Автоматизация звука c
Содержание:
- Автоматизация звука [Х] в предложениях
- Занятие 19
- Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
- Закрепление С в предложениях и связной речи
- Автоматизация С в предложениях
- Артикуляция звука Х
- Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз
- Советы родителям
- Артикуляция звука К
- Особенности данного этапа логопедической работы
- Игры на постановку и автоматизацию звука С
- Ход занятия:
- Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков
- Автоматизация С в начале слова
- Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
- Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
- Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь
- Стишки
Автоматизация звука [Х] в предложениях
Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.
Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.
дети ходят хоккей на — …
петух около сидит лопух — …
охотники пошли на охота — ..
Закончить предложения словом «петух» или «муха».
На банке сидит … (муха). В окно влетела … .
На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….
Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …
Вика рисует …. Красивый гребень у ….
Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.
Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.
Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.
Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.
Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.
Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.
Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.
В бухту вошёл (пароход).
На болоте растёт (мох).
На грядках сеют (горох).
По утрам поет (петух).
В воздухе летает тополиный (пух).
В квартире большая, уютная (кухня).
Машина дала обратный (ход).
Дети перестали шуметь, стало (тихо).
Стадо пасёт (пастух).
Фразы со звуками , :
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Занятие 19
1. Попеременно произнеси с рукой на горле, сопоставь звуки С-З, З-С, С-З и т.д., постарайся ощутить наличие или отсутствие вибрации («дрожит или не дрожит горло») и разницу на слух.
2. Произнеси слоги
са-са-са-за-за-за
зо-зо-зо-со-со-со
су-су-су-зу-зу-зу
зы-зы-зы-сы-сы-сы
3. Запомни и повтори слоги
са-са-за за-са-са со-со-зо зо-со-со
са-за-за за-за-са со-зо-зо зо-зо-со
са-за-са за-са-за со-зо-со зо-со-зо
су-су-зу зу-су-су сы-сы-зы зы-сы-сы
су-зу-зу зу-зу-су сы-зы-зы зы-зы-сы
су-зу-су зу-су-зу сы-зы-сы зы-сы-зы
4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком З и наоборот.
са-са-са-за-за-за Зоя-соя
со-со-со- коза-
су-су-су- зайка-
сы-сы-сы- зуб-
сэ-сэ-сэ- Зойка-
5. Повтори скороговорки на звук С.
6. Спряжение в настоящем времени.
ПАСТИ СТАДО КОЗ
СТОЯТЬ В КУЗОВЕ
(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).
7. Игра «10-8-7-2» со словами САЙКА, ЗАЙКА, КОСА, КОЗА.
Занятие 20
1. Попеременно произнеси с рукой на горле С-З, З-С, С-З .Определи, какой звук глухой, а какой — звонкий.
2. Припомни пары слов на С — З.
Игра «Подарим слова в подарок Соне и Зое» (Соне — на С, Зое — на З).
3. Игра «Поможем Зое и Соне составить предложения» — составь предложения с «подаренными » словами.
4. Закончи слово со слогами СА и ЗА, СЫ и ЗЫ.
ва — во —
ко — ве —
кас — бу —
зано — та —
5. Проговори слова со звуками С и З.
сазан записка сказать
засуха засов высказать
занавеска засада записывать
заносы закуска засыпать
6. Игра «1-9-5-2» со словами ЗАНАВЕСКА, ЗАПИСКА.
7. Спряжение в настоящем времени
ЗАПИСЫВАТЬ СКАЗКИ В ЗАПИСНУЮ КНИГУ
(я.., ты…, он.., она…, мы…, вы…, они…).
8. Проверь, назови и впиши последнюю согласную С или З в словах:
но. (носы) ве. насо.
та. га. анана.
ле. ква. автобу.
во. обо. зака.
Занятие 21
1. Повтори звуки С-Ц, произнеси попеременно.
2. Различи на слух звуки С-Ц.
а) взрослый произносит слоги, ребёнок хлопает на звук С:
СА, УЦ, СКА, ОСТ, ЦМА, ЦЫ, ОСК, ЕЦ, ЦЛО, СТЫ;
б) взрослый произносит слова, ребёнок хлопает на звук Ц:
ЦАПЛЯ, СКОВОРОДА, ЦИРКУЛЬ, КРЫЛЬЦО, ПОСЫЛКА, ЦИФРЫ, СЛОГИ, СЛОВА, ДВОРЕЦ, САХАР, КОЛБАСА.
3. Различение в проиношении — проговаривание слогов:
ас-ас-ас-ац-ац-ац ца-ца-ца-са-са-са
ос-ос-ос-оц-оц-оц цо-цо-цо—со-со-со
ус-ус-ус-уц-уц-уц цу-цу-цу-су-су-су
ыс-ыс-ыс-ыц-ыц-ыц цы-цы-цы-сы-сы-сы
4. Игра «Наоборот» — замени звук С звуком Ц, а звук Ц звуком С.
ос-оц ца-са сок-цок
оц- со- бац-
ус- цу- цвет-
ыц- сы- сабля-
5. Запомни и повтори слоги.
ас-ас-ац ац-ац-ас ца-са-са са-са-ца
ас-ац-ац ац-ас-ас ца-са-ца са-ца-са
ас-ац-ас ац-ас-ац ца-са-са са-ца-ца
6. Проговори слова с обоими звуками (С и Ц)
станция солнце
станица спица
супница колесница
заступница лестница
спутница сцена
7. Спряжение в будущем времени
ЗАЦЕПИТЬСЯ ЗА СПИЦУ В КОЛЕСНИЦЕ
(я…, ты…, он…, она.., мы…, вы…, они…).
8. Игра «Закончи слово» — догадайся и впиши С или Ц.
насо. (насосы) кузне. пё. ледене.
пехотине. автобу. но. анана.
бое. птене. зая. фоку.
пылесо. коко. песе. кузне.
Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
“Хвосты”
Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.
“Слова в лукошке”
Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.
Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.
“Угадайка”
Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.
Закрепление С в предложениях и связной речи
Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.
Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.
Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.
На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:
«Днем сонные совы
На соснах сидят.
Когда все уснут –
На охоту летят».
Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.
Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:
- Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
- В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
- В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.
Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.
Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.
Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.
На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.
Автоматизация С в предложениях
Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.
- Суп несут в судке.
- Принесли сосну из леса.
- Лесоруб спилил сосну.
- На самом верху сосны спит сова.
- Сашины родители купят в субботу новую посуду.
- Люся рисовала красками самолет.
- На дереве засох сук.
- В сумке лежит судак.
- У сома есть усы.
- Саша купила весы.
- Тетя Соня принесла новые бусы.
- У Светы красивая косынка.
- У нас снова погас газ. А у вас?
- Кто несет поднос?
- Люся покупает ананас.
- Матрос поднимает парус.
- Настя любит ирис.
- Мы принесли кошке поесть и звали ее: «Кис-кис».
- Костя и Сережа идут в лес.
- Стул поставили у стола.
- В кустах сидели аисты.
- Настя пришла за кулисы в маске собаки.
- У нас сегодня будет много гостей.
- Степа любит свистеть в свисток.
- Сегодня на снегу мы заметили следы лося и лисицы.
Артикуляция звука Х
При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.
1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.
2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.
3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.
5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.
6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.
Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.
Слоги
Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)
ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух
хва – хво — хву хла – хло — хлу
сха — схо — сху рха — рхо — рху
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.
1 день
Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху
2 день
аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха
3 день
ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох
ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их
4 день
хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт
хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт
5 день
хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы
хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха
Игры на автоматизацию звуков С и Сь на примере фраз
“Иди сюда”
Эта игра для нескольких детей, но ее можно провести и в паре. Перед этим только покажите маленькую инсценировку с участием игрушек.
Подберите игрушки, в названии которых есть звук С, например, собака, кукла Саша, сова, слон. Расскажите, как игрушки играли в эту игру. Например, собака говорит: Кукла Саша, иди сюда! Я нашел тебе расческу!” Кукла Саша говорит: “Слон, иди сюда! Я нашла тебе самокат!” Далее игрушка обращается к ребёнку, а затем ребёнок обращается к разным игрушкам и говорит, что он им нашел. Главное, слово должно содержать С или Сь.
“В магазине”
Соберите предметы и изображения, в которых есть свистящий С или Сь. У нас необычный магазин, получить товар в нем можно только, если правильно выговорить название товара и где он находится. При произношении ребёнок должен продолжительно произнести нужный нам звук. Например:
– Здравствуйте! – Здравствуйте! Что бы вы хотели купить у нас? – Я хочу миску! – Чтобы купить у нас миску, скажите, а где в слове стоит С? – В слове миссссска звук С находится в середине! – Правильно! Вот ваша миска. – Спасибо! До свидания! – До свидания! Приходите к нам еще!
Советы родителям
Логопед обязательно дает домашние задания и беседует с родителями, объясняя всю важность работы. Ведь главная цель данного этапа – это закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи
Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно. Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук.
Родители могут разучивать с ребенком потешки, небольшие стихотворения – детям дошкольного возраста нравятся рифмованные фразы. Обязательно дома делают артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить правильный артикуляционный уклад. Родители должны следить за качеством своей речи: произносить все звуки четко и правильно.
На этапе автоматизации работают над правильным звукопроизношением, параллельно проводя коррекцию по другим направлениям. Только совместными стараниями логопеда и родителей у ребенка получится преодолеть дефекты, его речь будет красивой и грамотной.
Артикуляция звука К
При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется. Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим. Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» — выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.
Особенности данного этапа логопедической работы
Главные задачи этапа автоматизации – закрепление правильного произношения, воспитание навыка самоконтроля за речью. Это один из самых трудоемких этапов, продолжительность которого трудно предугадать. У одной группы детей возникают затруднения с запоминанием правильного звукового образа, другие не испытывают с этим сложностей. Чтобы облегчить работу, нужно соблюдать определенные рекомендации:
- подбирают речевой материал для занятий, следуя принципу, – от простого к сложному;
- на первых занятиях речь должна быть максимально насыщена отрабатываемым звуком без оппозиционных фонем;
- если вы автоматизируете твердый вариант звука, то речевой материал не должен содержать его мягкого произношения;
- сначала логопед проговаривает отрабатываемый материал, затем ребенок повторяет, потом произносит все самостоятельно;
- на занятии используют дидактические игры, наглядные пособия;
- все упражнения должны быть на одну лексическую тему.
Логопед следит за чистотой произношения звука, усложняет задания только тогда, когда ребенок уверенно произносит отрабатываемую фонему в предлагаемых упражнениях
Перед каждым занятием педагог озвучивает тему, цель, акцентируя внимание малыша на уроке
Игры на постановку и автоматизацию звука С
Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, чтобы ребенку не было скучно. Логопеды считают такие уроки самыми продуктивными.
Тренируя образное мышление, дети быстрее начинают понимать, как правильно необходимо произносить согласный.
Так при постановке звука «С» можно рассказать, что язык – это кораблик, и нужно подуть, чтобы он плыл, или необходимо накачать колеса велосипеда, чтобы поехать к бабушке.
При автоматизации звука взрослый показывает картинки, а ребенок должен правильно назвать, что изображено. Для начала выбираются простые, где слово начинается на букву «С».
Самыми сложными считаются картинки, которые нужно описать, что на них изображено, попутно малыш тренирует верное произношение звука. Также используются изображения, из которых необходимо найти лишнее.
К примеру, показать картинки со слоном, лосем, собакой и коровой (ребенок определяет, что лишняя – корова, так как в этом слове нет звука «С»).
Оцени-ка страничку!
Ход занятия:
1. Орг. момент.
-Здравствуй, Лиза. К нам на занятие пришла девочка Соня, она плохо произносит звук, давай ее научим.
2. Сообщение темы.
С какого звука начинается имя Соня?
Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «с» в слогах и словах, тебе нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание, ты получишь часть картинки, когда все части соберешь, то увидишь, какой сюрприз я для тебя приготовила.
3. Основная часть.
— Давай покажем Соне, что умеет делать наш язычок.
а) Артикуляционная гимнастика
“Улыбочка”.
“Заборчик”.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
“Качели”.
Улыбнуться. Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.
“Горка”.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
“Почистим зубы”.
“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
б) Звуковая дорожка (длительное произношение звука «с»)
в) «Поможем бабочке взлететь»
Над столом подвешены “бумажные бабочки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.
г) Игра «Здравствуй, пальчик».
Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги: Са-со-су-сы, ас-ос-ус-ыс
-Подготовка, завершена, приступим к выполнению заданий.
-За каждое выполненное задание, ты получаешь часть от картинки.
4. Автоматизация в слогах.
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый. Говорит ребенок
У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са
Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со
Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су
Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са
На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су
5. Автоматизация в словах.
Игра «Улитка»
Четкое проговаривание слов со звуком «с».
«Найди место звука в слове» (картинки)
6. Физминутка.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
7. Звуковой анализ и синтез слогов.
-Какой первый звук в слоге са? Какой второй? Сколько звуков в слоге са?
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с»
Сок, шуба, сумка, лес, жара, самосвал, заяц, собака, коза, оса, каша, стол.
8. Вставь букву и прочти.
…амолет, о…а, ко…а, …о…на, …ушки, шо…. е, …олнышко, вы…окая, …обака, пе…ок, по…уда, ка…. а, …ундук, не…у, бу…ы, воло…ы, колба…а, ко…олапый, пе…ок.
9. Итог занятия.
Молодец, все задания выполнил, теперь собери картинку из частей, и увидишь, свой подарок.
Что получилось? (смайлик)
Правильно, твой сюрприз наклейки, смайлики.
Советы по проведению упражнений по автоматизации звуков
Перед началом занятий стоит размять свой рот. Для этого сядьте с малышом перед зеркалом и выполните базовые упражнения:
- удержание губ в улыбке с обнажёнными зубами, чтобы они хорошо просматривались;
- вытягивание губ вперед в виде трубочки и удержание;
- складывание губ в виде колечка и удержание;
- чередование вышеизложенных упражнений;
- чередование язык широкий и язык узкий;
- поднятие языка вверх и вниз.
После этого можно выполнить 1-2 упражнения, которые выполняли на этапе постановки звука, например, мячик в ворота, язычок-блинчик или чистим зубки.
После того, как удалось размять язык, губы, щёки, можно перейти к упражнениям по автоматизации звука
На данном этапе работу также важно выстроить постепенно: начать со слогов, затем перейти к словам, словосочетаниям и предложениям
Следите за тем, насколько правильно малыш выполняет гимнастику. Указывайте на ошибки, чтобы он знал, что делает неправильно. Показывайте правильные примеры.
Не стоит ругать ребёнка, если у него что-то не получается
Автоматизация С в начале слова
Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:
- Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
- Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
- Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
- Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
- Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
- Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.
Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
- Мама поставила в вазу розу.
- Под березой спит заяц.
- Стрекоза летает над розой.
- Тетя Зина подарила Зое розовый зонтик.
- Возле замка зеленый забор.
- На заборе замок.
- Незнайка катается на зебре.
- На березе гнездо.
- Грузовик везет арбузы.
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
тётя Зина |
ЗОЯ |
|||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 |
Занятие 14
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.
3. Запомни, повтори.
ац-оц-уц-ыц уц-ыц-ац-оц
оц-уц-ыц-ац ыц-ац-оц-уц
4. Звуковой анализ слогов: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ,
5. Проговори слоги и слова
ац-ац-ац-бац ец-ец-ец-конец
ац-ац-ац-заяц ец-ец-ец-отец
ац-ац-ац-паяц ец-ец-ец-певец
ац-ац-ац-боец ец-ец-ец-танец
6. Запомни, повтори
индеец-птенец-мизинец
мизинец-птенец-кузнец
кузнец-птенец-мизиниц
7. Заучи чистоговорку (проговри 5 раз).
Зиме коннец, летит птенец
И песню напевает:
-Идёт весна! Весна ясна!
На улице всё тает
Занятие 15
1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).
2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.
3. Проговори слоги и слова
ца-ца-ца-куница цо-цо-цо-яйцо
ца-ца-ца-певица цо-цо-цо-кольцо
ца-ца-ца-овца цо-цо-цо-лицо
ца-ца-ца-пуговица це-це-це-цепь
ца-ца-ца-птица це-це-це-цель
ца-ца-ца-спица це-це-це-зацепить
ца-ца-ца-станица цы-цы-цы-цыпки
ца-ца-ца-лестница цы-цы-цы-цыпка
ца-ца-ца-мыльница цы-цы-цы-цыплёнок
4. Запомни, повтори.
ца-цо-цу-цы цо-цу-цы-ца
цу-цы-ца-цо цы-ца-цо-цу
5. Звуковой анализ слогов: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ.
6.Игра «И Соня тоже».
Саня-умник — и Соня умница.
Саня-охотник — и Соня
Саня-писатель — и Соня
Саня-певец — и Соня
Саня-заднейник — и Соня
Саня-умодник- и Соня
Саня-воспитатель — и Соня
Саня-спутник — и Соня
7. Игра «1-9-5-2» со словами ПУГОВИЦА, ОВЦА, ПТИЦА.
8. Спряжение в настоящем времени
ЗАСТЁГИВАТЬ ПУГОВИЦА
(я, ты, он, она, мы, вы, они)
9. Заучи чистоговорку
Пусть метёт метелица,
По лесу снегом стелется.
Зайцы бегали в лесу,
Там заметили лису:
Под сосной стоит лисица,
На сосне сидит
Занятие 16
1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).
2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.
3. Напечатай слоги в тетради: АЦ ЦА ЦО ОЦ УЦ.
4. Игра «И Таня с Катей тоже …».
Саня-умник — и Соня умница — и Таня с Катей-умницы.
Саня-охотник — и Соня
Саня-писатель — и Соня
Саня-модник — и Соня
Саня-затейник — и Соня
Саня-воспитатель — и Соня
Саня-садовник- и Соня
Саня-законодатель — и Соня
5. Игра «9-5-2-1» со словами ЗАТЕЙНИК, ЗАТЕЙНИЦА, ВОСПИТАТЕЛЬ.
6. ЗАУЧИ ЧИСТОГОВОРКУ (ПРОГОВОРИ 5 РАЗ).
ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП! ЦЫПЛЯТКИ!
ЕСТЬ ВОДИЦА В КАДКЕ.
КТО МЕНЯ БОИТСЯ,
ТОМУ НЕ ДАМ ВОДИЦЫ.
ВОТ БЕГУТ ЦЫПЛЯТКИ-
НЕ БОЯТСЯ нАТКИ.
ВОЗЛЕ КАДКИ БЛЮДЦЕ-
ВСЕ ОНИ НАПЬЮТСЯ!
7. Игра «Путаница» — составь предложения по образцу
птицы, земля, над, летать, низко-Птицы летают низко над землёй.
гнездо, сидеть, в, птенцы, и, попискивать-
акация, синица, куст, сидеть, на-
наседка, цыплята, ходить, за, гуськом-
цыплёнок, водица, блюдце, пить, из-
8. Спряжение в будущем времени
НАПОИТЬ ЦЫПЛЯТ ВОДИЦЕЙ ИЗ БЛЮДЦА
(я, ты, он, она, мы, вы, они)
9. ИГРА «ЭХО» — образуй слова по образцу
сухарь-сухарница
суп-
хлеб-
конфета-
мыло-
Занятие 17
1. Артикуляционная и пальчиковая (разминка).
2. Дыхательное упражнение «Заморозим подбородок.
3. Напечатай слоги в тетради: АЦ ЦА ЦО ОЦ УЦ.
4. Запомни и повтори слоги
цва-цво-цву-цвы цма-цмо-цму-цмы
цво-цву-цвы-цва цмо-цму-цмы-цма
цву-цвы-цва-цво цму-цмы-цма-цмо
цвы-цва-цво-цву цмы-цма-цмо-цму
ацм-оцм-уцм-ыцм
оцм-уцм-ыцм-ацм
уцм-ыцм-ацм-оцм
ыцм-ацм-оцм-уцм
5. Послушай (прочитай) предложения, найди и запомни похожие слова (знакомство с родственными словами).
На лугу одуванчики и другие полевые цветы.
Саня подарил маме весенний цветок.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек».
На площади большая цветочная клумба.
Саня работает на огороде, а Соня — в цветнике.
Под окном школы куст цветущей сирени.
Проговори эти слова, подумай, почему эти слова называются родственными:
цветы цветочек цветник
цветок цветочная цветущая
6. Продолжи ряд родственных слов:
первоцветы, пустоцвет, соцветие, цветочница,
цветовод, разноцветный, цветоножка, цветной,
цветение, цветик-семицветик…..
7. Игра «9-5-2-1» со словами ЦВЕТНИК, ЦВЕТОК, СОЦВЕТИЕ.
8. Спряжение в будущем времени
ПОСАДИТЬ ЦВЕТЫ В ЦВЕТНИКЕ
(я посажу цветы в цветнике, ты…, он…., она…., мы …, вы …, они …).
9. Нарисуй и закрась карандашами обеими руками одновременно «Цветок».
Игры для фонематического восприятия звуков С и Сь
Игра “Хлопки”
Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит С или Сь в словах. Произносите слова, где данный звук встречается в начале, в середине и в конце слов и слова, где С отсутствует вообще. Если ребёнку сложно выловить на слух, протяните звук, например, масссссло, ссссссерги, рыссссссь.
Игра “А что это свистит, угадай”
Вам понадобятся изображение насоса и краника, из которого вытекает вода. Покажите ребёнку первую картинку и скажите: “Воздух выходит из наноса и свистит с-с-с-с-с-с-с-с-с-с”. Пусть малыш повторит.
Далее показываем вторую картинку: “Вода льётся из крана и мягко свистит, вот так сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь-сь”. Ребёнок повторяет.
Теперь показываем ему по очереди картинки и просим сказать, как свистит вода.
Даем ребёнку картинки и играем следующим образом: вы произнесите звуки вперемешку: с-с-сь-сь-с-сь-с, а он показывает вам правильное изображение. Далее вместо звуков можно называть слова, где встречаются С и Сь.
Игра-шутка “Путаница”
Предложите ребёнку догадаться, а какие слова должны появиться со звуком С или Сь на месте ошибки. Например:
- Мы в садике кушали халат. А Машки красивый салат.
- По небу летала скамейка. А во дворе стояла чайка.
- Рассказали, что рыбак в речке выловил собак. А зато ему потом на крючок попался гном. (Не дом, а сом).
- Лежит Васька на раскладушке, грызет со вкусом ушки. (Не пушки, а сушки).
- У куклы дочка красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
Детям очень нравится данная игра, они смеются, но исправляют ошибки.
Стишки
Когда ребёнок хорошо произносит звук С или Сь, предложите ему стишки. Следите, чтобы малыш правильно произносил свистящие, а если ошибается – попросите исправиться. Вот несколько примеров:
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А вернемся к маме (А. Барто).
Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне – До сих пор бы сидел на сосне.
Если заниматься с ребёнком постоянно, то положительные труды не заставят себя долго ждать. Но если все же проблему с правильным произношением свистящих С и Сь не удается решить самостоятельно, обратитесь к врачу, который поможет выявить причину неудач и даст нужные рекомендации. Играйте с ребёнком в игры со словами, придумывайте все новые формы активностей. Так вы сможете развивать не только речь малыша, но и слух, мелкую моторику рук.