небо и маленький язычок образуют
небную
занавеску
.
Небная
занавеска

может принимать вертикальное и
горизонтальное положение, то есть
опускаться и подниматься и
закрывать или открывать проход воздуха
в носовую полость.
При артикуляции гласных и носовых
соглас­ных
мягкое небо оставляет больший или
меньший проход в носовую
полость. В зависимости от величины этого
прохода звук приобретает носовой
оттенок. Маленький язычок (увула) может
также дрожать под напором выдыхаемого
воздуха, образуя при этом немецкий
язычковый вибрант .

Носовая
полость
представляет
собой костную коробку, которая не меняет
своей формы. Она открывается в глотку
отверстиями, которые называются хоанами.
Звуковая волна попадает в полость носа
при опущенной небной занавеске и получает
там своеобразную окраску.

Не
менее важную роль в немецком языке
играет чрезвычайно подвижная нижняя
челюсть
.
Она может опускаться, подниматься и
выдвигаться вперед. Нижняя челюсть
формирует раствор рта и оказывает
большое влияние на качество артикулируемых
звуков и общее звучание голоса.

Глотка
представляет
собой полость, напоминающую трубку,
нижний конец которой граничит с гортанью,
а верх­ний
— с носовой полостью. Мускулы глотки
могут сокращаться и тогда полость глотки
сужается.

Дыхание,
голосообразование и артикуляция
функциони­руют
в тесной связи друг с другом. Это
необходимо учиты­вать
при работе над произношением.

Как слуховые аппараты помогают при потере слуха

Слуховой аппарат усиливает звуки на тех частотах, где есть потеря слуха. Аппараты чаще всего назначаются пациентам с нейросенсорной потерей слуха, которая означает, что некоторые из крошечных волосковых клеток внутреннего уха пациента повреждены. Выжившие здоровые волосковые клетки улавливают звук, модулируемый слуховым аппаратом, и посылают их в виде нервных сигналов в мозг через слуховой нерв.

Для людей с легкой или умеренной потерей слуха лучше всего подходят стандартные слуховые аппараты. Мощные модели аппаратов часто используются для пациентов с тяжелой или глубокой потерей слуха .

Артикуляция в общении индивидов[править]

На иллюстративном материале — в нумерованном графическом фотоизображении, указываются артикуляционные точки органов и частей тела человека, участвующих в звуковой коммуникации и имитировании со следующими пояснительными параметрами:

1. Верхняя экзо-губа — наружний край верхней губы; 2. Нижняя экзо-губа — наружний край нижней губы; 3. Верхняя эндо-губа — внутренний край верхней губы; 4. Нижняя эндо-губа — внутренний край нижней губы; 5. Передние зубы верхней челюсти; 6. Соединение дёсен с верхними зубами в области шейки зуба внутренней стороны коронки, направленной к полости рта и переходящая в переднюю часть альвеольного гребня или альвеольного бугра твёрдого нёба в области нёбного шва с поперечными нёбными складками, участвующими в образовании альвеольных согласных звуков; 7. Задняя часть альвеольного гребня; 8. Передняя часть впадины твёрдого нёба, переходящая в основную ровную поверхность твёрдого нёба; 9. Верхняя, центральная стенка полости рта — основная поверхность твёрдого нёба; 10. Мягкое нёбо; 11. Язычок гортани с нёбными занавесками и нёбо-язычными и нёбо-глоточными дужками; 12. Полость носа; 13. Задняя стенка глотки; 14. Гортань, переходящая в трахею, бронхи и лёгкие; 15. Голосовые связки и ложные голосовые складки гортани; 16. Надгортанная часть или область глотки; 17. Корень языка; 18. Задняя поверхность языка; 19. Коренные зубы; 20. Основная поверхность языка; 21. Верхняя часть кончика языка; 22. Кончик языка; 23. Нижняя часть кончика языка; 24. Соединение дёсен с передними зубами в области шейки зуба нижней челюсти внутренней стороны коронки зуба, направленной к языку в полости рта; 25. Передние зубы нижней челюсти; 26. Гортань глотки, переходящая в пищевод; 27. Нижняя челюсть.

Основная составляющая органов речиправить

О́рганы речи делятся на:

  • Дыхательные о́рганы речи (о́рганы дыхания, — лёгкие с бронхами и трахеей), — создающие необходимую для звукообразования струю воздуха;
  • Звукообразовательные о́рганы речи, — непосредственно участвующие в звукообразовании;
    • Активные (подвижные) о́рганы речи, — способные менять объём и форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого воздуха.
      • Гортань.
        • Перстневидный, щитовидный хрящ.
        • Пара пирамидальных или черпаловидных хрящей.
        • Пара мышечных складок.
          • Нижние, — истинные голосовые связки.
          • Верхние, — ложные голосовые связки.
      • Глотка, — которая может сужаться и расширяться.
      • Язык, используемый при образовании различных звуков речи.
      • Губы, способные выполнять различные артикуляции.
      • Нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость открытым.
      • Нижняя челюсть.
    • Пассивные (неподвижные) о́рганы речи, — лишённые способности изменения формы речевого тракта.
      • Зубы (зубы верхней челюсти и зубы нижней челюсти).
      • Твёрдое нёбо.
      • Полость носа.

Функциональные особенности органов речиправить

Манипуляцией активных частей, — о́рганов речи и общения, — осуществляется некое давление, полный — плотный, или — частичный контакт лёгкого касания, — сближение и сужение, или — удаление и расширение, проходов — в совокупности с пассивными частями о́рганов речи и между ними, а также — во взаимодействиях между собой, — создаются условия ограниченного и препятственного или беспрепятственного движения потоков выдыхаемой струи воздуха, при котором — в местах преграды образуются вибрации различной частоты, становящиеся источником звуковых колебаний и тональности, а также — шу́ма, необходимых для образования гласных и согласных в произносимых буквах, слогах, словах и предложениях. Благодаря колебаниям нижних — истинных голосовых связок, под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый голосом. Пассивными функциями в формировании речи области рта являются зубы, твёрдое и мягкое нёба, с которыми в различных местах соприкасаются активные части о́рганов речи и общения: — кончик, боковая и/или верхняя поверхность языка, верхняя и/или нижняя губа. Полость носа служит резонатором, который — будучи включённым в процесс общения и имитации, сообщает звуку носовой характер различной высоты и тональности. Нижняя челюсть выполняет манипуляционные функции в формирования открытых гласных звуков и некоторых согласных, с участием в звукообразовании зубов (как в звуках, — «А», или — «З»).

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Речевой аппарат и дефекты

Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.

В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:

  • органические нарушения строения отдельных структур;
  • их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
  • неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.

При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.

Строение речевого аппарата

Определение 1

Строение речевого аппарата — это структура органов порождения речи.

Звуки создаются при прохождении воздуха через речевой аппарат. Возникает речь, которая и является результатом работы аппарата. К аппарату речи принадлежит весь дыхательный тракт и все органы вдоль него – от губ к легким. Следует добавить, что образование звуков является, так сказать, побочным продуктом деятельности органов, предназначенных для дыхания и принятия пищи. Потребность в этом «побочном продукте» видоизменила и усовершенствовала соответствующие органы.

Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.

Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).

Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.

Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.

При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.

Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:

  • перстневидный (снизу);
  • щитовидный (сверху).

На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.

Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.

Звук, исходящий непосредственно из гортани, являясь еще нечленораздельным – это один звук, а не разные звуки. Он напоминает «тесто», из которого должны быть «вылеплены» разные отдельные звуки. Впрочем, некоторые звуковые вариации берут начало и в самой гортани: шепот (воздушная струя проходит преимущественно между черпаловидными хрящами); фальцет (неестественно высокий голос, при котором напряженные голосовые связки расходятся только в передней части); гортанные или ларингальные звуки.

Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:

  1. глотки;
  2. ротовой полости;
  3. носовой полости.

Замечание 1

Вместе они называются еще надставной трубой. Полость глотки (гр. «фаринкс», откуда и термин — фарингальные звуки) размещена сразу же над гортанью. Верхняя ее часть называется носоглоткой, а средняя – зевом.

Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных и .

При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.

Замечание 2

Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.

К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).

К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.

Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).

Замечание 3

Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector