Глухие согласные звуки

Что такое шумные согласные?

В нашей речи каж­дое сло­во состо­ит из зву­ков. Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Учтём, что зву­ки в сло­вах име­ют раз­ное каче­ство. Одни зву­ки обра­зу­ют­ся толь­ко с помо­щью голо­са. При их про­из­но­ше­нии струя воз­ду­ха отно­си­тель­но сво­бод­но выхо­дит изо рта гово­ря­ще­го чело­ве­ка. Такие зву­ки мож­но тянуть голо­сом или про­петь как угод­но долго:

  • а-а-а
  • о-о-о
  • у-у-у

Слово «глас» в зна­че­нии «голос» послу­жи­ло их назва­ни­ем. В рус­ском язы­ке эти зву­ки назы­ва­ют­ся гласными:

Гласные зву­ки
а, о, у, и, э, ы

Другие зву­ки при сво­ем обра­зо­ва­нии встре­ча­ют пре­пят­ствия в рече­вом аппа­ра­те гово­ря­ще­го. Струя выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха выхо­дит не сво­бод­но, а трёт­ся об язык, зубы, губы. Неизбежно воз­ни­ка­ет харак­тер­ный шум, кото­рый наря­ду с голо­сом участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии соглас­ных звуков.

Определение

Согласные зву­ки — это зву­ки, кото­рые состо­ят из голо­са и шума.

Важно отме­тить, что соглас­ные зву­ки быва­ют раз­но­го каче­ства. Если при обра­зо­ва­нии зву­ка пре­ва­ли­ру­ет голос, а шум мини­ма­лен, это харак­тер­но для сонор­ных соглас­ных, кото­рые так назы­ва­ют­ся в соот­вет­ствии с латин­ским сло­вом sonorus, что бук­валь­но зна­чит «звуч­ный»

Перечислим самые звуч­ные соглас­ные зву­ки рус­ско­го язы­ка, или сонорные:

Сонорные соглас­ные
, , , , , ,

В  фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка по соот­но­ше­нию голо­са и шума  раз­ли­ча­ют сонор­ные и шум­ные согласные.

Состав шум­ных соглас­ных в рус­ском язы­ке так­же неод­но­ро­ден. Шумные соглас­ные каче­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся по уча­стию голо­са и шума в их образовании.

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: был – бил, ток – тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как . Или слово мята. Оно произносится как: . Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

– , – , – .

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое,
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята,
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного стоит согласная . Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо,
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове: класс, дом,
  • согласные перед гласной в заимствованных словах произносятся твердо, как перед . Например: кашне – ,
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил: всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид,
  • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове


Твердые и мягкие звуки

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы

Звуки

б

,

в

,

г

,

д

,

з

,

к

,

л

,

м

,

н

,

п

,

р

,

с

,

т

,

ф

,

х

,

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

Что мы узнали?

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Укажите верное утверждение.

    • В русском языкознании нет термина «мягкие согласные буквы»
    • В русском языкознании нет термина «мягкие согласные звуки»
    • Термин «мягкие согласные буквы» равнозначен термину «мягкие согласные звуки»
    • В русском языкознании есть только термин «мягкие согласные»

Начать тест(новая вкладка)

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Парные по звонкости/глухости

В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.

Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.

Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:

Звонкие согласные звуки

Глухие согласные звуки

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.

Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком как ; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком как .

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
    языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
    от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
    ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Но есть такие согласные, у которых братиков нет. Они ни в кого не превращаются и потому дружат только со «своими». Теперь в таблице над звонкими дописываем непарные звонкие, а под глухими – непарные глухие. При таком зрительном восприятии ребенку будет легче запомнить правило: М, Л, Н, Р, Й – только звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – только глухие.

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке, кро­ме рас­смот­рен­ных пар­ных соглас­ных, суще­ству­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, кото­рые про­из­но­сят­ся с боль­шей долей голо­са, чем шума. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «сонор­ные», кото­рый вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный». Как ста­но­вит­ся ясно из их назва­ния, сонор­ные соглас­ные в силу сво­ей при­ро­ды не име­ют пары по при­зна­ку звонкости/глухости. Эту груп­пу соглас­ных состав­ля­ют 9 зву­ков, обо­зна­чен­ных в пись­мен­ной речи буквами:

  • бук­ва «й» — это звук
  • бук­ва «л» — это зву­ки или
  • бук­ва «м » — это или
  • бук­ва «н» — это или
  • бук­ва «р» — это или .

Сонорные зву­ки, кро­ме , состав­ля­ют пары меж­ду собой по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • лас­ка — лира
  • моло­ко — мет­ла
  • нор­ка — нер­па
  • рысь — ряс­ка .

Они не меня­ют сво­е­го каче­ства зву­ча­ния и не зави­сят от фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Остальные звон­кие соглас­ные под­вер­же­ны вли­я­нию глу­хих соглас­ных. Их каче­ство меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния в сло­ве. Рассмотрим эти фоне­ти­че­ские про­цес­сы подробнее.

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных —

Десять гласных отнимите,

Знаки — твердый, мягкий —

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж — тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й — только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон — используем в игре.

Парные согласные

Что означает парность согласных? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

Зв.
Гл.

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Изменения согласных

  • Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать  звуки , , , , , : сон , сено , сбор , просьба , сжать , расчёт .
  • Оглушение парных звонких согласных:

    • в конце слова: пруд ;
    • перед парным глухим согласным: сказка , пряжка ;
  • Озвончение парного глухого согласного  перед парным звонким: вокзал , сделать , просьба ;
  • Смягчение парных твердых согласных:

    • перед Ь: моль , ;
    • перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк , пряжа ;
    • к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик ,
    • согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным:  снег ,   здесь  ,
  • Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной , конь -> конский .
  • Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):

    • вств  -> :   здравствуй ;
    • стн    -> :   местный , тростник ;
    • стл    -> :   счастливый ;
    • здн    -> :   поздний ;
    • здц    -> :   под уздцы ;
    • нтг   -> :  рентген ;
    • ндц    -> :  голландцы ;
    • рдц    -> :   сердце   ;
    • рдч    -> :   сердчишко ;
    • лнц    -> :   солнце ;
    • не произносится между гласными: моего
  • Уподобление согласных по месту образования:

    • сч     -> + -> /  :   счастье , с чем-то — ;
    • сш    -> + -> , :  сшить = ;
    • сщ    -> + -> :  расщепить ;
    • зч     -> +   ->  :   грузчик , рассказчик 
    • сж    -> +   -> :   сжать ;
    • зж    -> + -> , :   изжить = ;
    • тс, дс, тьс   -> + -> ,  или  :  мыться  =,  отсылать  ;
    • тс     -> + -> , :  отцепить  =;
    • тч     -> + -> , :  отчет  =;
    • тщ     -> + -> :  отщепить  ;
    • чт    -> / :   чтобы ,  нечто  ;
    • чн    -> :   конечно ,  скучно  ;
  • Удвоенные  согласные располагаются

    •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
    • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
  • тся, ться   в глаголах -> :  умываться -;
  • -тск- в прилагательных -> : детский .

Озвончение глухих согласных

Глухие соглас­ные зву­чат все­гда при­глу­шён­но в кон­це слов или в паре с глас­ны­ми или сонор­ны­ми зву­ка­ми. Если воз­ник­нет сомне­ние в напи­са­нии соот­вет­ству­ю­щей бук­вы в кон­це, то необ­хо­ди­мо изме­нить фор­му сло­ва, что­бы соглас­ный ока­зал­ся перед гласным:

  • укроп — листья укропа;
  • про­кат — нет проката;
  • покос — вре­мя покоса;
  • язык — языки.

Глухие соглас­ные меня­ют каче­ство сво­е­го зву­ча­ния толь­ко в том слу­чае, если после них ока­жет­ся звон­кий соглас­ный. Он ока­зы­ва­ет вли­я­ние на глу­хой звук и пре­вра­ща­ет его в пар­ный ему звон­кий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс назы­ва­ет­ся озвончением.

Определение

Озвончение — это заме­на глу­хо­го соглас­но­го зву­ка перед звон­ким соглас­ным, кро­ме , , , , , , на пар­ный звонкий.

Убедимся в этом, рас­смот­рев сле­ду­ю­щие примеры:

  • сбегать 
  • отбить
  • просьба
  • сбруя .

Озвончение глу­хих соглас­ных созда­ет труд­но­сти в орфо­гра­фи­че­ском напи­са­нии слов. В таких слу­ча­ях нель­зя пола­гать­ся на зву­ча­ние сло­ва, а сле­ду­ет посмот­реть мор­фем­ный состав слов «сбе­гать», «отбить» и выяс­нить, что не суще­ству­ет при­ста­вок з- или ад-.

Если озвон­че­ние про­изо­шло в корне, то под­би­ра­ем про­ве­роч­ное сло­во, что­бы после сомни­тель­но­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный или сонор­ный звук, кото­рый про­яс­нит его звучание:

  • просьба — просить;
  • косьба — косить.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Согласные звуки

Согласные зву­ки состав­ля­ют более мно­го­чис­лен­ную груп­пу фоне­ти­че­ско­го строя рус­ско­го язы­ка. Их насчи­ты­ва­ет­ся 36. По срав­не­нию с глас­ны­ми соглас­ные зву­ки име­ют дру­гое каче­ство. Они про­из­но­сят­ся при­глу­шен­но и обра­зу­ют­ся с неболь­шим уча­сти­ем голо­са, к кото­ро­му обя­за­тель­но при­со­еди­ня­ет­ся шум. Шум воз­ни­ка­ет, если при про­из­но­ше­нии соглас­но­го зву­ка струя воз­ду­ха встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде при­под­ня­то­го язы­ка, трет­ся об стен­ки щёк, в резуль­та­те смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ и пр.

Определение

Согласные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум.

По сте­пе­ни уча­стия голо­са и шума соглас­ные зву­ки делят­ся на сонор­ные и шум­ные.

Сонорные зву­ки — это зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых мини­ма­лен шум, а пре­об­ла­да­ет голос.

Перечислим сонор­ные звуки:

, , , , , , , .

По соот­но­ше­нию голо­са и шума шум­ные соглас­ные так­же  делят­ся на две группы:

  • звон­кие согласные;
  • глу­хие согласные.

Звонкие согласные звуки

По срав­не­нию с сонор­ны­ми у звон­ких соглас­ных при их обра­зо­ва­нии шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом. В рус­ском язы­ке звон­ки­ми явля­ют­ся звуки:

, , , , , , , , , , .

Они состав­ля­ют пары по при­зна­ку твердости- мягкости:

  • — .

Только звон­кий соглас­ный явля­ет­ся все­гда твёр­дым и не име­ет пары по мягкости:

  • жёр­нов
  • жи́ла .

Глухие согласные звуки

В обра­зо­ва­нии глу­хих соглас­ных зву­ков участ­ву­ет толь­ко шум. В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют 16 глу­хих соглас­ных зву­ков. Буквы, обо­зна­ча­ю­щие глу­хие зву­ки, нахо­дят­ся во вто­рой поло­вине рус­ско­го алфа­ви­та. Перечислим глу­хие соглас­ные звуки:

, , , , , , , , , , , , , , , .

Большинство звон­ких и глу­хих зву­ков состав­ля­ют пары, сов­па­да­ю­щие по осталь­ным фоне­ти­че­ским при­зна­кам. Таких пар соглас­ных, раз­ли­ча­ю­щих­ся толь­ко по при­зна­ку звонкости/глухости, мож­но ука­зать 11:

  • — .

Только пять шум­ных глу­хих соглас­ных , , , , не име­ют пар­ных звон­ких согласных.

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Оглушение звонких согласных

Звонкие соглас­ные, если сто­ят в кон­це сло­ва, нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции и под­вер­га­ют­ся оглу­ше­нию. При про­из­но­ше­нии они заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми согласными:

  • ко́роб
  • но́ров
  • поро́г
  • пара́д
  • сто́рож
  • моро́з .

Если звон­кий соглас­ный нахо­дит­ся перед глу­хим, то ана­ло­гич­но для него это сла­бая фоне­ти­че­ская пози­ция. Звонкий под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию глу­хо­го соглас­но­го и упо­доб­ля­ет­ся ему, то есть меня­ет свое каче­ство и зву­чит при­глу­шён­но. Происходит асси­ми­ля­ция звон­ко­го соглас­но­го зву­ка (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние», «сопо­став­ле­ние») по при­зна­ку глухости/звонкости.

Понаблюдаем:

  • обстрел 
  • баловство́ 
  • заводско́й 
  • ука́зка 
  • бро­дя́жка  .

Согласные зву­ки само­сто­я­тель­но не обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог, а толь­ко в паре с глас­ны­ми звуками.

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ветчина, притча, потчевать, здесь, здоровье, ни зги, сдобный, чувствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков и происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 212,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 100,
Полякова, Учебник

Упражнение 109,
Полякова, Учебник

Упражнение 11,
Чуракова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 24,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 27,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 19,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 21,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 29,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 209,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 202,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 433,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 284,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 289,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 19,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 20,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 41,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector