Физиологические рефлексы новорожденных
Содержание:
- Синкинезии
- Шаговый рефлекс
- Рефлекс Моро
- Рефлекс Ландау у новорожденных
- Причины аномальной реакции на вызов рефлекса
- Лечение болезни
- Хватательные рефлексы
- Сосательный рефлекс
- Возможные причины возникновения ПР
- Рефлексы и речевая функция
- Рефлексы орального автоматизма
- Таблица появления и угасания
- Что такое безусловные рефлексы
- Развитие рефлекса
- Время обратиться к педиатру
- Сосательный рефлекс
- Как проходит исследование рефлексов
- Что делать, если врожденные рефлексы слабые или отсутствуют?
Синкинезии
Синкинезии подразделяются на:
- глобальные (сгибание парализованной руки совместно с разгибанием парализованной ноги);
- имитационные (непроизвольные двигательные акты парализованных конечностей привычных для здорового человека движений);
- координаторные (произведение различных движений парализованными частями тела в ходе выполнения других сложных двигательных актов).
Для исключения развития патологических рефлексов, как в детском, так и во взрослом возрасте очень важно много времени уделять состоянию своего здоровья
Особое внимание необходимо уделить режиму дня, здоровому питанию, чередованию отдыха и физической активности
В случае проявления неспецифических признаков болезни в срочном порядке потребуется обратиться за консультацией к врачу невропатологу.
Шаговый рефлекс
Нужно держать ребенка над столом или любой другой горизонтальной поверхностью, чтобы он мог касаться ее одной ногой. Когда ножка опирается на стол, она сразу поджимается, а другая вытягивается. Так малыш перебирает ногами, как будто шагает. Без стимуляции рефлекс угасает к 2-3 месяцам. Стимулировать его полезно, т. к. это разносторонне влияет на развитие ребенка. Такие дети не только научатся ходить раньше, но и обладают ранним развитием речи, а в дальнейшем могут похвастаться музыкальным слухом и способностью к языкам. Удивительная связь, не так ли? Но так работает непредсказуемый детский мозг.
Однако эти «магические» действия можно совершать лишь с детьми без ортопедических отклонений. При любых проблемах с ножками – косолапии, дисплазии тазобедренных суставов — вызывать шаговый рефлекс и стоп-рефлекс вредно и опасно.
Рефлекс Моро
Еще известен как «рефлекс объятий».
Услышав резкий звук, ребенок вначале раскидывает руки в стороны, разжимает пальчики и выпрямляет ножки, а затем возвращается в прежнее положении и даже немного обнимает себя. Этот двухфазный рефлекс наблюдается до пятимесячного возраста.
У недоношенных деток, малышей с легкой асфиксией, травмами, полученными во время родов или при болезнях проявление двигательных рефлексов может ослабевать. Поэтому оценка рефлекторных реакций может многое сказать о состоянии младенца.
Впрочем не стоит пугаться, особенно если вы делаете проверку самостоятельно. Возможно проявлению безусловных рефлексов мешает то, что малыш попросту сытый и сонный. В любом случае, о том, все ли в порядке, вам скажет медицинский специалист.
Рефлекс Ландау у новорожденных
Является важным индикатором уровня физического развития ребенка, а также наличия/отсутствия у него тяжелых нервных заболеваний. Рефлекс Ландау — это ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению. Первые признаки формирования этого рефлекса наблюдаются с двух месяцев, однако наиболее выражено он проявляется позже, в пять-шесть. Угасание рефлекса происходит на втором году жизни. Рефлекс Ландау состоит из формирующихся на разных этапах жизни фаз, также именуемых верхним (первая фаза) и нижним рефлексами (вторая фаза) Ландау. Отсутствие этих рефлексов и задержка их формирования свидетельствуют о проблемах в развитии нервной системы.
- Верхний рефлекс Ландау формируется у ребенка в возрасте пяти-шести месяцев. Он обеспечивает подъем верхней половины туловища, разгибание рук и шеи. Для его выявления необходимо положить младенца животом на край стола таким образом, чтобы его грудь оказалась за краем. В таком положении должно произойти разгибание спины, шеи и рук назад. Иногда, из-за действия защитного рефлекса новорожденного, голова ребенка может поворачиваться в сторону. Со временем верхний рефлекс Ландау исчезает. Ребенок должен быть способен находиться в этом положении одну-две минуты.
- Нижний рефлекс Ландау формируется позже, в восемь-десять месяцев, и представляет собой усложненную версию верхнего рефлекса. Для его выявления врач берет ребенка на руки либо кладет его на плоскую поверхность так, чтобы его таз и ноги не имели под собой опоры. В таком случае здоровый и развитый ребенок поднимет вверх нижние конечности и может изогнуть спину дугой.
При проверке верхнего и нижнего рефлекса Ландау у грудничка врач должен обращать пристальное внимание на выраженность его проявлений. Так, во время первой фазы голова ребенка должна находится на средней линии
То же самое можно сказать про положение ног во время второй фазы. Удержание рефлекторной позы должно длиться не меньше минуты. Если эти условия не соблюдаются, рекомендуется пройти более глубокое обследование на предмет наличия родовых травм и отклонений в развитии. Фото рефлекса Ландау представлено ниже.
Причины аномальной реакции на вызов рефлекса
Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.
Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:
- полученные родовые травмы;
- нарушения функционирования нервной системы;
- преждевременное рождение ребенка;
- патологии позвоночника;
- предшествующая асфиксия.
Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.
Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:
- На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
- У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.
Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.
Предлагаем ознакомиться: Что такое преждевременное старение плаценты
Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.
Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:
- Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
- ДЦП.
- Внутричерепной родовой травме.
- Гипотонии мышц.
- Травмах спинного мозга.
- Угнетении нервной системы медикаментами.
- Парезах.
Лечение болезни
Лечение заболевания должно быть в первую очередь нацелено на устранение причины патологии. Чаще всего причиной паралича служат сосудистые заболевания, поэтому терапия нацелена на улучшение мозгового кровообращения. В терапии также применяют ноотропные средства, улучшающие обменные процессы в головном мозге.
Также полезно заниматься лечебной физкультурой и выполнять дыхательные упражнения
Важно 2–3 раза в сутки разминать мышцы шеи: делать наклоны головы вперед – назад и в стороны, круговые движения. После разминки руками нужно растереть мышцы шеи и помассировать кончиками пальцев кожу головы
Это поможет устранить симптом кислородного голодания и улучшит питание головного мозга. При нарушении речи нужно выполнять артикуляционную гимнастику. Если симптомы псевдобульбарного паралича проявляются в детском возрасте, необходимо проводить занятия с логопедом, а также самостоятельно развивать у ребенка речь.
Помогут в лечении и народные средства, которые оказывают ноотропное действие. Многие коммерческие препараты-ноотропы основаны именно на растительных компонентах. Народные снадобья оказывают аналогичное но при этом более мягкое действие и не вызывают негативных побочных эффектов. Лекарственные снадобья нужно пить курсами. Длительность курса составляет 2–4 недели, после чего нужно сделать перерыв. Также рекомендуется чередовать лекарственные средства, чтобы не возникло привыкания и не пропало целебное действие.
Народные рецепты:
- Лекарственный сбор №1. Смешивают в равном соотношении чабрец, мяту, пустырник и траву бораго. 3 ст. л. этого сбора нужно залить полулитром кипятка, оставить настаиваться несколько часов и профильтровать. Стандартная дозировка: по ½ стакана 2 раза в сутки после приема пищи.
- Лекарственный сбор №2. Смешивают в равном количестве траву чистотела и листья или почки березы. Готовят настой этих трав: на 2—мл берут 2 ст. л. смеси, настаивают 3 часа, после чего фильтруют. Принимать нужно по 50 мл настоя после каждого приема пищи.
- Лекарственный сбор №3. Сбор состоит из травы мелиссы, ландыша, душицы, семян дикой моркови и цвета боярышника. Растения нужно взять в равном количестве, измельчить и смешать. Для приготовления настоя 2 ложки сбора нужно залить стаканом кипятка, оставить настаиваться 3 часа, затем процедить. Весь настой выпивают за один день небольшими порциями.
- Донник лекарственный. Нужно приготовить настой измельченного сушеного растения в стандартной дозировке (1 ст. л. на 200 мл кипятка). Принимать нужно по 0,5 стакана 2 раза в день после еды.
- Чистотел. В терапии применяется сушеная наземная часть чистотела. Из растительного сырья готовят настой: на 200 мл кипятка нужно взять 1 ст. л. снадобья, настаивать 15 минут и процедить. Чистотел принимают 3–4 раза в день по 2 ст. л. Полный курс лечения должен длиться три недели, после чего обязательно делают перерыв.
- Барвинок и боярышник. Для лечения готовят целебное снадобье. Сначала 5 мин кипятят на медленном огне листочки барвинка (1 ч. л. на 500 мл кипятка) затем снимают с огня и добавляют смесь из листьев и цветков боярышника (1 ст. л.). Этот отвар нужно настаивать несколько часов, после чего профильтровать. Стандартная дозировка: по 0,5 стакана до приема пищи.
- Клюква. Для улучшения мозгового кровообращения очень полезны ягоды клюквы. 0,5 кг ягод перетирают с 350 г меда, добавляют 150 г натертого хрена и тщательно смешивают. Такое снадобье хранят в стеклянной посуде в холодильнике. Больному дают по 1 ст. л. снадобья 3 раза в сутки после приема пищи.
- Люцерна. Семена люцерны заливают теплой кипяченой водой (3 ч. л. на 300 мл воды), настаивают ночь и выпивают на следующий день в три приема за 30 мин до еды, а семена съедают. Терапия длится не менее 9 месяцев.
Хватательные рефлексы
Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:
- Рефлекс Янишевского и Робинсона;
- Рефлекс Бабинского
Ладонный (Янишевского и Робинсона)
При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.
Подошвенный (Бабинского)
Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.
Сосательный рефлекс
Малыш только что родился, едва успел оправиться от усилий, которые он, как и мама, проявлял при родах. Он в совершенно новом мире, в котором ему ничего не известно. Но как только его прикладывают к груди – он начинает сосать. Откуда он знает, что надо делать, и когда научился сосать? А знает за него природа, потому что это безусловный рефлекс. Сосательный рефлекс у новорожденных — один из самых необходимых, потому что обеспечивает питание. Поэтому он столь любим педиатрами и неврологами.
Как же его проверяют? Нельзя же на приеме у врача каждый раз давать малышу грудь или держать бутылочку с молоком? Проверить рефлекс очень просто. При прикосновении к губам или погружении пальца на 1-2 см в рот малыш начинает ритмично посасывать его. Рефлекс действует до года, поэтому все врачи рекомендуют по возможности продолжать до года кормление грудью.
Возможные причины возникновения ПР
К этиологическим факторам возникновения патологических рефлексов принято относить экзогенные и эндогенные причины, провоцирующие развитие определенного заболевания.
Экзогенные причины:
Эндогенные причины подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить ишемию, получение различных травм головы и спины, отек ткани мозга, генетическая предрасположенность.
К вторичным относят такие, которые существуют в самой нервной системе под влиянием первичных и в следствие становятся главной причиной развития патологических процессов в организме:
- нарушение нейронов;
- определенные изменения в нейромедиаторах;
- смена нейрона генома;
- нарушения в межнейронной передаче;
- изменения в нервной трофике;
- чрезмерная активность нейронов;
- патологическая детерминантность;
- ГПУВ;
- присутствие антител к ткани мозга.
Рефлексы и речевая функция
Многие специалисты полагают, что существует связь между речевой функцией и оральным рефлексом. Считается, что тренировать рефлексы орального автоматизма необходимо. Это следует делать в соответствующем возрасте для того. чтобы речевая функция была хорошо развита.
Для этого крайне важно производить стимуляцию дистанс-орального, хоботкового и сосательного рефлекса. Делать это можно как естественным, так и искусственным путем
Стимулировать ключевые рефлексы орального автоматизма рекомендовано, когда ребенок находится на доречевом этапе своего развития.
Процесс стимулирования рефлексов выглядит следующим образом:
сперва необходимо аккуратно коснуться языка или губ малыша чистой соской;
как только малыш «взял грудь», важно помочь ему научиться захвату и удерживанию соска;
также важно научить ребенка удерживать соску (для этого нужно аккуратно придерживать его губы).
Если молодая мама практикует искусственное вскармливание, то отверстие в бутылочке или соске должно быть увеличено по мере активирования сосания и глотания.
Рефлексы орального автоматизма
Оральный автоматизм – это реакция мышц рта на раздражитель, проявляющаяся непроизвольным их движением. Подобного рода патологические рефлексы наблюдаются в следующих проявлениях:
- Носогубный рефлекс, возникает при постукивании у основания носа молоточком, проявляется вытягиванием губ. Такой же эффект может возникать при приближении ко рту (дистанс-оральный рефлекс) или при легких ударах по нижней или верхней губе – ротовой рефлекс.
- Ладонно-подбородочный рефлекс, или рефлекс Маринеску-Радовича. Штриховые движения в области большого пальца со стороны ладони вызывают реакцию лицевых мышц и приводят подбородок в движение.
Такие реакции считаются нормой лишь для грудных детей, наличие их у взрослых – патология.
Таблица появления и угасания
Наличие и динамика безусловных рефлексов служат диагностическим показателем становления и созревания нервной системы малыша. Здоровые дети до полутора лет развиваются примерно одинаковыми темпами.
Если какие-либо рефлексы долго не появляются или, наоборот, не угасают в положенные сроки, то такие малыши берутся под особый контроль невропатологами, так как высока вероятность наличия патологий в нервной системе. Время появления и угасания безусловных рефлексов, а также патологии, которые могут приводить к отсутствию врожденных ответных реакций, представлены в таблице.
Вид рефлекса | Возраст появления | Возраст угасания | Пороки развития, приводящие к отсутствию рефлекса |
Сосательный | С рождения | 4-5 мес., во сне — до года | Преждевременные роды, недоношенность плода, кислородное голодание |
Поисковый | 4-5 мес., во сне — до года | Угнетение ЦНС | |
Хватательный | 5-6 мес. | Парез, паралич рук, нарушение мозгового кровообращения | |
Рефлекс Мора | 4 мес. | Внутричерепная травма. При травмах шейного отдела рефлекс обеих конечностей несимметричен. | |
Реакция Бабинского | 18-24 мес. | Угнетение нервной системы | |
Автоматизм ходьбы | 3-4 мес. | Паралич нижних конечностей, ДЦП | |
Ползание (Бауэра) | 3-4 мес. | Асфиксия во время родов, проблемы со спинным мозгом | |
Реакция фехтовальщика (Магнуса-Клейна) | 6 мес. | Длительно сохраняется после 6 месяцев при поражении верхних моторных нейронов. | |
Шейный тонический | 3-4 мес. | Длительно сохраняется и не исчезает у детей с ДЦП. |
Что такое безусловные рефлексы
Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.
Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.
При нормальной выраженности рефлексов о здоровье ребенка можно не беспокоиться. Если к определенному моменту реакции, которые должны были угаснуть в новых условиях, сохранились у малыша, его нужно показать невропатологу.
Развитие рефлекса
Без посторонней стимуляции в развитии рефлекса хватания могут возникнуть сложности. Родители должны помогать ребенку учиться брать и держать предметы.
Первое, что нужно сделать, – это вызвать интерес к предмету. Купите погремушки с тонкой ручкой, детскую яркую ложку. Давайте предметы не прямо в ручку, а с расстояния, чтобы малыш за ними тянулся, прилагал усилия.
На первом этапе разжимайте кулачки крохи, вкладывайте в ладонь свои пальцы.
С года нужно способствовать развитию мелкой моторики. Для этого в ручки ребенку нужно давать кусочки яблок, хлебную корочку, печенье, учить держать ложку и правильно ей орудовать. Под надзором разрешите покрутить в ручках пластилин, попробуйте вместе что-либо из него слепить. Развить хватательный рефлекс очень просто, но для этого нужно прилагать некоторые усилия, а не надеяться, что со временем малыш сам всему научится.
Если заметна вялость реакции, или она ослабленная, то стоит посоветоваться с педиатром.
Время обратиться к педиатру
Случается, что у малышей совершенно отсутствует врожденный рефлекс хватания. Мы рассказали, какие нужно проводить мероприятия для его развития и про необходимость массажа. Если же процедуры не помогают, и хватательный рефлекс у ребенка так и не появляется, нужно незамедлительно обращаться к доктору.
Своевременное начало лечения – это половина успеха терапии. Врач назначит медикаментозное лечение, физиотерапию и массаж, которые помогут выработать рефлекс. После своевременно оказанной помощи ребенок начнет развиваться по нормам, он быстро догонит сверстников и к году самостоятельно научится удерживать предметы в своих маленьких ручках.
Если к девятимесячному возрасту кроха так и не научился удерживать самостоятельно предметы, брать их, то нужно проконсультироваться со специалистом. Скорее всего, потребуется массаж и прочие процедуры.
Если малышу нет и пяти месяцев, а он так и не начал хватать предметы, то это тоже недобрый знак. Норма такого развития – недоношенность, но после пяти месяцев кроха в развитии должен догнать сверстников.
Как только малыш начинает проявлять интерес к предметам, помогайте ему поддерживать такую любознательность. Если отбирать понравившуюся вещь (конечно, если она не опасна), то этот интерес к изучению мира может угаснуть. При первых попытках ухватить вещь, стимулируйте малыша, помогайте ему, вызывайте интерес.
Сосательный рефлекс
Этот безусловный рефлекс новорожденного необходим для грудного вскармливания, но срабатывает не только при сосании груди.
Если вы введете палец или соску в рот ребенку на 3-4 см, он начнет делать ритмичные сосательные движения.
Это один из самых важных рефлексов, который может отсутствовать только при парезе лицевых нервов, тяжелом соматическом состоянии и глубокой умственной отсталости. Одни педиатры считают, что сосательный рефлекс угасает к году, другие – что он действует до 3-4 лет жизни, а значит потребность в сосании и грудном вскармливании сохраняется до дошкольного возраста. Американский антрополог Кэтрин А.
Деттвайлер и вовсе отметила, что естественные сроки сосания груди намного дольше — этот безусловный рефлекс новорожденного может сохраняться даже до 7 лет, если мама продолжает кормить.
Как проходит исследование рефлексов
Определить, правильно ли развивается ваш ребенок, поможет проведение исследований рефлексов.
- Поисковый рефлекс. Для этого вам необходимо погладить кожу в уголке рта. Малыш в это время должен слегка опустить нижнюю губу и повернуть головку в сторону раздражителя. Первые дни своей жизни малыш с помощью этого рефлекса находит грудь мамы. Особенно хорошо поисковый рефлекс проявляется перед кормлением, угасать начинает в 7 недель, полностью исчезает к 12 месяцу жизни.
- Хоботковый рефлекс. Проверить, имеется ли у крохи хоботковый рефлекс, можно легким постукивание пальцем по его губам. При этом у ребенка сокращается круговая мышца рта, и кроха вытягивает губки хоботком.
- Сосательный рефлекс можно проверить при помощи пустышки. Для этого нужно положить в ротик крохи соску. Если он начинает ее активно сосать, то рефлекс имеется.
- Рефлекс Бабкина. Проверить наличие данного рефлекса можно при помощи надавливания на ладонь малыша возле начала большого пальца. В ответ на это ребенок открывает рот и сгибает голову. Проверять рефлекс Бабкина нужно на обеих ладонях. Если он сохраняется у детей старше 5 месяцев, стоит незамедлительно обратиться к врачу и выяснить причину.
- Хватательный рефлекс. Проверяют хватательный рефлекс путем вкладывания в его ладони своих пальцев. Малыш должен их прочно удерживать. Ослабевание данного рефлекса наступает к 3 месяцам.
- Рефлекс Бабинского. Проверить рефлекс Бабинского можно проведением по наружному краю подошвы малыша пальцем. Движение проводится от пятки в сторону пальцев, которые должны «ответить» веерообразным разгибанием. Физиологический рефлекс Бабинского олжен сопровождаться сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставе.
- Рефлекс Галанта. Для его проведения необходимо провести пальцем по спине малыша вдоль позвоночника. При этом ребенок должен изогнуть спину дугой. Рефлекс Галанта проявляется с 5 дня жизни малыша. Однако у детей с проблемами нервной системы он может быть не ярко выражен, и его возникновение может быть отложено вплоть до 30-35 дня после появления на свет. Угасание рефлекса происходит к 4 месяцам.
- Рефлекс Робинсона похож на хватательный. Проявляется он в постоянном стремлении малыша что-нибудь схватить своими маленькими ручками. Если рефлекс Робинсона в норме, то ребенок будет удерживать в своих кулачках часть вашей одежды и волосы с невероятной силой.
- Рефлекс ползанья (Бауэра). Для его проведения необходимо уложить кроху на животик. Малыш должен в данном положении постараться приподнять голову и совершить ползающее движение. Рефлекс у детей наблюдается до 4 месяцев.
Что делать, если врожденные рефлексы слабые или отсутствуют?
У некоторых грудничков физиологические рефлексы новорожденного запаздывают, а иногда и вовсе не появляются или развиваются очень вяло. Как быть в этом случае? Для начала прекратить волноваться. Случается, что врожденные автоматизмы через некоторое время появляются сами и развиваются дальше как положено. Это объясняется тем, что нервная система новорожденного очень неустойчива и может давать сбои.
О неврологическом диагнозе стоит говорить, если у ребенка в 1 месяц по-прежнему отсутствует часть врожденных рефлексов. В этом случае необходимо обратиться к невропатологу и пройти с малышом полное медицинское обследование. Возможно, потребуется сменить нескольких специалистов, прежде чем найдется действительно хороший доктор, способный помочь новорожденному.
Для того чтобы вернуть малышу здоровье, усилий одного врача недостаточно
Важно, чтобы родители принимали самое активное участие в восстановлении врожденных рефлексов у ребенка. Лечение следует начинать как можно раньше и прекращать только после того, как новорожденный догонит по развитию своих сверстников