Детска гимнастика для глаз в стихах. учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Разновидности тренировок: общие рекомендации

Следует основательно подготовиться перед выполнением упражнений

Существует огромное количество методик и тренировок для сохранения зрения и лечения уже имеющихся заболеваний. Приучать ребенка к гимнастике рекомендуют с двух лет. Гимнастику для глаз для дошкольников делают утром и вечером по 7-8 минут.

Главное упражнение для детей – движение, вращение глазных яблок. Но маленькие дети часто не понимают суть зарядки, поэтому авторы методик советуют делать гимнастику в игровой форме.

Дошкольники будут рады веселым, разнообразным занятиям и с удовольствием начнут делать глазную гимнастику. Дети хорошо понимают ассоциации, поэтому к каждому упражнению желательно придумать движение или действие, им знакомое.

Можно использовать зарядку в стихотворной форме, проявить смекалку и сочинять новые, забавные стихи.

Эти упражнения заключается в том, что ребенок выполняет различные задания, меняя очки каждые две-четыре минуты. Во время таких действий мышцы глаз постоянно напрягаются и затем укрепляются.

Для сохранения эффекта лечения офтальмолог назначает витамины и полноценное питание.

Разновидности зрительной гимнастики

За годы исследований появилось множество видов зрительной гимнастики. Чаще всего их разделяют на 3 типа:

  • упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования или присутствия помощника;
  • занятия, сопровождаемые ритмичной музыкой или чтением детских стихов;
  • тренировки с использованием инвентаря.

Кроме того, выделяют несколько направлений гимнастики, в разное время разработанных офтальмологами:

  1. Основоположником глазных тренировок считают У. Бейтса. Он первым выявил положительные изменения зрения после подобных занятий. Цель его методики — удалить стрессовое состояние, перенапряжение. Появился термин «пальминг», обозначающий полное расслабление, а затем повторение движениями глазного яблока контура воображаемого объекта.
  2. Метод Норбекова предполагает более активный комплекс движений. В нем также предусмотрена фаза расслабления, однако ей предшествует стимулирующее аккомодацию разведение осей глаза. Работают в том числе косые мышцы.
  3. Жданов внедрил методику, учитывающую особенности работы мышц близоруких и дальнозорких людей. Если первым предлагаются занятия, переключающие зрительный орган из дали на близкие объекты и обратно, то для вторых все упражнения проводят только на близком расстоянии.
  4. Гимнастика Аветисова направлена на то, чтобы стимулировать кровообращение и улучшить обменные процессы внутри глаза. Происходит постепенное увеличение резерва аккомодации, а мышцы становятся выносливее.
  5. Нестандартную методику предложил Утехин. Чтобы добиться полного расслабления мышц глаза, он использовал непрозрачные экраны. В них могли быть вставлены слабые линзы или простое стекло для попеременной работы с левой и правой сторонами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина сосредоточились на снятии напряжения с аккомодационных мышц. Благодаря им появился простой и удобный тренажер.
  7. М. Корбет, знаменитая также своими исследованиями в области мимической гимнастики, отстаивала пользу в укреплении глазных мышц изменений фокусного расстояния или положения тела во время чтения или других занятий, требующих напряжения зрения.

Полезная зарядка

Графическое отображение разминки для глаз

Главная польза зрительных упражнений – постоянная тренировка глаз. Гимнастика служит отличной профилактикой сохранения зрения. При помощи упражнений у дошкольников появляются мысли и уверенность в том, что зрение нужно беречь с раннего возраста.

Кроме этого, зарядка помогает улучшить работоспособность глаз, кровоснабжение, предотвращает многие болезни.

При помощи тренировок зрение маленьких детей укрепляется к началу учебы в школе. Глазная зарядка улучшает работу мозга, снижает усталость глаз, тренирует фокусировку взгляда, успокаивает нервы.

Стереокартинки для отдыха глаз

Разглядывание стереоскопических картинок является интересным и занимательным занятием для ребенка. Для гимнастики глаз дошкольников только необходимо подобрать соответствующие изображения. Стоит начать проведение таких занятий с игровой формы. Например, попросить ребенка найти того, кто спрятался на данной картинке. Каждый день прибавлять по пять-шесть изображений к исходному количеству. И просить малыша вспомнить, что именно изображалось на картинке вчера.

Необходимо следить за тем, чтобы малыш моргал. Для гимнастики глаз рекомендуется использовать картинки, изображенные на бумаге, а не на мониторе. Это снизит напряжение глаз. Исходя из всего вышеописанного, можно сделать вывод, что зрительная гимнастика очень важна в формировании зрения у дошкольников.

Зрительная гимнастика для взрослых

Гимнастику для улучшения зрения условно делят на две категории: расслабление и тренировка. В первом случае она направлена на снятие напряжения с глазных мышц. Во втором – на их укрепление.

Начнем с тренировки. Выполняется стоя или сидя. Перед началом успокаиваемся, принимаем удобное положение.

Приступаем:

  1. Напрягая глазные мышцы, закрываем их. Считаем до 5, открываем, расслабляя мышцы. 5 секунд смотрим вдаль. Повторяем 5 раз.
  2. Спина ровно, голова прямо, 10-15 сек. медленно моргаем.
  3. Быстро переносим взгляд по диагонали: сначала направо вверх – налево вниз, 6 сек. смотрим вдаль. Затем выполняем упражнение наоборот.
  4. Голову держим прямо, не поворачивая, смотрим налево, фиксируем взгляд на 5 секунд. Затем смотрим вдаль, задерживаем взгляд. Далее выполняем гимнастику с фиксацией взгляда в правую сторону, вверх, вниз. Повторяем 2 раза.
  5. На 5 секунд закрываем глазки без напряжения мышц, потом широко распахиваем, секунд 5 смотрим вдаль. Выполняем 3 раза.
  6. Держим спину ровно, голову прямо, медленными круговыми движениями водим зрачками в разные стороны: сначала по часовой стрелке, затем обратно. После этого смотрим вдаль.
  7. Сначала смотрим на кончик носа, затем взгляд устремляем вдаль. Повторяем 7 раз.
  8. Держа голову прямо, фиксируем взгляд. На счет 4 переводим взгляд в правую сторону, фиксируем. Опять на счет 4 смотрим влево, возвращаемся в исходную позицию. Продолжаем по схеме «вверх-прямо», «вниз-прямо». Затем аналогично выполняем упражнение, перемещая взгляд по диагонали.

Если упражнения, направленные на тренировку, выполняются впервые, то не стоит слишком усердствовать, повторять упражнения много раз. Это может вызвать с непривычки боль, неприятные ощущения. Количество повторов увеличивается постепенно.

Расслабление глаз не менее важно их тренировки. Излишнее напряжение мышц считается одной из причин возникновения близорукости

Рассмотрим несколько упражнений, способствующих их расслаблению.

Выполнять их можно много раз, в любой последовательности. Поза любая – сидя, лежа, главное, настроиться на нужный лад – выкинуть все проблемы из головы, успокоиться, расслабиться.

Начинаем:

  1. Это упражнение делаем сидя: закрываем глазоньки, делаем несколько кругов головой по ходу часов, затем против него. Отдыхаем с закрытыми глазами пару минут.
  2. Трем ладошки между собой пока они не станут чуть теплыми, прикладываем, слегка прижимаем их глазам. Легкими круговыми движениями массируем глаза секунд 5.
  3. Похожее упражнение, только ладошки прижимать к закрытым глазам не надо. Просто прикладываем и представляем, как из ладошек исходит тепло.
  4. Приняв удобное положение, закрываем глазки, расслабляемся и начинаем вспоминать, воспоминания должны быть приятными.
  5. Часто-часто моргаем несколько секунд.

Желательно выбрать для себя несколько упражнений, выполнять ежедневно, регулярно. Зарядка особенно полезна тем, кто имеет проблемы со зрением, много времени работает за компьютером. Для восстановления и поддержки зрительного органа нужно сменить образ жизни.

Гимнастика для глаз по Норбекову

Автор методики по восстановлению зрения — Мирзакарим Норбеков, который не является врачом, но позиционирует себя как человек высокой воли и силы духа. Усовершенствовав свои познания в боевых искусствах, Норбеков много времени посвятил изучению аспектов здорового образа жизни и укрепления здоровья. Мирзарким возглавляет открытый им Институт самовосстановления.

Его методика является спорной и неоднозначно оценивается в среде профессиональных офтальмологов, также, как и популярный труд автора «Опыт дурака, или ключ к прозрению».

Восстановление зрения по методике Норбекова — это гимнастика для глаз (физический аспект) и аутотренинг или нормализация эмоционального фона (психологический аспект). По мнению автора, только при восприятии себя счастливым, здоровым, активным можно добиться исцеления. Таким образом, пациенты, приступающие к выполнению данного комплекса, не должны воспринимать себя как больные люди, а окружающий мир должен стать близкой и родственной средой.

Семь упражнений, входящих в комплекс, бережно воздействуют на органы зрения. При выполнении комплекса не должно возникать перенапряжения или боли в глазах. Все упражнения должны выполняться с ровной спиной, что, как считает автор, является основополагающим фактором успеха.

Упражнение 1. Голова находится в ровном положении. Медленно проследовать взглядом вверх, до самой крайней точки, а затем продолжить движения глазами, словно проходя взглядом через лоб. Вернуть взгляд в первоначальное положение и затем направить его вниз, словно проводя взглядом сквозь горло, вернуться в исходное положение.

Упражнение 2. Голова находится в ровном положении. Взглядом пройти через левое ухо, вернуться в исходное положение. Тоже самое сделать с правым ухом.

Упражнение 3. Голова ровная и неподвижная. Глазами будет необходимо мысленно рисовать геометрические фигуры, но не щурясь и не перенапрягая мышцы:

нарисовать диагональ, проводя взглядом с левого нижнего угла (на стене комнаты) до правого верхнего угла. Опуститься в правый нижний угол и провести взглядом в левый верхний угол. Затем выполнить это же упражнение наоборот, начиная с правого нижнего угла. После упражнения нужно часто проморгать без напряжения, что позволит расслабить мышцы глаз.

Упражнение 4. «Восьмерка». Голову удерживать в неподвижном положении, а глазами нарисовать горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). Размер фигуры должен соответствовать контурам лица. Чередовать направление «рисования». После упражнения часто поморгать глазами, расслабив мышцы.

Упражнение 5. В спокойной и бесшумной обстановке сконцентрировать взгляд на кончике собственного носа, после чего медленно перевести взгляд перед собой, пытаясь при этом рассмотреть окружающие предметы по бокам, не двигая глазами.

После того, как этот прием освоен, упражнение выполняют в следующей последовательности:

  • фиксация взгляда на кончике носа;
  • перемещение взгляда вперед, медленно;
  • фиксация предметов, находящихся по сторонам при неподвижных глазах;
  • фиксация взгляда на переносице, затем опять медленно вперед, и попытка рассмотреть соседнее окружение, не двигая глазами;
  • тоже самое, но с изначальной фиксацией взгляда на переносице.

Упражнение 6. Указательные пальцы обеих рук поднести к кончику носа, сконцентрировать взгляд на пальцах и медленно развести пальцы в стороны, пытаясь следить каждым глазом за соответствующим пальцем руки, т.е. боковым зрением. Повторить 2-3 раза, затем расслабить глаза, проморгав 10-20 раз.

Упражнение 7. «Большой круг». Зафиксировать голову в неподвижном положении и сохранять его на протяжении упражнения. Вообразить перед глазами большой циферблат, окрашенный в золотистый цвет. Обвести глазами контур часов, фиксируя взглядом каждую цифру, выполняя движения в две противоположные стороны. Контур воображаемого циферблата должен быть ровным, постепенно увеличиваться в диаметре. Упражнение повторить несколько раз.

Для достижения максимального эффекта М. Норбеков рекомендует:

  • соблюдать указанную последовательность упражнений;
  • выполнять комплекс сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми и на последнем этапе мысленно;
  • делать все с позитивом, хорошим настроением и в спокойной, приятной обстановке;
  • настраивать себя на положительный результат и верить, что с каждым новым открытием глаз после проведенной тренировки зрение будет становиться лучше.

Упражнения

Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.

Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.

  1. Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
  2. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
  3. Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
  4. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
  5. Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
  6. Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
  7. Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
  8. Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
  9. Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
  10. Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.

Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.

В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат. Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания. Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.

Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.

Упражнения для глаз для детей дошкольного возраста

Занятия зрительной гимнастикой следует осуществлять около трех раз в день по 5 минут каждое.

Ниже приведен список упражнений для глаз.

Необходимо наклеить на потолок картонные круги разных цветов большого размера. Затем по десять секунд ребенок должен пристально смотреть на каждый круг по очереди. Двигать необходимо только глазами, голова остается в неподвижном положении. По окончании упражнения следует закрыть веки глаз и повторить заново.
Данное упражнение является подходящим средством для снятия усталости с мышц глаз. Оно подойдет даже для детей в раннем возрасте. Необходимо сильно зажмурить на десять секунд глаза. Затем раскрыть и расслабить. Несмотря на то, что такое задание совсем несложное, оно обладает высокой эффективностью.
Нужно смотреть вверх-вниз с четко зафиксированной головой. Следует повторить четыре раза с перерывом в десять минут. Далее аналогичным образом повторить вправо-влево.
Необходимо нарисовать или прикрепить на потолке какой – либо сложный узор. Ребенок должен глазами пройти по всем очертаниям данного рисунка от начала до конца.
Посмотрев через окно, найти предмет, находящийся на самом дальнем расстоянии от ребенка, затем перевести взгляд на самый ближний

Поочередно останавливать свое внимание то на одном предмете, то на другом.

Стихотворения. Сейчас можно найти огромное количество упражнений для гимнастики глаз дошкольников в форме стихов

Такие задания придадут малышу игровой настрой.
Цветные круги. Данное задание подойдет для детей, которые умеют отличать один цвет от другого. Перед ребенком крепятся разноцветные круги. Затем он должен по очереди переводить взгляд на те круги, которые называет родитель. Голова должна находиться в неподвижном положении.

Упражнения для ежедневного выполнения

Даже в обычную прогулку с малышом можно включить минуты зрительной гимнастики. Упражнения возможно выполнять в любых условиях, не требующих специальных устройств:

  • Пересчитать все объекты, которые находятся вокруг, включая людей, животных и т.д.
  • Четко «прорисовывать» глазами объекты ровно по их контуру.
  • Следить за предметами, которые движутся, закрывая попеременно каждый из глаз.
  • Целиться в урну и бросать предметы в нее.

Зрительная гимнастика в дошкольных учреждениях

Воспитателям в ДОУ необходимо включать в разминку зрительную гимнастику. Для этого можно воспользоваться следующими приемами и рекомендациями.

  • Использование настенных либо потолочных тренажеров.
  • Проведение гимнастики в стишках, словах и т.п.
  • Проведение занятий с помощью схем и меток для глаз.
  • Проведение развлекательных пятиминуток.

Причины ухудшения зрения

Причин, по которым зрение ухудшается много, поэтому нужно быть начеку

Зрение считают главным из пяти чувств, помогающих узнавать и воспринимать мир. Родившийся человек видит только шевеление тени и света. Это объясняют не сформированной к моменту рождения сетчаткой глазного дна. Но со временем глаз развивается, зрение становится лучше, ребенок получает больше информации об окружающем мире.

В современном обществе дети растут в условиях, вредных для здоровья

Нужные для познавания нового телевизор, компьютер, мультфильмы и учебные передачи являются важной составляющей жизни малышей

Все знают о вреде современных технических средств, но так как без этого трудно обойтись, необходимо приспособиться к гаджетам и беречь зрение ребенка.

Офтальмологи давно говорят, что заболевание глаз сильно возросло. Отмечают несколько причин резкого падения остроты зрения у дошкольников. На это влияют факторы:

  • наследственный;
  • раннее чтение;
  • нехватка витаминов;
  • заболевание позвоночника;
  • увлечение техническими средствами;
  • большие нагрузки на глаза;
  • отсутствие физических упражнений.

Если у родителей плохое зрение, это часто передается малышу по наследству.

Большинство взрослых торопятся научить ребенка читать рано, в четыре-пять лет. Дети в этом возрасте не могут долго смотреть на текст. Поэтому они быстро устают, переутомляются, что ухудшает зрение.

Если малыш питается однообразно и в пище не хватает витаминов, в первую очередь страдает зрение. Для его укрепления нужны железо, цинк, фолиевая кислота и витамины А, Д, В.

В организме человека все связано, поэтому часто болезни глаз развиваются при поражении позвоночника. Это нужно выявить как можно раньше, чтобы не допустить ухудшения зрения.

Нередко причиной слабого зрения у детей называют слишком большую нагрузку в раннем возрасте. Постоянное переутомление вызывает заболевания глаз, в том числе и снижение зрения.

Физические упражнения помогают предотвратить гипоксию. При наследственной склонности к астигматизму и миопии поможет гимнастика для глаз для дошкольников.

Особенности гимнастики для глаз для дошкольников

Родителям необходимо иметь в виду, что у детей, которые являются недоношенными, а также у детей с ослабленным иммунитетом возрастает вероятность развития близорукости. Чтобы остановить это заболевание, необходимо принимать экстренные меры. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Статистика гласит, что у 15% детей это заболевание развивается в младшем и школьном возрасте.

Специалисты говорят, что близорукость является наследственной болезнью. Укрепить мышцы глаз поможет зрительная гимнастика для дошкольников, которая является профилактическим средством. Такую процедуру с малышами стоит проводить в виде игры, так как они очень неусидчивы. Если выполнять упражнения регулярно, можно добиться улучшения и восстановления работоспособности зрения. В это время глазные мышцы отдыхают и расслабляются, что способствует облегчению принятия последующей нагрузки.

Польза глазной гимнастики

Главное значение зрительной гимнастики – тренировка мышц глаз. Гимнастика глаз является хорошим профилактическим средством для сохранения зрения. С помощью нее у дошкольника вырабатывается осознание того, что зрение нужно беречь с самых малых лет, чтобы в будущем не было проблем со здоровьем. Также с помощью глазной гимнастики можно восстановить работоспособность зрительного органа, улучшить его кровоснабжение, препятствовать развитию некоторых заболеваний. К тому же, и усвоение нового материала станет намного легче. С помощью такой гимнастики зрение дошкольника будет готово к предстоящим школьным нагрузкам на глаза.

Глазная гимнастика для дошкольников:

  • улучшает функционирование мозга, ускоряет переработку поступающей информации с помощью глаз;
  • успокаивает центральную нервную систему;
  • снимает усталость с органов зрения;
  • имеет профилактическое действие для зрительного органа, замедляет ухудшение зрения.

Если придерживаться всех правил гимнастики для глаз, результаты не заставят себя долго ждать. Зрительные функции окончательно сформировываются к двенадцати годам, поэтому зрительная гимнастика для дошкольников будет как нельзя кстати.

Комплекс №4

Вариант 1.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.
  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

Вариант 2.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 — 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 — 4 вверх, на счет 1 — 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.

Вариант 3.

  1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 — 15.
  2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 — 4, затем налево на счет 1 — 4 и прямо на счет 1 — 6. Поднять глаза вверх на счет 1 — 4, опустить вниз на счет 1 — 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 — 30 см, на счет 1 — 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  4. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 — 2 раза.

Для профилактики зрительного и общего утомления при работе за компьютером необходимо проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполнятся стоя или сидя, отвернувшись от экрана монитора, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Регулярное проведение зарядки для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1.    Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2.    Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3.    Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4.    Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону — 3 раза, затем, в правую.

5.    Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях — для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

●     для улучшения циркуляции крови;

●     для укрепления мыщц;

●     улучшение аккомодации.

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений

Первая группа — циркуляция крови:

1.    Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2.    Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа — тренировка мышц

1.    Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2.    Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3.    Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4.    По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1.    Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2.    Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3.    Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

4.    Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Упражнения

Упражнений для детей много, статья предлагает самые доступные, эффективные и легкие в исполнении.

Каждый комплекс содержит четыре или пять подходов и проводится не более пяти минут:

Для 3–4 лет

Наиболее эффективными в этом возрасте являются следующие виды упражнений:

  1. двигаем глазами вверх, затем вниз, вбок и крепко зажмуриваемся на 15 секунд;
  2. «дорога» — вырезаем из яркой бумаги разные фрукты, обрисовываем контур карандашом, при этом ребенок смотрит за движением карандаша;
  3. «взлет» — наблюдаем глазами за воображаемой бабочкой, летающей в воздухе по кругу;
  4. зарядка в стихах:

«Наши часики – глаза,

Бегают сюда – туда.

Бродят вправо, потом влево,

Не затихнут никогда!

На дворе темно – темно,

Быстро всем зажмуриться.

День пришел, и всем опять

Можно глазки открывать.»

Для 5–6 лет

В этом возрасте ребенок готовится к школе, учится читать, писать, считать. Резко возрастает нагрузка на глаза. Поэтому зарядка поможет сохранить зрение, снять напряжение:

  • разминка – готовит глаза к зарядке, двигаем сначала закрытыми, потом открытыми глазами в разные стороны, быстро моргаем и зажмуриваемся;
  • решетка – предлагаем ребенку смотреть сквозь пальцы, сложенные решеткой, руки при этом двигаем;
  • рисунок – подбираем схожие рисунки, дошкольник должен внимательно посмотреть, найти отличия;
  • лабиринт – дается картинка с запутанной тропой, ее нужно пройти глазами;
  • далеко и близко – сначала ребенок смотрит на конец своего носа, зажмуривает глаза, затем открывает и направляет взгляд на предмет вдали;
  • стереокартинки – объемные и красочные изображения привлекают детей, предлагаем внимательно посмотреть и угадать, кто спрятался на картине;
  • заключение – отдых, расслабление глаз после тренировки.

