Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для звука «с»
Содержание:
- Постановка звука З
- Ход НОД:
- Комплекс упражнений
- Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
- Краснуха
- Виды и механизмы нарушений
- Артикуляционные упражнения для звука [ш]
- Автоматизация “С”
- Рекомендации по проведению занятий
- выбор школы — экзамен для родителей
- Основные ошибки
- Гимнастика для губ и языка
- Логопедам
- В славянских языках
Постановка звука З
Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:
По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем)
Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С»
Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.
По подражанию
Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».
Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.
После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи
Механический способ
Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:
- просит ребенка улыбнуться,
- а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
- в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
- как только получится четкий звук, палец убирают.
Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен
Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы
Постановка от опорных звуков
Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».
Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».
Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.
Постановка от артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляции звука «З»:
«Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
«Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
«Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
«Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
«Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
«Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад
Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
«Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы
Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Ход НОД:
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»
Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.
Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
(Язык)
Воспитатель: Молодцы. Для чего нужен язык человеку?
(что бы разговаривать)
Воспитатель: Где находится язык?
(во рту)
Воспитатель: Что ещё находится во рту?
(зубы)
Воспитатель: Как работает язычок? Покажите.
(дети показывают)
Воспитатель: Что делает язычок когда мы молчим?
(отдыхает спокойно лежит).
Воспитатель: Ребята, а больше всего язычок любит играть. Давайте поиграем.
Для этого встаньте в круг.
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я — веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним,как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
(с – с – с – с)
Комарика: з-з-з-з…
(з – з – з – з)
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
(ш – ш – ш – ш)
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
(ж – ж – ж – ж)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
(звук ч).
Воспитатель: Правильно, а теперь послушайте новую историю о Язычке.
«Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок,и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Воспитатель: Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Воспитатель: Послушайте, как поёт песенку Машин язычок!
(Маша поет песенку язычка)
Воспитатель: А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Насти, Глеба и т. д.
(Дети поют)
Воспитатель: Молодцы. Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Ребята. А давайте вместе повторим чистоговорки.
(Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем).
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. Игра называется «Найди звук». И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами.
Воспитатель:Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
(Дети играют)
Воспитатель: Какие молодцы!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Чью песенку сегодня научился петь язычок?
(песенку паровозика)
Воспитатель: А как он её поёт?
(все дети отвечают: ч-ч-ч).
Воспитатель: Хорошо,а давайте все вместе повторим еще раз скороговорку:
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
(Дети повторяют)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Комплекс упражнений
Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата
Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной
Задания для губ
- «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
- «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.
«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.
Задания для языка
Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.
- Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
- Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».
Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.
Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.
Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.
Упражнения на формирование сильного выдоха
К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.
- «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
- Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.
Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Краснуха
Возбудитель: вирус краснухи (Rubella virus)
Способ передачи: воздушно-капельный. Вирус передается при общении, кашле, разговоре.
Иммунитет: пожизненный. Вырабатывается либо после болезни, либо после вакцинации. Детям, чьи матери болели краснухой или были привиты от нее, иммунитет к краснухе передается внутриутробно и сохраняется первые 6-12 месяцев жизни.
Инкубационный период: от 11 до 24 дней.
Заразный период: с 7-го дня от заражения и до полного исчезновения сыпи + еще 4 дня.
Проявления: повышается температура. На лице, конечностях, туловище появляется мелкая, бледно-розовая, не зудящая сыпь, и одновременно с этим увеличиваются заднешейные лимфоузлы. Температура держится не больше 2-3 суток, а сыпь проходит на 2-7-й день от возникновения.
Лечение: только симптоматическая терапия: обильное питье, при необходимости снижение температуры и т.д. Дети переносят болезнь легко, а вот у взрослых часто бывают осложнения. Краснуха особенно опасна в первом триместре беременности: вирус проникает через плаценту и вызывает у ребенка врожденную краснуху, в результате которой у новорожденного могут быть глухота, катаракта или порок сердца. Поэтому всем, особенно девочкам, настоятельно рекомендуется проводить курс вакцинации от этого заболевания.
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Артикуляционные упражнения для звука [ш]
Для всей группы шипящих звуков именно является основой. Это базовый звук, и работа по постановке шипящих начинается со звука .
Если артикуляционный аппарат ребенка слаб, не имеет смысла начинать постановку звука. Малыш физически не может правильно его произносить. Сначала нужно укрепить язык, щеки и губы. Существует целый комплекс артикуляционных упражнений – для звука и не только, – которые нужно выполнять дома, чтобы развивать подвижность и упругость губ и языка.
- «Улыбочка». Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении.
- «Хоботок». Рот держим закрытым, губы вытягиваем в упругий хоботок, удерживаем.
- «Змейка». Слегка приоткрываем рот, высовываем острый, напряженный язычок – и быстро прячем.
- «Часики». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.
- «Качели». Приоткрываем рот, как в предыдущем упражнении, улыбаемся. Язык держим на весу и двигаем поочередно вверх и вниз.
- «Месим тесто». Высовываем язык, расслабляем его. Плоский язык кладем на нижнюю губу, верхняя губа лежит на языке. В таком положении произносим: «Пя-пя-пя».
- «Чистим зубки». Рот приоткрыт так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбку. Кончиком языка «чистим» зубы от одного уголка рта к другому. Сначала верхние зубки, в одну сторону и обратно, затем точно так же — нижние.
- «Чашечка». Улыбаемся, приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Плоский язык кладем на нижнюю губу. Края языка стараемся приподнять вверх, чтобы в языке получилось углубление («чашечка»).
- «Лошадка», или «Цоканье». Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем.
- «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
- «Варенье». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Кончиком языка облизываем верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Представляем, что посередине губы осталось варенье и мы его слизываем.
Выполнять упражнения нужно каждый день. Ребенок должен стараться задерживаться по несколько секунд в каждом положении и удерживать мышцы в напряжении.
https://youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA
Автоматизация “С”
Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.
На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Картотека заданий для детей по автоматизации “С”
Выполни задание на картинке:
Назови каждое слово
Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:
А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:
Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:
Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)
Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.
Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:
А теперь посложнее: скороговорки на “С”:
Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:
Рекомендации по проведению занятий
- Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
- Выполняйте упражнения сидя.
- Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
- Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
- На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
- После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
- Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
- Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
- Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.
Коррекция дефектного произношения звука с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.
выбор школы — экзамен для родителей
Основные ошибки
Работа, которую вы проводите с малышом по постановке проблемных звуков, весь интересная и увлекательная. Главное, при этом не давите на малыша и не кричите, если у него что-то не получается, тогда результат будет более продуктивным. Ведь целью данной гимнастики является выработка правильных движений, которые используются для произношения звуков.
Во время упражнений играйте, поддерживая интерес:
- сначала сами показывайте элемент гимнастики, потом повторяйте его вместе;
- тренируйтесь произносить звуки и проделывайте упражнения перед зеркалом;
- подходы к упражнениям должны быть короткими и не утомлять ребенка.
- внимательно следите за правильным положением языка ребенка во время тренировок или произношения.
Только так вы добьетесь желаемого результата. Иначе затруднения с артикуляцией «с», «з», «ц» останутся, и тогда придется обращаться за помощью к специалисту.
Гимнастика для губ и языка
Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков и .
«Фыркающий ежик». Малыш подражает фырканью ежа. Ему придется сблизить нижнюю губу с верхними зубами и сделать долгий выдох. Получится звук – возможно, не совсем четкий, но это можно исправить дальнейшими упражнениями.
«Ветерок». Просим кроху показать, как воет ветерок. Сначала показываем ему сами. Ветерок должен быть вначале тихим, а затем становиться все громче, «злее». Зачастую дети не могут целенаправленно «выдать» какой-то звук, а при подражании кому-то или чему-то это выходит у них само собой.
«Долгий ветерок». Можно посоревноваться с малышом, чей ветерок будет самым долгим
При этом тренируется и длительность речевого выдоха, что важно для дальнейшего развития речевых навыков, в частности построения длинных предложений.
Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.
Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.
Логопедам
Успех занятий зависит от трёх факторов:
- правильной диагностики нарушений произношения звуков;
- строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
- воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.
Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .