Буллинг в школе как бороться

Содержание:

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Влияние семьи и учителей

Семья является важнейшей социальной средой для ребенка, отношения в которой закладывают его способы взаимодействия с миром и ожидания от других людей. Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, с ребёнок с большой вероятностью будет демонстрировать те же способы поведения и в школе. Если же в семье люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, готовы помогать и поддерживать друг друга, это способствует тому, чтобы ребёнок и в классе был ориентирован на конструктивные отношения. А в случае агрессии от других детей имел достаточно ресурсов и поддержки для того, чтобы с ней справиться.

Позиция учителей относительно того, как должны выстраиваться отношения в классе и между детьми и учителями, также очень важна.

Ещё по этой теме


Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости

Учитель, уважающий учеников, укрепляющий их самоооценку и отмечающий их успехи, готовый обсуждать сложные ситуации в классе, откликающийся на обращения школьников и их родителей, работает на то, чтобы отношения в классе были конструктивными и агрессивное поведение не становилось постоянным.

Учитель, игнорирующий психологический климат в классе и отношения между детьми, унижающий кого-то из учеников или имеющий «любимчиков», клеймящий весь класс как «необучаемый», «худший в параллели» и т.п., не готовый уделять внимание сложным и конфликтным ситуациям, своим поведением скорее эскалирует травлю. Он поощряет агрессию, направленную на кого-то из детей, и сбрасывание напряжения в классе таким способом

Кто, зачем и за что может травить ребенка

Когда школьники травят другого ребенка, речь идет об их слабости

Так они пытаются отвлечь внимание от своих проблем и недостатков, завоевать авторитет в классе. А кто-то отыгрывается на более слабом ребенке, мстит своим родителям за регулярные унижения и избиения

В таком случае травля приносит агрессору облегчение.

Что может стать причиной детского буллинга? Что угодно:

  • внешние, психические или физиологические особенности ребенка;
  • уровень жизни и состав семьи;
  • интересы и предпочтения в одежде, хобби;
  • особенности поведения;
  • тяга к знаниям (хулиганы часто наказывают тех, кто напоминает учителю о домашнем задании, лучше всех отвечает у доски);
  • любой курьезный случай, например, неудачное выступление на публике.

Если мы говорим о буллинге со стороны педагогов, то дело исключительно в профессиональной некомпетентности. Чтобы не потерять авторитет в глазах учеников, педагог отыгрывается на одном из учащихся. Например, занижает оценки тому, кто регулярно нарушает дисциплину. Или, пытаясь усмирить ученика, переходит на личности.

Так некомпетентный педагог пытается сохранить авторитет. Бывает такое, что учитель инициирует или поддерживает травлю ребенка одноклассниками. Но такое поведение педагога имеет те же основания.

За что педагог может травить ребенка:

  • выдающиеся способности или, наоборот, неуспехи в учебе, отставание от школьной программы;
  • неблагополучие семьи или, наоборот, высокий уровень жизни семьи;
  • национальность, одежда, другие внешние или внутренние особенности;
  • нарушение дисциплины, агрессия в сторону педагога;
  • неформальное лидерство в классе.

Интенсивность и сила буллинга напрямую отражает степень неполноценности (слабости) того, кто травит. Травля может быть обусловлена завистью, местью, неприязнью, борьбой за власть, стремление нейтрализовать конкурента, садистскими наклонностями, желанием самоутвердиться, желанием быть в центре внимания.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию

Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга

Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников. Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого. Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет. Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы. Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются. Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля. Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми. 

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке

Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
 

Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене

Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние. 
 
Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы. 
 
Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться. 
 
После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди». 
 

Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой,  мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку. 

Профилактика травли в школьной среде

В каждом образовательном учреждении должна проходить профилактика буллинга. Наиболее эффективный способ закрыть доступ к самой идее буллинга заключается в регулярных беседах о нем с раннего возраста. Так, организация регулярных образовательных мероприятий для начальных классов, например, классный час, поможет в предупреждении буллинга. Профилактику буллинга в школьной среде проводят с помощью ролевых игр, где ученики могут на своем опыте пережить обе стороны конфликта: и задиру, и жертву. В возрасте до 12 лет у детей только формируются моральные принципы, поэтому показать им всю негативную форму буллинга будет несложно.

Следует проводить профилактику буллинга

В переходном возрасте происходит преодоление нового этапа жизни, укрепляется программа поведения ребенка. В данном случае следует обратиться к психологу профессионалу, поскольку он сможет подобрать правильные слова, которые сумеют воздействовать на сознание и задир, и их жертв. Другой вариант уничтожения буллинга – проведение тренинга на тему буллинга и методов его профилактики с авторитетным человеком, к мнению которого потенциальные задиры прислушаются.

Только вместе, только всем миром

Без влияния взрослых дети могут взаимодействовать только по принципу архетипичной стаи, объединившись на базе неприязни к кому-то другому, будь то учитель, другой ребенок или еще кто-то. Предотвращение и профилактика насилия в школе не могут происходить посредством системы запретительных мер, усиления охраны и увеличения количества видеокамер. Это все внешние «примочки», которые при желании можно легко обойти.

Победить насилие в школе можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон: учителей, родителей и самих детей.

Не только пытаться защитить своего ребенка от насилия, а убрать проблему насилия в школе вовсе – вот какую задачу необходимо ставить всем нам. Иначе просто ничего не получится! Найдется очередной травмированный звуковик, который придет в школу с оружием для того, чтобы расстрелять своих одноклассников.

Как бороться с буллингом в школе

Столкнувшись с буллингом в школе, многие задумываются, как с ним бороться и победить. Важнейшим фактором предотвращения является регулярное проведение профилактических мероприятий и контроль климата квалифицированным психологом. Но о профилактике подросткового буллинга поговорим чуть позже. Для начала необходимо разобраться с тем, куда обращаться при буллинге в школе и какие действия предпринимать?

Что делать ребенку, подвергшемуся насилию

Самое главное – не молчать и не принимать происходящее за норму! Самостоятельно противостоять буллингу несформировавшейся полностью личности практически невозможно, поскольку он обезоруживает и подавляет с первых моментов проявления

Важно немедленно поделиться происходящим с любым взрослым, которому ребенок доверяет. Это могут быть не только родители, но и старшие братья или сестры

В школе – не только классный руководитель, но также психолог или любой педагог, с которым легко идти на контакт.

Что предпринимать родителям жертвы

Что делать родителям, столкнувшимся с травлей своего ребенка в школе? Какие есть способы бороться с буллингом, направленным на вашего ребенка?

  1. Открыто и доверительно обсудить происходящее с ребенком, заняв принимающую позицию.
  2. Перевести разговор в такое русло, чтобы помочь ему избавиться от ложной вины.
  3. Посвятить его в ваши дальнейшие действия, чтобы ваш приход в школу не был неожиданностью, за которую часто дети ощущают вспышку стыда.
  4. Обсудить происходящее с классным руководителем и другой стороной конфликта.
  5. Обязательно обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

Даже если вам кажется, что реакция на события была мгновенной, и ребенок не успел пострадать, лучше подстраховаться и пройти консультацию у специалиста. Не всегда последствия травли видимы, но глубокий след в душе ребенка они могут оставить надолго. Скорее всего, помощь психолога понадобится для возвращения нормального микроклимата в классе и предотвращения продолжения истории.

Если же мирно решить проблему буллинга в школе не удалось, рассмотрите вариант перехода в другое образовательное учреждение. Например, если сотрудники школы отрицают происходящее и пытаются просто замять инцидент.

Как собрать доказательства буллинга, чтобы наказать хулигана

Не стоит пытаться самостоятельно наказать хулигана, обидевшего вашего ребенка, иначе из потерпевших вы превратитесь в преступников. Таких случаев, к сожалению, уже немало, когда родители устраивают самосуд буллеру, после чего попадают под уголовное преследование.

  1. Снимите следы побоев. Лучше, если это сделаете на видеокамеру.
  2. Вторым шагом будет обращение в травмпункт, где врач зафиксирует и занесет в медицинскую карту ушибы, гематомы и повреждения, нанесенные ребенку.
  3. Обратитесь с заявлением в полицию либо в Следственный комитет. Заявление подается на хулигана, который избил вашего ребенка. Маловероятно, что на основании вашего заявления будет возбуждено уголовное дело, так как буллер не достиг возраста привлечения к ответственности. И все же это нужно сделать, потому что без подачи заявления дальнейшие действия будут неэффективными.
  4. Следующий шаг: подать в суд гражданский иск, приложив выписку из истории болезни и бумагу, выданную вам силовиками. Это даст вам право требовать через суд компенсацию вреда здоровью и морального ущерба.
  5. Дополнительно можно подать заявление на родителей буллера, опираясь на статью «Неисполнение обязанностей по воспитанию».

Недолюбленные дети, испытывающие недостаток родительского внимания и наблюдающие агрессивную манеру поведения дома, начинают проявлять асоциальное поведение. Многие родители детей-буллеров считают, что воспитанием их ребенка должны заниматься воспитатели и учителя, а не они сами. Вразумить словами таких родителей не всегда удается. Потому стоит использовать другие рычаги воздействия – привлечение к ответственности с выплатой моральной компенсации и вреда здоровью. Такой рычаг воздействия будет более эффективным, чем словесные перепалки, а тем более, самосуд.

Последствия буллинга в школе

Последствия для жертвы буллинга в школе

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Последствия для буллера в школе

  1. Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
  2. Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
  3. Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Как повысить авторитет среди одноклассников

Дальше настал этап тех отнюдь не единичных одноклассников, кто с трудом пережил переход от арифметики к алгебре и не вылезал из двоек. Я научила Ванессу подсказывать и давать списывать (она всегда, с первого класса, считала это недостойным). «Я решу за тебя самостоятельную, — говорила она недалекой однокласснице. — А ты взамен называй меня не Ванной-говнянной, а Несси. Идет?» — «Идет», — чуть-чуть подумав, решительно отвечала девочка, которой грозила двойка в четверти и (главное!) отмена покупки нового телефона.

— Как сделать, чтобы не злились учителя? — спросила меня Ванесса где-то в конце восьмого класса. — Они же видят, что я подсказываю и за других решаю и черчу…

(В восьмом классе, помимо способностей к математике и физике, у Ванессы обнаружился дар к черчению — она очень видела пространство. При этом творчески рисовать не умела совсем. Половина сдаваемых в классе чертежей являлись копиями ее работ, сделанными с помощью стеклянного, подсвеченного снизу лампой столика в кабинете физики.)

— Черчение — бог с ним, оно год всего, — сказала я. — А про физику и математику надо подумать…

— Я люблю математику, чувствую ее и успеваю по ней лучше многих, — прижав руки к высокой груди, говорила Ванесса на следующей неделе, глядя зелеными глазами прямо в душу учителя. — И я бы хотела делиться. Но не только списывать и подсказывать. Я готова помогать, объяснять…

Двое самых оболтусов сначала, конечно, для порядка посопротивлялись, а потом и сами были рады, когда через месяц курируемых учителем занятий с Ванессой вдруг что-то, чуть не впервые с начальной школы поняли и сами (!) решили самостоятельную сначала на твердую тройку, а потом и (о чудо!) на слабенькую четверку…

Стесняясь, в пустом коридоре, чтобы никто не видел, подошла девочка из хорошистов-карьеристов: «Несси, ты можешь мне объяснить? Я никак вот эти задачи понять не могу…»

— Без проблем! — ответила Ванесса. — Приходи ко мне сегодня в пять с тетрадкой.

— Удивительная девочка! — говорили дома родители одноклассников. — И кто бы мог подумать! Результаты не хуже, чем у репетиторов. А вы, идиоты, ее еще в младших классах, помнится, дразнили! Теперь-то ты понимаешь, что не все то золото, что блестит?!

Признаки буллинга со стороны учителя

Есть несколько важных моментов, указывающих на то, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга.

Нежелание посещать школу

Самый частый и верный признак. Однако он проявляется хотя бы раз в жизни у каждого ребенка, что вполне естественно и нормально. Причин этому есть несколько — усталость, ссоры и недопонимания с одноклассниками, или же не готово к сдаче домашнее задание.

Здесь уже стоит обратить внимание на ситуацию в школе

Плохая успеваемость по одному конкретному предмету

Эта проблема должна насторожить родителей, особенно, если их ребенок все быстро схватывает и имеет хорошие способности, вот только по одному предмету не сложилось. В данной ситуации проблема не в том, что ваш ребенок не знает историю или химию, скорее всего разлад в отношениях с педагогом.

Низкая самооценка

Учитель является авторитетом для каждого ученика, поэтому его мнение имеет большое влияние на мнение школьников. Чем больше педагог давит на ребенка, тем ниже у него самооценка.

Замкнутость и нежелание общаться в школе

Особенно это ярко выражено у учеников младшей школы. Для девчонок и мальчишек в возрасте 7-10 лет учебный процесс занимает значимую роль, они любят с удовольствием и много говорить о нем. Если вы этого не наблюдаете, необходимо разузнать, какая ситуация в классе.

Страх перед учителем и школой

Ребенок, который регулярно ощущает давление со стороны одного педагога, начинает панически бояться остальных учителей, позже и самой школы.

Советы родителями жертвы

Если лично вашего ребенка коснулся буллинг в школе, что делать? Самое главное — дать понять ребенку, что вы на его стороне и не оставите его наедине с проблемой.

Чего делать нельзя? Нельзя многократно расспрашивать ребенка о неприятных ему моментах, заставляя его заново переживать угрозы, унижение или давление. Нельзя принижать страдания ребенка, считая, что он преувеличивает. Это возможно, но ему плохо и он страдает. Нельзя ни в коем случае внушать ему мысль о его вине.

Если родитель имеет основания полагать, что травля имеет место, важно не пустить дело на самотек и не надеяться на то, что дети сами разберутся. Бездействие взрослых недопустимо: почувствовав свою вседозволенность, агрессоры становятся все более настойчивы в своей травле

Что делать надо? Нужно проговаривать с ребенком разнообразные способы, как избежать школьной травли: учить ребенка не вестись на провокации, не реагировать на слова, пусть и обидные, эмоционально. Полезно будет поделиться своим опытом здоровой реакции на попытки травли.

Очень важно предпринять все попытки укрепить самооценку ребенка. Постарайтесь найти место, где ваш сын или дочь могли бы ощутить свою значимость

Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Помните и все время напоминайте ребенку: как он относится к себе, так и к нему будут относиться окружающие. Уверенных в себе, пусть толстых и в очках, никто и никогда травить не станет.

Если обидчики портят или прячут вещи (типичный случай буллинга в младшей школе), имеет смысл немедленно сообщить об этом учителю, не называя имен

Важно дать понять, что ты готов бороться за свое право учиться в нормальной обстановке

Если ситуация дошла до физического насилия, то от родителя требуется немедленная и очень жесткая реакция. Самый правильный шаг — обратиться к классному руководителю, завучу, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, предупредив предварительно школу о таком шаге.

Куда обращаться и каково наказание за буллинг в школе

Наказать несовершеннолетнего нельзя, но можно оштрафовать его родителей и школу за бездействие. Если возникла такая необходимость, вначале нужно зафиксировать побои в травмпункте, затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Чего нельзя делать, так это пытаться сами говорить с обидчиками. Это абсолютно недопустимо. Все переговоры с несовершеннолетними — только через учителей и родителей.

Интернет-буллинг

Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.

История №3. «Агрессия детей подкармливается в семье».

— Мне дочь рассказывала, как травили и травят ее одноклассницу. В классе есть две активные девочки с маргинальными ценностями (из благополучных, кстати, семей), которые ведут себя агрессивно по отношению к другим. Они обзывают, издеваются, цепляются в разговорах к этой девочке, показывают неприличные жесты в ее сторону. Однажды на уроке географии подсунули ей в портфель образец калийной соли из кабинета и сообщили учителю, что та сама взяла ее и забыла об этом.  

Дочь говорит, что она с подружками начала поддерживать эту девочку. Они все рассказали классному руководителю, и тех девчонок вызывали на совет профилактики школы. Особого эффекта это не принесло. Травля все равно продолжается.

Выражается это в сплетнях, подколках, насмешках, записках с угрозами. Пишут записки и в адрес моей дочери. Смысл содержания такой: мы тут с теми и с теми (имена одноклассников) решили тебя послать и, вот, посылаем.

Я сама не до конца знала о масштабах. Стала  расспрашивать у дочери, но она рассказывает немного, говорит, что ей это неприятно.  Помощи реальной нет. Если бы была, то конфликт был бы решен. Дочь говорит, что старается эти выпады игнорировать. А ту девочку, которую они постоянно атакуют, просто поддерживает своей дружбой, вступается за нее.

Я думаю, что дети все несут из семьи. Термин «благополучная» семья — весьма общий. То есть факт наличия обоих родителей, материальный достаток и статус, вовсе не означают, что атмосфера в семье здоровая. Агрессия детей чем-то подкармливается, как и их стремление утвердиться за счет унижения других. Даже родительские обсуждения дома, про то, какие все вокруг тупые идиоты, а мы умные, вполне себе готовая модель для подражания. Эмпатия и понимание чужой боли, границ, уважения к личности воспитываются и получаются в семье. Или недополучаются, не воспитываются. Тогда имеем, что имеем.

Я считаю, что тут должны работать психологи индивидуально с детьми, а также педагоги  в классе. Вместо информационных часов “ни о чем” можно было бы проводить какие-то занятия-тренинги в форме игр для оздоровления коллектива, выявления проблем, как это делают во взрослых коллективах.

А пугать детей на школьных советах постановками на учет бесполезно. Лучше в школе создавать атмосферу радости, детства, принятия, свободы личности с пониманием чужих границ, как это у финнов. Как писал А.Тутуола, «подростки — самые жестокие существа в мире»

Очень важно, чтобы были те, кто встанет на защиту тех, кого обижают

Для справки

Министерство образования Финляндии разрабатывает законопроект против буллинга школах. Он позволит переводить в другую школу ученика, который занимается буллингом. «Тот, кто издевается, должен нести ответственность за свои поступки», — говорит министр ведомства Санни Гран-Лаасонен. «Если стоит вопрос о смене школы, то пусть меняет ее тот, кто занимается буллингом, а не его жертва. Так будет справедливо». Министр подчеркнула, что лучше всего проблему буллинга решать прямо в школе и не доводить до кризисной точки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector