Конспект беседы в средней группе «хвойные и лиственные деревья»
Содержание:
Хвойные деревья
Вторая группа деревьев – это хвойные. Хвоя – это видоизмененные листья. К хвойным деревьям относятся ель, сосна кедр, пихта, лиственница. Лес, состоящий из хвойных деревьев, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые.
Ель – вечнозеленое хвойное дерево. Крона дерева опускается до самой земли, поэтому в елевых лесах темно и сыро. Еловые леса называются ельниками. Корни ели расположены близко от поверхности земли. Поэтому от сильного ветра ели падают, образуя непроходимые чащи и буреломы. Так выглядит ветка ели с шишками. Шишки продолговатые.
Рис. 9 ()
Ель – очень интересное и полезное дерево. Ее древесина идет на изготовление музыкальных инструментов и бумаги. Хвойные деревья выделяют особые вещества, они наполняют воздух приятным ароматом и очищают его. Сколько радости приносит зеленая красавица в дом под Новый Год!
Ход занятия.
— Ребята, вы, наверное, все ходили со своими родителями в лес? А расскажите мне что такое лес и каким вы его увидели. (Ответы детей)
— Да, лес это огромная семья деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов, лишайников, птиц и животных. И все они живут очень дружно и помогают друг другу.
— А вспомните, какие деревья вы знаете и видели в лесу. (ответы детей)
— Молодцы! вы знаете очень много деревьев!И тогда вы с легкостью отгадаете мои загадки про них:
(после каждого ответа демонстрируется изображение дерева)
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в русском сарафане. (береза)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (ель)
Все знают, что у елки не листья, а иголки.
И так же как она с иголками. (сосна)
С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают, шкурку тонкую сдирают. (липа)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют и, галдя, его клюют. (рябина)
— Молодцы, все загадки отгадали!
— А кто догадается, чем все деревья похожи? (есть корни, ствол, ветки, листья или иголки, плоды и тд.)
— А чем отличаются друг от друга деревья? (формой кроны, формой листьев, корой и тд.)
— А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Д\и «Найди свое дерево»
Каждый ребенок встает к картинке того дерева, чей лист лежит у него на столе.
— Молодцы! Все справились. Тогда для вас игра посложнее.
Д\и «Собери картинку»
Перед вами на столе разложены разрезанные на мелкие части деревья. Собери каждый свое дерево.
Физкультминутка (повтор 2-3 раза)
Мы листики осенние, Движения руками перед собой вверх-вниз
На ветках мы висели. Движения рука в стороны вверх-вниз
Ветер дунул — полетели. Качаем поднятыми руками над головой
Мы кружились, мы летели Кружимся, летаем
И на землю тихо сели. Присели
Д\и «Составь рассказ по картине»
— Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много нового и интересного о жизни леса, деревьев и всех его обитателей.
Мы узнали, что для птиц дерево — это место для гнезд, место для кормления.
Для насекомых — это место где они обитают, откладывают личинки, зимуют, питаются.
Для человека — это объект для творчества, питание. Для животных — это вкусная кора, веточки и листочки. Для города — чистый воздух, укрытие от дождя и солнца.
— Ребята, а вот если бы не было деревьев, это было бы для кого то хорошо? (ответы детей).
— А как вы думаете почему? (ответы детей)
— Правильно, деревья играют очень важную роль в жизни человека, они дают ему кислород и чистый воздух
Очень важно бережно относиться к природе, помогать ей
— И я предлагаю вам нарисовать аллею из разных деревьев.
Рисунок «Дерево»
Ход НОД:
1Организационный момент.
Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись. Ой, смотрите ворона. Да она не простая, у нее в клюве какая — то шапочка красного цвета. А в шапочке письмо и план – схема.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто нам прислал письмо (дети предлагают варианты)
Воспитатель читает письмо: Ребята, нам пришло письмо от Красной Шапочки.
Она пишет: «Дорогие ребята, у меня заболела бабушка и ей надо отнести лекарства. Мама мне сказала, чтобы добраться до бабушки мне надо идти по тропинке, возле которой растут деревья, а возле которой растут кустарники по ней идти не нужно, можно прийти к волку в дремучий лес. Но, к сожалению, я не знаю, что такое дерево и, что такое кустарник. Помогите, пожалуйста, мне разобраться какое же растение называют деревом, а какое кустарником, и найти правильную дорогу к бабушке». Красная шапочка
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Красной Шапочке? Здесь еще и карта, чтобы было всем видно поместим ее на доску. Дети соглашаются помочь Красной Шапочке.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
Дети: Эта схема подходит дереву.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Воспитатель: Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Дети: Эта схема подходит кустарнику.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Воспитатель: Как вы думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
Дети: У деревьев и кустарников есть корни и листья.
Воспитатель: Как вы думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.
Воспитатель: А для чего ещё деревья нужны? Что делают, изготавливают из дерева? (ответы детей)
Воспитатель: Клен – это дерево или кустарник?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что у клена один ствол.
Воспитатель: Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?
Дети: Под схему «дерево».
Воспитатель: Сирень – это дерево или кустарник?
Дети: Кустарник
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у сирени много тонких стволов.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Нам надо разделиться на две команды.
Дидактическая игра
Игра «Вот деревья, вот кусты»
Оборудование: предметные картинки с изображениями деревьев и кустов.
Воспитатель: Ну вот, теперь Красная Шапочка сможет определить, где дерево, а где куст и выберет дорогу из деревьев. Давайте на карте покажем Красной Шапочке эту дорогу.
Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо».
3 Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Красной Шапочке.
Что нового узнали?
Вам было интересно сегодня?
КАШТАН
Солнце встало рано, Заглянуло в дом. Зацвели каштаны За моим окном. Птица распевает Близко-близко где-то, Значит наступает Золотое лето. (Г. Бойко) Конский каштан – величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25–30 метров.Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5–7 листочков.
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Интересные факты про деревья
- Сейчас деревья занимают около 40 миллионов гектар земли, но, увы, данная цифра становится все меньше. И это примерно в 60 раз больше, чем людей во всем мире.
- Больше всего деревьев в Финляндии и Черногории. Они занимают около 70% всей территории. А вот меньше всего леса в Великобритании.
- Самое распространенное дерево на планете – береза.
- Наиболее высокое дерево в мире – секвойя, которая растет в Америке, ее высота аж 112 метров.
- Секвойя является самым древним деревом.
- Самая дорогая древесина из красного дерева магахони.
- Половина всех хвойных деревьев произрастает в нашей стране.
- Деревья растут всю свою жизнь.
- Деревья обладает невероятной силой. Даже маленький росточек может пробить на своем пути асфальт.
- Чтобы изготовить один лист бумаги требуется 15-20 грамм древесины.
Что почитать и посмотреть про деревья деткам?
Изучая тему деревьев и растений, используйте любые подручные средства: бесплатные раскраски для детей, книги, фильмы, мультфильмы. Рассказывая детям про деревья и удивительные сезонные метаморфозы, уверенно рекомендую мою любимую сказку «Приключения дубового листочка». Что же еще можно почитать про деревья? Рекомендуем ознакомиться со следующими произведениями:
- Сказка «».
- Дмитрий Чехов «».
- «Осинкам холодно».
- Меллер Анне «».
- Михаил Пришвин «».
- Бурмистрова Лариса «».
Что лучше посмотреть с детьми про деревья?
В плейлисте ниже мы собрали самые интересные мультфильмы и фильмы про деревья. Посмотрите их вместе с детьми и закрепите знания:
Вот мы и узнали о том, что такое деревья, какие они бывают, как размножаются, почему они так важны для человека и стали на один шажочек ближе к живой природе!
Смотрите и другие наши статьи и загадки:
Поделки своими руками: Елочка, дубочек и даже пальма
Экологическая сказка «Лесовичок и дети»
Моя авторская сказка «Приключения дубового листочка»
Малютки феи спят в цветах тюльпана. Стихи про цветы
Активных вам знаний и игр!
С любовью,
«Цветы жизни».
Оригами дерево для детей
1 способ дерева оригами
Схема очень простая. Понадобится зеленая односторонняя бумага квадратной формы. Размер произвольный.
Сложите квадрат вдвое, чтобы образовался треугольник. Белый цвет должен получиться снаружи. Этим действием определяется серединка.
Сложите правую сторону к серединке.
Затем левую.
Верхние уголки этих же сторон загните вниз, выравнивая по краям детали.
Переверните на другую сторону.
Соедините нижний уголок с верхним.
Затем этот же уголок направьте вниз, предварительно сделав небольшую складку.
В пределах складки загните вниз два уголочка по ее краям.
Теперь загните правую сторону нижней части детали так, чтобы уголочек расправился и получился треугольник.
Затем левую.
Сложите кончик нижней части.
Переверните, оригами дерево готово. Можно также сделать желтое или оранжевое дерево в осеннем варианте.
2 способ оригами дерева из бумаги
Используется двусторонняя зеленая бумага квадратной формы.
Сложите квадрат вдвое, чтобы определить серединку.
Загните влево правую сторону, немного заходя за пределы сгиба в центре.
Затем левую, выравнивая ее по правому краю.
Переверните на другую сторону.
Расправьте правую сторону и сгиб выровняйте по центру.
Проделайте то же самое и с левой стороной.
Теперь направьте влево правый уголок и сложите сгиб, выравнивая его по серединке.
Верните уголок или правое крыло детали обратно.
Теперь левое крыло направьте вправо.
И загните в центр сгиб.
Верните сторону на место.
Загните небольшой уголок в нижней части ствола дерева вверх.
Переверните на другую сторону, виден получившийся ствол дерева в центре кроны.
Снова переверните бумагу на другую сторону. В верхней части сделайте загибы, формируя крону. Левый загиб.
Правый.
По бокам загните внутрь острые уголки. На этом этапе можно формировать форму кроны, сделать ее округлой путем загибов уголков, или же овальной, квадратной.
Вот такие простые деревца оригами могут сделать дети. И поселить в бумажный лес ежика оригами.
Красивая получается оригами аппликация поселка. Деревца хорошо смотрятся с домиками оригами.
3 способ оригами дерева
Крона невероятно простая, ствол немного посложнее. Для работы понадобятся два отрезка зеленой и коричневой бумаги квадратной формы.
Начнем со ствола.
Ствол дерева оригами
Сложите квадрат вдвое.
Расправьте обратно и соедините в центре боковые уголки.
Точно также выровняйте по середине верхние боковушки с уголками.
Снова загните в середину правую часть снизу.
Левую.
И опять-таки загните верхние стороны. Бумага становится все уже и плотнее, работать с ней тяжелее. Но если изначальные размеры не очень маленькие, то особых затруднений в работе не будет.
Отогните в сторону острый верхний уголок.
Направьте вверх нижний уголок, сложив деталь практически вдвое.
Получится вот такой оригами ствол. Его можно комбинировать с кроной любой формы.
Варианты крон дерева
Здесь все просто. Из бумажного квадрата нужно сформировать любую желаемую форму.
Для этого нужно загнуть уголки бумаги. Если сверху сделать совсем небольшой загиб, а по бокам побольше – получится немного прямоугольная крона. Переверните ее на другую сторону и приклейте сверху ствол.
Загните уголки по всем сторонам симметрично, получится квадратная крона дерева.
Немного загните боковые стороны и нижний уголок – деревце будет похоже на ель.
4 способ. Ветвистое оригами дерево из отдельных деталей
Подготовьте один коричневый квадратный отрезок картона и 5 зеленых квадратиков из бумаги, вдвое меньше.
Ствол деревца
Сложите квадратный картон так, чтобы его стороны сомкнулись в центре.
Переверните на другую сторону и сделайте 5 разрезов.
Сложите стороны детали в нижней части и немного по бокам.
Разрезанные полосы скрутите так, чтобы получились ветви дерева.
Для аппликации можно вместо коричневого картона использовать бумагу.
Листья оригами дерева
Сложите квадратик вдвое, чтобы определить серединку.
Раскройте бумагу и соедините в центре боковые уголки.
Переверните на другую сторону. Сделайте 5 таких деталей.
Приклейте их на кончики веток.
ОЛЬХА.
Научилась ольха понемножку.
Надевать за сережкой сережку,
А когда совсем подросла,
Две сережки тебе поднесла.
И вовсе она не модница,
Да так уж на свете водится:
Каждому хочется подрасти,
Каждому хочется расцвести.
(Е. Серова).
Ольха – дерево невысокое, с тонким, часто кривым стволом. Кора у него серо-зеленоватая, всегда гладкая, даже у старых деревьев.
Цветет ольха ранней весной, еще до появления листьев на ветках распускаются длинные сережки. По давнему обычаю выходили девушки смотреть, как ольха цветет. С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.
Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серо-зеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Этот элемент необходим для нормального развития растений. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.
Корни ольхи живут в тесном симбиозе с определенными почвенными бактериями. Для этого они образуют специальные клубеньки, как у бобовых культур. Но в отличие от бобовых в них поселяются не бактерии, а так называемые лучистые грибы. Они усваивают из воздуха азот и возвращают его в почву. Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса. Корни у ольхи располагаются на небольшой глубине, и на них часто вырастают главные побеги. Ольха растет очень быстро и поэтому первой заселяет вырубку, заброшенные пашни. Ольху часто высаживают для укрепления грунта на отвалах или свеженасыпанных почвах. Древесина у ольхи имеет оранжевый оттенок. Свежий ольховый пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета. Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений.НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Ольха зацвела – сей гречиху. Запылила серая ольха, распустила золотисто-зеленые барашки ива-бредина, запел жаворонок – пора выходить на пашню. Коль бабье лето ненастно – осень суха, суха, как черная ольха.
Изображение других видов деревьев
Существует довольно большая разница в поэтапном рисовании других видов деревьев, например, ивы и березы. Попросите малыша вспомнить главные отличия от стандартных деревьев, которые мы уже научились рисовать. Правильный ответ – ветки ивы и березы не тянутся к солнышку, а опущены книзу.
Для того, чтобы нарисовать такие виды деревьев карандашом поэтапно, начнем с основы. В любом дереве – это ствол. Изобразите его слегка склоненным в одну сторону. Особенность ствола ивы в том, что кверху он раздваивается.
Ветки ивы также исходят из ствола. Рисовать их тоже нужно слегка расширенными ближе к стволу, а концы немного опущены. А вот мелкие веточки, которые будут выходить из них, практически все смотрят книзу.
Добавьте листья к мелким веткам и не забудьте нарисовать небольшие черные пятна на стволе, если рисовали березу.
Изображение ели
Научится поэтапно рисовать елку для детей проще всего.
Такое изображение может пригодиться в преддверии Нового года, когда ребенок захочет сделать открытку или приготовить поздравление Деду Морозу. В зависимости от возраста ребенка, ее можно рисовать по-разному.
На самом первом этапе – это стандартные треугольники. Для более взрослого ребенка можно попробовать нарисовать более сложное изображение
Важно помнить, что форма этого дерева схожа с геометрической фигурой – треугольник. Поэтапно изображается она так:
- рисуем ствол, который слегка расширенный книзу и сужен кверху;
- ветки имеют свою особенность: нижние изобразить нужно слегка опущенными книзу, а остальные практически перпендикулярно стволу, лишь к концу они немного поднимаются вверх;
- мелкие ветки, которые впоследствии покрываем мелкими иголками.
Елка готова. Если такое изображение, выполненное поэтапно карандашом, разрисовать красками и украсить гирляндами и новогодними шарами, а под елочкой изобразить подарочные коробки, то получится хорошая композиция к новогодней открытке.
Включайте свою фантазию и превратите свой рисунок в шедевр!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
СОСНА.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года.
Ясной стояла погода.
Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.
Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.
Сосны – растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку.
Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям. Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности. Сосны – самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300–500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст – 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет.ЗАГАДКА.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту.
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Много шишек на соснах и елях – к доброму году: и рожь, и жито – все придет. На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб – стонет.
БЕРЕЗА.
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
(А. Прокофьев).
Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи:
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
* * *
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой.
Распустились кисти белой бахромой.
(С. Есенин).
Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.
Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы – малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.
Белая кора березы – береста – отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы – лыка – плели лапти, корзины, баулы. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700–800 лет, сохранились до наших дней. Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.ЗАГАДКА.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой,
Стоит над горой.
(Береза).
ОЛЬХА
Научилась ольха понемножку Надевать за сережкой сережку, А когда совсем подросла, Две сережки тебе поднесла.
И вовсе она не модница,
Да так уж на свете водится:
Каждому хочется подрасти,
Каждому хочется расцвести.
(Е. Серова) Ольха — дерево невысокое, с тонким, часто кривым стволом. Кора у него серо-зеленоватая, всегда гладкая, даже у старых деревьев.
Цветет ольха ранней весной, еще до появления листьев на ветках распускаются длинные сережки. По давнему обычаю выходили девушки смотреть, как ольха цветет. С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.
Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серозеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Этот элемент необходим для нормального развития растений. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.
Корни ольхи живут в тесном симбиозе с определенными почвенными бактериями. Для этого они образуют специальные клубеньки, как у бобовых культур. Но в отличие от бобовых в них поселяются не бактерии, а так называемые лучистые грибы. Они усваивают из воздуха азот и возвращают его в почву. Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса.
Корни у ольхи располагаются на небольшой глубине, и на них часто вырастают главные побеги. Ольха растет очень быстро и поэтому первой заселяет вырубку, заброшенные пашни. Ольху часто высаживают для укрепления грунта на отвалах или свеженасыпанных почвах.
Древесина у ольхи имеет оранжевый оттенок. Свежий ольховый пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета.
Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
• Ольха зацвела — сей гречиху.
• Запылила серая ольха, распустила золотисто-зеленые барашки ива-бредина, запел жаворонок — пора выходить на пашню.
• Коль бабье лето ненастно — осень суха, суха, как черная ольха.
КЕДР.
Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.
Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.
Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола – 1,5–2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых – раскидистая.
Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.
В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, в кедровнике – Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры – деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет. Сибирский кедр – настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства. В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000–1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.ЗАГАДКИ.
Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в… (шишке).
Схема работы над зимним лесом
В середине листа надо нарисовать дом. Поскольку он расположен в отдалении, изобразить его надо маленьким. Перед домиком волнистой линией надо наметить сугробы.
По обе стороны от дома надо нарисовать очертания деревьев и кустарника
Важно, чтобы очертания растений были разными.
Задний план тоже надо дополнить силуэтами высоких деревьев, разных по форме. Ближе к краю деревья необходимо изобразить ниже, чем в середине.
На переднем плане легкими карандашными линиями надо наметить углубление. Это будет ручей в овраге.
По бое стороны углубления надо нарисовать сугробы снега, ближе к оврагу их рисуют ниже.
В середине углубления ближе к домику надо изобразить забор небольшой высоты, засыпанный сверху снегом.
В центре рисунка (и ручья) будет камень большого размера.
Следующим шагом будет изображение деревьев на переднем плане, торчащих из сугробов.
Пора добавить цвета в зарисовку. Стены домика надо раскрасить желтым карандашом, контур крыши и ее скат выделить коричневым цветом.
Перед домиком обозначить синими и голубыми линиями снег.
Заборчик и стволы деревьев закрасить светло-коричневым и коричневым карандашом.
Середину ручья обозначить голубым цветом, ближе к берегам плавно перейти на синий карандаш.
Лес на заднем плане обозначить серым, темно-зеленым и светло-коричневым, контуры выделять не надо. Задний план в этом случае будет немного размытым.
Легкими штрихами голубого цвета обозначить зимнее небо, серым и синим карандашом наметить тени от стволов деревьев и сугробов. Работа завершена.
Для того, чтобы обозначить перспективу на рисунке, важно сразу наметить линию горизонта и некий центральный объект. Это может быть ручей, домик, дорога или тропинка.