Конспект занятия в старшей логопедической группе «звук и буква ы»

Постановка звука

Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы.

Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму

  • Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
  • Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
  • Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
  • Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
  • Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
  • Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
  • Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
  • Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
  • Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
  • Включается в коллективную беседу, задает вопросы.

Постановка звука

Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы


Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г

Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.

Ы – новая и особенная

Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.

Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.

Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.

В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот — Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Буквы без звуков: «Ъ» и его произношение в русском языке


Правило

  • При написании разъединительного твердого знака, в звучании, после согласной — появляется йотирование последующей гласной буквы. В произношении гласных букв нет смягчения, и четко выделяется два составляющих звука: гласная буква и звук «Й». Для каждой буквы, эти звуки соединены в композицию: Ю – «ЙУ», Я – «ЙА», Ё – «ЙО», Е – «ЙЭ». Однако существует звуковое прочтение, когда гласная в слове читается без применения дополнительного звука «Й».
  • В этом варианте, ее прочтение звучит без мягкости. Существуют сложные слова, в которых пишется твердый знак: если написанное слово составлено из двух частей, где первую часть занимает слово, образованное от числительного, а вторая часть — начинается с гласной буквы: трехъярусный, четырехъярусный, двухъядерный.
  • Разделительный твердый знак пишется, если слова имеют приставку, заимствованную от иностранных слов. Это относится и к тем случаям, когда приставка при трансформации слова соединилась с корнем, образуя в конце согласную букву: адъютант, конъюнктурный, субъективный, трансъевропейский, предъюбилейный, объект. В звучание этих слов, преобладает в большей степени, йотирование гласной буквы.

Задание для дошкольников: печатная буква Ы

После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.

Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.

При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.

Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями

В выборе обучающего материала для малыша нужно ориентироваться на его навыки, знания, индивидуальные особенности и способность к восприятию того или иного вида информации. Например, если в силу возраста кроха не умеет и не желает рисовать по пунктиру, логичнее будет предложить ему вылепить литеру из пластилина или теста. Если юный ученик слишком активен и неусидчив, вместо раздаточных заданий на листках выбирайте активные игры с кубиками, пазлами, вкладышами.

Актуализация знаний, повторение азбуки:

  • предложите малышу по картинке назвать знакомые буквы – на что они похожи?;
  • подготовьте «Мешочек с азбукой» с шершавыми и бархатными буквами, в котором кроха с закрытыми глазами будет находить знакомые символы, ощупывать, угадывать их.

Знакомство с буквой Ы, гласным звуком :

  • покажите элементы, из которых состоит «Ы» (две палочки, полукруг), закрепите ее структуру в одном из тактильных упражнений, что сможет заинтересовать ребенка;
  • продемонстрируйте, как можно протяжно петь звук , спойте вместе с мишуткой: «Ы-ы-ы-ы». Покажите перед зеркалом правильную артикуляцию звука, при которой поток воздуха выходит свободно, без препятствий.

Объяснение главной особенности буквы:

  • расскажите о том, что на букву Ы не начинаются слова: ее место в середине либо в конце слова. Воспользуйтесь кубиками или магнитной азбукой, чтобы выложить маленькие слова, наглядно продемонстрировать сказанное.
  • прочтите стихотворения, которые помогут запомнить слова с Ы:

Я не знаю, в чем секрет, Слов на эту букву нет, Только буквЫ все важнЫ, МЫ запомним букву… Ы.

Буква «Ы» — у нас в улыбке, В мыле, сыре, даже в рыбке.

предложите ученику прочитать слова с «Ы», выделяя ее голосом: сЫр, мЫшь, дЫм, грибЫ, камЫш, весЫ, цветЫ, мЫло.

Закрепление «Ы» в обучающих заданиях:

покажите, как правильно написать букву, соединяя точки по образцу; обратите внимание дошкольника на движение ручки по направлению стрелок: сверху вниз;

попросите обвести кружком все правильные буквы, обращая внимание на то, что зеркальное и перевернутое написание тоже является неверным;

покажите в рисунках, на что похожа «Ы»: на кота с пушистым хвостом, на старика с палочкой, на топор с поленом, на толстого и худого мужчин. Попросите малыша подобрать свои ассоциации к букве – на что она еще похожа?

Можно использовать двигательные упражнения для выплеска непоседами своей энергии и запоминания новой буквы.

  • «Топаем ногами». Прочитайте звуки, затем слоги. Как только ребенок услышит звук , пусть топнет ногой.
  • «Бедная «Ы». Сделайте вместе зарядку, сопровождая стихотворение соответствующими действиями.

Образное изображение буквы Ы:

  • предложите юному исследователю порисовать на песке, изображая «Ы»;
  • создайте вместе «Пуговичную букву», выложив пуговками по контуру элементы символа.

В процессе выполнения заданий важно сохранять игровую непринужденную атмосферу. По итогу изучения буквы Ы малыш должен запомнить, что ее можно пропеть (гласный звук), с нее не начинается ни одно слово, она состоит из трех элементов, а также усвоить ее правильное написание

Короткие занятия с дошкольником необходимо проводить ежедневно, мотивируя его на дальнейшее овладение чтением.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика.

— У нас сегодня гости. Скажите, а какое настроение у нас? Давайте друг другу улыбнемся и частичку своего хорошего настроения подарим нашим гостям. Начинаем наше занятие.

2. Мотивационная игра (актуализация прошлого опыта).

— Сегодня на занятиек нам снова пришли наши друзья: мудрая сова, лиса и ежик.

— По какой стране мы с вами путешествуем?

— Какие звуки живут в этой стране?

— Чем отличаются согласные звуки от гласных?

— Какие гласные звуки мы знаем?

— Какие согласные звуки бывают?

Работа с таблицей

— Наша речь состоит из чего? Что мы произносим?

— Вспомним правила простые: «дружит гласная с согласной, образуя вместе слог»; «если слоги встанут вместе, то получатся слова».

— А из слов мы можем составить? (предложение).

— Молодцы! Как много вы уже знаете.

3. Затруднение в игровой ситуации.

а) работа с сюжетной картинкой

— Все предметы на картинке начинаются на один и тот же звук. Назовите эти предметы и догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

б) – Посмотрите вокруг, найдите в группе предметы, в названии которых мы слышим звук .

Работа с зеркалами «Свет мой зеркальце скажи»

— Давайте произнесем звук .

— Что происходит с язычком, губами, зубками во время произношения этого звука? (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная)

— Кто попробует дать характеристику звуку ?

— А как, произносится звук мягко?

— Дайте характеристику звуку .

(На доске город звуков. Домики синего и зеленого цвета. Звуковички разного цвета.)

— Посмотрите на наших звуковичков. Есть ли среди них звуковички и ? Какие они (дети описывают звуки и находят нужные звуковички)

— Давайте поселим их в домики.

Закрепление

Игра: «Выбери слова со звуками , и скажи, где мы слышим этот звук? (в начале, середине или конце слова)

Света шла, шла, шла и карточку нашла.

Ну-ка, Света нам ответь-

Нужна нам карточка или нет.

(карточки лежат на полу, дети ходят вокруг них друг за другом, ребенок выбирает любую карточку и объясняет задание)

4. Самостоятельная работа.

На двух столах лежат фишки и картинки со словом. У каждого стола есть свой значок. Такие же значки есть у каждого ребенка.

— У каждого из вас есть свой значок, вы должны разделиться на группы и найти свое рабочее место за столом с таким же значком. (Дети выполняют звуковой анализ слова. Проверка задания).

1. снег

2. санки

5. Знакомство с буквой С.

— Чем на письме обозначаются звуки?

— Какой же буквой на письме обозначаются звуки , ? (звуки и на письме обозначаются буквой С)

Показ буквы С: Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Найди и обвести правильную букву (работа в карточках)

Чтение слогов: а а

о о

у С у

и и

ы ы

э э

Дидактическая игра: «Услышь звук»

— Я прошу со слогом СА мне сейчас назвать слова;

— Не забуду я про СУ;

— А теперь со слогом СО;

— А еще со слогом СЫ.

Молодцы!

Понятие родственные слова

— Ребята, мы с вами приготовили нашим гостям подарки — цветы.

— Как они называются? (снежные цветы)

— Как вы думаете, почему они так называются (сделаны из снежинок)

— Когда собирается много-много снежинок, что получается? (снег)

— Какие цветы по цвету? (белоснежные)

— Что можно слепить из снега? (снеговика)

Дети еще раз называют все слова.

— Все эти слова называются родственными.

Дополнительное задание:

Работа у доски. Развитие зрительного восприятия.

— Буквы поломались пополам. Допишите буквы и прочитайте слова.

Гуси, сок, собака.

6. Итог занятия.

— По какой стране мы с вами сегодня путешествовали?

— С какими звуками познакомились? С какой буквой?

— Дайте полную характеристику звуку ? Звуку ?

— Чему вы сегодня научились на занятии?

Дети дарят гостим цветы.

Развитие мелкой моторики

— Чтобы вы лучше запомнили написание буквы С, я предлагаю смастерить ее с помощью трафарета и пластилина.

Физкультминутка

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

(Дети обводят контур буквы и с помощью пластилина, внутри контура буквы украшают ее бусинками, зернышками и другими материалами).

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

Прописная Ы не нужна ?

Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.

Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.

Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.

На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 23,
Полякова, Учебник

Упражнение 30,
Полякова, Учебник

Упражнение 32,
Полякова, Учебник

Упражнение 10,
Чуракова, Учебник

Упражнение стр. 40,
Чуракова, Учебник

Упражнение 47,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 84,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 28,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 59,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Устранение симптома при патологиях ЖКТ

Для устранения неприятного привкуса необходимо определить первопричину симптома – заболевание пищеварительной системы, вызвавшей изжогу и выброс кислоты в пищевую полость.

При своевременной диагностике и полноценно проведенном поэтапном лечении прогноз благоприятный. При переходе патологии в хронический процесс возможно возникновение состояний, угрожающих жизни.

После получения данных диагностики врач определит необходимый объем медицинской помощи, назначит лечение и определит необходимость соблюдения диеты

Важно следовать советам врача и совместно со специалистом добиться полного выздоровления, а не устранение симптомов при не долеченной патологии

По имеющимся симптомам врач поставит предварительный диагноз и назначит ряд исследований с целью уточнения распространенности процесса и определения стадии риска осложнений.

Лечение будет зависеть от установленного диагноза и степени распространения патологии. При болезнях начальной стадии часто достаточно соблюдения лечебной диеты. При запущенных формах может понадобиться и хирургическое вмешательство.

Почему Ы не бывает первой?

Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.

В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.

Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.

Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.

С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .

Цели и задачи

Цели:

  1. Изучение детьми дошкольного возраста гласной «Ы».
  2. Различение ребенком звука и его четкое произношение.
  3. Обучение дошкольника образованию форм множественного числа существительных.

Задачи:

  1. Ознакомление дошкольника со звуком и с его графическим изображением.
  2. Приобретение им начальных навыков фонетического анализа.
  3. Развитие словообразовательных навыков (образование имен прилагательных от имен существительных).
  4. Развитие мелкой моторики в процессе изображения «Ы».
  5. Развитие фонематического слуха и навыков выразительности и разборчивости речи.

Особенности согласных звуков

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости:

— ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,   — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  — ,  —

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — и люк — .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные , , (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные , , (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков , не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, , , , и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, , , , и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости:

— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — . Сравните: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки , , , , |м′], , , , не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки , , , .

В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук , стоящий рядом с мягким , тоже смягчается, и мы получаем звук .

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими.

Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — лока, сказка — скака, воз — во. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — коба, просьба — проба.

Ход занятия

1. ОРГ. МОМЕНТ.

Артикуляционная гимнастика:

Чтобы мы могли красиво говорить сделаем артикуляционную гимнастику, гимнастику для языка.

«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка»«Трубочка».

«Лопаточка» — высунь язычок и положи его на нижнюю губку.

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

2.Введение в тему:

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком.

Давайте посмотрим на картинки изображенные на слайде, назовем их и найдем звук, который чаще всего повторяется.

Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

Характеристика звука: Звук «Ы» какой, согласный или гласный? Как мы это проверим? Каким цветом мы его обозначаем?

Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные нет.

3. Изучение материала по теме занятия

1.«Услышишь хлопни»-развитие фонематического восприятия. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук Ы.

В звуковом ряду-а, у, и, ы, о, и, у, ы, а, и;

В слоговом ряду: ык, ик, ки, кы, пы, ти, пи, ты, ыт, ип, их, ых, хы.

В словах:мыть, Миша, пил, пыльный, копыта, аппетит, уйти, дышать, писать, сын, косынка, синий, носилки.

2. Найти звук в словах.

А кто знает слова, начинающиеся со звука ?

Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука .

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На экране картинки со звуком и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук .

3. А теперь давайте расскажем о наших картинках стихами. Сочинять будем вместе. Картинки все те же на слайде.

В поле выросли (Цветы)

Звенят над нами (Комары)

На полянку под… (Берёзы)

Вышли прогуляться… (Козы)

Над рекою так красиво

Наклонили ветви (Ивы)

Стоят старые (Дубы)

Собираем мы (Грибы)

Мамы курочки глядят

На пушистеньких (Цыплят)

Вот какие замечательные стихи у нас получились! Молодцы!

Физкультминутка

Жили-были прыгуны — Дети ходят по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

Мы допрыгнем до Луны — Ходьба по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

4. «Найди место звука»

Нам с вами нужно поместить красный кружок на звуковой линейке туда, где находится звук (в начале слова, в середине, в конце)

в словах: Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

На доске картинки со схемой, дети по очереди подходят и располагают в нужном квадратике, проговаривая слова.

5. Звуковой анализ слова «усы»

— Сколько слогов в слове усы? (2)

— Сколько звуков? (3)

— Назовите первый звук. (У)

— Какой он? (гласный)

— Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (с)

— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите третий звук. (ы)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

6. Знакомство с буквой Ы:

Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем.

А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы.

Я вам покажу букву, которой обозначается звук (ы)– это буква ы (показ буквы).

— Эта буква всегда маленького роста.

— На что похожа эта буква? (ассоциации выведены на слайде)

-Из каких элементов состоит?

-Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву,а теперь на столе указательным пальцем:

-Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию.

Задания в раздаточном материале:

1. Обвести букву и ее элементы

2. Отыщите её в разрезной азбуке.

Сказки про букву Ы

В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г

Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».

Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.

Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.


Стихотворение с буквой Ы.


Образец письменного задания для закрепления буквы Ы.


Можно предложить ребенку раскрасить букву Ы.


Пример карточек со словами с буквой Ы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector