Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет). картотека по физкультуре (младшая группа) на тему
Содержание:
- Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе
- Для чего нужна зарядка
- Несколько важных советов родителям
- Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
- Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)
- Основной комплекс
- Какие упражнения входят в игровую зарядку для детей.
- Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)
- Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе
- Зачем детям утренняя гимнастика
- Анализ утренней гимнастики в младшей группе
- Совершенствуем навыки
- Какие упражнения делать с новорожденным: комплекс для развития
Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе
В качестве вспомогательного элемента для составления утреней гимнастики в младших группах воспитателями разрабатывается специализированная картотека упражнений. В ней находится перечень всех упражнений, используемых для детей в 2 и 3 года.
Подобный конспект может дополнить системную картотеку. Он представляет собой документ, где прописывается задача гимнастики, количество выделенного на нее времени (5-7 минут), в течение какого периода делается (5-9 дней или более). Каждое упражнение в конспекте прописывается по пунктам:
- Название.
- Процесс выполнения.
- Слова воспитателя перед упражнением, во время и после. Они могут быть обыграны в стихотворной форме или в качестве просьб/вопросов.
- Используемый гимнастический инвентарь. В некоторых случаях могут быть заменены на подручные материалы.
- Указывается время, выделенное на конкретное упражнение. К примеру: бег — 10 секунд, ходьба в спокойном ритме — 15 секунд, приставной шаг — 7 секунд и пр.
К сведению. Картотека, состоящая из готовых конспектов, удобнее для исполнения по сравнению с картотекой, которую составляют отдельные упражнения.
Для чего нужна зарядка
Утренняя зарядка выполняет функции:
- Самоорганизация. Ребенок, приученный к утренней зарядке, отличается самоорганизованностью. Ему легче соблюдать распорядок дня.
- Повышение иммунитета. Если чадо с трудом встает по утрам, плохо учится в школе и постоянно болеет, попробуйте приучить его к утренней зарядке. Еще лучше, если она будет совмещена с закаливанием. Это сформирует у него чувство режима.
- Стимул к здоровому образу жизни. Ребенок, с детства приученный к зарядке, отдает предпочтение спорту, а не вредным привычкам.
- Хорошее настроение. Всего 30 минут физических упражнений способствуют положительному настрою на весь день.
- Физическое развитие. Дети, имеющие привычку регулярно проводить зарядку с родителями, хорошо развиваются и получают положительные отметки по физкультуре.
Несколько важных советов родителям
- Как бы вам не хотелось пропустить разминку или закончить зарядку без завершающего этапа, не следует этого делать. Выполнение упражнений может принести неприятные ощущения, привести к травме, если мышцы и суставы не будут хорошо разогреты;
- Все упражнения должны доставлять малышу удовольствие, не настаивайте на продолжении действия, если оно неприятно или причиняет боль;
- Старайтесь максимально разнообразить зарядку, чтобы крохе не надоели занятия;
- Используйте сравнения при объяснении упражнения. Хорошо применять дополнительный спортивный инвентарь;
- Проводите зарядку через 10-20 минут после подъема, до завтрака;
- Если есть возможность, то идеально в теплое время проводить зарядку на улице. В городских условиях старайтесь проводить утренний гимнастический комплекс в хорошо проветренном помещении, без сквозняка;
- Внимательно следите за правильностью выполнения упражнения ребенком. Если какой-то элемент не получается, выполняется неверно, помогите крохе, придерживая его, или отложите изучение на более поздний срок;
- До 2 лет утренняя гимнастика содержит в себе только простые упражнения на развитие базовых движений. До этого возраста не стоит вводить упражнения на растяжку;
- Упражнения подбираются от простого к сложному, так же они и выполняются;
- После завершения утреннего комплекса хорошо проводить водные процедуры или обтирания.
Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.
Дети
Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:
- формирование навыка дыхания носом;
- профилактика гриппа и ОРВИ;
- повышение тонуса дыхательных мышц;
- положительное влияние на работоспособность;
- развитие органов артикуляции;
- формирование понятий о ЗОЖ;
Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:
- развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
- развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
- наполнение организма кислородом;
- тренировка дыхательных мышц;
- профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
- предотвращение переохлаждения органов дыхания;
- воспитание навыков коллективной работы.
На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.
Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)
Младший дошкольный возраст – это активные дети, которые изображают то, что видят и слышат. Применение наглядного пособия (карточка, видео, презентация) на логопедических занятиях помогут ребенку правильно отобразить позу упражнения, а также развить фантазию.
Использование музыки поможет не только речи, но и развитию слуха, в результате чего ребенок сможет разделять звуки и передавать услышанное соответственно. Гимнастика, проведенная в форме игры, стиха или сказки, способствует развитию памяти, мышления и быстро усваивается в независимости от сложности задания.
Важно! Специалисты рекомендуют использовать вспомогательные средства не только в детском саду, но и в домашних условиях
Применение иллюстрации к упражнению
Основной комплекс
Чтобы утренняя зарядка была легкой и интересной, а также приносила пользу для ребенка и взрослого, важно заранее продумать комплекс упражнений, просчитать время на его выполнение и провести пробный урок. Ребенок, который видит перед собой взрослого, с легкостью справляющегося с упражнениями, и сам захочет их повторить
Для первых занятий комплекс должен быть посильным, а далее количество задач и их сложность будут постепенно увеличиваться.
Для зарядки стоит использовать следующие упражнения.
- Простое хождение на одном месте или с перемещением в указанную точку.
- Подпрыгивания на одной и двух ногах, на месте и с передвижением.
- Разминка плечевого пояса при помощи круговых движений вперед и назад.
- Поднимание ног вперед, ровных в коленном суставе. В качестве усложнения можно выпрямить руки и касаться их пальцами ног.
- Упражнения на координацию: подпрыгивание на месте с поднятыми вверх руками.
- Приседания.
- Отжимания.
- Ритмичные движения под музыку для расслабления, а также улучшения музыкального слуха и ритма.
- Проведение растяжки: сидя на полу, ноги вместе – наклон вперед, ноги врозь – наклоны к правой, по центру и левой ноге. Можно попробовать освоить шпагат.
Важно контролировать выполнение каждого упражнения и корректировать малыша, если он что-то делает не так. Стоит делать это очень аккуратно, не вмешиваясь постоянно, при этом все время подбадривая и нахваливая маленького спортсмена
Чтобы зарядка была всегда интересна, важно постоянно вести поиск новых оригинальных комплексов, предназначенных для детей, которые можно почерпнуть из разных видов спорта: аэробика (работа со снарядами), йога (сложные, но интересные позиции), ушу и бокс (что особенно понравится мальчикам), танцы и балет (для девочек).
Для тех родителей, кто проводит с детьми утреннюю зарядку уже не первый год, можно использовать такой комплекс упражнений.
Вдох и выдох, выполняемые с подъемом и опусканием рук
Важно следить за скоростью движения конечностей и дыханием.
Хождение на одном месте, позже с продвижением. Следующим этапом будет добавление движений руками, что рассчитано на развитие координации.
Разминка шейных позвонков посредством проведения наклонов головы из стороны в сторону, вперед и назад
Очень важно следить за тем, чтобы не было резких движений и высокой скорости выполнения.
Разминка позвоночного столба при помощи наклонов туловища из стороны в сторону. После этого добавляется движение вперед и назад в прогиб. По завершении производится вращательное движение корпусом по и против часовой стрелки, максимально разминая спину.
Упражнения на растяжку спины и мышц ног. Нужно произвести наклон вниз с касанием стоп и возвращение в основное положение (ноги вместе, руки вниз).
Силовая нагрузка, которую можно дать в приседаниях, от 5 до 10 раз. В качестве усложнения провести несколько серий.
Упражнения на пресс с удержанием ног родителем или установкой под опору. Усложнить упражнение можно при помощи дополнительного спортивного инвентаря, который ребенок будет держать в руках или зажимать ногами.
Отжимания, которые вначале можно проводить с колен, а в качестве более сложного уровня – в полной стойке.
В завершение можно дать несколько упражнений на координацию: прыжки на одной ноге, перепрыгивание через гимнастическую палку, прыжки на скакалке и т. д.
Заканчивать зарядку нужно в спокойном темпе, уменьшать скорость проводимых упражнений и в завершение – просто походить по помещению и подышать.
В следующем видео вас ждет веселая мульт-зарядка для спортивных детишек.
Какие упражнения входят в игровую зарядку для детей.
Итак, я готова представить на ваш выбор ряд физических упражнений для утренней гимнастики.
Итак, упражнения для всех групп мышц малыша:
1. Бег или ускоренная ходьба. Как правило, двухлетний кроха не совсем умеет бегать, поэтому предложите ему быстро походить. Это упражнение очень полезно для:
- развития коры головного мозга
- совершенствования кровеносной системы
- развития дыхательной системы
- разминки практически всех мышц тела.
2. Марш – это ходьба, похожая на строевой шаг, которая длится в течение 30 -40 секунд.
Можете разучить специальные стихи, к примеру:
3. Ловим бабочек. Вол время этого упражнения крохотуля может двигаться по комнате в любом направлении и хлопать в ладоши, имитируя ловлю бабочек. Если у вас есть обруч, то дайте его ребенку, пусть использует его в качестве сака для ловли мнимых бабочек.
4. Паровозик. Если деток несколько, то это упражнение будет более интересным и увлекательным. Суть состоит в том, что все присутствующие выстраиваются змейкой и, держась за плечи друг друга, имитируют паровоз, который двигается по периметру комнаты.
Упражнения для рук.
1.Упражнение «Птичка» выполняется в течение 30-40 секунд. Кроха имитирует взмах крыльев птицы. Можете позволить ребенку в это время бегать или прыгать.
2. Рыбка. Делаем волнообразные движения сложенными вместе ладошками, имитируя движение хвостика рыбки во время плавания. Для выполнения такого упражнения можно выделить 30-40 секунд.
3. Зайчик. Суть такого упражнения в том, что кроха хлопает в ладоши во всех направлениях: над головой, напротив или сзади себя, а также в разных положениях тела: стоя, лежа, сидя и т.д.
Упражнения для разминки плечевого пояса.
Выполняя такие упражнения, малыш укрепляет грудную клетку и органы дыхания, а так же формирует правильную осанку.
1. Обнималки. Это упражнение выполняют 5-6 раз. Суть упражнения состоит в том, что малыш разводит руки в стороны, делает вдох, обхватывает плечи и делает выдох.
2. Пароходик. Малыш делает круговые махи выпрямленными руками.
3. Упражнение «Часики» выполняется в течение 30 секунд. Карапуз наклоняет голову в одну сторону, а затем в другую. Наклоны сопровождает комментариями: «Тик-так, тик-так, тик-так». Руки держит на поясе, а ноги – на ширине плеч.
Так же, есть упражнения для туловища.
1. Упражнение: «Мельница». Малыш наклоняется, ставит ноги на ширине плеч и машет расслабленными руками, изображая вращающиеся лопасти мельницы. Это упражнение выполняем в течение 10-15 секунд.
2. Тук-тук. Карапуз, изначально, стоит прямо, а его ноги расположены на ширине плеч. По команде ребенок должен наклониться и похлопать себя ладошками по коленкам. Такое упражнение выполняем 5-6 раз.
3. Качеля. Это упражнение прекрасно тренирует вестибулярный аппарат. Малютка, стоя на одном месте, начинает раскачиваться, прогибая туловище вперед и назад.
4. Потягушки. Кроха наклоняется в разные стороны: вправо, влево, назад и вперед с протягиванием руки. Достаточно выполнить по три наклона в каждую сторону.
Упражнения, которые предназначены для разминки ног и стоп.
1.Мышка в норке. Малютка прячется за спинку стульчика, а затем выпрямляется, как – бы выныривая из норки. Можно озвучивать действие комментариями: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»
2. Мячик или кузнечик. Маленький непоседа с удовольствием будет выполнять подскоки на месте или двигаясь вправо или влево, взад или вперед. Можно повторить прыжки 15-20 раз.
3. Поднимаем выше ножки! Карапуз поочередно поднимает каждую ножку, не сгибая их в коленках. Упражнение достаточно тяжелое, поэтому достаточно, чтобы малыш сделал 6 подъемов.
Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)
- Массаж ручек (поглаживание).
- Пассивное скрещивание ручек на груди.
- Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
- Массаж спинки (разминание и поглаживание).
- Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
- Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
- Массаж (растирание и поглаживание) живота.
- Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
- Рефлекторные упражнения для стоп.
- «Бокс» — пассивное разгибание и сгибание ручек.
- Массаж грудной клетки (вибрационный).
- Поворот влево со спинки на живот.
Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.
Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе
У детей 1 младшей группы речевой аппарат не развит, тонус мышц слабый, вследствие чего наблюдается картавость и нечеткая речь. Для развития органов артикуляции проводятся упражнения на укрепление мышц губ, щек, языка и уздечки.
Упражнения для губ
Мышцы губ напрямую связанны с остальными органами. При их слабой подвижности наблюдается нечеткость произносимых звуков. При составлении комплекса упражнений обязательно включаются мимические задания. Например, «Улыбка», «Хоботок».
Упражнения для губ и щек
Произношение гласных звуков подразумевает задействование мышц губ и щек. Правильно подобранные упражнения помогут малышу укрепить мускулатуру, что приведет к корректному произношению, в особенности звуков «о», «ы», «и».
Упражнения для языка
Большое внимание уделяется развитию мышц языка и уздечки. От этих органов зависит дальнейшая речь малыша
Слабая мускулатура – причина картавости, частичного или полного отсутствия речи. Это связанно с тем, что ему тяжело дается проговаривание даже элементарных звуков.
Обратите внимание! Результатом становится снижение мотивации к разговору, что приводит к серьезным последствиям
Зачем детям утренняя гимнастика
Гимнастика для детей 2-3 лет необходима как профилактика большинства проблем физического характера, а также в качестве предотвращения заболеваний (при выполнении упражнений на свежем воздухе).
К сведению. Более детально задача, поставленная перед физкультминуткой, отображается в планах для дошкольных групп, в зависимости от возраста.
Цель утренней гимнастики в младшей группе включает 3 составляющие:
- Физический компонент.
- Психологический элемент. Включает в себя комплекс, развивающий зрительное восприятие. Обучает работе в команде, а также выполнению указаний воспитателя/учителя. Это улучшает поведенческий уровень дошкольника.
- Нравственная составляющая развития малыша. Объяснение необходимости соблюдения культуры здоровья, выработка привычки соблюдения ежедневной гимнастики. Упражнения воспитывают в ребенке целеустремленность и организованность, необходимые для будущего развития на базе старших групп и школы.
Основная часть задач, поставленных перед проведением гимнастики, направлена на физическое развитие детей раннего возраста.
Пальчиковая гимнастика
- Двигательные навыки. Упражнения, выполняемые детьми, направлены на решение задачи по формированию и закреплению координации, реакции, движению глаз за предметами и т.д.
- Отдельные задания даются для улучшения мелкой моторики. Позволяют освоить необходимые для письма движения руками. В данном случае на помощь приходит пальчиковый и артикуляционный тип упражнений.
- Правильная физическая нагрузка направлена на достижение цели по обучению дошкольников правильно дышать.
- Формируется осанка, вырабатывается правильная походка. Данная цель выступает как профилактика косолапости и т.д.
- Формирование навыков правильного, постепенного пробуждения организма. Является необходимым навыком как для детей, так и для взрослых.
Важно! Зарядка для детей 2-3 лет должна быть соблюдена в соответствии с ФГОС. Выполнение этого условия позволяет максимально органично соблюдать необходимые по возрасту нагрузки физического и умственного характера
Анализ утренней гимнастики в младшей группе
Прежде чем новый комплекс гимнастических мероприятий будет введен в работу дошкольного учреждения, должен быть проведен анализ на актуальность его проведения и соответствие нагрузок возрасту детей в группе.
Анализ происходит в несколько этапов, один из которых направлен на проверку упражнений соответствию ФГОС.
Цель утренней гимнастики в младшей группе — организация укрепления здоровья детей и обеспечение их всестороннего развития. В случае несоответствия разработанной зарядки соответствующим требованиям, ставится под сомнение польза от ее проведения.
Важно! Если конспект не проходит одну из проверок, он направляется на доработку, пока не будут исправлены указанные ошибки или недочеты (погодные условия, температурный режим, выбранная музыкальная композиция и т.д.). Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника
Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими
Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими
Совершенствуем навыки
Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.
Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:
- укреплять иммунитет;
- развивать выносливость;
- правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
- чувствовать свое тело в пространстве;
- улучшать обменные процессы;
- укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
- улучшать осанку;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшать пищеварение;
- нормализовать сон;
- развивать чувство ритма.
Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.
Какие упражнения делать с новорожденным: комплекс для развития
Какую гимнастику делать новорожденному, используя активные упражнения?
Упражнение 1 — присаживание. Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение — лежа на спине. Вложить большие пальцы в ладошки малыша, потянуть ребенка за отведенные в стороны руки. Сначала ребенок поднимает голову, затем плечевой пояс и, наконец, садится. Повторить 1-3 раза.
Упражнение 2 — вставание на ножки. Это развивающее упражнение для новорожденных предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтях. Взять ребенка за локти и приподнимать, помогая малышу сначала встать на колени, а затем приподняться на ноги. Повторить 1-2 раза.
Упражнение 3 — ходьба при поддержке (переступание). Предназначено для детей 4-9 месяцев. Исходное положение — лицом к инструктору (матери). Поддерживая малыша под мышки, стимулировать его переступание (6-8 шагов). С 5 месяцев можно выполнять 3-4 шага при поддержке за кисти рук. С 7 месяцев разрешается выполнять упражнение при поддержке за кисть одной руки.
Упражнение 4 — ползание. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение — лежа на животе, на жесткой опоре (на полу). Положить перед ребенком яркую игрушку, и по просьбе: «Достань игрушку!» малыш ползет. Выполнить 3-5 раз.
Упражнение 5 — вставание на ноги. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение — лежа на животе. Инструктор охватывает своими руками большие пальцы рук ребенка, отводит руки малыша вперед и вверх, затем — назад и в стороны.
Ребенок вместе с руками приподнимает голову, плечи, туловище, встает сначала на колени, затем на ноги. Повторить 1-2 раза.
Упражнение 6 — доставание игрушки из положения стоя. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение — ребенок стоит на столе спиной к инструктору (матери), перед ним на столе лежит яркая игрушка. Левой рукой прижать к себе ножки малыша, правой придерживать его за туловище (рука на его животе). Попросить: «Достань игрушку!» Ребенок должен наклониться и взять игрушку. По просьбе: «Дай мне игрушку!» малыш выпрямляется и отдает игрушку. Выполняется 1-2 раза.
Упражнение 7 — ходьба при поддержке под мышки. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — стоя. Положить перед малышом кубик. При поддержке под мышки на счет «раз» ребенок встает на кубик, на счет «два» — сходит с кубика. Повторить 8-12 раз.
Упражнение 8 — присаживание с фиксацией коленей. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Одной рукой фиксировать (не надавливая на колени) ноги ребенка в области коленных суставов, другой рукой держать перед малышом яркую игрушку, стимулируя ласковыми просьбами перейти в положение сидя. Выполняя это развивающее упражнение, новорожденный при возврате в исходное положение должен опираться рукой о стол. Повторить 2—3 раза.
Упражнение 9 — с кольцами. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка — стоя, руки с кольцами опущены. Взять за кольца. По просьбе инструктора (матери) ребенок должен сгибать и разгибать руки. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 10— приседания. Предназначено для детей 9-12 месяцев .
Исходное положение ребенка — стоя. При помощи рук и словами побуждать малыша присесть, а затем встать. Повторить 2-4 раза.
Упражнение 11 — поворот туловища с наклоном. Предназначено для детей 9-12 месяцев.
Исходное положение — сидя на коленях у взрослого. Расположить яркие игрушки по обе стороны от малыша, фиксировать его ноги коленями. По просьбе: «Достань игрушку» ребенок должен поворачиваться с наклоном вправо, затем влево. Повторить 1-2 раза.
Упражнение 12 — ходьба за каталкой. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение — стоя, держась обеими руками за каталку. Стимулировать малыша просьбами и ходить за каталкой в течение 30-60 секунд. При необходимости нужно помочь ребенку.
На видео «Зарядка для новорожденных» показано, как выполнятся все эти упражнения:
Статья прочитана 6 285 раз(a).