Детская гимнастика для глаз

Близорукость в детском возрасте, помимо наследственных факторов и врожденных патологий, развивается как вариант адаптации глаз к чрезмерной зрительной нагрузке. Функциональные изменения переходят в структурные, позволяя без напряжения видеть те предметы, которые находятся на близком расстоянии от глаз, а вот способность четко видеть отдаленные предметы постепенно ухудшается (см. причины ухудшения зрения у детей и взрослых).

Для предупреждения близорукости и замедления процесса прогрессирования болезни офтальмологи рекомендуют регулярно применять гимнастику. Для детей 3-4 лет достаточно 2 занятий по 3-4 минуты в день. В дальнейшем время тренировки можно увеличивать, но не более чем до 10 минут, чтобы глаза не устали. Для школьников от 6 лет можно использовать первые 7 упражнений, приведенные в начале нашей статьи, а для более старших, от 10 лет – добавлять к комплексу парочку упражнений из второй части этого же комплекса.

Гимнастика для глаз для детей предусматривает движение глазных яблок по всем направлениям. Однако дети не всегда хорошо воспринимают пусть не очень сложные, но все же упражнения. Многие авторы рекомендуют выполнять гимнастику с детьми, объясняя последовательность действий в игровой или стихотворной форме. Дети не будут воспринимать такие занятия, как скучные, быстро запомнят все и с удовольствием начнут выполнять комплекс упражнений.

  • Малыши хорошо воспринимают ассоциации. К каждому упражнению следует придумать подходящее действие, знакомое ребятам. Например, часто-часто поморгайте глазками, как бабочка машет крылышками;
  • Упражнения в стихах можно найти на просторах интернета, а можно проявить фантазию и каждый раз сочинять для ребят забавные стихотворные рифмы;
  • После каждого упражнения хвалите малышей, поощряйте их старания добрыми словами;
  • После комплекса упражнений, чтобы снять зрительное напряжение, дети должны сделать гримасы – это весело и очень полезно!
Кошка Стрекоза
Вот окошко распахнулось(разводят руки в стороны)Кошка вышла на карниз(идут по кошачьи)

Посмотрела кошка вверх(поднимают глаза вверх)

Посмотрела кошка вниз(опускают глаза вниз)

Вот налево повернулась(смотрят глазами влево)

Проводила взглядом мух(проводят глазами слева направо)

Глаза вправо отвела
Посмотрела на кота(смотрят глазами вправо)

И потом взглянула прямо(смотрят прямо)

И закрыла их руками(закрывают их руками)

Вот какая стрекоза — как горошины глаза(пальцами делают очки)Влево — вправо, назад — вперед(водят глазами вправо-влево)

Ну, совсем как вертолет(делают круговые движения глазами)

Мы летаем высоко(смотрят вверх)

Мы летаем низко(смотрят вниз)

Мы летаем далеко(смотрят вперед)

Мы летаем близко(смотрят вниз)

Гимнастика для глаз для детей носит название офтальмологические паузы и является одним из приемов оздоровления. Гимнастика полезна не только для детей с проблемами зрения – упражнения помогают снять напряжение, укрепить глазные мышцы и усилить кровообращение глаз. Специальных условий для их проведения не требуется, их можно проводить в игровых детских садов, на уроках, а также дома.

Голова ребенка должна быть неподвижна. Такое положение легче сохранять в сидячем положении.

  1. Поочередно поднимать и опускать глазки, затем смотреть в правую, а потом в левую сторону. Повтор 3 раза;
  2. Зажмуриться и быть в таком положении 10 секунд;
  3. Нарисовать глазами воображаемый круг, сначала в одну, потом во вторую сторону;
  4. Нарисовать глазами воображаемый квадрат, и перемещать взгляд внутри него от по диагоналям;
  5. Нарисовать носом в воздухе какую-нибудь фигуру (цифру, букву);
  6. Закрыть глазки и свести их к носу, представить, что нос начинает расти и вытягиваться как у Буратино (около 8 секунд), затем представить, как нос обратно уменьшается (около 8 секунд), открыть глазки;
  7. Покорчить рожицы (попросить ребенка изобразить какое-нибудь животное).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector