Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык)
Содержание:
- Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
- Глухие и звонкие согласные звуки
- Обучение буквам
- Артикуляционная гимнастика для освоения шипящих букв
- Работа со скороговорками
- Диагностика
- Работа со скороговорками
- Бизнес и финансы
- Артикуляционные упражнения
- § 70. Обозначение мягкости согласных на письме.
- Постановка звука ШЬ
- Почему возникают проблемы с произношением шипящих
- Упражнения
- выбор школы — экзамен для родителей
- Работа со скороговорками
- Непарные или парные?
- Примерные задания по теме шипящих согласных
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
Правило
В словах после «ц» под ударением пишется буква «о», без ударения — «е».
- цо́коль
- крыльцо́
- скворцо́м
- танцо́вщица
- цехово́й
- танцева́ть
- си́тцем
Исключения
ге́рцог, ге́рцогиня, пала́ццо, цокота́ть, цокоту́ха
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится , если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
- бечёвка — бечева;
- пшёнка — пшено;
- зачёт — зачесть;
- жёрнов — жернова;
- жёлоб — желоба;
- щёки — щека, щекастый.
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
- шо́рох
- шо́вчик
- шо́мпольный
- крыжо́вник
- прожо́рливый
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
- мальчо́нка
- бумажо́нка
- каблучо́к
- свежо́
- плащо́м
- чужо́му
но
- овра́жек
- горо́шек
- сто́рожем
- под кры́шей
Исключение
ещё
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
- течёт
- жжёт
- обнажён
- напряжённый
- корчёвка
- упрощённость
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
ожо́г → ожо́говый (центр).
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Обучение буквам
В истории рус. языка и подверглись отвердению, а [ч»\
сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период
в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть,
Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные
написания букв и и ъ (в конце
существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и
ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.
Современные долгие Ш. с. и возникли из
Древне -русские сочетаний , (восходящих к сочетаниям
соответственно «stj, «skj, *sk и «zdj, *zgj. «zg) в результате утраты взрывного
элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу — > >, леща —
>, дрожжи — , дождик —
\д6ж»д»ж»ик]>. Они сохраняют мягкость во многих рус.
диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см.
Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а
иногда сохраняются в виде или , . В совр.
рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого , ,
или сочетания
1.
Прочитай.
Весной дождик шальной, захочет — всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.
(И. Эренбург)
- Каким назван дождик? Почему?
- Найди слова, в которых есть шипящие согласные звуки. Произнеси каждый шипящий звук. Назови букву, которой он обозначен на письме.
2.
Назови предметы.
- Произнеси слова-названия этих предметов. Послушай звучание шипящего согласного звука в каждом из слов.
- Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые, а какие — мягкие?
Страничка для любознательных
Шипящие
Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки , , один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Звук тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише — . А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук .
(В. Иванова)
3.
Прочитай.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Как звучат звуки и : твёрдо или мягко?
Спиши любую скороговорку. Проверь себя. Обозначь в словах ударение.
4.
Прочитай.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
У четырёх черепашек
по четыре черепашонка.
Какие звуки учат произносить скороговорки? Произнеси их.
Как звучат звуки и : твёрдо или мягко?
Проговори любую скороговорку сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Выделяй голосом шипящие согласные звуки.
5.
Прочитай. Когда так говорят?
Спиши одну пословицу. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.
рабо́та
Страничка для любознательных
О происхождении слова
Слово карандаш
пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара
и даш
. Слово кара
означает «чёрный», а даш
означает «камень». Слово карандаш
в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.
6.
Напиши слово карандаш
. Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.
Какой предмет мы называем словом карандаш
? Для чего он предназначен? Как вы думаете, какого цвета был стерженёк, оставляющий след от карандаша, раньше? А сейчас? А что такое простой карандаш
?
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Артикуляционная гимнастика для освоения шипящих букв
Логопеды при постановке шипящих букв в первую очередь рекомендую специальные упражнения артикуляционной гимнастики. Как научить ребенка выговаривать шипящие буквы с ее помощью? Ежедневно проводить такие занятия в течение 3-5 минут. Включай в комплекс 2-3 разных упражнения, переходя от простых к более сложным.
«Язычок на прогулке». Поднять язык к верхней губе, затем опустить к нижней, а потом спрятать в рот. Сделать короткую паузу и повторить еще несколько раз. «Уже-шире». Высунуть язычок, сначала вытянуть его вперед кончиком, стремясь сделать как можно уже. Затем, наоборот, распластать широкий язык на нижней губе. «Улыбаки». Спокойно держать широкий язык при открытом рте под счет от 1 до 10. «Приклеиваем конфетку». Чтобы показать ребенку суть упражнения понадобится кусок ириски. Затем малыш сможет обходиться зе нее. Попроси открыть рот и закрыть язычком нижнюю губу, располагая его как можно шире
На край языка положи конфетку и попроси ребенка осторожно втянуть ее в рот и приклеить внутри за верхними зубами.
Детские скороговорки с шипящими согласными
Как научить ребенка выговаривать шипящие буквы? Повторяй сама и выучи с малышом специальные скороговорки.
Для шипящей буквы Ш:
- Шу-шу-шу – я письмо пишу.
- Тише мыши, кот на крыше.
- Нашей Маше дали манной каши.
Для шипящего согласного Ж:
- Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- Жук жужжит над абажуром.
Для шипящего звука Ч:
- Чу-чу-чу – молоточком стучу.
- Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Шубка овечки – теплей любой печки.
Для шипящего согласного Щ:
- Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
- Ащ-ащ-ащ – мы надеваем плащ.
- Щенок за обе щеки уплетает щи.
Уверены, что наши варианты, как научить ребенка выговаривать шипящие буквы, помогут вам справиться с ситуацией!
Читай также: РазговоРить: как научить ребенка выговаривать букву «Р»
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей
, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку
предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.
Диагностика
Речь формируется в период с 3 до 5 лет. Если возникают проблемы, родителям необходимо отвести чадо к логопеду. Диагностика у специалиста осуществляется в игровой форме. Врач определяет, с произношением каких звуков у ребенка наблюдаются проблемы. Также проводится визуальное обследование артикуляционного аппарата. В него входит осмотр ротовой полости. Оцениваются строение челюсти, зуб, губ и неба. Во время осмотра ребенку предлагается выполнить следующие действия:
- попытки дотянуться языком до подбородка и носа;
- перемещения языка из левой части рта в правую, периодически меняя ритм движений;
- выдвигание нижней челюсти вперед, а затем – назад;
- пощелкивания языком;
- формирование трубочки из губ после их растягивания в улыбке.
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей
, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку
предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Артикуляционные упражнения
Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих звуков. При этом следует учитывать индивидуальнуюхарактеристику каждого малыша.
Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.
Прием«Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.
Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно
тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.
Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.
Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.
Домашнеезадание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки звука «ш». Он поможетнаучить ребенка управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.
Упражнение «Маляр» способствует исправлению
неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться
Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости
Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику
чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельноеиндивидуальное занятие , которое отвечало бы всем проблемам произношения.
Не пропустите: Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?
Детям 4-5 лет
проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этомщечная часть полости рта участия не принимает.
§ 70. Обозначение мягкости согласных на письме.
Мягкость согласных (кроме всегда мягкихч, щ)на письме
обозначается по-разному, а в некоторых
случаях совсем не обозначается.
-
Мягкость согласных (за исключением
шипящих), если они стоят на конце слова,
обозначается буквойь,например:дробь, кровь,
кладь, грязь,
моль, конь,
косарь, высь,
мать, потрафьи
т. д. (но сравните слова:врач, плащ,у которых
последние звуки мягкие, но их мягкость
на письме не обозначена буквойь).
Примечание.
После шипящих, стоящих на конце слова,
буква ь
ставится не для обозначения мягкости,
а для обозначения той или иной формы,
например
1)
глушь
, ночь
–
существительные женского рода
единственного числа
2) назначь
,
отрежьш ],съешьш–глаголы
повелительного наклонения
3)
стричь
[ ч
] – глагол в неопределенной форме.
2. Мягкость согласного, стоящего внутри
слова перед согласным, на письме
обозначается по-разному, а иногда и
совсем не обозначается.
1) После мягкого л,стоящего перед любым согласным (и
твёрдым, и мягким), всегда пишется букваь,например:вольный,
мельница, сельдь,
мельче, июльский,
вскользь.
2)После других мягких согласных
(кромел),если дальше следует
тоже мягкий согласный, букваь,как правило, не ставится, например:червяк, ветви,
разве, если,
прости, скатерть,
смерть, казнь,
жизнь, верфь,
медведь.
Примечание.
Для обозначения формы слова ь
ставится
и между двумя мягкими согласными;
например, в глаголах повелительного
наклонения (приготовьте,
сядьте)
и при склонении некоторых существительных
и числительных (детьми,
людьми,
четырьмя,
восьми).
3) Буква ьобязательно ставится
после мягкого согласного, за которым
следует твёрдый согласный, например:письмо, молотьба,
борьба, возьму.Если при изменении слова этот твёрдый
согласный смягчается, то букваьвсё-таки остаётся, например:в письме,
в молотьбе, в борьбе,
возьми.Это можно выразить
следующим правилом: между мягкими
согласными буква ь пишется в том случае,
если при изменении слова второй согласный
звук становится твёрдым, а первый
остаётся мягким(возьми
– возьму, Кузьмич
– Кузьма).
Примечание.
После шипящих, стоящих в середине слова,
буква ь
ставится или для обозначения формы,
или в качестве разделительного знака,
например: 1) назначьте,
ешьте
(глаголы повелит, накл.); умываешься
(глагол 2-го л. ед. ч.); остричься
(глагол неопред, формы); 2) ночью
(в качестве разделительного знака). В
остальных случаях после шипящих в
середине слова буква ь
не ставится, например: почта,
вычту,
учти,
ночка,
печной.
3. Мягкость согласных, стоящих перед
гласными, обозначается своеобразно.
После мягких, согласных вместо апишутя(сравните:пола
– поля);вместоупишутю(сравните:пилу
– пилю);вместоопишутёилие(сравните:воз–вёзиливез); вместоэпишуте(сравните:сэр–сер(серый).
4. В письменной речи сочетания твёрдых
и мягких шипящих и цс
гласными изображаются не так, как
сочетания других согласных с гласными.
1) Послеж, ш, ч, щникогда
не пишутся буквыы, я, ю,а
пишутся буквыи, а, у.
2) После цбукваыпишется в следующих случаях:
а) в окончаниях существительных,
например: прилетели птицы,
нет курицы;
б) в окончаниях прилагательных,
например: куцый, бледнолицый;
в) в суффиксе прилагательных-ын,например:сестрицын,
курицын;
г) кроме того, в следующих словах:
цыган, цыц,
цыплёнок, цыпочки(а также в словах с теми же корнями:цыганка, цыкать,
цып-цып, на
цыпочках).
В остальных случаях после цпишетсяи,например:циркуль,
цифра, специалист,
революция, конституция,
циновка, цинга,
панцирь, цибуля,
цигарка и т. д.
1) После цпод ударением,
когда слышитсяо,то и
пишетсяо; без ударения
пишетсяе,например:цокать, лицо,
овцой, отцов,
танцори т. п.; но:полотенце,
улицей, братцев,
поцелуй, цепляться
и т. д. Исключение представляют
некоторые иностранные слова, например:палаццо(дворец),интермеццо(небольшая музыкальная пьеса).
2) После шипящих под ударением, когда
слышитсяо,пишется тоо,тоё (е),например:шов – шёлк,
саранчой – влечёт.Правила об употреблении букв ои ё(е)после шипящих будут даны
в даль-шейшем в различных разделах
курса.
Примечания.
1. Правописание некоторых иноязычных
слов отступает от правил, данных в этом
параграфе, например: брошюра,
парашют,
жюри.
2. Так как звук
ц
всегда твёрдый, то, естественно, после
буквы ц
не бывает буквю и
я,
за исключением немногих иноязычных
слов, в том числе иностранных собственных
имён: Цюрих,
Цявловский
и под.
3. Употребление
буквы и
после ж, ш
объясняется тем, что раньше звуки ж,
ш были
мягкими.
Постановка звука ШЬ
Он же звук Щ, глухой и мягкий.
Артикуляция следующая:
- язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
- языковые мышцы напряжены;
- при выдохе кончик языка давит на небо;
- губы вытянуты трубкой;
- между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.
Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.
Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.
Почему возникают проблемы с произношением шипящих
За процесс речевого развития отвечают определенные участки мозга. Если их работа нарушается, возникают сложности с произношением отдельных звуков. В большинстве случаев проблему провоцируют родовые травмы. Особую опасность представляют смещения костей черепа затылочной части или позвонков. В результате этого кровообращение в области головы замедляется. Клетки мозга не получают необходимое количество кислорода, что приводит к их разрушению.
Полученная во время родов травма может спровоцировать и ущемление подъязычного нерва или нарушения в ассоциативных нейронных связях слухового анализатора. Это отражается на способности распознавания и воспроизведения устной речи. Для правильного произношения отдельных звуков не менее важны жевательные и мимические мышцы. В некоторых случаях развитие речи у детей замедляется из-за травм, полученных после рождения (падение с дивана, удар затылком и т.д.).
Упражнения
Практика налаживания функции речевого аппарата включает в себя выполнение специальных упражнений. К наиболее действенным из них относят:
- Язык следует положить на нижнюю губу. При выдувании воздуха он должен образовать желобок в серединной части.
- Игра с изображениями помогает развить ассоциативное мышление. Доктор демонстрирует несколько картинок, а ребенок должен выбрать те, на которых присутствует определенный звук.
- Необходимо чередовать надувание щек со сдуванием. Через каждые 5 повторений делается небольшой перерыв.
- Осуществляются круговые движения с высунутым языком, как будто облизываются остатки мороженого или варенья с губ.
Гимнастика для постановки произношения
Артикуляционная гимнастика направляется на расслабление и напряжение мышц ротовой полости. В дальнейшем это отражается на речевых навыках ребенка. Гимнастика включает в себя следующие упражнения:
- Раскрыв рот, следует проводить языком по зубам, имитируя очищающие движения. Кончик языка не должен уходить внутрь и высовываться наружу.
- При раскрытой ротовой полости осуществляются касания по небу по принципу вперед-назад. Необходимо удерживать язык в напряженном состоянии.
- Следует приоткрыть рот, плотно прижав язык к небу. После этого рот раскрывается как можно шире. Цель такого упражнения заключается в растягивании подъязычной связки.
- Требуется растянуть рот в широкой улыбке, держа его приоткрытым. Язык при этом присасывается к небу, после чего – отрывается. Этот процесс сопровождается характерным щелчком.
- Язык всей поверхностью присоединяется к поверхности неба. Затем следует широко открывать и закрывать рот. Язык при этом не должен менять своего исходного положения.
выбор школы — экзамен для родителей
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей
, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку
предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки и , а и – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, и – звуки только твердые, а и – мягкие
При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо
Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся , и , а ко второй – только , так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, и получаются парными по признаку глухость/звонкость.
Когда-то было по-другому: и были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Примерные задания по теме шипящих согласных
Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
- он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
- научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
- развивать у них письменную речь и связную устную;
- использовать при обучении новые информационные технологии.
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).
Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
- детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
- выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
- предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
- предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями
. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
- какие предметы изображены на рисунках;
- какие названия содержат шипящие звуки;
- какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.